Автор: Цветкова Маргарита Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБУЗ "МОДРС"
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Совместные занятия в сенсорной комнате как форма обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Совместные занятия в сенсорной комнате как форма обучения
родителей приемам коррекционно-развивающей работы с детьми
раннего возраста с ОВЗ
Гирба Наталья Николаевна
Цветкова Маргарита Анатольевна
Воспитатели ГОБУЗ «МОДРС», г. Мурманск
На базе Дома ребенка функционирует реабилитационная группа для детей
раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Дети с ОВЗ - это дети, нуждающиеся в создании специальных условий обучения и
воспитания, поскольку имеющиеся особенности в
психическом или физическом
развитии, накладывают отпечаток на формирование эмоционально - личностной сферы
ребенка. Помимо отставания в развитии познавательной сферы у детей с ОВЗ отмечается
высокий уровень тревожности, проявление агрессии в процессе общения со сверстниками,
снижение коммуникативных навыков, дефицит внимания. Родители,
обеспокоенные
развитием
ребенка
с
ОВЗ,
часто
испытывают
озабоченность,
высокий
уровень
тревожности,
интроверсию,
заниженную
самооценку.
Поэтому
психологическая
поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей
с ОВЗ.
Основная цель психологической поддержки – повышение внимания родителей к
проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с
отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений
о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического
потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей
играет создание разнообразных форм взаимодействия родителей и детей.
В Доме ребенка используются такие формы работы как консультации для
родителей, просвещение об особенностях развития и воспитания детей с ОВЗ.
Практические занятия с логопедом, дефектологом, инструктором ЛФК, педагогом-
психологом. На таких занятиях родителей обучают, как организовать игры дома, как
заниматься дома с ребенком, как проводить досуг и т.д., совместные занятия родителей и
детей. Эффективной формой работы по коррекции детско - родительских отношений
являются занятия в темной сенсорной комнате.
Темная сенсорная комната функционирует с 2010 года. Она оснащена
современным интерактивным оборудованием и предназначена для снятия мышечного
напряжения, создания положительного эмоционального фона, активизации различных
функций центральной нервной системы детей и взрослых. Сочетание музыки, цвета,
тактильных ощущений в сенсорной комнате уже через 15-20 минут дает состояние
релаксации (расслабления), что способствует восстановлению сил и работоспособности.
Пребывание ребенка в сенсорной комнате стимулирует чувствительность и
развивает
зрительно-моторную
координацию,
восприятие
и
внимание,
развивает
положительные эмоциональные реакции, воображение, и, конечно, уравновешивает
психику ребенка.
Взрослым
посещение
сенсорной
комнаты
помогает
снять
переутомление,
тревожность, эмоциональное напряжение дня, нервозность.
Использование сенсорной комнаты в работе с детьми и родителями способствует:
гармонизации психоэмоционального состояния детей и родителей;
развитию психических функций и стимулированию развития сенсорных процессов
детей;
развитию общей и мелкой моторики ребенка;
осуществлению помощи детям и их родителям в преодолении стрессовых ситуаций;
развитию навыков позитивного общения внутри семьи.
Совместные занятия родителей и детей в сенсорной комнате включают в себя три
основных блока:
Первый блок – установление контакта с ребенком и родителем на уровне
ощущений. Все игры и упражнения входящие в этот блок, направлены на снижение у
ребенка и родителя психического и физического напряжения, мышечного тонуса,
тревожности. Кроме того, подобное начало занятия помогает установить эмоциональный
контакт ребенка и родителя, создает позитивную установку на занятие.
Здесь используется следующее оборудование: пуфик – кресло с гранулами,
сенсорная тропа, светильник «Фонтан света», мягкое напольное покрытие.
Второй блок – взаимодействие ребенка и родителя, формирование сенсомоторных
навыков и представлений. Игры проводятся с учетом индивидуальных особенностей
психомоторного развития ребенка.
