Автор: Ефремова Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия" структурное подразделение "Школьное отделение № 4"
Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование методов, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода на уроках математики
Раздел: среднее образование
Использование методов, технологий обучения и воспитания,
обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода на
уроках математики
Ефремова Л. Н.
Учитель математики
МАОУ «Гимназия»
Г. Старая Русса
Особенность федеральных государственных образовательных
стандартов - их деятельностный характер, который ставит главной задачей
развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается
от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,
умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды
деятельности.
Поставленная
задача
требует
внедрение системно-деятельностного
подхода в организацию образовательного процесса, который, в свою очередь,
связан
с
принципиальными
изменениями
деятельности
педагога,
реализующего новый стандарт.
Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что
новые знания не даются в готовом виде. Обучающиеся «открывают» их сами
в процессе самостоятельной деятельности. Задача педагога при введении
нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно
объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать работу
обучающихся так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока.
И при этом сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить
обучающегося фиксированным набором знаний, а сформировать у него
умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к
саморазвитию на основе рефлексивной деятельности.
1
В настоящее время приоритетной целью образования становится
развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои
достижения, иначе говоря, умение учиться.
При построении урока я придерживаюсь следующей структуры урока:
1 этап: организационный момент
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-
значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение
обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. На этом этапе
педагог должен ответить на вопрос обучающихся «Зачем я это изучаю?».
Например: Сегодня на уроке мы попытаемся объединить теорию с
практикой. И вы убедитесь, что геометрия не «сухая» наука, а знания,
полученные на уроках геометрии, пригодятся в повседневной жизни.
2 этап: актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для
«открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной
деятельности каждого обучающегося.
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым
материалом.
Одновременно
идёт
эффективная
работа
над
развитием
внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Например: На доске набор фигур и набор формул. Обучающиеся
сопоставляют фигуру и формулу.
3 этап: постановка целей и задач
Цель
этапа:
отграничение
«знания»
и
«незнания»,
обсуждение
затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).
Создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
При организации этого этапа урока я использую такие приемы как:
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит
ответить, или в виде темы урока;
2
создание проблемной ситуации.
На данном этапе обучающиеся ставят цель (целью всегда является
устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают
способ достижения цели.
Естественно, что этим процессом руковожу я: первоначально с помощью
подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью
исследовательских методов. Я задаю наводящие вопросы и обучающимися
формулируется тема и цель урока.
Например:
Тема нашего урока «Площади геометрических фигур». Проводится
обсуждение: площади каких геометрических фигур обучающиеся умеют
вычислять? Они приводят пример квадрата, прямоугольника, называют
способы
измерения
площадей.
Их
вниманию
предлагаются
фигуры
различных
треугольников,
параллелограммов,
ромбов,
трапеций.
Они
высказывают предположение: каким образом можно измерить их площади и
приходят к выводу, что существуют определенные формулы для вычисления
площади каждой фигуры.
Формулируется цель: егодня мы с вами научимся применять формулы к
решению практических задач.
4 этап: «открытие нового знания» закрепление с проговариванием во
внешней речи.
Цель этапа: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.
На
этом
этапе
формулируется
типовая
задача
на
применение
выделенной системы знаний, выявляется метод (план) её решения.
Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного
исследования, проводимого под моим руководством. Новые правила, они
пытаются выразить своими словами.
Например:
– Какая фигура на чертеже?
– Вычислите её площадь?
3
– Кто вычислил, запишите на доске.
– На меньшей стороне треугольника постройте квадрат и вычислите его
площадь. Полученный результат запишите.
– Какую фигуру получили? (Трапецию, которая состоит из прямоугольного
треугольника и квадрата.)
– Вычислите её площадь.
5 этап: практическая деятельность обучающихся
Цель этапа: планирование способов достижения учебной цели.
На этом этапе я использую такие приемы:
беседа, которая организуется мною;
организация самостоятельной деятельности обучающихся (поиск ответа
в учебнике, в справочной литературе);
выведение алгоритма.
При проведении данного этапа я использую индивидуальную форму
работы. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа,
получая при необходимости мою консультацию. Также на этом этапе я
наиболее часто применяю такую форму работы как «работа в парах».
Например, я использую карточки на этапе устной самостоятельной
работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик -
учитель». Каждый обучающийся периодически играет то роль учителя, то
роль ученика в определенный момент времени.
Моя роль в этот момент заключается в выслушивании ответов и
объяснений обоих участников пары. Я могу корректировать ошибки в
момент их возникновения, оценивать не только отвечающего, но и
качественную работу «учителя». Затем перед всем классом одна из групп
даёт ответы, опираясь на карточки.
Плюсы парной работы общеизвестны, а вот результаты такой работы
напрямую перекликаются со стандартами нового поколения. В них мы
находим обоснование коммуникативных УУД, ведь именно они развиваются
в процессе групповой работы:
4
- сотрудничество и кооперация;
- учет чужой позиции;
- адекватная передача информации;
- контекстная речь и постановка вопросов.
Отличным
результатом
этой
деятельности
является
то,
что
обучающийся должен почувствовать себя успешным, даже слабый ученик
может понять, что в паре выступать не страшно, если ошибёшься – тебя
поправит не учитель, а одноклассник
6 этап: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка
Цель
этапа:
формирование
способности
обучающихся
к
осуществлению контрольной функции.
На этом этапе проходит оценка правильности выполнения чужой и
собственной работы.
Например: по окончании практической работы я
показываю или называю правильные ответы. Обучающиеся проводят
сравнение работ с эталоном, самостоятельно находят ошибки, определяют их
причины.
7 этап: рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: оценка результата достижения учебной цели.
На этом этапе идет оценивание обучающимися собственной деятельности,
фиксирование неразрешённых затруднений на уроке.
Например, обучающиеся самостоятельно решают рациональные и
дробно - рациональные неравенства, в результате решения получают
получают различные ответы. В свободном режиме идет обсуждение, кто
прав. Делается вывод.
5