Напоминание

Совместные занятия в сенсорной комнате как форма обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ


Автор: Цветкова Маргарита Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБУЗ "МОДРС"
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Совместные занятия в сенсорной комнате как форма обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Совместные занятия в сенсорной комнате как форма обучения

родителей приемам коррекционно-развивающей работы с детьми

раннего возраста с ОВЗ

Гирба Наталья Николаевна

Цветкова Маргарита Анатольевна

Воспитатели ГОБУЗ «МОДРС», г. Мурманск

На базе Дома ребенка функционирует реабилитационная группа для детей

раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Дети с ОВЗ - это дети, нуждающиеся в создании специальных условий обучения и

воспитания, поскольку имеющиеся особенности в

психическом или физическом

развитии, накладывают отпечаток на формирование эмоционально - личностной сферы

ребенка. Помимо отставания в развитии познавательной сферы у детей с ОВЗ отмечается

высокий уровень тревожности, проявление агрессии в процессе общения со сверстниками,

снижение коммуникативных навыков, дефицит внимания. Родители,

обеспокоенные

развитием

ребенка

с

ОВЗ,

часто

испытывают

озабоченность,

высокий

уровень

тревожности,

интроверсию,

заниженную

самооценку.

Поэтому

психологическая

поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей

с ОВЗ.

Основная цель психологической поддержки – повышение внимания родителей к

проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с

отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений

о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического

потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей

играет создание разнообразных форм взаимодействия родителей и детей.

В Доме ребенка используются такие формы работы как консультации для

родителей, просвещение об особенностях развития и воспитания детей с ОВЗ.

Практические занятия с логопедом, дефектологом, инструктором ЛФК, педагогом-

психологом. На таких занятиях родителей обучают, как организовать игры дома, как

заниматься дома с ребенком, как проводить досуг и т.д., совместные занятия родителей и

детей. Эффективной формой работы по коррекции детско - родительских отношений

являются занятия в темной сенсорной комнате.

Темная сенсорная комната функционирует с 2010 года. Она оснащена

современным интерактивным оборудованием и предназначена для снятия мышечного

напряжения, создания положительного эмоционального фона, активизации различных

функций центральной нервной системы детей и взрослых. Сочетание музыки, цвета,

тактильных ощущений в сенсорной комнате уже через 15-20 минут дает состояние

релаксации (расслабления), что способствует восстановлению сил и работоспособности.

Пребывание ребенка в сенсорной комнате стимулирует чувствительность и

развивает

зрительно-моторную

координацию,

восприятие

и

внимание,

развивает

положительные эмоциональные реакции, воображение, и, конечно, уравновешивает

психику ребенка.

Взрослым

посещение

сенсорной

комнаты

помогает

снять

переутомление,

тревожность, эмоциональное напряжение дня, нервозность.

Использование сенсорной комнаты в работе с детьми и родителями способствует:

гармонизации психоэмоционального состояния детей и родителей;

развитию психических функций и стимулированию развития сенсорных процессов

детей;

развитию общей и мелкой моторики ребенка;

осуществлению помощи детям и их родителям в преодолении стрессовых ситуаций;

развитию навыков позитивного общения внутри семьи.

Совместные занятия родителей и детей в сенсорной комнате включают в себя три

основных блока:

Первый блок – установление контакта с ребенком и родителем на уровне

ощущений. Все игры и упражнения входящие в этот блок, направлены на снижение у

ребенка и родителя психического и физического напряжения, мышечного тонуса,

тревожности. Кроме того, подобное начало занятия помогает установить эмоциональный

контакт ребенка и родителя, создает позитивную установку на занятие.

Здесь используется следующее оборудование: пуфик – кресло с гранулами,

сенсорная тропа, светильник «Фонтан света», мягкое напольное покрытие.

Второй блок – взаимодействие ребенка и родителя, формирование сенсомоторных

навыков и представлений. Игры проводятся с учетом индивидуальных особенностей

психомоторного развития ребенка.

