Автор: Татьяна Николаевна Семенова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДС№ 2
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: Методическая разработка из опыта работы
Тема: Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Развитие
коммуникативных
способностей
у
детей
старшего
дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Цель:
развивать способности общаться: мимические средства (улыбка, взгляд,
выразительность движений); предметно-действенные средства (предметные
движения, позы); речевые средства (высказывания, вопросы, реплики).
Развивать произвольность поведения (способность детей ориентироваться в
социальном мире).
Сентябрь. Обследование детей с целью выявления у детей сформированности навыков
общения. Выяснить - как часто проявляются негативные отношения к другим,
драчливость, застенчивость, неуверенность в себе, плаксивость, стремление к
уединению. (Беседа, наблюдение за поведением, анкетирование родителей,
методика “День рождения”- особенности взаимоотношений ребенка со
взрослыми и сверстниками).
План игровых занятий с детьми ст. дошкольного возраста по
развитию коммуникативных способностей.
Сентябрь. “Назови себя”
Цель: создать положительное эмоциональное отношение друг к другу.
“Ласковое имя”
Цель: способствовать созданию комфортной обстановки для каждого ребенка.
“Разноцветный букет”
Цель: учить взаимодействовать друг с другом.
“Клеевой дождик”
Цель: развитие чувства коллектива снятие эмоционального и физического
напряжения.
“Печем пирог”
Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому.
“Давайте поздороваемся”
Цель: снять мышечное напряжение, помочь преодолеть отчужденность.
Обыгрывание ситуации “Знакомство”
Цель: развитие речи, учить использовать специальные формы речевого
этикета.
“Кислое молоко”, “Сладкое варенье”, “Не хочу манной каши”
Цель: развивать мимику.
Октябрь. “Воробьиные драки”
Цель: учить соблюдать четко правила игры. Развивать выдержку.
“Давайте поздороваемся”
Цель: снять мышечное напряжение, помочь преодолеть отчужденность.
“Да” и “Нет” не говори
Цель: развивать воображение, эмоции, эмоционально волевых процессов.
“Художник”
Цель: Развивать связную речь, воспитывать дружеские взаимоотношения.
“Передача чувств”
Цель:
научить
детей
передавать
различные
эмоциональные
состояния
невербальным способом.
С/р игра “Кафе”
Цель: развивать связную речь; умение объяснить свои желания, использовать
речи разные формы речевого этикета.
“Хозяйский кот”, “Изобрази настроение”, “Не хочу манной каши”
Цель: развивать мимику, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ноябрь. “Мяч по кругу”
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.
“Интересная походка”
Цель: учить передавать образ, развивать воображение.
“Зеркало”
Цель: учить повторять не сложные движения, развивать творчество.
“Ванька-встанька”
Цель:
способствовать
детскому
объединению,
развивать
творческое
воображение, дружеские взаимоотношения.
“Волшебные превращения”
Цель: дать возможность ребенку снять напряжение. Соотносить свои действия
с инструкцией.
С/р игра “Гости”
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения: направлять на активное и
инициативное разыгрывание различных ситуаций.
Декабрь. “Волшебный стул”
Цель: учить изображать различные эмоциональные состояния мимикой,
жестами.
“Давайте поздороваемся”
Цель: развивать воображение, снять мышечное воображение.
“Встаньте те, кто…”
Цель: развивать наблюдательность помочь детям узнать больше друг о друге.
“Ласковое имя”
Цель: способствовать созданию комфортной обстановки, развивать умение
образовывать слова суффиксальным способом.
“Представь”
Цель: развивать творческое воображение.
“Где мы были- мы не скажем, а что делали покажем.”
Цель: развивать воображение, развивать мимику, пантомимику.
Игра “Молекула”
Цель: способствовать объединению детского комплекса.
“Комплимент”
Цель:
активизировать
словарь
детей,
формировать
дружеское
взаимоотношение.
Январь. “Пирамида любви”
Цель: воспитывать уважительное заботливое отношение к людям.
