Напоминание

Проблемы формирования и развития коллектива ст


Автор: Иванова Наталья Евгеньевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГАПОУ ЛО
Населённый пункт: Бокситогорский район, д. Бор
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы формирования и развития коллектива ст
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблемы формирования и развития коллектива студентов в

общеобразовательных организациях среднего профессионального

образования.

Техникум-это удивительная страна, где каждый день не похож на

предыдущий, где каждый миг-поиск чего-то нового, интересного, где нет

времени скучать, ссориться, где каждый студент - строитель будущего. Где

все время надо торопиться успеть, спешить стать интересным для

окружающих тебя людей, дарить им свою энергию, знания, умения,

торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране

уживаются только самые стойкие, мужественные, искренние, ответственные,

интересные, удивительные люди. Их называют преподавателями, которые

способны спуститься с высот своих знаний до незнания студентов и вместе с

ними совершить восхождение.

Объект статьи: учебно-воспитательный процесс в техникуме.

Предмет статьи: студенческий коллектив.

Цель статьи: выяснить, как разнообразная деятельность способствует

сплочению коллектива.

Гипотеза: коллектив студентов будет сплоченный при условии, если в нем

организована целенаправленная, совместная, руководимая деятельность

В коллективе неминуемо и максимально многоплановое развитие. Во-

первых, благодаря взаимобмену информацией коллектив создает

необходимые условия для каждого, содействуя общему развитию интеллекта

студента. Во-вторых, коллектив - это богатейшее поле эмоционального

напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных

проявлений детей, где студенты черпает эмоциональный опыт и сами

обогащают разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных

откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом

взаимодействии студент обретает поведенческий опыт, социальная ценность

которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе

студент обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его

сверстники - с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с

другими. Наконец, коллектив предоставляет возможность выразить себя,

избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в

коллективе спектр социальных полей широк, в нем интенсивно формируется

индивидуальность студентов.

Студенческий коллектив - это группа , объединенная общей социально

значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая

общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей

ответственностью ( рабочее сплочение и моральное единение), взаимной

зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и

обязанностях.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь

качественных преобразований при непосредственном воздействии

воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно

оформленную группу превратить в такую социально-психологическую

общность, где отношения студентов определяются содержанием их

совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.

Формирование и сплочение коллектива - это как восхождение к вершине.

Одному туда трудно добраться. Только сообща можно штурмовать пик

именуемый «коллективом».

«Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок

собрано вместе, и в то же время каждая сама по себе. Бывает так и в группах

людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время

каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей.

Здесь люди или еще мало знают друг друга или просто не решаются, а может

быть и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих

дел. Группа эта существует формально, не приносит радости и

удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина» Известно, что мягкая глина - материал, который

сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить

различные изделия. В руках хорошего мастера-ПЕДАГОГА этот материал

превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может

оставаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. В

группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению

коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще является

формальная дисциплина . Отношения разные - доброжелательные,

конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг

другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало

общаются друг с другом, нередко ссорятся. Здесь необходимо проявить

организаторское мастерство.

«Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному и начинающему

мореходу приносит уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!».

Заметьте, маяк говорит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки

света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся

коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе

преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе.

Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует

постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. Группа

заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако

ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык,

проявить настойчивость в преодолении трудности, не всегда хватает сил

подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы.

Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения

по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в техникуме.

Видно проявление активности, но далеко не у всех.

«Алый парус» - символ устремленности вперед, дружеской верности,

преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, все

за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга

сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.

Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы. К ним

идут за советом, обращаются за помощью и они бескорыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой

коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Хотя группа

и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор

бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу,

но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел» - это живое пламя, горячим материалом которого является

тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое

сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь

коллектив. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь

на скалы, опускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Но разве можно

чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя

группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив

тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести

пользу людям.

Возникает вопрос: почему в техникуме, в одних и тех же условиях группы-

соседи находятся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни

упорно, постепенно продвигаются к цели, а других постоянно «лихорадит»?

Почему ряд классных групп на протяжении нескольких лет так и не может

«перевалить» через «Мерцающий маяк»?

Причины тут разные. Замечено, например, что в классе с меньшей

численностью студентов взаимопонимание достигается быстрее. Это и

понятно, в большом коллективе имеется опасность «потеряться» отдельной

личности. Бывает, что ребята устают от однообразия отношений, если учатся

вместе длительное время. Монотонность обстановки приводит к тому, что

может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же,

как постоянная бурливость может изматывать ребят и в конечном счете

приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное

сочетание темпа коллективной деятельности.

В условиях техникума перед студентами может выдвигаться большое

разнообразие перспектив. Прежде всего, они должны охватывать учебную

работу. В этом смысле большое значение имеет оказание студентам помощи

в овладении знаниями. В качестве перспектив в системе учебной работы

могут выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад и

так далее. Еще большие возможности для организации перспективных

устремлений студентов имеются во внеклассной работе. В качестве

перспективных мероприятий могут выступать праздники профессий,

искусства, если они заранее планируются и проводятся в ярких,

увлекательных формах.

Выстроить систему перспектив нужно так, чтобы в любой момент времени

коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал

усилия для ее осуществления с расчетом на реальный успех. Прежде чем

ставить перед студентами трудные задачи, необходимо учесть и

общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и

опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все

более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения

коллектива.



В раздел образования