Автор: Гарипова Раиса Маныповна
Должность: преподаватель вокала
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "ИРКПО"
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: семинар-концерт методические рекомендации
Тема: Критерии подбора дошкольного вокального репертуара к педагогической практике
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРККУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Семинар-концерт
КРИТЕРИИ ПОДБОРА ДОШКОЛЬНОГО ВОКАЛЬНОГО
РЕПЕРТУАРА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Методические рекомендации
Составитель
Преподаватель вокала
Гарипова Р.М.
2020
Современная образовательная политика предъявляет высокие требования к
подготовке педагогических кадров. В тесном взаимодействии всех ДЦК:
фортепиано,
народных
инструментов,
дирижирования,
теоретических
дисциплин, вокала, концертмейстеров и всех структурных подразделений
музыкального отделения и сектора педпрактики, весь коллектив движется к
основополагающей
цели
в
подготовке
высококвалифицированных
профессионально компетентных, социально адаптированных специалистов.
Достижение этой цели возможно при условии решения задач:
1.
Образовательная: сформировать прочные методико-теоретические
знания, практические умения и навыки.
2.
Воспитывающая: прививать гуманистические чувства к людям, любовь
к музыкальному искусству. Учитывать личностные музыкально-
эстетические потребности в общении с музыкой.
3.
Развивающая: осуществлять развитие интеллекта, аналитического ума,
логического мышления, культуру речи, расширять кругозор.
Реализация намеченных целей и задач осуществляется в разных видах
музыкально-педагогической деятельности, в частности при подготовке к
педагогической практике.
Итак, мы подошли к теме нашего семинара, которая называется «Критерий
подбора дошкольного вокального репертуара к педагогической практике».
Подбор детского песенного репертуара предполагает самостоятельную
работу студента СРС осуществляемую под контролем педагогов и их
корректирующей деятельности. Одна из основных задач – учитывать
возрастные и психо-физические особенности детей, степень развития
музыкальных возможностей, речевого аппарата.
НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ – ДОСТУПНОСТЬ:
Лаконичные по форме – не более одного периода;
Мелодии красивые, яркие, выразительные, напевные, легко
запоминающиеся;
Голосоведение плавное без широких интервалов, естественное, склад
диатонический,
ритм простой (чередование не более двух, трех длительностей);
Диапазон голосовых партий не более октавы (для младшей группы – не
более кварты,
для средней группы не более квинты-сексты, для подготовительной и
старшей – октава);
Содержательный литературный текст;
Высокое художественное достоинство.
ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЕ
ЦЕЛЬ – создать условия для познавательного интереса, вызвать
эмоциональный отклик и мыслительную активность детей.
2
ЗАДАЧИ:
1.
Сосредоточить внимание на содержании детской песни;
2.
Настроить на восприятие художественного образа произведения;
3.
Подготовить детей к проблемно-поисковой деятельности;
4.
Провести краткий анализ песни:
Характер, темп, ритм, голосоведение;
Дыхание;
Интонация;
Звукообразование;
Звуковедение;
Динамика;
Дикция.
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ БЕСЕДЫ:
Учитывать возрастные особенности детей;
Изложить сведения об авторах музыки и текста (кратко);
Привести два-три нотных примера из песен этих авторов;
Осуществить разбор эмоционально-смыслового содержания песни;
Определить воспитательное, образовательное значение песни.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Целенаправленность – объем беседы зависит от качества песенного
материала;
От музыкального развития детей;
От исполнительного искусства учителя и его личностных качеств;
Беседа не должна быть перегружена лишними подробностями.
Подбор и работа над детским репертуаром ведется на основе дидактических
принципов
педагогики
(воспитывающего
обучения,
его
научности,
систематичности, доступности) и специально музыкально-педагогических
принципов (единства художественного и вокально-технического развития,
индивидуального подхода и научности) к детям.