“Воробьиные драки”
Цель: учить соблюдать правила игры, развивать выдержку.
“Клеевой дождик”
Цель: развитие чувства коллектива.
“Художник”
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ.
“Зеркало”
Цель: учить повторять не сложные движения, развивать творчество.
С/р игра “Семья”
Цель: формировать положительное эмоциональное отношение друг к другу.
Разыгрывание ситуации “Разговор по телефону”
Цель: учить вести диалог по телефону, используя разные формы речевого
этикета.
Февраль. “Сороконожка”
Цель:
учить
детей
взаимодействию
со
сверстниками,
способствовать
сплочению детского коллектива.
“Художник”
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения.
“Где мы были- мы не скажем, а что делали покажем.”
Цель: развивать творчество, умение имитировать несложные действия.
“Менялки игрушек”
Цель: учить взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных
средств общения.
“Комплимент”
Цель: активизировать словарь детей.
“Иностранец”
Цель: развивать мимику, жестикуляцию.
Разыгрывание ситуации “Разговор с незнакомым на улице”
Цель: учить общаться с незнакомым взрослым, развивать связную речь.
Март. “Воробьиные драки”
Цель: учить действовать соответственно правилам игры.
“Давайте поздороваемся”
Цель: снять мышечное напряжение.
“Ванька-встанька”
Цель: развивать творческое воображение, дружеские взаимоотношения.
“Интересная походка”
Цель: учить передавать знакомый образ.
“Волшебные превращения”
Цель: дать возможность ребенку снять напряжение. Соотносить свои действия
с инструкцией.
“Волшебный стул”
Цель: учить изображать эмоциональное состояние.
С/р игра “Поликлиника”
Цель: учить эмоционально передавать чувства, использовать в речи разные
формы речевого этикета.
Апрель. “Менялки игрушек”
Цель:
учить
детей
взаимодействовать
с
окружающими
при
помощи
невербальных средств общения.
“Представь”
Цель: развивать творческое воображение.
“Давайте поздороваемся”
Цель: снять мышечное напряжение.
“Встаньте те, кто…”
Цель: развивать наблюдательность.
С/р игра “В гости”
Цель: уточнить правила вежливой беседы с гостями, нормы поведения в
гостях.
“Художник”
Цель: развивать связную речь.
“Иностранец”
Цель: развивать мимику, жестикуляцию.
Май. “Представь”
Цель: развивать творческое воображение.
“Художник”
Цель: развивать связную речь, дружеское взаимоотношение.
“Волшебный стул”
Цель: создавать хорошее эмоциональное настроение.
“Зеркало”
Цель: развивать творчество, учить повторять несложные движения.
“Ласковое имя”
Цель: активизировать словарь детей.
Обследование детей на предмет сформированности у детей коммуникативной
компетентности и развития способностей общаться.
Литература.
Чарнецкая Л.В.
Развитие
коммуникативных
способностей
у
дошкольников:
практическое
руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений /
Л. В. Чарнецкая. – Ростов н/д.: Феникс, 2005.-256с.
Коноваленко С. В.
Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М.: изд- во Эскимо,
2004- 240 с.
Вайнер М. Э.
Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2004- 96 с.
Овчар О. Н. Колягина В. Г.
Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М.:
издательство “Гноми Д” , 2004. – 79 с.
Работа с родителями.
1.
Анкетирование родителей.
2.
“Что такое коммуникативные способности.”(консультация в род. Уг.)
3.
“Принципы отношения родителей с детьми (консультация в род. Уг.)
4.
“Узнайте своих детей.” (консультация в род. Уг.)
5.
“Чем можно заняться дома.” (индивидуальная беседа)
6.
“Игры на кухне” (картотека игр на развитие речевого общения в домашних
условиях).
7.
“Азбука общения” (индивидуальная беседа)
8.
“Коммуникативная компетентность” (консультация в род. Уг.)
9.
Родительское собрание: “Умеете ли вы общаться со своими детьми.”