Автор: Иванова Наталья Евгеньевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГАПОУ ЛО
Населённый пункт: Бокситогорский район, д. Бор
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы формирования и развития коллектива ст
Раздел: среднее профессиональное
Проблемы формирования и развития коллектива студентов в
общеобразовательных организациях среднего профессионального
образования.
Техникум-это удивительная страна, где каждый день не похож на
предыдущий, где каждый миг-поиск чего-то нового, интересного, где нет
времени скучать, ссориться, где каждый студент - строитель будущего. Где
все время надо торопиться успеть, спешить стать интересным для
окружающих тебя людей, дарить им свою энергию, знания, умения,
торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране
уживаются только самые стойкие, мужественные, искренние, ответственные,
интересные, удивительные люди. Их называют преподавателями, которые
способны спуститься с высот своих знаний до незнания студентов и вместе с
ними совершить восхождение.
Объект статьи: учебно-воспитательный процесс в техникуме.
Предмет статьи: студенческий коллектив.
Цель статьи: выяснить, как разнообразная деятельность способствует
сплочению коллектива.
Гипотеза: коллектив студентов будет сплоченный при условии, если в нем
организована целенаправленная, совместная, руководимая деятельность
В коллективе неминуемо и максимально многоплановое развитие. Во-
первых, благодаря взаимобмену информацией коллектив создает
необходимые условия для каждого, содействуя общему развитию интеллекта
студента. Во-вторых, коллектив - это богатейшее поле эмоционального
напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных
проявлений детей, где студенты черпает эмоциональный опыт и сами
обогащают разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных
откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом
взаимодействии студент обретает поведенческий опыт, социальная ценность
которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе
студент обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его
сверстники - с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с
другими. Наконец, коллектив предоставляет возможность выразить себя,
избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в
коллективе спектр социальных полей широк, в нем интенсивно формируется
индивидуальность студентов.
Студенческий коллектив - это группа , объединенная общей социально
значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая
общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей
ответственностью ( рабочее сплочение и моральное единение), взаимной
зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и
обязанностях.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь
качественных преобразований при непосредственном воздействии
воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно
оформленную группу превратить в такую социально-психологическую
общность, где отношения студентов определяются содержанием их
совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.
Формирование и сплочение коллектива - это как восхождение к вершине.
Одному туда трудно добраться. Только сообща можно штурмовать пик
именуемый «коллективом».
«Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок
собрано вместе, и в то же время каждая сама по себе. Бывает так и в группах
людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время
каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей.
Здесь люди или еще мало знают друг друга или просто не решаются, а может
быть и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих
дел. Группа эта существует формально, не приносит радости и
удовлетворения всем, кто в нее входит.
«Мягкая глина» Известно, что мягкая глина - материал, который
сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить
различные изделия. В руках хорошего мастера-ПЕДАГОГА этот материал
превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может
оставаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. В
группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению
коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще является
формальная дисциплина . Отношения разные - доброжелательные,
конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг
другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало
общаются друг с другом, нередко ссорятся. Здесь необходимо проявить
организаторское мастерство.
«Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному и начинающему
мореходу приносит уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!».
Заметьте, маяк говорит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки
света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся
коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе
преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе.
Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует
постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. Группа
заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако
ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык,
проявить настойчивость в преодолении трудности, не всегда хватает сил
подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы.
Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения
по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в техникуме.
Видно проявление активности, но далеко не у всех.
«Алый парус» - символ устремленности вперед, дружеской верности,
преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, все
за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга
сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.
Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы. К ним
идут за советом, обращаются за помощью и они бескорыстно оказывают ее.
У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой
коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Хотя группа
и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор
бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу,
но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел» - это живое пламя, горячим материалом которого является
тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое
сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь
коллектив. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь
на скалы, опускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Но разве можно
чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя
группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив
тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести
пользу людям.
Возникает вопрос: почему в техникуме, в одних и тех же условиях группы-
соседи находятся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни
упорно, постепенно продвигаются к цели, а других постоянно «лихорадит»?
Почему ряд классных групп на протяжении нескольких лет так и не может
«перевалить» через «Мерцающий маяк»?
Причины тут разные. Замечено, например, что в классе с меньшей
численностью студентов взаимопонимание достигается быстрее. Это и
понятно, в большом коллективе имеется опасность «потеряться» отдельной
личности. Бывает, что ребята устают от однообразия отношений, если учатся
вместе длительное время. Монотонность обстановки приводит к тому, что
может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же,
как постоянная бурливость может изматывать ребят и в конечном счете
приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное
сочетание темпа коллективной деятельности.
В условиях техникума перед студентами может выдвигаться большое
разнообразие перспектив. Прежде всего, они должны охватывать учебную
работу. В этом смысле большое значение имеет оказание студентам помощи
в овладении знаниями. В качестве перспектив в системе учебной работы
могут выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад и
так далее. Еще большие возможности для организации перспективных
устремлений студентов имеются во внеклассной работе. В качестве
перспективных мероприятий могут выступать праздники профессий,
искусства, если они заранее планируются и проводятся в ярких,
увлекательных формах.
Выстроить систему перспектив нужно так, чтобы в любой момент времени
коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал
усилия для ее осуществления с расчетом на реальный успех. Прежде чем
ставить перед студентами трудные задачи, необходимо учесть и
общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и
опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все
более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения
коллектива.