Автор: Ляпкина Алевтина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №107
Населённый пункт: Город Владимир
Наименование материала: презентация
Тема: Поддержка детской инициативы и самостоятельности в играх-импровизациях
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Владимира «Детский сад № 107»
Тема: «Поддержка детской инициативы и
самостоятельности в играх-
импровизациях»
Подготовила воспитатель:
Ляпкина Алевтина Геннадьевна
Актуальность
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции
модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об
образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации
сформулирован
социальный
заказ
государства
системе
образования:
воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно
принимать решения в ситуации выбора. Одной из эффективных форм работы
по
поддержке
детской
инициативы
и
самостоятельности
являются
игры-
импровизации,
так
как
дети
имеют
возможность
выразить
свои:
чувства,
мысли, эмоции без шаблона и указаний взрослого; даётся равный старт всем
детям: застенчивым, активным. Наша задача помочь ребёнку не потерять это
стремление и поддержать его.
Цель: создание условий для поддержки
инициативы и самостоятельности в играх-
импровизациях детей младшего
дошкольного возраста.
Задачи:
Выявить сущность понятия «инициатива» ,
«самостоятельность» и определить принципы и условия
развития инициативного и самостоятельного поведения у
детей.
Рассмотреть особенности педагогической поддержки
детской инициативы и самостоятельности в процессе игр –
импровизаций у младших дошкольников;
Разработать и проанализировать систему работы по
поддержки детской инициативы и самостоятельности в
процессе игр- импровизаций в группе.
Определения понятий
Самостоятельность – обобщенное свойство личности,
проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной
самооценке и чувстве личной ответственности за свою
деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности,
стремление к инициативе, изменение форм деятельности или
уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается
и как волевая характеристика поведения человека.
Игры- импровизация- это игры, в которых ребёнок имеет
возможность выразить свои чувства, мысли, эмоции без
шаблона и указаний взрослого.
Принципы и условия поддержки детской инициативы и
самостоятельности в играх-импровизациях
Для поддержки детской инициативы и самостоятельности необходимо
соблюдать принципы и условия ,
способствующие принятию детьми
решений, выражения своих чувств и мыслей:
содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
педагогическое сопровождение строиться с учетом постепенного нарастания
самостоятельности и творчества ребенка;
взаимодействие с ребенком в процессе игры необходимо организовывать в
условиях развивающего, а не авторитарного общения.;
организация игр – импровизаций не должна быть продолжительной , во
избежание угасания интереса ( не более 3 минут);
для достижения наибольшего раскрепощения детей и возможности проявить
себя, необходимо неоднократное повторение (не менее 3-х раз)
Этапы работы:
Подбор материала
Обогащение опыта детей
Организация игр- импровизаций
Подбор материала
Цель: создание копилки тематических коротких стихотворений для
организации игр- импровизаций с детьми младшего дошкольного
возраста.
Содержание работы:
Изучение
литературы и
интернет - ресурсов
Отбор материала в
соответствии с
возрастом и целью
Привлечение
родителей
воспитанников для
обогащения
копилки
Созданы тематические
альбомы:
Обогащение опыта детей
Цель: вызвать у детей интерес к созданию образов, обогащать двигательно-
эмоциональный
опыт.
Содержание работы:
Привлекать детей к
созданию образов с
помощью мимики, жестов,
движений.
Обращать внимание детей в
свободной деятельности в
режимных моментах на
предметы и явления
окружающей жизни;
рассказывать о них,
обращать внимание на
характер, особенности
.
Взаимодействовать с
родителями, в целях
обогащения опыта детей.
Организация игр- импровизаций
Цель:
поддерживать желание детей в создании образов,
возникающих в процессе прослушивания стихотворения.
Содержание работы:
В свободное от занятий время, в
утренние и вечерние часы
организовывать игры-
импровизации
Поддерживать интерес к
созданию образов, креативность
исполнения
Заключение
Анализируя проведённую работу мы убедились в
том, что в играх- импровизациях, дети имеют
возможность
проявить
свою
инициативу,
самостоятельность,
дети
не
ограничены
в
действиях.
Игры-
импровизации
помогают
детям
эмоционально
раскрепоститься
и
не
бояться
сделать
что-то
не
так,
что
способствует развитию самостоятельности в
целом.