Напоминание

Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников


Автор: Татьяна Николаевна Семенова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДС№ 2
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: Методическая разработка из опыта работы
Тема: Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие

коммуникативных

способностей

у

детей

старшего

дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Цель:

развивать способности общаться: мимические средства (улыбка, взгляд,

выразительность движений); предметно-действенные средства (предметные

движения, позы); речевые средства (высказывания, вопросы, реплики).

Развивать произвольность поведения (способность детей ориентироваться в

социальном мире).

Сентябрь. Обследование детей с целью выявления у детей сформированности навыков

общения. Выяснить - как часто проявляются негативные отношения к другим,

драчливость, застенчивость, неуверенность в себе, плаксивость, стремление к

уединению. (Беседа, наблюдение за поведением, анкетирование родителей,

методика “День рождения”- особенности взаимоотношений ребенка со

взрослыми и сверстниками).

План игровых занятий с детьми ст. дошкольного возраста по

развитию коммуникативных способностей.

Сентябрь. “Назови себя”

Цель: создать положительное эмоциональное отношение друг к другу.

“Ласковое имя”

Цель: способствовать созданию комфортной обстановки для каждого ребенка.

“Разноцветный букет”

Цель: учить взаимодействовать друг с другом.

“Клеевой дождик”

Цель: развитие чувства коллектива снятие эмоционального и физического

напряжения.

“Печем пирог”

Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому.

“Давайте поздороваемся”

Цель: снять мышечное напряжение, помочь преодолеть отчужденность.

Обыгрывание ситуации “Знакомство”

Цель: развитие речи, учить использовать специальные формы речевого

этикета.

“Кислое молоко”, “Сладкое варенье”, “Не хочу манной каши”

Цель: развивать мимику.

Октябрь. “Воробьиные драки”

Цель: учить соблюдать четко правила игры. Развивать выдержку.

“Давайте поздороваемся”

Цель: снять мышечное напряжение, помочь преодолеть отчужденность.

“Да” и “Нет” не говори

Цель: развивать воображение, эмоции, эмоционально волевых процессов.

“Художник”

Цель: Развивать связную речь, воспитывать дружеские взаимоотношения.

“Передача чувств”

Цель:

научить

детей

передавать

различные

эмоциональные

состояния

невербальным способом.

С/р игра “Кафе”

Цель: развивать связную речь; умение объяснить свои желания, использовать

речи разные формы речевого этикета.

“Хозяйский кот”, “Изобрази настроение”, “Не хочу манной каши”

Цель: развивать мимику, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ноябрь. “Мяч по кругу”

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

“Интересная походка”

Цель: учить передавать образ, развивать воображение.

“Зеркало”

Цель: учить повторять не сложные движения, развивать творчество.

“Ванька-встанька”

Цель:

способствовать

детскому

объединению,

развивать

творческое

воображение, дружеские взаимоотношения.

“Волшебные превращения”

Цель: дать возможность ребенку снять напряжение. Соотносить свои действия

с инструкцией.

С/р игра “Гости”

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения: направлять на активное и

инициативное разыгрывание различных ситуаций.

Декабрь. “Волшебный стул”

Цель: учить изображать различные эмоциональные состояния мимикой,

жестами.

“Давайте поздороваемся”

Цель: развивать воображение, снять мышечное воображение.

“Встаньте те, кто…”

Цель: развивать наблюдательность помочь детям узнать больше друг о друге.

“Ласковое имя”

Цель: способствовать созданию комфортной обстановки, развивать умение

образовывать слова суффиксальным способом.

“Представь”

Цель: развивать творческое воображение.

“Где мы были- мы не скажем, а что делали покажем.”

Цель: развивать воображение, развивать мимику, пантомимику.

Игра “Молекула”

Цель: способствовать объединению детского комплекса.

“Комплимент”

Цель:

активизировать

словарь

детей,

формировать

дружеское

взаимоотношение.

Январь. “Пирамида любви”

Цель: воспитывать уважительное заботливое отношение к людям.

