Автор: Гарипова Раиса Маныповна
Должность: преподаватель вокала
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "ИРКПО"
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль вокального репертуара в формировании музыкально-художественного вкуса младших школьников
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Иркутский региональный колледж педагогического образования»
Кафедра вокала
Роль вокального репертуара в формировании музыкально –
художественного вкуса младших школьников
Составитель:
Гарипова Р.М.
преподаватель первой
квалификационной категории
Иркутск
2020
Оглавление
Введение..................................................................................................................3
Глава I. Особенности формирования музыкально – художественного
вкуса младших школьников…………………………………………………..6
1.1.
Формирование художественно – эстетического вкуса через восприятие,
интерес, сознание………………………………………………………….6
1.2.
Художественная образность вокальных произведений…………………8
Глава II. Методы и принципы формирования музыкально –
художественного вкуса на основе вокального репертуара……………….13
2.1.
Требования к подбору вокального репертуара…………………………13
2.2.
Методы и принципы музыкально - художественного воспитания
младших школьников…………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...20
Литература………………………………………………………………………21
Приложение
3
Введение
Актуальность выбранной нами темы обусловлена одной из важнейших
задач
музыкального
образования
–
формирования
музыкально-
художественного вкуса школьников. Музыкальное воспитание является
частью духовной культуры человека, содержание которой выражается:
индивидуальное
мироощущение,
освоенная
гуманитарная
культура,
осознанное человеческое достоинство и чувство ответственности за свои
действия. В сближении культурного и жизненного контекстов личности
М.М. Бахтин видел суть духовности и взаимодействия людей: «Вся культура
в целом интегрируется в едином и единственном контексте жизни, к которой
я причастен. Интегрируется и культура в целом и каждая отдельная мысль,
каждый
отдельный
продукт
живого
поступка
в
единственном
и
индивидуальном контексте действительно-событийного мышления».
Наиболее универсальной разновидностью культуры, впитывающей все
другие предстает художественно - эстетическая. Это означает, что механизм
эстетического
сознания
как
чувственно
-
оценочный
вовлечен
соответствующим образом, способом во все стороны, формы бытия и
духовной культуры, включая нравственные, религиозные, экологические.
Это
эстетическое
сознание
обращено
одновременно
к
чувственному
постижению духовности и реальности. По мнению Г.В.Ф. Гегеля, образное
формирование определенного чувственного материала в художественном
творчестве и самопроявлении автора порождают произведения, которые
подобно окружающей
нас
внешней
природе дано для
чувственного
ощущения внешнего или внутреннего, для чувственного созерцания и
представления.
Учителя образовательных учреждений пытаются определить суть
духовности в своей деятельности и в развитии учеников. Жизненная острота
обсуждаемой нами проблемы, ее значение в педагогическом процессе
говорит о том, что серьезную опору для педагога и для ученика мы можем
видеть именно в искусстве, в культуре, в музыкально - художественной
деятельности, действительно, речь идет об условиях развития способности
эстетического освоения окружающего нас мира, об активизации механизма
эстетического сознания, самосознания и о формировании и развитии
музыкально - художественного вкуса. Это относится и к художественно-
эстетическим проявлениям ребенка в особенности в младшем школьном
возрасте. При этом существенно не только накопление эстетического опыта,
но и развитие рефлексий осознания себя в качестве «носителя культуры»
духовно и эстетически развивающегося человека. Мы рассматриваем
музыкальное образование и самообразование личности как построение,
создание культуры личности в системе внутренней и внешней деятельности
эстетического характера.
4
На наш взгляд музыкально-эстетическая культура может формироваться
через осознанное развитие музыкально - художественного вкуса. Развитие
художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности,
которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что
во время музыкальных занятий учащиеся претворяют в жизнь доступные им
элементы прекрасного.
Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение,
которое
обеспечивает
совместные
переживания
эстетических
чувств,
развивает музыкальные, певческие навыки и умения, формирует музыкально-
художественный вкус. Одним из важных и сложных вопросов в проблеме
формирования
нравственно
-
духовных
качеств
личности
является
определение критериев музыкально - эстетического образования учащихся
начальной школы. Сегодня ученые, представители различных наук едины во
мнении о том, что следует различать два вида показателей музыкально-
эстетического образования: объективный и субъективный критерии - это
реальная степень приобщения к музыкальному искусству, участие ребенка в
той
или
иной
деятельности.
Субъективный
критерий
характеризует
музыкально - эстетическое образование со стороны его качества, выражение
духовной
сущности
личности.
Сюда
входят
мотивы
музыкально-
эстетического образования, отношение к нему, удовлетворенность от
художественно значимого песенного репертуара. Проблема формирования
музыкально
–
художественного
вкуса
школьников
в
современной
музыкальной педагогике особенно актуально, но остается неисследованной.
Опыт показывает, что мы часто сталкиваемся с противоречиями между
субъективным и объективным факторами. Например, ребенок от природы
одарен музыкальными способностями, но пренебрежительно относится к
сверстникам.
Необходима
установка
на
устранение
дисгармонии
и
ориентации в музыкально - эстетическом образовании и преобразовании
личности. При этом музыкальное образование учащихся должно быть
обусловлено музыкой такого содержания, таких форм и методов понимания
содержания произведения, которые были бы ориентированы на эстетическое
отношение к
произведению,
человеку
и в
целом
приводили бы
к
гармоническому единству объективного и субъективного факторов. Только в
этом случае можно говорить об эффективности процесса музыкального
образования, о формировании эстетического сознания, развитии музыкально-
художественного вкуса и о нравственно – духовных качествах, становящихся
условием развития личности.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы определяем для себя
основную цель: формирование основ музыкально-художественного вкуса
младших школьников через вокальный репертуар. В профессиональной
деятельности мы решаем следующие задачи:
Формируем у школьников эстетическое отношение к окружающей
действительности, природе, труду, человеку, как высшей ценности
жизни;
5
Развиваем познавательный интерес к знаниям, потребность в активной
творческой деятельности, стремление применять свои знания на
практике;
Воспитываем
высокие
моральные
качества,
музыкально-
художественную
культуру,
стремление
утверждать
красоту
в
окружающей нас действительности.