Для проведения этого блока занятия используется оборудование:
Пузырьковая
колонна
–
дает
зрительную,
тактильную
и
слуховую
стимуляцию;
Профессиональный аэроионизатор со звуками природы - положительно
воздействует на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулирует процессы
саморегуляции и иммунитета, улучшает работу всех систем организма;
Волшебная нить с контроллером – стимулирует, успокаивает зрительное и
тактильное восприятие, развивает его координацию, снимает тревожное состояние;
Сухой душ – разноцветные атласные ленты. Их приятно трогать, перебирать
в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Разноцветные струи
способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия.
Третий блок – создание ситуаций взаимодоверия ребенка и родителя.
Именно в этой части занятия ребенок и родитель могут расслабиться и отдохнуть.
Для этого используется:
Светильник - шар «Молния» - предназначен для концентрации внимания;
Зеркальный шар с
мотором и профессиональным источником света –
стимулирует зрительное восприятие, концентрирует внимание на движущихся бликах;
Пуфик-кресло
с
гранулами
–
способствует
лучшему
расслаблению,
стимулирует тактильные ощущения;
Музыкальный центр с набором СD-дисков с релаксационной музыкой.
Во время занятий родители являются активными участниками.
Занятия с
родителями в сенсорной комнате построены по принципу взаимодействия. Ребенок
выполняет какие-либо задания, опирается на взрослого как на партнера в игре.
Используются следующие технологии в работе:
Игровая терапия
Используются игры с предметами, сюжетно-ролевые, настольно-печатные. В
игровой форме ребенок и родитель обсуждают правила игры, выбирают водящего,
проигрывают различные этюды, ситуации. Игры подбираются с учетом возрастных
особенностей.
Для детей раннего возраста игры направлены на развитие сенсомоторных навыков
(развитие
цвета,
формы
величины,
зрительно-моторной
координации),
навыков
самообслуживания (шнурование, завязывание узелков, застегивание молний и т.д.),
развитие слухового и зрительного восприятия (отыскивание предметов по звучанию).
Арт-терапия
Главной и основной целью арт-терапии является достижение положительных
изменений в психологической сфере личности. Арт-терапия особенно полезна для детей с
ОВЗ, ведь они часто затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Во
время занятий используются приемы рисования разными материалами, лепка и объемное
изображение, совместное рисование родителя и ребенка.
Игры с песком.
Детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки
выступают в роли психотерапевтического релаксанта. Помимо этого, для детей любого
возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Поэтому задача
родителей состоит в том, чтобы уже с самого раннего возраста начинать знакомить
ребенка с песком, помня о том, что есть прямая зависимость между развитием речи
малыша и мелкой моторикой рук. Игры с песком снимают детскую раздражительность,
агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на
эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для
сенсорного развития.
После такой продуктивной деятельности наступает релаксация. Родитель и ребенок
устраиваются на мягком пуфике или на ковре, слушают спокойную музыку, наблюдают за
светящимися предметами.
Каждое занятие заканчивается ритуалом. Родитель говорит добрые ласковые слова
ребенку, хвалит его, прижимает его крепко к себе, а ребенок в свою очередь говорит
комплимент родителю.
Правильно организованный коррекционно-развивающий процесс, включающий
участие родителей, позволяет решать такие задачи как:
- коррекция неконструктивных форм поведения родителей (агрессивность, необъективная
оценка поведения ребенка);
-
коррекция
взаимоотношений
с
ребенком
по
пути
от
взаимоотношений,
характеризуемых, как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям;
- нормализация психологического состояния родителей (состояние переживания неуспеха,
связанного с психофизической особенностью ребенка);
- осуществление личностного роста родителей в процессе взаимодействия со своим
ребенком,
в
процессе
его
развития
и
воспитания;
- повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть
результаты своего труда в успехах ребенка.
Как показывает практика, богатство положительных эмоций в условиях темной
сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, а также их
родителей, и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на
доброжелательности.