Напоминание

Формирование информационных компетенций у студентов на занятиях истории.


Автор: Черво Елена Валерьевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский Медицинский Колледж"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование информационных компетенций у студентов на занятиях истории.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование информационных компетенций у студентов на

занятиях истории.

Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни.

Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием

педагогического труда.

Информационная компетентность относится к числу основных целей

образования, сформулированных в документах Правительства РФ.

В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное

умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать,

организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать

объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере

индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Информационная компетентность в современных условиях становится одной из

основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного

образования.

В современном мире предъявляются новые требования к результатам обучения

и освоения содержания курса по истории:

- умение выполнять познавательные и практические задания через поиск и

извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных

источниках различного типа

- умение находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее

воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей

(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать)

Определение целей профессионального образования с позиций

компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут

приобрести студенты в результате образовательной деятельности. С этих

позиций, преподаватель истории должен подготовить студентов к

необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать

досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать

исторические документы, выстраивать историческую вертикаль, формулировать

свое мнение о важнейших исторических событиях, знать историографию

вопроса и самое главное — применять сформированные компетенции в

последующей профессиональной деятельности.

Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности,

поэтому образовательная среда в колледже должна выстраиваться таким

образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их

становлению. Наиболее эффективными методами в процессе формирования

данных педагогических условий являются исследовательский и частично-

поисковый методы, а также метод проблемного изложения материала. Так как

при подготовке любого проекта студенту необходимо научиться принимать

решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а

это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и

понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция);

самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план,

оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и

ошибках одногруппников (а это учебно-познавательная компетенция); кроме

того, студенту необходимо владеть современными средствами информации и

информационными технологиями (а это информационная компетенция);

учиться презентовать себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести

дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция);

студент, выполняя работу над собственным проектом, заявляет о себе, как о

личности, претендует на индивидуальность (компетенция личностного

самосовершенствования), будущий рабочий, специалист в процессе учёбы,

формирования профессиональных компетенций, осознаёт необходимость и

значимость труда, который он выполняет (социально-трудовая компетенция).

Рассмотрим процесс формирования ключевых компетенций у студентов

колледжа на уроках истории.

Реализуя замысел урока, преподаватель стремится к тому, чтобы студент четко

для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и

каким образом он сможет использовать полученные знания на практике, в

последующей жизни. Перед изучением новой темы преподаватель вводит

студентов в курс изучаемой темы, а студенты формулируют по этой теме

вопросы, которые начинаются со слов: зачем, почему, как, о чём, далее

совместно со студентами оценивается самый интересный вопрос, при этом

стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если

регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, то студентам

предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках

или во внеурочное время преподаватель обязательно возвращается к ним.

Данный прием позволяет студентам понять не только цели изучения данной

темы в целом, но и осмыслить место урока в системе курса.

В рамках формирования ценностно-смысловой компетенции у студентов,

преподаватель

- предоставляет студентам возможность самостоятельного изучения параграфа

учебника с последующим составлением краткого конспекта и выделением

главного в пункте. В итоге студенты не только более глубоко понимают

изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его

важность; - вовлекает студентов в предметные олимпиады, которые включают в

себя интегрированные задания, требующие применения студентом логики,

нестандартного мышления;

- предлагает студентам вопросы, ответы на которые встречаются в

определённой профессиональной среде, которые требуют не только знаний по

предмету, но и практической смекалки, применения профессиональных

компетенций;

- направляет образовательную деятельность студентов на формирование

компетенций постановки цели и определения направления своих действий и

поступков.

Формирование общекультурной компетенции:

Многие педагоги знают, что студенты, уверенно использующие некоторые

компетенции на одном предмете, далеко не всегда смогут применить их на

другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа,

в которой преподаватель помогает студенту показать применение известных

способов в новой ситуации, работать в команде, принимать и понимать точку

зрения другого человека. Возможны следующие пути решения этой проблемы:

- применять устные задания, направленные на формирование грамотной речи,

правильное произношение и употребление имен известных личностей,

профессиональных терминов, географических названий;

- практиковать упражнения на составление текстовых, творческих заданий с

использованием следующих словосочетаний: по сравнению с…, в отличие от…,

предположим…, по-моему.., это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я

считаю…, я уверен, что…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…

Формирование учебно-познавательной компетенции:

Особенно эффективно данный вид ключевых компетенций развивается при:

- решении нестандартных, занимательных, исторических задач;

- проблемном способе изложения новой темы;

- проведении мини-исследований на основе изучения материала;

- использовании тестовых конструкций с информационно — познавательной

направленностью;

- структурно-функциональном анализе учебного материала;

- применении познавательных заданий на формирование хронологических

знаний;

- введении упражнений, направленных на формирование причинно-

следственных связей и закономерностей общественного развития.

- самостоятельном поиске учебного материала, анализе исторических

документов.

Формирование информационной компетенции:

Для развития данного вида ключевых компетенций педагог использует

следующие приемы:

- самостоятельный поиск студентами различных определений, понятий

посредством применения словарей и энциклопедий;

- подготовка студентами собственных презентаций, с применением

современных средств информации, информационных технологий, включая

Internet ресурсы;

- предоставление преподавателем материала новой темы в виде таблиц,

диаграмм, графиков, видеоисточников и т. д.;

- использование задач прикладного характера, направленных на

формирование у студентов как информационной, так и профессиональных

компетенций.

Формирование коммуникативной компетенции

Для развития этой компетенции преподаватель истории использует следующие

приёмы и формы работы:

- устное рецензирование студентами ответов домашнего задания;

- тестовые конструкций свободного изложения ответа;

- работа в группах;

- устные зачеты

- обсуждение заданной проблемной ситуации в форме индивидуальных

ответов;

- ролевые игры, при анализе исторических событий;

- тематические презентации;

- диспуты, дискуссии на заданные темы.

Формирование социально-трудовой компетенции

Наилучшему развитию данной компетенции способствуют следующие приемы:

- контрольные работы различного рода, например, с использованием

электронных тестовых конструкций;

- задания социально-трудового характера

- различные исследования, эссе, направленные на формирование активной

гражданской позиции;

- авторские проекты студентов.

Формирование компетенции личного самосовершенствования

С целью формирования данной компетенции, преподавателем на уроках

истории применяются такие виды деятельности, как:

- решение задач с «лишними данными»

- применение заданий на развитие навыков самоконтроля, например,

проведение проверки выполненных заданий;

- самостоятельное составление тестов с определением вариантов ошибочных и

правильных ответов;

- внедрение эффективных педагогических технологий, направленных на

развитие личности студентов;

- постоянное применение на уроках межпредметных связей, повышающих

уровень образования студентов

- организация процесса личностного осмысления исторического опыта;

- осуществление рефлексии по различным видам деятельности на уроке.

Таким образом, ключевые компетенции формируются лишь в опыте

собственной деятельности, поэтому задача педагога создавать такие условия,

которые направлены на развитие ключевых компетенций у студентов.

Обладая данными компетенциями, студенты смогут свободно и самостоятельно

выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей

деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее

осуществлению.



В раздел образования