Достижение этой цели и решение задач возможны при условии
целенаправленной систематической работы по формированию у учащихся
системы научных знаний, практических умений и навыков, направленных на
познание ценностных музыкально - художественных ориентаций.
Формирование музыкально - художественного вкуса младших
школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеурочной
деятельности. В педагогической науке определены основные принципы
музыкально - эстетического образования школьников, к числу которых
относятся:
Интегрированность различных видов искусств, дисциплин естественно
- научных и психолого - педагогических циклов;
Систематичность и непрерывность учебно - воспитательных действий;
Единство интеллектуального и эмоционально - волевого начал в
творческой деятельности учащихся.
Следовательно, на основании вышеизложенного объектом исследования
мы считаем: процесс формирования музыкально - художественного вкуса
младших школьников через вокальный репертуар. Предметом исследования
– условия формирования музыкально-художественного вкуса младших
школьников через вокальный репертуар.
Задачи исследования:
1.
Выявить особенности формирования музыкально – художественного
вкуса;
2.
Раскрыть
значение
воспитательного
воздействия
художественной
образности
произведений
на
формирование
музыкально
художественного вкуса;
3.
Обозначить требования к подбору вокального репертуара.
4.
Выделить методы и принципы формирования музыкального вкуса
младших школьников
Методы исследования:
1.
Анализ методической и специальной литературы по исследуемой
проблеме;
2.
Анализ художественной образности вокального репертуара;
3.
Обобщение и систематизация теоретического материала.
6
Глава I. Особенности формирования музыкально – художественного
вкуса младших школьников
1.1.
Формирование художественно - эстетического вкуса через
восприятие, интерес, сознание.
Сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что проблема развития
чувств и оценочных ориентаций в школьной практике не решается
учителями
профессионально.
Показателем
этого
является
неумение
разобраться
в
соотношении
эстетического
и
художественного.
Формирующийся музыкально - художественный вкус в процессе воспитания
и образования младшего школьника непосредственно зависит от уровня
художественно - эстетического развития. Именно поэтому мы, сначала
рассматриваем проблемы эстетической специфики искусства, его восприятия
и формирование художественно - эстетического вкуса.
Помощь, которую педагоги оказывают будущему учителю, стимулируя
его духовный рост и потребность к самообразованию, дает возможность
научить
школьников
приобщаться
к
искусству,
постичь
сложности
специфики
его
видов.
Многогранные
формы
искусства
не
должны
утрачивать
в
педагогическом
процессе
художественные
качества.
Художественное произведение, субъективно отражающее действительность,
содержащее чувство и душу, формирует объективные общезначимые
ценности. Искусство является носителем взгляда художника, который
стремится приблизить человеческое и человека к идеалу, - это и определяет
важнейшее гуманизирующее влияние искусства на развитие личности.
Формирование художественно-эстетического вкуса возможно лишь в том
случае, если человек умеет объективно и обоснованно оценивать искусство.
Под оценкой обычно понимается определение ценности, значимости чего-
либо.
Важнейшей задачей учителя является преодоление примитивности
искусства и оценочных суждений о нем что, несомненно, влияет на
приобщение к искусству школьников и их эстетическое развитие. Процесс
восприятия обусловлен жизненным и художественным опытом личности, ее
психологической установкой на определенный выбор художественного
произведения и его восприятия.
Восприятие художественного произведения влечет за собой оценочные,
критические
суждения.
Эстетическое
суждение
-
это
эстетическое
высказывание
об
эстетической
значимости
произведения
искусства,
содержащее его оценку. Правильность эстетических суждений личности
проверяется практикой восприятия искусства, художественной культурой,
7
эрудированностью, развитым художественным вкусом.
Они связаны с
формированием эстетических идеалов. Учитель должен создавать условия
для развития способностей к эстетическим суждениям. Эстетические
суждения в свою очередь зависят от личного вкуса человека, то есть
способности
к
эстетическим
переживаниям,
оценке
и
суждениям,
гармонически взаимосвязанным.
Разработка проблемы эстетического вкуса занимает особое место в
эстетике. Он справедливо отмечал сложный общественно-индивидуальный
характер
эстетического
вкуса,
который
можно
рассматривать
как
эстетическую установку, то есть готовность действовать эстетически, как
способность
по
чувству
удовольствия
или
неудовольствия
дифференцированно воспринимать и оценивать эстетические объекты.
Хороший эстетический вкус способность получать наслаждение от подлинно
прекрасного,
эмоционально
отвергать
псевдоискусство,
испытывать
потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в
повседневной жизни.
Развитость эстетического вкуса определяется глубиной эстетических
ценностей,
способностью
выявить
богатство
значений
произведения
искусства. Общую направленность оценок вкуса определяют взгляды и
мировоззрение личности. На вкусах сказывается и влияние моды. Говорят,
что о вкусах не спорят, но педагогическая практика подсказывает, что
спорить можно и нужно, ибо в споре рождается истина, формируется вкус.
Отсутствие эстетического вкуса может обернуться дефицитом нравственных,
гуманистических и других качеств личности. Восприятие произведений
искусства невозможно без эстетического интереса, от которого зависит
дальнейшее
эстетическое
развитие
личности.
Интерес
–
сложное
психологическое
образование.
Его
определяют
как
познавательную
активность
личности
как
эмоционально
-
окрашенное
избирательное
стремление к познанию предметов и явлений внешнего мира.