Пение тесно связано со словом, поэзией, воспитывает взгляды, вкусы,
стремления и дети при этом не подозревают, что их «воспитывают». Важно
то,
что
музыкальный
работник
и
учитель
музыки
используют
воспитательные возможности в каждом разделе занятий. Например, работая
над формированием дикции, дыхания, звукообразования и вокализацией, они
раскрывают значение этих навыков для творческого исполнения песни,
добиваясь
понимания,
красоты
певческого
звука,
выразительного
произношения.
При исполнении детских песен формируются:
Эстетическое мировоззрение, понимание социальной и морально-
нравственной значимости вокальных произведений;
3
Развитие чувства прекрасного не только в искусстве, но и в природе,
обществе.
Умения видеть внутреннюю красоту человека, красоту идеи, красоту
подвига.
Цель
подбора
песенного
репертуара
и
работа
над
ним
–
учет
индивидуальных особенностей детей, развитие полноценного голоса, с точки
зрения основных вокальных качеств (округлость, ровность, близость и опора
звучания).
В современной педагогике особое значение придается оптимизации учебно-
воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в детском саду
продумывается наилучшая организация для каждого такого занятия. Оно
должно отвечать задачам всестороннего развития, эффективности, четкой
направленности к личности ребенка с учетом особенностей данного детского
коллектива. Постановка учебных задач должна отвечать эстетическим
требованиям и что особенно важно, индивидуально-дифференцированным. В
ходе занятий должны соблюдаться гигиенические и психологические
условия. Все сказанное и является оптимизацией обучения детей. С точки
зрения оптимизации из педагогического процесса выделяется основное, что
определяет построение обучения. Путь идет от постановки основных задач
музыкально-эстетического воспитания к реализации музыкального развития
через детский песенный репертуар.
Предлагаем методико-теоретические и практические рекомендации по
подбору детского вокального репертуара.
«Песенка друзей» сл. Я. Акима., муз. В. Герчик.
Методические рекомендации:
Диапазон: ре 1- си 1
Тесситура средняя, удобная для исполнения.
Темп подвижный, характер веселый, мелодия плавная, выразительная, звук
светлый, близко сформированный. Утрированно произносить согласную р
в
словах дружить, прожить, бросай. Коротко замыкать согласные в конце слов.
Ритм ровный, выражен восьмыми и четвертными долями, серьезную
трудность в интонировании представляет статическое развитие мелодии.
Каждый
последующий
звук
необходимо
исполнять
с
тенденцией
к
повышению. Выразительность и четкость вокальной речи обусловливаются
активной работой артикуляционного аппарата. Дыхание короткое, брать
перед началом каждой музыкальной фразы. Развивать звуко - высотный слух,
формировать
яркое,
эмоционально-художественное
воплощение
образа
произведения. Следует обратить пристальное внимание на правильное
формирование гласных, от которых зависит качество певческого звука и
тембр голоса, т.к. у детей он крайне неровный, пестрый.
«Ходит сон у колыбели». Сл. Н.Пикулевой, муз. Е. Попляновой.
Диапазон ре 1 – си 1.
4
Тесситура удобная, темп умеренный, характер спокойный, ласковый, ритм
пунктирный и ровный. Плавная, выразительная мелодия требует достаточной
опоры звука. Дыхание спокойное по фразам. Выделять логические ударения
во фразах, следить за декламационной выразительностью вокальной речи,
развивать у детей звуковысотность и чувство лада, формировать умение
пользоваться певческим дыханием. Для этого необходим бесшумный,
спокойный вдох и бесшумный, ровный без толчков выдох.
«Песня ежика» из музыкального спектакля «Малиновый медведь» муз.
Ст.Соснина
Диапазон до 1- до 2.
Тесситура средняя. Предполагается исполнение песни в спокойном темпе
естественным
без
напряжения
голосом.
Учить
детей
эмоционально
воспринимать грустный характер песни и ценить чувство дружбы. Развивать
умение удерживать ровное ритмическое движение мелодии на восьмых.
Спокойный темп, плавное нисходящее и восходящее развитие вокальной
линии требует прикрытой, «матовой» окраски звука. Четко проговаривать
согласные в словах, замыкая в конце фраз: «друг», «вдруг», «прожить»,
«дружить».
