Автор: Черво Елена Валерьевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский Медицинский Колледж"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование информационных компетенций у студентов на занятиях истории.
Раздел: среднее профессиональное
Формирование информационных компетенций у студентов на
занятиях истории.
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни.
Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием
педагогического труда.
Информационная компетентность относится к числу основных целей
образования, сформулированных в документах Правительства РФ.
В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное
умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать,
организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать
объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере
индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Информационная компетентность в современных условиях становится одной из
основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного
образования.
В современном мире предъявляются новые требования к результатам обучения
и освоения содержания курса по истории:
- умение выполнять познавательные и практические задания через поиск и
извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа
- умение находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать)
Определение целей профессионального образования с позиций
компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут
приобрести студенты в результате образовательной деятельности. С этих
позиций, преподаватель истории должен подготовить студентов к
необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать
досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать
исторические документы, выстраивать историческую вертикаль, формулировать
свое мнение о важнейших исторических событиях, знать историографию
вопроса и самое главное — применять сформированные компетенции в
последующей профессиональной деятельности.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности,
поэтому образовательная среда в колледже должна выстраиваться таким
образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их
становлению. Наиболее эффективными методами в процессе формирования
данных педагогических условий являются исследовательский и частично-
поисковый методы, а также метод проблемного изложения материала. Так как
при подготовке любого проекта студенту необходимо научиться принимать
решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а
это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и
понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция);
самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план,
оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и
ошибках одногруппников (а это учебно-познавательная компетенция); кроме
того, студенту необходимо владеть современными средствами информации и
информационными технологиями (а это информационная компетенция);
учиться презентовать себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести
дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция);
студент, выполняя работу над собственным проектом, заявляет о себе, как о
личности, претендует на индивидуальность (компетенция личностного
самосовершенствования), будущий рабочий, специалист в процессе учёбы,
формирования профессиональных компетенций, осознаёт необходимость и
значимость труда, который он выполняет (социально-трудовая компетенция).
Рассмотрим процесс формирования ключевых компетенций у студентов
колледжа на уроках истории.
Реализуя замысел урока, преподаватель стремится к тому, чтобы студент четко
для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и
каким образом он сможет использовать полученные знания на практике, в
последующей жизни. Перед изучением новой темы преподаватель вводит
студентов в курс изучаемой темы, а студенты формулируют по этой теме
вопросы, которые начинаются со слов: зачем, почему, как, о чём, далее
совместно со студентами оценивается самый интересный вопрос, при этом
стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если
регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, то студентам
предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках
или во внеурочное время преподаватель обязательно возвращается к ним.
Данный прием позволяет студентам понять не только цели изучения данной
темы в целом, но и осмыслить место урока в системе курса.
В рамках формирования ценностно-смысловой компетенции у студентов,
преподаватель
- предоставляет студентам возможность самостоятельного изучения параграфа
учебника с последующим составлением краткого конспекта и выделением
главного в пункте. В итоге студенты не только более глубоко понимают
изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его
важность; - вовлекает студентов в предметные олимпиады, которые включают в
себя интегрированные задания, требующие применения студентом логики,
нестандартного мышления;
- предлагает студентам вопросы, ответы на которые встречаются в
определённой профессиональной среде, которые требуют не только знаний по
предмету, но и практической смекалки, применения профессиональных
компетенций;
- направляет образовательную деятельность студентов на формирование
компетенций постановки цели и определения направления своих действий и
поступков.
Формирование общекультурной компетенции:
Многие педагоги знают, что студенты, уверенно использующие некоторые
компетенции на одном предмете, далеко не всегда смогут применить их на
другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа,
в которой преподаватель помогает студенту показать применение известных
способов в новой ситуации, работать в команде, принимать и понимать точку
зрения другого человека. Возможны следующие пути решения этой проблемы:
- применять устные задания, направленные на формирование грамотной речи,
правильное произношение и употребление имен известных личностей,
профессиональных терминов, географических названий;
- практиковать упражнения на составление текстовых, творческих заданий с
использованием следующих словосочетаний: по сравнению с…, в отличие от…,
предположим…, по-моему.., это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я
считаю…, я уверен, что…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…
Формирование учебно-познавательной компетенции:
Особенно эффективно данный вид ключевых компетенций развивается при:
- решении нестандартных, занимательных, исторических задач;
- проблемном способе изложения новой темы;
- проведении мини-исследований на основе изучения материала;
- использовании тестовых конструкций с информационно — познавательной
направленностью;
- структурно-функциональном анализе учебного материала;
- применении познавательных заданий на формирование хронологических
знаний;
- введении упражнений, направленных на формирование причинно-
следственных связей и закономерностей общественного развития.
- самостоятельном поиске учебного материала, анализе исторических
документов.
Формирование информационной компетенции:
Для развития данного вида ключевых компетенций педагог использует
следующие приемы:
- самостоятельный поиск студентами различных определений, понятий
посредством применения словарей и энциклопедий;
- подготовка студентами собственных презентаций, с применением
современных средств информации, информационных технологий, включая
Internet ресурсы;
- предоставление преподавателем материала новой темы в виде таблиц,
диаграмм, графиков, видеоисточников и т. д.;
- использование задач прикладного характера, направленных на
формирование у студентов как информационной, так и профессиональных
компетенций.
Формирование коммуникативной компетенции
Для развития этой компетенции преподаватель истории использует следующие
приёмы и формы работы:
- устное рецензирование студентами ответов домашнего задания;
- тестовые конструкций свободного изложения ответа;
- работа в группах;
- устные зачеты
- обсуждение заданной проблемной ситуации в форме индивидуальных
ответов;
- ролевые игры, при анализе исторических событий;
- тематические презентации;
- диспуты, дискуссии на заданные темы.
Формирование социально-трудовой компетенции
Наилучшему развитию данной компетенции способствуют следующие приемы:
- контрольные работы различного рода, например, с использованием
электронных тестовых конструкций;
- задания социально-трудового характера
- различные исследования, эссе, направленные на формирование активной
гражданской позиции;
- авторские проекты студентов.
Формирование компетенции личного самосовершенствования
С целью формирования данной компетенции, преподавателем на уроках
истории применяются такие виды деятельности, как:
- решение задач с «лишними данными»
- применение заданий на развитие навыков самоконтроля, например,
проведение проверки выполненных заданий;
- самостоятельное составление тестов с определением вариантов ошибочных и
правильных ответов;
- внедрение эффективных педагогических технологий, направленных на
развитие личности студентов;
- постоянное применение на уроках межпредметных связей, повышающих
уровень образования студентов
- организация процесса личностного осмысления исторического опыта;
- осуществление рефлексии по различным видам деятельности на уроке.
Таким образом, ключевые компетенции формируются лишь в опыте
собственной деятельности, поэтому задача педагога создавать такие условия,
которые направлены на развитие ключевых компетенций у студентов.
Обладая данными компетенциями, студенты смогут свободно и самостоятельно
выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей
деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее
осуществлению.