Наиболее полной эстетической реализации личности по предметной
направленности происходит в музыкальной, литературной, изобразительной
и других видах художественной деятельности. В исследованиях психологов
и педагогов по проблеме интересов выделен эстетический интерес как
направленность особого рода объекта, как элемент общей структуры
интересов, эмоционально - познавательной сферы личности. Наличие
развитого
художественно
-
эстетического
вкуса
невозможно
без
эстетического интеллекта, без сформированного осознания и понимания
красоты,
способности эстетического восприятия природы, эстетизации
окружающей
среды.
Все
многообразие
мира
преломляется
через
художественно - эстетическое сознание личности, этим готовится почва для
деятельного
восприятия,
понимания,
оценок.
На
формирование
художественно
-
эстетического
вкуса
огромное
влияние
оказывает
воздействие искусства. Система педагогического воздействия средствами
музыкального искусства поможет школьнику отличить художественно-
8
эстетические
ценности
от
псевдоискусства.
Эстетическое
воспитание
средствами
искусства
обозначается
термином
«художественное
воспитание», а средствами музыки «музыкально - художественным».
Высокий музыкально - художественный вкус развивается, прежде всего, в
результате знакомства с лучшими образцами музыкального искусства, его
законов и специфики. Следовательно, мы можем утверждать, что для этого
необходимы:
1.
Обще - эстетическая подготовка и профессионализм учителя музыки,
его умения грамотно подбирать художественно - значимый репертуар и
готовность к эстетической деятельности в школе.
2.
Способность учителя вычленять и применять наиболее эффективные
методы
и
приемы,
воспринимать
и
творить
мир
музыки,
ориентированный на идеалы красоты, гармонии выразительности,
совершенства.
1.2.
Художественная образность вокальных произведений
Музыкальное искусство уникально по силе воздействия на чувства
человека,
побуждает
к
сопереживанию,
формирует
стремление
к
преображению окружающего нас мира. Влияние музыки неповторимо и ни с
чем несравнимо. Вместе с художественной литературой, изобразительным
искусством, театром и кино она выполняет важную социальную функцию.
Основное назначение музыкальных предметов заключается в развитии
способности чувствовать и понимать музыку, в умении творчески применять
полученные знания в повседневном общении с людьми.
Отображая разные стороны жизни людей, музыка оказывает огромную
силу воздействия на духовный мир человека. Она, как ни один из видов
искусства, способна объединять и служить средством общения. Музыкальное
произведение, созданное человеком, чудесным образом вызывает отклик в
душе людей разного социального статуса, образованности. Художественно-
значимое произведение способно выразить мир высоких идей и глубоких
чувств человека, вызвать эмоциональный отклик, стать источником и
средством воспитания. При восприятии художественного произведения у
человека расширяются познания явлений, действительности, возникают
переживания, размышления, эстетическое удовлетворения. Художественный
образ – отражение реального мира в сознании человека, нашедшее
воплощение в художественном произведении. В реалистическом искусстве
он отражает действительность, основывает на объективном и субъективном
опыте
его
создателя.
В
процессе
создания
художественного
образа
чувственное восприятие идет к обобщению художественно - образного
мышления, где идея нерасторжима с образом. Созданные фантазии поэта,
композитора, художника, писателя художественные образы, воспринимаются
нами как реально существовавшие или существующие. Этот факт налагает на
создателей произведений невероятно большую ответственность, так как по
произведениям
искусства,
художественным
образам
мы
судим
о
9
действительности. В музыкальном искусстве, да и в искусстве вообще,
содержание нельзя отделить от образа. Научные понятия имеют свойства
стареть, изменяться, корректироваться, художественные же образы, остаются
вечно и не стареют. Создавая художественно - эстетический идеал, творец
преломляет его через собственные понятия и
взгляды, знания и опыт, заражая симпатией или антипатией к явлениям
действительности. Преобразовывая эстетические понятия в художественные
произведения, автор должен помнить, что они обязаны удовлетворять
эстетическим потребностям человека. Приобщая детей с раннего возраста к
музыкальному искусству, мы развиваем их как личность. Теория дошкольной
и школьной педагогики разработала стройную систему музыкального
воспитания. Она представляет собой сложный и многогранный комплекс
музыкальной деятельности, состоящий из различных ее видов. Ключом к
успешному
решению
поставленных
задач,
несомненно,
является
пробуждение в ребенке чувств любви к музыке, способность воспринимать
ее, умение слышать, эмоционально отзываться на нее, проникаться глубиной
содержания, красотой формы и идей.
Общение с произведениями музыкального искусства и их влияние на
развитие ребенка, его духовности, способностей, соприкосновение с миром
прекрасного развивает его нравственные качества, пробуждает добрые
чувства – этот тезис Г. И. Чернышевского развил убедительно доказавший
значение музыки в нравственном воспитании подрастающего поколения.
Дети с исключительной остротой чувствуют прекрасное и тянутся к нему.
Эту способность ребенка необходимо активно поддерживать и развивать
музыкальное
искусство.
Восприятие
художественных
произведений
предоставляет неограниченные возможности.
Цель воспитания музыкально - художественного вкуса учащегося мы
видим в том, чтобы давая ребенку знания, создавать благоприятные условия
для его естественного духовного развития, самовыражения, саморазвития в
многообразии музыкального искусства.
В современных условиях педагогической работы с детьми младшего
школьного возраста следует выявить следующие задачи:
Систематически
развивать
восприятие
прекрасного,
эстетические
чувства, представления детей;
Через все виды искусства, природу и быт формировать эмоциональную
отзывчивость и познавательную активность;
Приобщать детей к деятельности в области музыкального искусства,
воспитывая у них потребность, вносить элементы прекрасного в быт,
природу, общественное отношение;
Формировать
основы
музыкально
-
художественного
вкуса
и
способность самостоятельно оценивать музыкальное произведение;
Развивать художественно - творческие способности детей.
Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть
непринужденной, насыщенная радостным устремлением, творческим
воображением. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его
10
художественные умения и навыки, тем полнее раскрывается его творческая
индивидуальность. В основе методики художественно - эстетического
воспитания лежит совместная деятельность учителя и ребенка. Учитель
развивает у него творческие способности к осознанному восприятию
художественных ценностей.
Художественно - эстетическое восприятие
всегда избирательно и индивидуально. В его основе – эмоциональный отклик
на прекрасное. Основой музыкального воспитания в школе является хоровое
пение, которое обеспечивает совместные переживания эстетических чувств,
развивает
музыкальность,
певческие
навыки
и
умения,
формирует
музыкально - художественный вкус.
Рассматривая структуру музыкально - эстетической культуры личности,
Р.А.Тельчарова выделяет два ее основных компонента: музыкальную
деятельность
и
музыкальное
сознание.
К
их
числу
автор
относит:
музыкальные способности, установки, знания, умения, навыки, чувственно -
оценочное отношение, образное мышление, позволяющее ориентироваться в
многообразии музыкальных ценностей, формировать через механизмы
ценностных ориентаций восприятия, переживания, оценки, вкусы, идеалы,
взгляды.
Р.А.
Тельчарова
рассматривает
музыкально
-
эстетическую
культуру учителя музыки:
Как условие, основания для требования к специалисту, к свойствам его
личности, профессионально значимым качествам личности;
Как
программу
подготовки,
содержащую
теоретические,
исполнительские и методические предпосылки становления в идеале
музыкальной культуры школьника;
Личная музыкально - эстетическая культура учителя музыки выступает
как условие и предпосылка, определяющая эффективную деятельность
в школе на уроках музыки и в условиях внеклассной работы.
При выборе музыкальных произведений учитель должен учесть вкусы,
потребности и интересы детей, увлеченно рассказать о содержании, поэте,
композиторе
и
их
творчестве,
привлечь
внимание
к
музыкальным
характеристикам героев. Анализ средств музыкально - художественной
выразительности позволит учащимся выявить
идею произведения, ее
воспитательное и образовательное значение.
Проводить уроки музыки учитель должен по заранее спланированному
сценарию.
Основополагающим
в
педагогическом
процессе
является
познавательная,
социальная,
коммуникативная,
воспитательная,
образовательная и эстетическая функции музыкального искусства. При
работе над песенным репертуаром учитель дает разнообразную информацию
о классике, современной и русской народной песне, на этой основе вызвает у
детей стремление глубже понять содержание музыки. Изучение вокальной
музыки воспитывает у детей восприятие всего комплекса выразительных
средств, раскрывающих тот или иной музыкальный образ. Целенаправленная
работа над восприятием песенного репертуара заставляет детей активно
мыслить, вызывает в их сознании соответствующие образы, понятия,
представления, эстетические чувства, учит любить и понимать музыку,
11
пробуждает
интерес к прошлому народа, воспитывает музыкально -
художественный вкус.
В работе по формированию музыкально - художественного вкуса
учащихся важна творческая свобода, метод раскрытия жизненной
значимости изучаемого материала, эмоционально - образной его подачи.
Проводя урок, как своеобразный спектакль, учитель увлекает, обучает,
воспитывает.
Ведущий
метод
на
уроке
музыки
–
проблемный,
стимулирующий
познавательную
деятельность.
Творческий
характер
проведения
занятий
предполагает
активное
мышление,
критическое
осмысливание изучаемого материала. На уроках музыки учащиеся учатся
воспринимать
музыку
как
источник
и
предмет
духовного
общения,
оценивать произведения, вырабатывать собственное увлеченное отношение к
искусству, познавать жизнь через творческое художественно - образное
мышление. Воздействие музыки на школьников трансформируются в
практическую
деятельность
человека,
возможно
и
не
связанного
непосредственно с музыкальным искусством.
Пути формирования музыкально - художественного вкуса учащихся
строятся, прежде всего, на духовно - личностной основе, заключающейся в
акцентированном
субъективном
мироощущении.
Динамика
же
формирования музыкально - художественного вкуса в условиях работы над
вокальной музыкой процесс длительный и многогранный. Синтез теории с
практикой способствует приобретению знаний, умений и навыков, более
осмысленному
восприятию
музыкально
-
образного
содержания
художественных произведений.
Субъективная, духовно - нравственная культура позволяет учащимся
пассивное мироощущение трансформировать в активное, что влечет за собой
стремление к самосовершенствованию личности. Раскрытие духовно -
личностного потенциала дает возможность формировать творческий уровень
в динамической прогрессии. Музыкально - эстетическую культуру и
музыкально - художественный вкус учитель комбинирует и находит
оптимальные адекватные образы, идеалы, символы для мировосприятия.
Развивая умственную культуру учащихся, учитель формирует внутреннюю
гармонию, духовную наполненность. Жизненная необходимость данной
проблемы убеждает нас в том, что серьезную опору для учителя и учеников
мы
должны
находить
в
искусстве,
культуре
и
в
художественной
деятельности.
Музыкально - художественный вкус формируется в результате
направленных
комплексных
воздействий
учителя,
что
ведет
к
разностороннему развитию качеств личности. Чтобы получить желаемый
результат, необходимо заинтересовать, увлечь ребят интересной темой и
проводить занятия в различных формах: урок – игра, урок – спектакль, урок
– концерт, «Музыкальный карнавал», «Искусство, музыка и я», «Волшебная
сила искусства» и многое другое. Задача каждого занятия – эмоционально
разбудить ребят, заставить переживать, сомневаться, размышлять, если этого
не произойдет, то от него не будет ожидаемой отдачи в плане воспитания и
12
развития музыкально - художественного вкуса через художественно -
эстетическое сознание. Л.С. Выготский считал,
что для того, чтобы
эстетические
чувства
стали
чувствами,
необходимо
развивать
эмоциональную область сознания школьника. Именно поэтому
эмоциональную установку определяют как основной момент, без которого
произведение искусства может пройти мимо осознанного восприятия.