Развивать
вокально-интонационный
слух,
уметь
чисто
интонировать мелодию обращая особое внимание на широкие интервалы.
Выравнивать голос по всему диапазону. Ровно, позиционно устойчиво
формировать гласные на всех участках до 1 – до 2.
«Лягушка-попрыгушка» сл. Н.Соколова, муз. Г. Струве.
Диапазон до 1 – ре 2.
Тесситура средняя, мелодия плавная, темп подвижный, характер веселый.
Ритм ровный, широкие интервалы 5, 6 имитируют скачкообразное движение
лягушки, пропевать данные интервалы сверху вниз и снизу вверх отдельно.
Предполагается
выделение
частных
кульминаций
во
фразе,
четкое
проговаривание текста, коротко утрированно произносить слово «ква-ква-
ква». Гласные а о е округлять, гласную я в слове «лягушка» редуцировать.
Обращать внимание на изобразительные моменты музыки. В данном
произведении необходимо активно артикулировать, утрированно-четко,
произнося
с
выражением
поэтический
текст.
Развивать
кантиленное
звучание.
«Мистер жук» Григория Гладкова-Юдина, на слова Дж. Чиарди
Диапазон до 1- си 1.
Тесситура низкая и средняя. Песня веселого характера, исполнять легким
звуком, в подвижном темпе, активно артикулируя. Ритм упругий, джазовый,
синкопированный. Обратить внимание на чистое пропевание статически
развивающейся мелодии. Пение на одном звуке достаточно сложно,
необходимо активно, быстро брать дыхание, петь на опоре. Точно
интонировать интервалы: сексту, квинту, кварту – 4, 5, 6, 6 - 7, 25 – 26 такты.
5
Выделять логические ударения в музыкальных фразах, округлять гласные а
о, согласные в конце
слов «когда-то», «знаком», «открыто», «чудак».
Развивать
подвижность
певческого
голоса,
контролировать
качество
вокального звука, расширять динамический диапазон певческого голоса.
Русская народная песня «Блины».
Обр. А. Абрамского.
Диапазон ре 1 – ре 2.
Тесситура средняя и высокая. Характер светлый, создающий праздничное
настроение.
Ритм ровный. Мелодия плавная, выразительная. При статическом движении
требуется достаточная опора звука, активная артикуляция и исполнение
каждой последующей ноты с тенденцией к повышению. Четко и ясно
произносить литературный текст. Выделять логические ударения. Легкое
легато и характер произведения предполагает яркий, светлый, близкий звук.
Артикуляция свободная, динамика неподвижная пиано и меццо форте и
подвижная крещендо и диминуэндо. Дыхание энергичное, короткое, по
фразам.
Широкие интервалы: 4, 5, 8 петь отдельно вне ритма сверху вниз и снизу
вверх. Следить за чистотой интонации.
«Песенка про бабушку» - сл. М.Лапицовой, муз. М. Парцхаладзе.
Диапазон ре 1 – до 2.
Тесситура удобная, темп подвижный, характер веселый и нежный. Ритм
ровный, мелодия плавная, очень выразительная, есть статическое развитие
вокальной линии. Следить за чистотой интонации. Интервалы 4, 5 петь
устойчиво, артикуляция свободная, округлять гласные а о е
в конце слов
коротко замыкать согласные «сейчас», «у нас», «внучат», «шаль», «медаль».
Динамика меццо форте, гибкая, очень выразительная фразировка. Учить
детей исполнять песню светлого, лирического характера, воссоздавать
эмоционально-образное
содержание
музыки
и
литературного
текста.
Исключать психо - эмоциональные нагрузки при работе над художественным
образом произведения. Воспитывать у детей духовную потребность к добру.
Детская песня – яркое и незаменимое средство формирования целостной
личности ребенка, особенно успешно формируется его нравственный облик,
воспитывает интернациональные чувства. Воспитание детей средствами
музыки развивает в них интерес к песням, играм, хороводам. Музыкальные
занятия
хорошо
влияют
на
общую
культуру
поведения
ребенка,
активизируют умственное развитие, учат познавать мир.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Теоретический материал сопровождается концертными номерами.
6