Автор: Мельниченко Дарья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе и фольклору
Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей раннего возраста
к художественной литературе и фольклору
Мельниченко Дарья Сергеевна
воспитатель
Фольклор
является
уникальным
средством
для
передачи
народной
мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Детское
восприятие
окружающего
мира
основано
на
подражании,
которое служит важным фактором развития личности ребенка и его речи.
Постепенно у детей формируется внутренняя готовность к более глубокому
восприятию произведений фольклора, обогащается и расширяется словарный
запас, способность к овладению родной речи.
В связи с этим, целью приобщения детей раннего возраста является
формирование интереса и потребности в чтении книг, которая может быть
достигнута при выполнении следующих задач: воспитывать у детей интерес
к литературным и фольклорным текстам, формировать целостную картину
мира, развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству.
Это
сложный
процесс,
в
котором
большую
роль
играют
родители
ребёнка и те взрослые люди, которые его окружают.
Приобщение детей раннего возраста к восприятию художественной
литературы
и
фольклора
возможно
лишь
при
широком
включении
произведений
устного
народного
творчества
различных
жанров
и
разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Детский
фольклор
применяю
в
период
адаптации,
во
время
организации прогулки, в непосредственно образовательной деятельности и в
других в режимных моментах.
В своей деятельности применяю различные методы и приемы.
Словесные:
чтение
взрослого,
беседа
после
чтения,
заучивание
наизусть.
Так
как
для
ребенка
раннего
возраста
предпочтительным
является
утрированно
выразительное
рассказывание
или
чтение,
я
во
время
организации данного вида деятельности как бы «рисую» голосом образы и
картины
происходящего.
Рассказывая
сказку,
особое
внимание
уделяю
интонации, жестам и мимике, развивая эмоциональность ребенка. Именно в
этом возрасте закладываются основы нравственного и эмоционального опыта
ребенка, поэтому считаю, что важно не только научить ребенка слушать, но и
попытаться пробудить его чувства, развивать его мышление. Слушая сказку,
ребенок
мысленно
становится
ее
участником,
переживая
то,
что
может
осмыслить разумом.
Беседа помогает детям глубже воспринять произведения. Читая детям
сказку и беседуя по ее содержанию, считаю необходимым побуждать ребенка
к тому, чтобы он давал полные ответы: в дальнейшем это облегчит работу по
развитию навыков рассказывания.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и песенок помогает
тренировать память, способствует обогащению словарного запаса, развитию
музыкальных и творческих способностей. Так как мышление ребенка в этом
возрасте отличается образностью, то им легко запомнить стихи с яркими
конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно
представить
себе
его
содержание.
Небольшой
объем
стихов
дает
возможность
часто
повторять
текст
и
использовать
игровые
приемы
в
процессе заучивания. Стихи заучиваются при частом чтении, в дальнейшем
их можно включать в образовательные ситуации, в дидактические игры, в
рассматривании игрушек, картинок.
Наглядные:
оформление
выставок,
рассматривание
иллюстраций,
просмотр презентаций.
Детям
раннего
возраста
для
правильного
восприятия
текста
необходимо увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение
отдаю книжкам и картинкам, побуждая детей внимательно рассматривать
картинки в книге, узнавать героев, рассказывать о них, ориентируясь на
иллюстрации.
Сразу
после
чтения
не
пересказываю
содержание
произведения и не задаю ребенку вопросы. Считаю, что лучше сделать паузу,
чтобы
дать
возможность
ребёнку
разобраться
в
своих
впечатлениях
и
мыслях.
Практические:
инсценировка
произведения,
игры
драматизации
и
участие
в
постановках.
Для
инсценирования
использую
игрушки,
театральные куклы, элементы костюмов, атрибуты, маски.
Инсценировка произведений развивает воображение, фантазию, речь.
Помогает
войти
в
образ
и
более
эмоционально
передать
содержание,
способствует
творческому
развитию
и
формированию
познавательного
интереса. Действуя в роли дети приобретают опыт взаимоотношений друг с
другом.
Игры
драматизации,
двигательные
импровизации
по
ходу
рассказывания литературного текста привлекают детей, дают возможность
выплеснуть эмоции от услышанного, развивают воображение, стимулируют
развитие творческих способностей,
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность
в художественном слове. Ценность фольклорных произведений для развития
детей раннего возраста обусловлена, прежде всего, высокой интонационной
выразительностью, а также и другими жанровыми особенностями: речевыми,
словесными,
музыкальными.
Поэтому
широко
применяю
в
своей
деятельности,
организуя
детскую
деятельность
и
режимные
моменты
песенки, потешки, припевки.
Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат
в себе пословицы и поговорки. Фольклор дает прекрасные образцы речи,
подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком.
Пословицы и поговорки образны и поэтичны, наделены сравнениями, яркими
эпитетами, в них много олицетворений. Их можно использовать в любой
ситуации.
Исходя из этого, восприятие художественной литературы и фольклора
способствует обогащению их словарного запаса и развитию речи в целом.
Фольклорные
произведения
учат
различать
«доброе»
и
«злое»,
активно
защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки
песенки, потешки у детей складываются более глубокие представления о
плодотворном труде человека.
Художественная
литература
и
фольклор
являются
уникальным
средством для пробуждения познавательной активности, самостоятельности,
индивидуальности
каждого
ребёнка,
для
развития
его
речевых
навыков.
Поэтому считаю необходимым как можно шире использовать его в развитии
и в воспитании детей раннего возраста.
Список литературы
1.
Запорожец А.В, Неверович Я.З. «Развитие социальных эмоций у детей
раннего возраста», М.-2012
2.
Соколов Ю.М «Русский фольклор», М-2009
3.
Ушакова О.Г «Знакомим дошкольника с литературой», М-2008
4.
Федоренко Л.П «Методика развития речи детей раннего возраста», М.
Просвещение,2007.