Для проведения этого блока занятия используется оборудование:

Пузырьковая

колонна

дает

зрительную,

тактильную

и

слуховую

стимуляцию;

Профессиональный аэроионизатор со звуками природы - положительно

воздействует на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулирует процессы

саморегуляции и иммунитета, улучшает работу всех систем организма;

Волшебная нить с контроллером – стимулирует, успокаивает зрительное и

тактильное восприятие, развивает его координацию, снимает тревожное состояние;

Сухой душ – разноцветные атласные ленты. Их приятно трогать, перебирать

в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Разноцветные струи

способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия.

Третий блок – создание ситуаций взаимодоверия ребенка и родителя.

Именно в этой части занятия ребенок и родитель могут расслабиться и отдохнуть.

Для этого используется:

Светильник - шар «Молния» - предназначен для концентрации внимания;

Зеркальный шар с

мотором и профессиональным источником света –

стимулирует зрительное восприятие, концентрирует внимание на движущихся бликах;

Пуфик-кресло

с

гранулами

способствует

лучшему

расслаблению,

стимулирует тактильные ощущения;

Музыкальный центр с набором СD-дисков с релаксационной музыкой.

Во время занятий родители являются активными участниками.

Занятия с

родителями в сенсорной комнате построены по принципу взаимодействия. Ребенок

выполняет какие-либо задания, опирается на взрослого как на партнера в игре.

Используются следующие технологии в работе:

Игровая терапия

Используются игры с предметами, сюжетно-ролевые, настольно-печатные. В

игровой форме ребенок и родитель обсуждают правила игры, выбирают водящего,

проигрывают различные этюды, ситуации. Игры подбираются с учетом возрастных

особенностей.

Для детей раннего возраста игры направлены на развитие сенсомоторных навыков

(развитие

цвета,

формы

величины,

зрительно-моторной

координации),

навыков

самообслуживания (шнурование, завязывание узелков, застегивание молний и т.д.),

развитие слухового и зрительного восприятия (отыскивание предметов по звучанию).

Арт-терапия

Главной и основной целью арт-терапии является достижение положительных

изменений в психологической сфере личности. Арт-терапия особенно полезна для детей с

ОВЗ, ведь они часто затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Во

время занятий используются приемы рисования разными материалами, лепка и объемное

изображение, совместное рисование родителя и ребенка.

Игры с песком.

Детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки

выступают в роли психотерапевтического релаксанта. Помимо этого, для детей любого

возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Поэтому задача

родителей состоит в том, чтобы уже с самого раннего возраста начинать знакомить

ребенка с песком, помня о том, что есть прямая зависимость между развитием речи

малыша и мелкой моторикой рук. Игры с песком снимают детскую раздражительность,

агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на

эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для

сенсорного развития.

После такой продуктивной деятельности наступает релаксация. Родитель и ребенок

устраиваются на мягком пуфике или на ковре, слушают спокойную музыку, наблюдают за

светящимися предметами.

Каждое занятие заканчивается ритуалом. Родитель говорит добрые ласковые слова

ребенку, хвалит его, прижимает его крепко к себе, а ребенок в свою очередь говорит

комплимент родителю.

Правильно организованный коррекционно-развивающий процесс, включающий

участие родителей, позволяет решать такие задачи как:

- коррекция неконструктивных форм поведения родителей (агрессивность, необъективная

оценка поведения ребенка);

-

коррекция

взаимоотношений

с

ребенком

по

пути

от

взаимоотношений,

характеризуемых, как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям;

- нормализация психологического состояния родителей (состояние переживания неуспеха,

связанного с психофизической особенностью ребенка);

- осуществление личностного роста родителей в процессе взаимодействия со своим

ребенком,

в

процессе

его

развития

и

воспитания;

- повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть

результаты своего труда в успехах ребенка.

Как показывает практика, богатство положительных эмоций в условиях темной

сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, а также их

родителей, и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на

доброжелательности.



В раздел образования