Подводя итог первой главы, мы должны отметить, что формирование
музыкально – художественного вкуса имеет свою специфику, а именно:
1.
Музыкально – художественный вкус формируется через восприятие
музыкального произведения, интерес и сознание;
2.
Оценочные суждения музыкальных произведений являются
психологической установкой на определенный выбор художественного
произведения и его восприятия;
3.
Многогранные художественные образы в вокальной музыке,
отражающие субъективные взгляды авторов, влияют на формирование
и развитие музыкально – художественного вкуса младших школьников.
13
Глава II. Методы и принципы формирования музыкально –
художественного вкуса на основе вокального репертуара
2.1. Требования к подбору вокального репертуара
Восприятие вокальной музыки – основа формирования музыкально -
художественного вкуса. Оно занимает особе место в системе музыкального
воспитания детей. Работа над произведением начинается с осознанного
восприятия образа, содержания, характера, формы. Только после осознания
можно
переходить
к
воспроизведению.
В
процессе
неоднократного
прослушивания и разучивания дети проникаются красотой песни, вследствие
чего, у них развивается все более устойчивый интерес, а в дальнейшем к
потребности слушать ее и исполнять.
Эстетическая радость, чувство прекрасного, возникающие в процессе пения,
художественная образность и средство музыкальной выразительности,
создают замечательную основу для развития музыкально - художественного
вкуса. На основе формирования у школьников любви к вокальным
произведениям и потребности общения с ними, мы решаем следующие
задачи:
Развиваем:
1.
Зрительно - слуховые восприятия;
2.
Запоминание мелодии и воспроизведение голосом;
3.
Умение анализировать особенности звучания голоса;
4.
Устойчивый интерес и любовь к музыке;
5.
Музыкальную память, эмоциональную отзывчивость;
6.
Музыкально - художественный вкус.
Перечисленные задачи решаем на вокальном репертуаре, учитывающем
возрастные и психо - физические особенности детей. Именно в детском
возрасте закладываются основы музыкальной культуры и художественного
вкуса. В музыкальном воспитании прослеживается теснейшая связь между
детским садом и школой. Уроки музыки с детьми младшего школьного
возраста сохраняют структуру занятий в детском саду.
Итак, перед нами стоит одна из важнейших задач музыкального
воспитания в школе – формирование высокой слушательской культуры и
вкуса. Развивая способность слушать, понимать музыку и воспроизводить,
мы подбираем художественно – ценный и доступный песенный репертуар, на
основе которого развиваются художественно эстетические качества и
музыкальные способности детей.
Подбирая музыкально - литературный и вокальный репертуар мы
учитываем особую его ценность, определяем цели и задачи, которые помогут
14
раскрыть сущность и художественную значимость произведений,
основываясь на психологических и возрастных особенностях детей, их
вкусах, потребностях, музыкальной подготовке. На выдающихся образцах
классики, народной и современной музыки воспитывается не только
слушательская, исполнительская культура, но и лучшие личностные качества
современного молодого человека. Целеустремленность, духовность, мораль –
категории
нравственные,
которые
присущи
человеку
культурному,
интеллигентному. Работая над произведениями школьного репертуара,
учитель
формирует
у
детей
чувство
эстетического
наслаждения
от
соприкосновения с прекрасным, помогает осознать ответственность каждого
перед обществом, Родиной, самим собой.
Особе место в жизни человека, творчестве каждого народа занимают
песни. Радости, печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все это
находило и находит отражение в песенном народном творчестве, отсюда
богатство и многообразие жанров русской народной песни: трудовые,
хороводные, бытовые и так далее. Содержание и характер народной песни
определяется историческими условиями и бытом простых людей. Народная
песня наиболее доступна для восприятия, так как музыкальные образы
раскрываются и в словах песни, и в выразительной мелодии, близкой детям
по своему национальному колориту. Нравственный смысл, мотивы, идеи,
заложенные в русском народном песенном творчестве, обладают огромной
силой воздействия, воспитательной значимостью.
Например:
Знакомство с творчеством композиторов - классиков является одним из
важнейших
условий
эстетического
воспитания
и
образования
детей.
Классическое искусство отличается высокой идейностью, народностью,
реализмом, органическим слиянием форм и содержаний. Благородство идей,
заложенных в музыке, ее высокий профессионализм и выразительность
оказывают огромное воздействие на учащихся, воспитывают их вкус и
способствуют правильному пониманию детьми высокого искусства. Моцарт,
Бетховен, Глинка, Чайковский и другие черпали содержание для своих
великих творений в глубинах самой жизни, творчестве народа, в его борьбе
за светлые идеалы. Именно поэтому произведения классиков так близки и
понятны нашим современникам. Слушатели находят в них созвучные им
мысли и чувства. Яркость, жизнерадостность, простота и искренность
Моцарта,
народность
и
поэтичность
Грига
и
Римского-Корсакова,
мужественная
героика
и
эпическая
широта
Бетховена
и
Бородина,
лирическая взволнованность Чайковского – все эти отличительные черты
вводят детей в мир высоких человеческих чувств.
В музыке композиторов классиков в основном воплощаются идеи,
имеющие огромное воспитательное значение: идеи патриотизма, борьбы за
свободу личности, за благо народа, благородство человеческих чувств и
поступков, стремление к радости и счастью. Не только герои Бетховена,
Глинки,
Бородина
вызывают
чувство
любви
к
Родине,
восхищение
подвигами лучших представителей народа. Замечательные картины природы
15
и сказочные картины Грига и Римского-Корсакова рождают в душе
слушателей необыкновенно тонкую гамму чувств.
