Напоминание

Влияние предметно-развивающей среды на развитие игровой деятельности детей раннего возраста


Автор: Веригина Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Влияние предметно-развивающей среды на развитие игровой деятельности детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Влияние предметно-развивающей среды на развитие игровой

деятельности детей раннего возраста

Веригина Анастасия Владимировна

воспитатель

Окружающая

среда

становится

развивающей,

если

способствует

осуществлению

генетических

задач

возраста.

Вопрос

организации

предметно-развивающей

среды

ДОУ

на

сегодняшний

день

стоит

особо

актуально.

Это

важно

особенно

для

детей

раннего

возраста,

где

стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на

«зону ближайшего развития».

Ранний возраст

первоначальная ступень,

на

которой

происходит

знакомство

малыша

с

элементарными

основами

различных

видов

деятельности.

Начинает

формироваться

его

личностное

отношение

к

окружающему.

Под

развивающей

предметно-пространственной

средой

следует

понимать

естественную

комфортабельную

обстановку,

рационально

организованную,

насыщенную

разнообразными

предметами

и

игровыми

материалами.

В

такой

среде

возможно

одновременное

включение

в

различную

деятельность

всех

детей

группы.

Развивающая

среда

способствует

формированию и развитию уверенности в себе, дает возможность каждому

ребенку

использовать

свои

способности,

стимулирует

проявление

творчества.

Особенное

влияние

предметно-развивающая

среда

оказывает

на

развитие игровой деятельности ребенка раннего возраста. Именно в активной

деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе

является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,

особенности

взаимоотношений

с

окружающими

людьми

и

обеспечивает

формирование и развитие личностных качеств ребенка.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника, но уже на ранних

возрастных этапах именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть

самостоятельными,

по

своему

желанию

общаться

со

сверстниками,

реализовывать и углублять свои знания и умения.

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает

окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются

взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и

самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности,

как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и

содержание игр.

Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника я имею в виду

преимущественно

совместную

сюжетно-ролевую

игру.

Сюжетно-ролевая

2

игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности

детей в которой они объединяются между собой по собственной инициативе,

определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют

игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или

иные игровые действия.

Важно,

что

сюжет

и

содержание

игры

они берут

из

окружающей

жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали

интерес, произвели особое впечатление.

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную

игру детей, являются игрушки. И особенно большое значение они имеют на

этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая

обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры

детей.

Поэтому

в

нашей

группе

тщательно

подобраны

игры,

игрушки,

разнообразные атрибуты и другой игровой материал непосредственно для

детей раннего возраста.

При

создании

предметно-игровой

среды

мною

учитываются

определенные требования - это, прежде всего, свобода определения самим

ребенком темы, сюжета игры, выбора того или иного игрового материала,

места и времени игры.

Весь имеющийся материал активно используется детьми и поэтому

центр сюжетно-ролевых игр стал доступным, интересным и познавательным

для наших воспитанников.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

в

нашей

группе

обладает свойствами открытой системы и организована таким образом, что

все

окружающие

предметы

соразмерны

росту,

руке

и

физиологическим

возможностям детей. Все оборудование и материалы расположены так, что

малыши могут свободно им пользоваться в любое время, не прибегая к

помощи взрослого и включаться в игровую ситуацию.

Организованная мной развивающая предметно-пространственная среда

позволяет

каждому

ребенку

взаимодействовать

со

сверстниками

или

действовать

индивидуально,

насыщена

социально

значимыми

образами

деятельности и общения, способствующими развитию игровой деятельности

и

формированию

таких

качеств

личности

как

инициативность

и

самостоятельность, доброжелательность, любознательность и познавательная

активность, что в

свою

очередь обеспечивает оптимальные условия

для

эмоционального

благополучия,

охраны

и

укрепления

физического

и

психологического здоровья воспитанников.

Литература

1. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

Сборник статей и

документов [Текст] /Под ред. Т.И.

Оверчук.

-

С-Пб.:

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. -314 с.

3

2.

Гринявичене,

Н.Т.

Предметно-игровая

среда

как

условие

развития

сюжетно-ролевых игр дошкольников [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук /

Н.Т. Гринявичене. - Киев: [б. и.], 1989. - 21 с.

3. Зворыгина Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой

игры И.О. Ивакина. – Пенза, 1995. – 218 с.

4. Растем играя: сред, и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и

родителей. О.Р. Родионова. – М., 2000.

5. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и

воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста.

Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в

Москве Г.Н. Пантелеев. – М.: Просвещение, 1982.



В раздел образования