Авторы: Бреднева Юлия Петровна, Хаустова Светлана Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 56
Населённый пункт: Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие познавательных и творческих способностей детей по средствам приобщения к русской народной культуре".
Раздел: дошкольное образование
«Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством приобщения к русской
народной культуре».
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования
направлен на формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных,
нравственных, эстетических качеств, объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Реализация данных задач предполагает знакомство детей с культурными традициями России,
истоками народной культуры, народным декоративно-прикладным искусством, формирование
умения выражать свое эмоциональное состояние в художественном творчестве.
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть русской
культуры. Эмоциональность, поэтичная образность этого искусства близки, понятны и дороги
каждому русскому человеку. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение
к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на
глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего
народа и благотворно влияет на формирование человека будущего.
В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Все
чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт русского человека,
формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую
творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется
работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
Работу по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством мы начали в средней
группе. Рассматривая различные образцы народного промысла, мы заметили, что наибольший
эмоциональный отклик у детей вызвали дымковские игрушки. Узоры, украшающие ее, просты и
доступны. Дымковская игрушка – это плод легкой шутки, богатой народной фантазии. Она
вводит детей в красочный мир сказки, развивая у них воображение и восприятие цвета.
Дымковская игрушка знакомит детей с веселой радугой цветов. Роспись дымковской игрушки
орнаментальна, включает в себя всего пять элементов: круг, прямую и волнистую линии, точки-
горошины и клетки, которые составляют графику дымковского орнамента.
Исходя из наблюдений за детьми во время знакомства с предметами народного промысла,
мы поставили перед собой цель: создание условий для развития основ художественной культуры
и формирования творческих способностей детей через народное декоративно-прикладное
искусство на примере дымковской игрушки.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи:
Знакомство детей с историей возникновения народного декоративного искусства на
примере дымковской игрушки.
Развитие умения выделять элементы дымковской росписи, мотивы и композицию узора
на изделиях народного промысла.
Формирование условий для проявления творчества в создании узоров по собственному
замыслу, умения передавать колорит дымковской росписи, яркость, праздничность узора.
Начали работу с того, что в присутствии детей слепили из пластилина и расписали яркими
красками дымковские игрушки - коня, барышню, козлика, индюка, оленя, утку, петуха. Затем мы
познакомили детей с историей возникновения этого древнего промысла. При рассматривании
игрушек использовали художественное слово и русский народный фольклор. Дети любовались
хрупкими выразительными фигурками, отмечали, что узоры разного цвета - красные, зеленые,
желтые, оранжевые, синие. Мы обратили внимание детей на узоры дымковской росписи и
объяснили, что каждый элемент – это древний символ языческой веры. Например, круг – это
символ солнца и каравая хлеба, точки - звезды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога.
Игрушки оставили в группе, чтобы дети могли любоваться ими, рассматривать их, играть с ними.
На первом занятии предложили нарисовать красивые дорожки для дымковских козлика и
лошадки. Перед детьми стояла задача выполнить ритмичный орнаментальный узор: посередине
полосы нарисовать ровные кружки, соблюдая расстояние между ними, украсить их точками.
Цвет дети выбирали по желанию. На следующем занятии в гости к детям пришла дымковская
барышня и попросила детей расписать ей платочек. Детям было предложено подумать, как
можно расположить узор на треугольнике. Был предложен новый элемент – длинные ровные
линии и кольцо. Ровные линии дети рисовали старательно, труднее было рисовать кольца.
Затем детям предложили расписать дымковской росписью салфетку, но сначала подумать, как
можно красиво расположить узор на квадрате (по углам и в середине). На следующих занятиях
дети расписывали для дымковской барышни кокошник и юбочки. Когда дети познакомились с
элементами дымковской росписи, мы усложнили задачу и предложили им, как настоящим
народным умельцам, расписать силуэты дымковских игрушек – коня, козлика, барышню.
Украшая
коня и козлика, дети смотрели на образец и рисовали. А при расписывании
дымковской барышни рассмотрели с детьми образцы
росписи и
предложили им
самостоятельно придумать узор и подобрать
для него цвет. В итоге получились очень
интересные работы, не похожие друг на друга. Вместе с детьми рассмотрели их, обратили
внимание на цветовое решение, ритмичность узора, аккуратность при выполнении работы.
Размещая свои работы на выставке для родителей, дети гордятся своими произведениями. В
свободной изобразительной деятельности предлагаем детям листы бумаги разной формы для
декоративного рисования по мотивам дымковской росписи и даём возможность самостоятельно
придумать узор из знакомых элементов. Прорисовывая орнаментальные дымковские узоры, дети
закрепляют свои умения и навыки в декоративном рисовании, учатся сочетать крупные и мелкие
элементы; у них формируется цветовое восприятие и художественный вкус.
В работу по формированию творческих способностей детей через народно-прикладное
искусство мы включили не только рисование, но и другие виды изобразительной деятельности,
такие как аппликацию и пластилинографию. На занятиях по аппликации детям раздавали
силуэты различных дымковских игрушек и предлагали их расписать, но не красками, как
обычно, а с помощью ножниц, цветной бумаги и клея. Перед детьми стояла сложная задача:
придумать свой дымковский узор, вырезать кружки разного размера и цвета, полоски, наклеить
их на силуэт. Такие же задания давали на занятиях по пластилинографии: дети должны найти
цветовое решение, то есть подобрать пластилин нужного цвета, использовать для узора совсем
маленькие кусочки пластилина, красиво располагать их на силуэтах дымковских игрушек.
Большое значение в художественно-эстетическом развитии детей играют дидактические
игры: это и игровой метод обучения детей, и форма обучения, и самостоятельная игровая
деятельность, и средство развития личности ребенка. В процессе этих игр дети закрепляют
накопленные знания и умения, обогащают свой опыт, развивают творческие способности при
составлении своих узоров. Для того, чтобы дети могли узнавать, называть и сравнивать другие
народные промыслы России, в группу были внесены яркие иллюстрированные альбомы:
«Гжель»,
«Золотая
хохлома»,
«Городецкие
узоры»,
«Филимоновская
игрушка»
с
художественным словом.
Дидактическая игра «Придумай свой узор» обучает детей
составлению декоративных композиций на разнообразных силуэтах в стиле определенного
промысла. В дидактической игре «Угадай и расскажи» дети учатся узнавать игрушку по
изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию
узора.
Благодаря организации предметно-развивающей среды, использованию различных форм
работы
по ознакомлению с народным декоративным искусством значительно повысился
уровень творческих способностей детей. Они научились самостоятельно различать известные
виды декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге.
Тема декоративно-прикладного искусства в детском саду актуальна. Она помогает не только
развивать в ребенке творческую личность, но и воспитывает добропорядочность, любовь к
родному краю, к своей стране. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим. Поэтому
важно как можно раньше привести детей к этому живому роднику, который хранит в себе
национальные художественные традиции.