Произведения классиков, с которыми дети знакомятся на уроках и во
внеклассных мероприятиях, доступны для их восприятия благодаря
красочному и выразительному языку, эмоциональности. Мир в духовной
жизни
ребенка
интересовал
многих
композиторов,
музыкальные
произведения, написанные о детях и для детей, слушаются и поются
учащимися с необыкновенным интересом. Пробудить у детей потребность к
классическому музыкальному искусству – задача огромного значения, ибо
классическая музыка – образец высоко - художественного творчества и
является
благодарнейшим
материалом
в
формировании
музыкально-
художественного вкуса.
В Советском Союзе идейно - патриотические чувства были
доминирующими в деле воспитания подрастающего поколения, работники
идеологического
фронта,
молодежные
организации,
пионерские
и
комсомольские,
Союзы
писателей,
кинематографистов,
композиторов,
средства массовой информации, школы и дошкольные учреждения были
призваны решать эту проблему. Историю забывать нельзя, ее надо помнить и
знать, именно поэтому детей необходимо знакомить с произведениями
революционной, военной – патриотической тематикой. При знакомстве с
революционным фольклором дети прослеживают тесную связь с теми
знаниями,
которые
получили
ранее
при
изучении
народных
песен:
«Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу» и многие другие играют
значительную роль в познании исторического прошлого, в наследовании
духовной культуры народа. Песни Гражданской и Отечественной войн –
произведения огромной нравственной силы пробуждают у детей чувство
гордости за свой народ, воспитывают мужество и стойкость. Защита Родины,
борьба за светлые идеалы – вот темы, ярко отраженные в песнях. Идеи,
заложенные в вокальной военно - патриотической лирике, обладают
огромной силой воздействия. На основе восприятия этих произведений
воспитывается стремление к более глубокому пониманию идей, мыслей,
чувств, выраженных в произведениях музыкального искусства. К периоду
Гражданской войны относятся различные циклы песен – воспоминаний:
И.Дунаевский «Песня о Каховке», М. Блантер «Песня о Щорсе» и другие.
75 лет прошло с момента окончания Великой Отечественной войны.
Песни, сложенные в эти годы помогали бойцам и в бою, и в походах – живы
и любимы до сих пор. На песню в военные годы были возложены задачи
огромной важности – она была мощным агитатором, пропагандистом; она
воодушевляла
героических
бойцов
и
тружеников
тыла.
Вокальные
произведения военных лет – это песни о героизме, мужестве, о солдатской
верности и дружбе, о коротких минутах отдыха, о радости, веселой шутке,
придававшей бойцам силу духа и бодрость. Многие создатели песен сами
были фронтовиками. Почти все советские композиторы и поэты писали
песни для Советской армии, а многие и служили в ней. Песни Великой
Отечественной войны учили советских людей ненавидеть врага и верить в
16
победу: А. Александров «Священная война», М. Блантер «Темная ночь», К.
Листов «В землянке» и другие были любимы народом не одно десятилетие и
любимы они и сейчас.
В наши дни ветеранов войны осталось мало, а скоро уйдут и последние.
Народ не должен забывать тех, кому обязан жизнью. Формирование
патриотических чувств, гордости за свою страну, свой народ, должно быть
неотъемлемой
частью
в
деле
воспитания
подрастающего
поколения.
Западные идеологи перекраивают историю по - своему и воспитывают
молодежь с выгодных для них позиций. Именно поэтому наше молодое
поколение должно знать правду о великой миссии, которую выполнил
советский народ в Великой освободительной войне. До тех пор, пока на
планете не погаснет последний очаг войны, военная тематика будет
актуальной.
В советской музыке одной из значительных тем являлась тема мира и
дружбы. Школьники должны осознавать глубокий смысл слова «Мир». Вот
почему тема «Песни мира» была так актуальна и необходима для детской
аудитории. Важна, актуальна она и в наши дни. Композиторы создали много
ярких песен: А. Островский «Пусть всегда будет солнце», В. Мурадели
«Бухенвальдский набат», И. Дунаевский «Летите, голуби». В формировании
музыкально
-
художественного
вкуса
учащихся
огромное
значение
приобретает эстетическое восприятие природы. Умение найти в окружающей
природе прекрасное, эмоционально отозваться на все ее звуки и краски – эти
качества мы развиваем в ребенке с раннего детства. Природа вызывает у
детей огромный диапазон чувств и переживаний. Любовь к природе дает
богатую
пищу
для
детской
фантазии,
обостряет
наблюдательность,
настраивает на философские размышления. Наблюдения за явлениями при
роды делает слух ребят тоньше, глаза острее, а душу богаче и щедрее.
Эстетическое восприятие природы имеет и социальный характер. От любви к
родной природе начинается любовь к Родине. С детских лет в нашей памяти
живет светлый образ родного края, любовь к нему мы проносим через всю
жизнь. В песнях современных композиторов эти темы ярко прослеживаются.
Взаимопроникновение различных видов искусств и музыки помогает
проводить аналогию музыкально - образными и художественно - ценными
представлениями. Красоту и необыкновенную прелесть русской природы
воспели классики и современные композиторы. Образы природы в музыки
несут
в
себе
истинное
начало,
в
них
иногда
слышится
элемент
звукоподражания, но в основе лежит песенная выразительность, тонко и
чутко
передающая
переживания
людей.
Вокальная
музыка
обладает
необыкновенной силой эмоционального воздействия на человека, что
побуждает его к хорошим поступкам, делает его чище и добрее. Тема
природы
на
уроках
музыки
сквозная,
она
помогает
формировать
эстетическое отношение к природе у детей, сформировать музыкально -
художественный
вкус,
осмыслить
своеобразие
и
неповторимость
окружающего нас мира.
