Автор: Веригина Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Влияние предметно-развивающей среды на развитие игровой деятельности детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
1
Влияние предметно-развивающей среды на развитие игровой
деятельности детей раннего возраста
Веригина Анастасия Владимировна
воспитатель
Окружающая
среда
становится
развивающей,
если
способствует
осуществлению
генетических
задач
возраста.
Вопрос
организации
предметно-развивающей
среды
ДОУ
на
сегодняшний
день
стоит
особо
актуально.
Это
важно
особенно
для
детей
раннего
возраста,
где
стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на
«зону ближайшего развития».
Ранний возраст
–
первоначальная ступень,
на
которой
происходит
знакомство
малыша
с
элементарными
основами
различных
видов
деятельности.
Начинает
формироваться
его
личностное
отношение
к
окружающему.
Под
развивающей
предметно-пространственной
средой
следует
понимать
естественную
комфортабельную
обстановку,
рационально
организованную,
насыщенную
разнообразными
предметами
и
игровыми
материалами.
В
такой
среде
возможно
одновременное
включение
в
различную
деятельность
всех
детей
группы.
Развивающая
среда
способствует
формированию и развитию уверенности в себе, дает возможность каждому
ребенку
использовать
свои
способности,
стимулирует
проявление
творчества.
Особенное
влияние
предметно-развивающая
среда
оказывает
на
развитие игровой деятельности ребенка раннего возраста. Именно в активной
деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе
является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,
особенности
взаимоотношений
с
окружающими
людьми
и
обеспечивает
формирование и развитие личностных качеств ребенка.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, но уже на ранних
возрастных этапах именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть
самостоятельными,
по
своему
желанию
общаться
со
сверстниками,
реализовывать и углублять свои знания и умения.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает
окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются
взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и
самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности,
как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и
содержание игр.
Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника я имею в виду
преимущественно
совместную
сюжетно-ролевую
игру.
Сюжетно-ролевая
2
игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности
детей в которой они объединяются между собой по собственной инициативе,
определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют
игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или
иные игровые действия.
Важно,
что
сюжет
и
содержание
игры
они берут
из
окружающей
жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали
интерес, произвели особое впечатление.
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную
игру детей, являются игрушки. И особенно большое значение они имеют на
этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая
обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры
детей.
Поэтому
в
нашей
группе
тщательно
подобраны
игры,
игрушки,
разнообразные атрибуты и другой игровой материал непосредственно для
детей раннего возраста.
При
создании
предметно-игровой
среды
мною
учитываются
определенные требования - это, прежде всего, свобода определения самим
ребенком темы, сюжета игры, выбора того или иного игрового материала,
места и времени игры.
Весь имеющийся материал активно используется детьми и поэтому
центр сюжетно-ролевых игр стал доступным, интересным и познавательным
для наших воспитанников.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
в
нашей
группе
обладает свойствами открытой системы и организована таким образом, что
все
окружающие
предметы
соразмерны
росту,
руке
и
физиологическим
возможностям детей. Все оборудование и материалы расположены так, что
малыши могут свободно им пользоваться в любое время, не прибегая к
помощи взрослого и включаться в игровую ситуацию.
Организованная мной развивающая предметно-пространственная среда
позволяет
каждому
ребенку
взаимодействовать
со
сверстниками
или
действовать
индивидуально,
насыщена
социально
значимыми
образами
деятельности и общения, способствующими развитию игровой деятельности
и
формированию
таких
качеств
личности
как
инициативность
и
самостоятельность, доброжелательность, любознательность и познавательная
активность, что в
свою
очередь обеспечивает оптимальные условия
для
эмоционального
благополучия,
охраны
и
укрепления
физического
и
психологического здоровья воспитанников.
Литература
1. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.
Сборник статей и
документов [Текст] /Под ред. Т.И.
Оверчук.
-
С-Пб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. -314 с.
3
2.
Гринявичене,
Н.Т.
Предметно-игровая
среда
как
условие
развития
сюжетно-ролевых игр дошкольников [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук /
Н.Т. Гринявичене. - Киев: [б. и.], 1989. - 21 с.
3. Зворыгина Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой
игры И.О. Ивакина. – Пенза, 1995. – 218 с.
4. Растем играя: сред, и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и
родителей. О.Р. Родионова. – М., 2000.
5. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и
воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста.
Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в
Москве Г.Н. Пантелеев. – М.: Просвещение, 1982.