Напоминание

"Развитие познавательных и творческих способностей детей по средствам приобщения к русской народной культуре".


Авторы: Бреднева Юлия Петровна, Хаустова Светлана Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 56
Населённый пункт: Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие познавательных и творческих способностей детей по средствам приобщения к русской народной культуре".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством приобщения к русской

народной культуре».

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования

направлен на формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных,

нравственных, эстетических качеств, объединение обучения и воспитания в целостный

образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Реализация данных задач предполагает знакомство детей с культурными традициями России,

истоками народной культуры, народным декоративно-прикладным искусством, формирование

умения выражать свое эмоциональное состояние в художественном творчестве.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть русской

культуры. Эмоциональность, поэтичная образность этого искусства близки, понятны и дороги

каждому русскому человеку. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение

к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на

глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего

народа и благотворно влияет на формирование человека будущего.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Все

чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт русского человека,

формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую

творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется

работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Работу по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством мы начали в средней

группе. Рассматривая различные образцы народного промысла, мы заметили, что наибольший

эмоциональный отклик у детей вызвали дымковские игрушки. Узоры, украшающие ее, просты и

доступны. Дымковская игрушка – это плод легкой шутки, богатой народной фантазии. Она

вводит детей в красочный мир сказки, развивая у них воображение и восприятие цвета.

Дымковская игрушка знакомит детей с веселой радугой цветов. Роспись дымковской игрушки

орнаментальна, включает в себя всего пять элементов: круг, прямую и волнистую линии, точки-

горошины и клетки, которые составляют графику дымковского орнамента.

Исходя из наблюдений за детьми во время знакомства с предметами народного промысла,

мы поставили перед собой цель: создание условий для развития основ художественной культуры

и формирования творческих способностей детей через народное декоративно-прикладное

искусство на примере дымковской игрушки.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи:

Знакомство детей с историей возникновения народного декоративного искусства на

примере дымковской игрушки.

Развитие умения выделять элементы дымковской росписи, мотивы и композицию узора

на изделиях народного промысла.

Формирование условий для проявления творчества в создании узоров по собственному

замыслу, умения передавать колорит дымковской росписи, яркость, праздничность узора.

Начали работу с того, что в присутствии детей слепили из пластилина и расписали яркими

красками дымковские игрушки - коня, барышню, козлика, индюка, оленя, утку, петуха. Затем мы

познакомили детей с историей возникновения этого древнего промысла. При рассматривании

игрушек использовали художественное слово и русский народный фольклор. Дети любовались

хрупкими выразительными фигурками, отмечали, что узоры разного цвета - красные, зеленые,

желтые, оранжевые, синие. Мы обратили внимание детей на узоры дымковской росписи и

объяснили, что каждый элемент – это древний символ языческой веры. Например, круг – это

символ солнца и каравая хлеба, точки - звезды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога.

Игрушки оставили в группе, чтобы дети могли любоваться ими, рассматривать их, играть с ними.

На первом занятии предложили нарисовать красивые дорожки для дымковских козлика и

лошадки. Перед детьми стояла задача выполнить ритмичный орнаментальный узор: посередине

полосы нарисовать ровные кружки, соблюдая расстояние между ними, украсить их точками.

Цвет дети выбирали по желанию. На следующем занятии в гости к детям пришла дымковская

барышня и попросила детей расписать ей платочек. Детям было предложено подумать, как

можно расположить узор на треугольнике. Был предложен новый элемент – длинные ровные

линии и кольцо. Ровные линии дети рисовали старательно, труднее было рисовать кольца.

Затем детям предложили расписать дымковской росписью салфетку, но сначала подумать, как

можно красиво расположить узор на квадрате (по углам и в середине). На следующих занятиях

дети расписывали для дымковской барышни кокошник и юбочки. Когда дети познакомились с

элементами дымковской росписи, мы усложнили задачу и предложили им, как настоящим

народным умельцам, расписать силуэты дымковских игрушек – коня, козлика, барышню.

Украшая

коня и козлика, дети смотрели на образец и рисовали. А при расписывании

дымковской барышни рассмотрели с детьми образцы

росписи и

предложили им

самостоятельно придумать узор и подобрать

для него цвет. В итоге получились очень

интересные работы, не похожие друг на друга. Вместе с детьми рассмотрели их, обратили

внимание на цветовое решение, ритмичность узора, аккуратность при выполнении работы.

Размещая свои работы на выставке для родителей, дети гордятся своими произведениями. В

свободной изобразительной деятельности предлагаем детям листы бумаги разной формы для

декоративного рисования по мотивам дымковской росписи и даём возможность самостоятельно

придумать узор из знакомых элементов. Прорисовывая орнаментальные дымковские узоры, дети

закрепляют свои умения и навыки в декоративном рисовании, учатся сочетать крупные и мелкие

элементы; у них формируется цветовое восприятие и художественный вкус.

В работу по формированию творческих способностей детей через народно-прикладное

искусство мы включили не только рисование, но и другие виды изобразительной деятельности,

такие как аппликацию и пластилинографию. На занятиях по аппликации детям раздавали

силуэты различных дымковских игрушек и предлагали их расписать, но не красками, как

обычно, а с помощью ножниц, цветной бумаги и клея. Перед детьми стояла сложная задача:

придумать свой дымковский узор, вырезать кружки разного размера и цвета, полоски, наклеить

их на силуэт. Такие же задания давали на занятиях по пластилинографии: дети должны найти

цветовое решение, то есть подобрать пластилин нужного цвета, использовать для узора совсем

маленькие кусочки пластилина, красиво располагать их на силуэтах дымковских игрушек.

Большое значение в художественно-эстетическом развитии детей играют дидактические

игры: это и игровой метод обучения детей, и форма обучения, и самостоятельная игровая

деятельность, и средство развития личности ребенка. В процессе этих игр дети закрепляют

накопленные знания и умения, обогащают свой опыт, развивают творческие способности при

составлении своих узоров. Для того, чтобы дети могли узнавать, называть и сравнивать другие

народные промыслы России, в группу были внесены яркие иллюстрированные альбомы:

«Гжель»,

«Золотая

хохлома»,

«Городецкие

узоры»,

«Филимоновская

игрушка»

с

художественным словом.

Дидактическая игра «Придумай свой узор» обучает детей

составлению декоративных композиций на разнообразных силуэтах в стиле определенного

промысла. В дидактической игре «Угадай и расскажи» дети учатся узнавать игрушку по

изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию

узора.

Благодаря организации предметно-развивающей среды, использованию различных форм

работы

по ознакомлению с народным декоративным искусством значительно повысился

уровень творческих способностей детей. Они научились самостоятельно различать известные

виды декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге.

Тема декоративно-прикладного искусства в детском саду актуальна. Она помогает не только

развивать в ребенке творческую личность, но и воспитывает добропорядочность, любовь к

родному краю, к своей стране. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим. Поэтому

важно как можно раньше привести детей к этому живому роднику, который хранит в себе

национальные художественные традиции.



В раздел образования