17
2.2. Методы и принципы музыкально - художественного воспитания
младших школьников
В сложном и динамическом процессе педагогу приходится решать
огромное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые
всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к
гармоническому развитию личности. Задачи эти – со многими неизвестными,
со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных
решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать
безошибочные
научно
обоснованные
решения,
педагог
должен
профессионально владеть методикой музыкального воспитания. Специфика
профессиональной
деятельности
педагога
–
музыканта
обусловливает
разнообразие и многообразие используемых принципов и методов в
обучении и воспитании, которые он применяет в разных сочетаниях.
Формируя у детей музыкально – художественный вкус, эмоциональную
отзывчивость, музыкально - образное мышление, учитель стремится создать
ситуацию радостного ожидания общения с музыкальным искусством,
подготовить ситуацию успеха, что позволит успешнее формировать навыки
и умения в активной творческой деятельности, развивать самостоятельность,
самоорганизацию и самооценку.
Идею самостоятельной деятельности
детей высказал К.Д. Ушинский принцип же эстетизации детской жизни,
обоснованный Б.Т. Лихачевым дает основание для формирования у
школьников
эстетического
отношения
к
действительности,
позволяет
развивать у них высокий художественно – эстетический вкус, дать им
возможность познать подлинную красоту эстетических идеалов в искусстве,
труде, жизни, человеческих отношениях.
Важнейшим принципом организации детской деятельности является
уважение
к
личности
ребенка
в
сочетании
с
разумной
требовательностью к нему, он вытекает из гуманистического воспитания.
Требовательность является своеобразной мерой к уважению личности
ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их
единство полно и емко выразил А.С. Макаренко как можно больше
требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к
нему.
Разумная
требовательность
всегда
себя
оправдывает,
но
ее
воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно
целесообразно продиктована потребностями воспитательного процесса,
задачи всестороннего развития.
Принцип создания ситуации ожидания завтрашней радости и успеха в
музыкальной деятельности и ожидания перспектив его развития является
могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в
преодолении трудностей. Ту сферу деятельности,
в которой учащийся
наиболее ярко проявляет себя, надо умело использовать для его духовного
подъема. Урок музыки целесообразно начинать с рассказа. Большое
значение, особенно в младшем школьном возрасте имеет рассказ при
организации ценностно – ориентированной музыкальной деятельности.
18
Воздействуя на чувство детей, мы помогаем им понять и усвоить смысл
заключенных
в
рассказе
нравственных,
духовных,
эстетических
и
художественных ценностей.
Занятие можно начать и с беседы (о композиторе, его эпохе, музыкальном
произведении и тому подобное). Словесный, как правило, дополняется
наглядно – слуховым методом,
когда исполняется и прослушивается
музыкальное произведение или его фрагмент [С чего начинается Родина].
Слушая
произведение
или
фрагмент,
школьники
учатся
сравнивать,
анализировать, определять образное содержание вокального произведения,
его идею, используя методы анализа, сравнения и обобщения. Метод
стимулирования музыкальной деятельности помогает детям создать
необходимый эмоциональный настрой и творческую активность. Именно
здесь особенно необходим интерес учителя, артистизм, культура речи,
профессионализм.
Необычные
факты
из
жизни
авторов
вокального
произведения воспринимаются детьми очень живо и вызывают у них эффект
удивления. Так, перед началом работы над песней Л. Бетховена «Сурок»
детям можно рассказать о трагической судьбе композитора, что позволит
глубже вникнуть в образ героя песни, сопереживать ему. Работая над песней
«Колыбельная» Моцарта – Флиста, дети с интересом принимают сообщение
или рассказ о мальчике – вундеркинде Вольфганге Моцарте – это, вызывает у
детей ответный эмоциональный всплеск и желание продемонстрировать свои
способности в певческой деятельности.
Стимулируя интерес к музыкальной деятельности, мы создаем ситуацию
успеха
–
это
абсолютно
необходимо
и
с
педагогической,
и
с
психологической точки зрения, так как обычно музыкально одаренных
учеников в классе бывает не так много. Музыкально неразвитым, плохо
интонирующим
ученикам,
мы
помогаем
освободиться
от
комплекса
неполноценности и даем возможность поверить в свою силу. Внушая
уверенность в свои силы, мы создаем такую атмосферу, при которой ребенок
с плохой координацией в работе голосового аппарата, со слабым чувством
ритма, музыкальным слухом и неустойчивой интонацией поверил в свои
силы. Безусловно, работа эта очень сложная, требует достаточно времени,
такта со стороны учителя и толерантности.
В проблемно – поисковой ситуации
мы определяем следующие
творческие задачи:
Подобрать картинки или нарисовать персонажей, которые возникли в
воображении в процессе прослушивания песни А. Островский «Пусть
всегда будет солнце».
Определить какие музыкальные инструменты дополняют музыкальный
образ («Птичка» Р. Паулса) и так далее.
Метод сравнения наиболее распространен в музыкальном воспитании.
Сравнивая произведения
различные по характеру, мы заставляем ребят
анализировать, следить за изменениями контрастного характера музыки
«Уголок России» В. Шаинского и «Звонкое эхо» И. Казанцевой.
19
Если меняется динамика, темп или ритм в этих песнях, меняется и характер.
Этот прием вызывает очень эмоциональный отклик у ребят. Сглаживание
пунктирного ритма и замедление темпа до неузнаваемости, изменяет
произведение. В проблемно – поисковой ситуации можно предложить
учащимся инсценировать песню В. Шаинского «Антошка», найти образ,
движения, характеризующие музыкальный образ. У детей очень
богатая фантазия, они сами предлагают всевозможные варианты, а задача
учителя – выбрать лучшие из них.
Выбор методов развития эстетического и музыкально – художественного
вкуса
не
является
произвольным
актом,
он
подчиняется
ряду
закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение
имеет цель, содержание, методы и принципы музыкального воспитания,
конкретные педагогические задачи и условия ее реализации, учет возрастных
и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по
меткому замечанию А.С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и
даже хорошего шаблона.
