Напоминание

Развитие детской инициативы в деятельности


Автор: Рейзбих Ирина Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Барнаул,Алтайский край
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: Развитие детской инициативы в деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение центр развития ребёнка –

«Детский сад №80»

Семинар-практикум

«Развитие детской инициативы

в деятельности»

Подготовила ст. воспитатель И.В.Рейзбих

Позволим детям упиваться радостью утра и верить.

Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на

сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное

рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это

любовно. Он прав.

Я. Корчак

Позволим детям упиваться радостью утра и верить.

Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на

сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное

рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это

любовно. Он прав.

Я. Корчак

Создавать

условия

для

свободного

выбора

детьми

различных

видов

деятельности,

форм

совместности,

а

также

для

принятия

ими

решений,

выражения своих чувств и мыслей.

ФГОС ДО в основу

программы ставит

конструирование социальной

ситуации, которая

способствует поддержке

индивидуальности и детской

инициативы каждого ребенка.

ИНИЦИАТИВНЫЙ РЕБЕНОК– ЧТО ЭТО

ЗНАЧИТ?

Развитая эмоционально-волевая среда

Боязнь порицания, наказания

Замкнутость

Произвольность поведения

Пассивный

Самостоятельность

Общительность

Стремление к самореализации

Отсутствие творческого воображения

Творческий подход к деятельности

Несамостоятельность

Познавательная активность

Ожидание указаний воспитателя

ЧЕРТЫ ИНИЦИАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

С

т

р

е

м

л

е

н

и

е

к

с

ам

о

р

е

а

л

и

з

а

ц

и

и

С

т

р

е

м

л

е

н

и

е

к

с

а

м

о

р

е

а

л

и

з

а

ц

и

и

Познаватель

ная

активность

Произво

льность

поведен

ия

Произво

льность

поведен

ия

Т

в

о

р

ч

е

с

к

и

й

п

о

д

х

о

д

к

д

ея

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

с

а

м

о

с

т

о

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

с

а

м

о

с

т

о

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

Развитая

эмоциональ

но-волевая

среда

Развитая

эмоциональ

но-волевая

среда

о

б

щ

и

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

ДОШКОЛЬНИК – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЕЯТЕЛЬ,

СТРЕМЯЩИЙСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЗНАВАТЬ

И ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ МИР ЗА СЧЕТ

ВОЗНИКАЮЩИХ РАЗНООБРАЗНЫХ

ИНИЦИАТИВ В РЕШЕНИИ ДОСТУПНЫХ ЗАДАЧ

ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Виды детской

инициативы

Виды детской

инициативы

творческая

инициатива

Инициатива

продуктивной

деятельности

Коммуникативная

инициатива

Познавательная

инициатива

Развитие

инициативы

по возрастам

Развитие

инициативы

по возрастам

2-3 года-

исследовательская

деятельность

3-4 года -

игровая

и продуктивная

деятельность

4-5 лет-

познавательная

деятельность

5-7 лет –

информационно-

познавательная

Ведущая

деятельность

Ведущая

деятельность

МБДОУ «Детский сад №80»

ЭТАПЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

2-3 ГОДА

3-5

ЛЕТ

5-7

ЛЕТ

СЮЖЕТНО-

ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА

(

формирование условных

игровых действий)

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-

РОЛЕВОЙ ИГРЫ (

формирование

ролевого поведения)

ХОРОШО РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-

РОЛЕВАЯ ИГРА (

формирование

умений строить сложные сюжеты)

Строение сюжета игры

2-3

ГОДА

«Однотемные»,

«одноперсонажные» сюжеты

игры как смысловая цепочка

действий

3-5

лет

5-7

ЛЕТ

«Многоперсонажный» сюжет как

система взаимосвязанных ролей,

который развёртывается через

взаимодействие одного

персонажа с другими

Многотемные» сюжеты,

предполагающие

комбинирование разнообразных

событий, выстраивание новых

событийных рядов.

УРОВНИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Интервью

Действия воспитателей

2-3 года

Играя с ребенком, комментирует свои действия,

поясняет их смысл и предполагает смысл действий

ребенка.

На короткое время подключается к действию ребенка,

поддерживая комментариями условно-игровое

действие, возникшее у малыша, помогая ему тем самым

осознать смысл собственного действия.

В совместной игре делает акцент на словесном

обозначении для малыша смысла игровой ситуации и

действий с предметами.

Действия воспитателей

3-5 лет

Играя с детьми, всегда обозначает словом принимаемую на себя

роль и роль партнера. Стимулирует ребенка к таковому

обозначению. Переходя к новой роли, акцентирует этот момент.

Выделяет в игре специфику ролевых действий, направляя основное

внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого

взаимодействия через активное использование ролевого диалога.

Использует в игре с детьми преимущественно парные,

взаимодополнительные роли. Постепенно увеличивает число ролей

за счет развертывания сюжета в процессе самой игры.

Действия воспитателей

5-7 лет

Использует такие формы и типы игр, где согласованное

развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом

плане.

Участвует вместе с детьми в предварительном периоде их

самостоятельной игры, предлагая каждому высказать свои

предложения по поводу развития сюжета. Предоставляет детям

возможность использовать в качестве основы игры намеченные

ранее события.

Учит согласовывать замыслы в процессе игры в небольшой

подгруппе; акцентирует внимание на комбинирование и

согласование разнообразных сюжетных событий.

Принципы организации сюжетной

игры

1.

Воспитатель должен играть вместе с

детьми (позиция «играющий партнер»)

2.

Воспитатель должен играть с детьми на

протяжении всего дошкольного детства

3.

На каждом этапе дошкольного детства

формировать игровые умения,

ориентируя ребенка на осуществление

игрового действия и пояснение его

смысла партнеру по игре.

Резюме

На каждом возрастном этапе

педагогический процесс по отношению к

игре должен быть двучастным,

состоящим из ситуации формирования

игровых умений в совместной игре

взрослого с детьми, где взрослый –

«играющий партнер», и

самостоятельной детской игры, в

которую взрослый непосредственно не

включается, а лишь обеспечивает

условия для нее.

Скажи мне, и я забуду

Благодарим за внимание



В раздел образования