Напоминание

Использование методов, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода на уроках математики


Автор: Ефремова Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия" структурное подразделение "Школьное отделение № 4"
Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование методов, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Использование методов, технологий обучения и воспитания,

обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода на

уроках математики

Ефремова Л. Н.

Учитель математики

МАОУ «Гимназия»

Г. Старая Русса

Особенность федеральных государственных образовательных

стандартов - их деятельностный характер, который ставит главной задачей

развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается

от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,

умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды

деятельности.

Поставленная

задача

требует

внедрение системно-деятельностного

подхода в организацию образовательного процесса, который, в свою очередь,

связан

с

принципиальными

изменениями

деятельности

педагога,

реализующего новый стандарт.

Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что

новые знания не даются в готовом виде. Обучающиеся «открывают» их сами

в процессе самостоятельной деятельности. Задача педагога при введении

нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно

объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать работу

обучающихся так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока.

И при этом сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить

обучающегося фиксированным набором знаний, а сформировать у него

умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к

саморазвитию на основе рефлексивной деятельности.

1

В настоящее время приоритетной целью образования становится

развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,

проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои

достижения, иначе говоря, умение учиться.

При построении урока я придерживаюсь следующей структуры урока:

1 этап: организационный момент

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-

значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение

обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. На этом этапе

педагог должен ответить на вопрос обучающихся «Зачем я это изучаю?».

Например: Сегодня на уроке мы попытаемся объединить теорию с

практикой. И вы убедитесь, что геометрия не «сухая» наука, а знания,

полученные на уроках геометрии, пригодятся в повседневной жизни.

2 этап: актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для

«открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной

деятельности каждого обучающегося.

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым

материалом.

Одновременно

идёт

эффективная

работа

над

развитием

внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Например: На доске набор фигур и набор формул. Обучающиеся

сопоставляют фигуру и формулу.

3 этап: постановка целей и задач

Цель

этапа:

отграничение

«знания»

и

«незнания»,

обсуждение

затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).

Создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

При организации этого этапа урока я использую такие приемы как:

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит

ответить, или в виде темы урока;

2

создание проблемной ситуации.

На данном этапе обучающиеся ставят цель (целью всегда является

устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают

способ достижения цели.

Естественно, что этим процессом руковожу я: первоначально с помощью

подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью

исследовательских методов. Я задаю наводящие вопросы и обучающимися

формулируется тема и цель урока.

Например:

Тема нашего урока «Площади геометрических фигур». Проводится

обсуждение: площади каких геометрических фигур обучающиеся умеют

вычислять? Они приводят пример квадрата, прямоугольника, называют

способы

измерения

площадей.

Их

вниманию

предлагаются

фигуры

различных

треугольников,

параллелограммов,

ромбов,

трапеций.

Они

высказывают предположение: каким образом можно измерить их площади и

приходят к выводу, что существуют определенные формулы для вычисления

площади каждой фигуры.

Формулируется цель: егодня мы с вами научимся применять формулы к

решению практических задач.

4 этап: «открытие нового знания» закрепление с проговариванием во

внешней речи.

Цель этапа: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.

На

этом

этапе

формулируется

типовая

задача

на

применение

выделенной системы знаний, выявляется метод (план) её решения.

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного

исследования, проводимого под моим руководством. Новые правила, они

пытаются выразить своими словами.

Например:

– Какая фигура на чертеже?

– Вычислите её площадь?

3

– Кто вычислил, запишите на доске.

– На меньшей стороне треугольника постройте квадрат и вычислите его

площадь. Полученный результат запишите.

– Какую фигуру получили? (Трапецию, которая состоит из прямоугольного

треугольника и квадрата.)

– Вычислите её площадь.

5 этап: практическая деятельность обучающихся

Цель этапа: планирование способов достижения учебной цели.

На этом этапе я использую такие приемы:

беседа, которая организуется мною;

организация самостоятельной деятельности обучающихся (поиск ответа

в учебнике, в справочной литературе);

выведение алгоритма.

При проведении данного этапа я использую индивидуальную форму

работы. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа,

получая при необходимости мою консультацию. Также на этом этапе я

наиболее часто применяю такую форму работы как «работа в парах».

Например, я использую карточки на этапе устной самостоятельной

работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик -

учитель». Каждый обучающийся периодически играет то роль учителя, то

роль ученика в определенный момент времени.

Моя роль в этот момент заключается в выслушивании ответов и

объяснений обоих участников пары. Я могу корректировать ошибки в

момент их возникновения, оценивать не только отвечающего, но и

качественную работу «учителя». Затем перед всем классом одна из групп

даёт ответы, опираясь на карточки.

Плюсы парной работы общеизвестны, а вот результаты такой работы

напрямую перекликаются со стандартами нового поколения. В них мы

находим обоснование коммуникативных УУД, ведь именно они развиваются

в процессе групповой работы:

4

- сотрудничество и кооперация;

- учет чужой позиции;

- адекватная передача информации;

- контекстная речь и постановка вопросов.

Отличным

результатом

этой

деятельности

является

то,

что

обучающийся должен почувствовать себя успешным, даже слабый ученик

может понять, что в паре выступать не страшно, если ошибёшься – тебя

поправит не учитель, а одноклассник

6 этап: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка

Цель

этапа:

формирование

способности

обучающихся

к

осуществлению контрольной функции.

На этом этапе проходит оценка правильности выполнения чужой и

собственной работы.

Например: по окончании практической работы я

показываю или называю правильные ответы. Обучающиеся проводят

сравнение работ с эталоном, самостоятельно находят ошибки, определяют их

причины.

7 этап: рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: оценка результата достижения учебной цели.

На этом этапе идет оценивание обучающимися собственной деятельности,

фиксирование неразрешённых затруднений на уроке.

Например, обучающиеся самостоятельно решают рациональные и

дробно - рациональные неравенства, в результате решения получают

получают различные ответы. В свободном режиме идет обсуждение, кто

прав. Делается вывод.

5



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники