Напоминание

Музыкально-педагогическое взаимодействие как фактор становления будущих учителей музыки


Автор: Гарипова Раиса Маныповна
Должность: преподаватель вокала
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "ИРКПО"
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методические пояснения
Тема: Музыкально-педагогическое взаимодействие как фактор становления будущих учителей музыки
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРККУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИ ЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Методические пояснения

Составитель

Гарипова Р.М.

2020

Преобразования,

происходящие

в

нашей

стране,

вызвали

острую

необходимость перестройки народного образования. На смену авторитарной

педагогике пришла педагогика гуманистическая, главной целью которой,

является

восхождение

к

Человеку.

В

такой

цели

аккумулируются

гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к

личности и своему будущему. Идею развития личности, как центральную в

гуманистической педагогике в своё время отстаивали А.Ф. Дистервег, Я.А.

Каменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и многие другие. Обращаясь

к творческому наследию великого писателя и педагога Л.Н. Толстого, мы

убеждаемся, что он видел в педагогической профессии, прежде всего

гуманистическое начало, которое находит своё отражение в любви к детям, а

свободу ребёнка считал ведущим принципом в обучении и воспитании. Он

призывал к новому типу отношений между учителем и учениками, отстаивая

идею развития личности, как центральную в гуманистической педагогике.

И.Г. Песталоцци отмечал особую роль личности воспитателя, его любви к

детям. Он обратил особое внимание на отношение учителя к детям и их

родителям. «Каждое хорошее воспитание требует, - писал Песталоцци, -

чтобы глаз матери ежедневно, ежечасно, безошибочно читал в глазах.

Ребёнок учится любить людей через любовь к близким, к матери. Школьное

воспитание, лишённое этого чувства приведёт к «порче человеческого рода».

Интересные мысли о взаимодействии высказал Р.Оуэн, который высоко

ценил роль нравственных отношений между учителем и учеником в

педагогическом процессе и считал, что отношение к детям даже важнее его

образованности и профессиональной подготовки.

В

прошлом

веке,

а

особенно

сейчас

гуманистические

взгляды

на

педагогическое взаимодействие пристально исследовались и исследуются

видными учёными педагогами и психологами. Сторонниками таких взглядов

были такие западные теоретики, как Фром, Олпорт, Келли, Роджерс, Маслоу.

Их теория самоактуализации личности ясно показывает основные темы и

положения характерные для гуманистического направления. Основная

2

концепция данного направления – становление человека. В отечественной

педагогике это направление развивали такие учёные как Э.С. Каган, О.С.

Газман, В.Г. Казанская, А.Н. Леонтьев и др. процесс педагогического

взаимодействия,

построенный

на

гуманистической

основе,

связан

с

прогрессом в целом и с прогрессом социальных отношений, образования,

методов воспитания и обучения. Одна из задач современной школы, как

социального института – формирование у учащихся социального опыта,

готовности к новым демократическим отношениям в быстро меняющемся

мире. Сегодня дети, как никогда нуждаются в любви и защите, поэтому

задача педагога заключается в том, чтобы, воспитывая создать условия для

развития духовности, нравственности обучающихся, оказать им помощь в

жизненном

самоопределении,

создать

условия

для

творческой

самореализации личности.

Исходя из этого, коллектив ИРПКО определил для себя приоритетные

задачи:

Усилить функции образовательного учреждения;

Повысить социальный статус воспитания;

Увеличить состав субъектов воспитания;

Расширить

способы

взаимодействия

между

субъектами

воспитательного процесса.

Чтобы решить эти задачи мы должны были изменить деятельность субъектов

педагогического процесса распределить объём работы, наметить пути

взаимодействия, выбрать организационные формы работы. Наш коллектив

работает

над

проблемой

музыкально-педагогического

взаимодействия

несколько лет. Но если рассматривать сущностную деятельность педагога-

музыканта, то можно с уверенностью сказать, что она всегда осуществлялась

через музыкально-педагогическое взаимодействие. Теперь жизнь диктует по-

новому взглянуть на эту проблему, заново описать её видение.

Профессиональное

назначение

педагога-музыканта

заключается

в

профессиональной подготовке будущего специалиста к выполнению тонкого

3

и сложного предназначения – прослеживать, формировать и направлять через

музыкальное искусство становление ребёнка входящего в мир. Проблема

музыкально-педагогического взаимодействия предусматривает реализацию

индивидуального и личностного подхода в системе воспитания. Мы обучаем

детей, изучая и учитывая их интересы, склонности, потребности, создаём

приятный морально-психологический климат. Мы помогаем студентам в

решении проблем, возникающих в общении со сверстниками, учителями,

родителями.

Исследуя проблемы музыкально-педагогического взаимодействия, опираясь

на передовые идеи видных философов, известных педагогов на сложившиеся

традиции

колледжа

многогранный

опыт

работы

коллектива,

мы

рассматриваем

как

решаются

вопросы,

связанные

с

планированием,

распределением обязанностей между субъектами воспитания, установлением

их взаимодействия. Находим равновесие между традиционными подходами к

организации учебно-воспитательного процесса, в т.ч. и воспитания, и

инновационными идеями. В колледже развивается модель организации

гуманистического воспитания, основанная на совместной деятельности

администрации,

преподавателей,

студентов,

родителей

и

социальных

партнёров.

С особой остротой встаёт проблемный вопрос – подготовка личности к

общению. Если раньше вопросы подготовки студента рассматривались в

аспекте культуры поведения и привитии определённых нравственных норм

поведения, то сейчас задачи более объёмны и широкие: развить духовность,

осуществить индивидуально-личностный подход, предоставить свободу и

детерминизм, развить коммуникативные способности студентов, помочь им

освоить конкретные пути их взаимодействия. Нам необходимо выстроить

такую систему музыкально-педагогического взаимодействия (МПВ), которая

сможет

конструктивно

спрогнозировать

позитивный

результат.

Использование традиционных и поиск новых форм совместной деятельности

воспитания детей, правильно их организация и проведение, способствуют

4

формированию

творческой

культурно

образованной

профессионально

подготовленной

личности

будущего

учителя

музыки,

что

является

необходимым условием для самореализации и самовоспитания.

Находясь

в

научно-практическом

поиске,

мы

пытаемся

разработать

стратегию

МПВ

последовательно,

современно,

учитывая

научный

и

теоретический

опыт

сотрудничества

субъектов

образовательно-

воспитательного процесса. Все звенья образовательной цепи осуществляют

стратегию педагогического взаимодействия в динамическом развитии, в

умении определить важнейшие участки работы, организовать и провести.

Наиболее значительные проблемы решаются совместно с педагогами,

детьми, родителями, облекаясь в

различные модели взаимодействия:

«взрослый – взрослый», «ребёнок – взрослый», «педагог – студент», «студент

– студент» и т.д.

Педагогическая

деятельность

коллектива

педколледжа

опирается

на

ключевые идеи, соответствующие прогрессивным тенденциям в мировой и

отечественной

практике

по

сотрудничеству

и

пониманию

сущности

демократической системы образования в которой субъекты образовательного

процесса активно влияют на жизнь колледжа. Проблемы нравственно-

этического и гуманистического воспитания и профилактику деструктивных

процессов в жизни подрастающего поколения наше учебное заведение как,

впрочем, и другие, решить без поддержки извне не сможет. В семье

закладываются

основы

поведенческих

норм,

где

должны

создаться

благоприятные

условия

для

развития

ребёнка.

Для

осуществления

концептуальной основы педагогического сотрудничества мы учитываем

социальные условия семьи, экономический статус, которые влияют на

образовательный

процесс.

Изучая

социальное

положение

студента,

педагогический коллектив стремиться избежать негативные моменты в

образовательном процессе и находит наиболее продуктивные формы

взаимодействия.

5

Стратегия сотрудничества кафедры вокала с другими образовательными

учреждениями,

структурными

подразделениями

колледжа,

студентами,

родителями точно определяет проблемы педагогического взаимодействия,

которые мы решаем совместно.

намечаем план работы по воспитанию и образованию;

учитываем интерес, мотивы учения и жизненные планы студента;

формируем потребность культурного учения;

развиваем

познавательный

интерес

к

музыкальному

искусству,

литературе, изобразительному искусству, к миру;

осуществляем заботу о здоровье в целом и голосообразующем аппарате

в частности;

выявляем причины неуспеваемости студентов, предупреждаем и гасим

конфликтные ситуации между сверстниками и взрослыми;

создаём в колледже благоприятную обстановку и

нравственно-

психологический климат для здорового образа жизни студентов и

преподавателей, формируем у будущих специалистов самосознание,

самодостаточность и стремление самостоятельно трудиться.

Определяя

проблемы

музыкально-педагогического

взаимодействия,

мы

стремимся решать их дифференцировано: одни и те же формы работы со

студентами мало эффективны, поэтому мы применяем разнообразные

личностно ориентированные подходы к их осуществлению. При определении

МПВ и его стратегии мы учитываем заинтересованность всех субъектов

педагогического процесса проблемами колледжа, вырабатываем совместные

действия, информируем родителей о положении дел у студента, поднимаем

авторитет педколледжа, устанавливаем более тесные связи различными ОУ и

социальными институтами.

Таким образом, все усилия преподавателей направлены на достижение

максимальной эффективности влияния учебно-воспитательного процесса на

развитие личности студента, повышение культуроёмкости образовательной,

профессиональной

и

воспитательной

деятельности.

Взаимосвязь,

6

взаимопроникновение

и

взаимообогащение

музыкального

искусства,

культуры и образования - это важнейшее условие реализации новой

стратегии музыкально- педагогического взаимодействия. В этой связи

следует признать актуальным и целесообразным поиск форм, способом и

технологий насыщения среды развития студента подлинными ценностями

мировой и национальной культуры, формирование на этой основе духовно

богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности.

Раскрытие духовно - нравственного потенциала личности студента через

музыкальное искусство даёт возможность сформировать соответствующие

отношение к окружающей действительности и развивать творческий уровень

в динамической прогрессии. Для формирования сотрудничества между

детьми и взрослыми в колледже важно представить коллектив как единое

целое, как единую семью, которая сплачивается и живёт тогда, когда

организованна совместная деятельность педагогов, студентов и родителей. В

музыкально- педагогическом сотрудничестве необходимы систематичность и

обратная связь, мотивация взаимодействия, гибкие формы, что несомненно

будет благотворно влиять на развитие наших студентов, в связи с этим мы

обозначили следующие задачи:

1.

стимулировать и направлять саморазвитие;

2.

подготовить выпускников к взаимодействию с учениками и

родителями;

3. организовывать адресную помощь и практическую поддержку, советы,

рекомендации по взаимодействию с ними;

4. осуществлять многофакторный, действенный механизм

сотрудничества.

Все структурные подразделения колледжа в данное время в научном поиске

стремятся определить пути, возможности решения новых более сложных

задач и условия реализации функции МПВ, основанного на личностно -

ориентированном подходе в обучении и воспитании. Мы строим в колледже

гуманистическую систему воспитания, для нас воспитательная система- это

7

взаимосвязь

всех

субъектов

воспитательного

процесса.

Устанавливая

взаимосвязи, мы пытаемся:

1)чтобы все структуры и факторы колледжной жизни содействовали

развитию личности студента;

2)чтобы

в

процессе

создания

системы

МПВ

наш

колледж

стал

уникальным, привлекательным, жизнестойким, конкурентоспособным.

Моделируя механизм системы МПВ мы предоставляем возможность для

развития

и

проявления

творческих

способностей

и

педагогического

мастерства в различных видах искусства, в интегративной связи других

дисциплин. Каждый студент и педагог колледжа вносит значительный вклад

в реализацию функций МПВ.

Нами проводятся профессиональные конкурсы с выходом на всероссийский

и международный уровни, научно-практические конференции, проблемные

семинары,

тематические

классные

часы,

«круглые

столы»,

отчетные

концерты, предметные недели, музыкальные викторины, КВН, шефская

работа, широчайший спектр концертной деятельности внутри колледжа и за

его пределами,

профессиональная

работа.

Творческие

потребности

и

интересы преподаватели и студенты реализуют через участие: в «дне

знаний», «дне открытых дверей», «дне пожилого человека», «дне молодой

семьи», на встречах с ветеранами труда и войны.

Пропагандируя вокальное и музыкальное искусство, мы осуществляем

многофакторное музыкально-педагогического взаимодействие с педагогами,

студентами, родителями и внешним социумом.

На сегодняшний день наш коллектив лишь заложил крепкий фундамент

строящейся системы музыкально-педагогического взаимодействия, которая

требует долговременной перспективы и научного обоснования.

8

ЛИТЕРАТУРА

1.

Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения

[Текст]/А.Дистервег.-М., 1956.

2.

Коменский, Я. Избранные педагогические сочинения [Текст]/Я.А.

Коменский.-М.,1955.

3.

Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность

[Текст]/А.Н.Леонтьев.- М.,1957.

4.

Песталоцци, П. Избранные педагогические сочинения

[Текст]/П.Песталоцци.- Изд-во АПН РСФСР., 1963.- С. 136.

5.

Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]/

А.В. Сухомлинский/Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль.- М., 1979.

9



В раздел образования