Автор: Рейзбих Ирина Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Барнаул,Алтайский край
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: Развитие детской инициативы в деятельности
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребёнка –
«Детский сад №80»
Семинар-практикум
«Развитие детской инициативы
в деятельности»
Подготовила ст. воспитатель И.В.Рейзбих
Позволим детям упиваться радостью утра и верить.
Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на
сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное
рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это
любовно. Он прав.
Я. Корчак
Позволим детям упиваться радостью утра и верить.
Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на
сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное
рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это
любовно. Он прав.
Я. Корчак
Создавать
условия
для
свободного
выбора
детьми
различных
видов
деятельности,
форм
совместности,
а
также
для
принятия
ими
решений,
выражения своих чувств и мыслей.
ФГОС ДО в основу
программы ставит
конструирование социальной
ситуации, которая
способствует поддержке
индивидуальности и детской
инициативы каждого ребенка.
ИНИЦИАТИВНЫЙ РЕБЕНОК– ЧТО ЭТО
ЗНАЧИТ?
Развитая эмоционально-волевая среда
Боязнь порицания, наказания
Замкнутость
Произвольность поведения
Пассивный
Самостоятельность
Общительность
Стремление к самореализации
Отсутствие творческого воображения
Творческий подход к деятельности
Несамостоятельность
Познавательная активность
Ожидание указаний воспитателя
ЧЕРТЫ ИНИЦИАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
С
т
р
е
м
л
е
н
и
е
к
с
ам
о
р
е
а
л
и
з
а
ц
и
и
С
т
р
е
м
л
е
н
и
е
к
с
а
м
о
р
е
а
л
и
з
а
ц
и
и
Познаватель
ная
активность
Произво
льность
поведен
ия
Произво
льность
поведен
ия
Т
в
о
р
ч
е
с
к
и
й
п
о
д
х
о
д
к
д
ея
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
с
а
м
о
с
т
о
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
с
а
м
о
с
т
о
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
Развитая
эмоциональ
но-волевая
среда
Развитая
эмоциональ
но-волевая
среда
о
б
щ
и
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
ДОШКОЛЬНИК – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЕЯТЕЛЬ,
СТРЕМЯЩИЙСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЗНАВАТЬ
И ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ МИР ЗА СЧЕТ
ВОЗНИКАЮЩИХ РАЗНООБРАЗНЫХ
ИНИЦИАТИВ В РЕШЕНИИ ДОСТУПНЫХ ЗАДАЧ
ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Виды детской
инициативы
Виды детской
инициативы
творческая
инициатива
Инициатива
продуктивной
деятельности
Коммуникативная
инициатива
Познавательная
инициатива
Развитие
инициативы
по возрастам
Развитие
инициативы
по возрастам
2-3 года-
исследовательская
деятельность
3-4 года -
игровая
и продуктивная
деятельность
4-5 лет-
познавательная
деятельность
5-7 лет –
информационно-
познавательная
Ведущая
деятельность
Ведущая
деятельность
МБДОУ «Детский сад №80»
ЭТАПЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
2-3 ГОДА
3-5
ЛЕТ
5-7
ЛЕТ
СЮЖЕТНО-
ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА
(
формирование условных
игровых действий)
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-
РОЛЕВОЙ ИГРЫ (
формирование
ролевого поведения)
ХОРОШО РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-
РОЛЕВАЯ ИГРА (
формирование
умений строить сложные сюжеты)
Строение сюжета игры
2-3
ГОДА
«Однотемные»,
«одноперсонажные» сюжеты
игры как смысловая цепочка
действий
3-5
лет
5-7
ЛЕТ
«Многоперсонажный» сюжет как
система взаимосвязанных ролей,
который развёртывается через
взаимодействие одного
персонажа с другими
Многотемные» сюжеты,
предполагающие
комбинирование разнообразных
событий, выстраивание новых
событийных рядов.
УРОВНИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Интервью
Действия воспитателей
2-3 года
Играя с ребенком, комментирует свои действия,
поясняет их смысл и предполагает смысл действий
ребенка.
На короткое время подключается к действию ребенка,
поддерживая комментариями условно-игровое
действие, возникшее у малыша, помогая ему тем самым
осознать смысл собственного действия.
В совместной игре делает акцент на словесном
обозначении для малыша смысла игровой ситуации и
действий с предметами.
Действия воспитателей
3-5 лет
Играя с детьми, всегда обозначает словом принимаемую на себя
роль и роль партнера. Стимулирует ребенка к таковому
обозначению. Переходя к новой роли, акцентирует этот момент.
Выделяет в игре специфику ролевых действий, направляя основное
внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого
взаимодействия через активное использование ролевого диалога.
Использует в игре с детьми преимущественно парные,
взаимодополнительные роли. Постепенно увеличивает число ролей
за счет развертывания сюжета в процессе самой игры.
Действия воспитателей
5-7 лет
Использует такие формы и типы игр, где согласованное
развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом
плане.
Участвует вместе с детьми в предварительном периоде их
самостоятельной игры, предлагая каждому высказать свои
предложения по поводу развития сюжета. Предоставляет детям
возможность использовать в качестве основы игры намеченные
ранее события.
Учит согласовывать замыслы в процессе игры в небольшой
подгруппе; акцентирует внимание на комбинирование и
согласование разнообразных сюжетных событий.
Принципы организации сюжетной
игры
1.
Воспитатель должен играть вместе с
детьми (позиция «играющий партнер»)
2.
Воспитатель должен играть с детьми на
протяжении всего дошкольного детства
3.
На каждом этапе дошкольного детства
формировать игровые умения,
ориентируя ребенка на осуществление
игрового действия и пояснение его
смысла партнеру по игре.
Резюме
На каждом возрастном этапе
педагогический процесс по отношению к
игре должен быть двучастным,
состоящим из ситуации формирования
игровых умений в совместной игре
взрослого с детьми, где взрослый –
«играющий партнер», и
самостоятельной детской игры, в
которую взрослый непосредственно не
включается, а лишь обеспечивает
условия для нее.
Скажи мне, и я забуду
Благодарим за внимание