“Воробьиные драки”

Цель: учить соблюдать правила игры, развивать выдержку.

“Клеевой дождик”

Цель: развитие чувства коллектива.

“Художник”

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ.

“Зеркало”

Цель: учить повторять не сложные движения, развивать творчество.

С/р игра “Семья”

Цель: формировать положительное эмоциональное отношение друг к другу.

Разыгрывание ситуации “Разговор по телефону”

Цель: учить вести диалог по телефону, используя разные формы речевого

этикета.

Февраль. “Сороконожка”

Цель:

учить

детей

взаимодействию

со

сверстниками,

способствовать

сплочению детского коллектива.

“Художник”

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения.

“Где мы были- мы не скажем, а что делали покажем.”

Цель: развивать творчество, умение имитировать несложные действия.

“Менялки игрушек”

Цель: учить взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных

средств общения.

“Комплимент”

Цель: активизировать словарь детей.

“Иностранец”

Цель: развивать мимику, жестикуляцию.

Разыгрывание ситуации “Разговор с незнакомым на улице”

Цель: учить общаться с незнакомым взрослым, развивать связную речь.

Март. “Воробьиные драки”

Цель: учить действовать соответственно правилам игры.

“Давайте поздороваемся”

Цель: снять мышечное напряжение.

“Ванька-встанька”

Цель: развивать творческое воображение, дружеские взаимоотношения.

“Интересная походка”

Цель: учить передавать знакомый образ.

“Волшебные превращения”

Цель: дать возможность ребенку снять напряжение. Соотносить свои действия

с инструкцией.

“Волшебный стул”

Цель: учить изображать эмоциональное состояние.

С/р игра “Поликлиника”

Цель: учить эмоционально передавать чувства, использовать в речи разные

формы речевого этикета.

Апрель. “Менялки игрушек”

Цель:

учить

детей

взаимодействовать

с

окружающими

при

помощи

невербальных средств общения.

“Представь”

Цель: развивать творческое воображение.

“Давайте поздороваемся”

Цель: снять мышечное напряжение.

“Встаньте те, кто…”

Цель: развивать наблюдательность.

С/р игра “В гости”

Цель: уточнить правила вежливой беседы с гостями, нормы поведения в

гостях.

“Художник”

Цель: развивать связную речь.

“Иностранец”

Цель: развивать мимику, жестикуляцию.

Май. “Представь”

Цель: развивать творческое воображение.

“Художник”

Цель: развивать связную речь, дружеское взаимоотношение.

“Волшебный стул”

Цель: создавать хорошее эмоциональное настроение.

“Зеркало”

Цель: развивать творчество, учить повторять несложные движения.

“Ласковое имя”

Цель: активизировать словарь детей.

Обследование детей на предмет сформированности у детей коммуникативной

компетентности и развития способностей общаться.

Литература.

Чарнецкая Л.В.

Развитие

коммуникативных

способностей

у

дошкольников:

практическое

руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений /

Л. В. Чарнецкая. – Ростов н/д.: Феникс, 2005.-256с.

Коноваленко С. В.

Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М.: изд- во Эскимо,

2004- 240 с.

Вайнер М. Э.

Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. – М.:

Педагогическое общество России, 2004- 96 с.

Овчар О. Н. Колягина В. Г.

Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М.:

издательство “Гноми Д” , 2004. – 79 с.

Работа с родителями.

1.

Анкетирование родителей.

2.

“Что такое коммуникативные способности.”(консультация в род. Уг.)

3.

“Принципы отношения родителей с детьми (консультация в род. Уг.)

4.

Узнайте своих детей.” (консультация в род. Уг.)

5.

“Чем можно заняться дома.” (индивидуальная беседа)

6.

“Игры на кухне” (картотека игр на развитие речевого общения в домашних

условиях).

7.

“Азбука общения” (индивидуальная беседа)

8.

“Коммуникативная компетентность” (консультация в род. Уг.)

9.

Родительское собрание: “Умеете ли вы общаться со своими детьми.”



В раздел образования