И так, в практической деятельности, выбирая методы и принципы
формирования музыкально - художественного вкуса мы руководствуемся
целями
воспитания
и
его
содержанием.
Исходя
из
конкретной
педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на
вооружение. Будет ли это показ песни или вокальные упражнения,
положительным примером, зависит от многих факторов и условий и в
каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает
наиболее приемлемым в данной ситуации. Метод сам по себе не может быть
плохим или хорошим. В основу воспитательного процесса включаются не
сами методы, а их системы. А.С. Макаренко отмечал, что никакое
педагогическое средство не может быть признано абсолютно полезным, что
самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым
плохим. К.Д. Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех
педагогических явлений, которыми мы хотим управлять и поступать в
соответствии с этими законами, и теми обстоятельствами, в которых мы
хотим их приложить.
Исследуя данную проблему, мы установили, что:
1.
Большинство учащихся, несмотря на изучение вокальной музыки и
предметов
художественно – эстетических циклов в учебной
деятельности нуждается в коррекции художественных ориентаций в
формировании музыкального вкуса;
2.
Необходимы серьезные изменения в работе педагогов, нацеленные на
системы
вхождения
каждого
учащегося
в
мир
музыкального
искусства, на его полноценное восприятие;
3.
Отбор программного содержания, рациональных средств и методов, в
формировании
музыкально
–
художественного
вкуса
младших
школьников
способствуют
правильной
организации
учебного
процесса;
20
4.
Поскольку учебно – воспитательный процесс является объективной
необходимостью, а формирование музыкально – художественного
вкуса – сердцевины музыкального образования учащихся, то данные
выводы
актуальны
для
каждого
учителя
музыки
в
каждой
общеобразовательной школе.
Заключение
На передний план современной музыкальной педагогики мы выдвигаем
проблему
формирования
музыкально
-
художественного
вкуса,
утверждающую истинные духовные ценности. Через воспитание интереса и
потребностей к духовно – нравственным и эстетическим идеям, заложенным
в вокальной музыке, мы формируем вкусы современных школьников.
Сила воздействия вокальных произведений на личность ребенка –
важнейший фактор в работе педагога, в профессиональной и социально –
нравственной направленности.
Практика показала, что только высоко – художественная вокальная
музыка удовлетворяет возрастающие духовные потребности, создает условия
для развития творческих способностей детей.
Мы утверждаем, что только такая музыка способствует развитию
устойчивого интереса и формированию высокого художественного вкуса
учащихся.
Непременным условием успешного решения задач становится опора на
связь музыки с жизнью, на единство форм, содержания и методов. Оценивая
работу учителя музыки, мы убедились в том, что только правильно
подобранный вокальный репертуар, умело использованные эффективные
методы, формы и средства обеспечивают профессиональную ориентацию в
формировании музыкально – художественного вкуса младших школьников.
Анализируя научно – теоретические исследования, мы:
1.
Выявили особенности формирования музыкально – художественного
вкуса через эстетическое восприятие, интереса, сознания;
2.
Раскрыли воспитательное воздействие художественной образности
вокальных
произведений
на
формирование
музыкально
–
художественного вкуса;
3.
Обозначили
требования
к
подбору
вокального
репертуара
для
учащихся младших классов;
4.
Выделили наиболее эффективные методы формирования музыкально –
художественного вкуса.
Завершая данную тему, мы должны заметить, что успешное решение
проблемы формирования музыкально – художественного вкуса учащихся
невозможно
решить
отдельным
педагогам,
необходима
целостная
педагогическая система, в которой приобщение школьников к музыкальному
искусству будет осуществляться на фоне общего глубокого культурно –
эстетического развития. Центром развития этой системы должна стать
21
школа, а помогать ей в этом должны представители разных социальных
институтов.
Литература
1.
Алиев, Ю.Б. Эмоционально – ценностная деятельность школьников
как дидактическая основа их приобщения к искусству [Текст] / Ю.Б.
Алиев // Современные проблемы образования: сборник. – Тула, 1977.
2.
Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в
общеобразовательной школе [Текст] / О.А. Апраксина. – М., 1983.
3.
Басин Е.Я. Психология художественного творчества [Текст] /Е.Я.
Басин. – М., 1985.
4.
Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного
творчества [Текст] / М.М. Бахтин.- М., 1989.
5.
Верб М.А. Эстетические потребности и художественное развитие
личности [Текст] / М.А. Верб. – М.: Знание, 1981.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
[Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
7. Гегель Г.В.Ф. Эстетика [Текст]: В 4 т. Т. 1. Г.В.Ф. Гегель. – М., 1968.-
8. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по
музыке для общеобразовательной школы [Текст] / Д.Б. Кабалевский //
Программа по музыке (с поурочной методической разработкой для
общеобразовательных школ 1 - 3 классы). - М., 1980.
9. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания [Текст] / Б.Т. Лихачев.-
М., 1985.
10. Морозова, Н.Т. Главное – пробудить интерес [Текст] / Н.Т. Морозова
// Музыка в школе. – 1983, - № 3.
11. Макаренко, А.С. Избранные сочинения [Текст]. В 2 т. / А.С.
22
Макаренко. – М., 1977.
12. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия [Текст] / О.Н.
Органова.- М., 1985.
13. Печко Л.П. Формирование эстетического сознания детей школьного
Возраста // Эстетическое сознание и процесс его формирования
[Текст] / Л.П. Печко.- М., 1982.
14. Столович Л. Эстетическая и художественная ценность: сущность,
специфика, соотношение [ Текст] / Л. Столович. – М., 1988.
15. Тельчарова, Р.А. Уроки музыкальной культуры [Текст] / Р.А.
Тельчарова. – М., 1991.
16. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст]: В 6т.Т.6. /К.Д.
Ушинский. – М., 1990.
23
24
25
26
27
28