Напоминание

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе и фольклору


Автор: Мельниченко Дарья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе и фольклору
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приобщение детей раннего возраста

к художественной литературе и фольклору

Мельниченко Дарья Сергеевна

воспитатель

Фольклор

является

уникальным

средством

для

передачи

народной

мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Детское

восприятие

окружающего

мира

основано

на

подражании,

которое служит важным фактором развития личности ребенка и его речи.

Постепенно у детей формируется внутренняя готовность к более глубокому

восприятию произведений фольклора, обогащается и расширяется словарный

запас, способность к овладению родной речи.

В связи с этим, целью приобщения детей раннего возраста является

формирование интереса и потребности в чтении книг, которая может быть

достигнута при выполнении следующих задач: воспитывать у детей интерес

к литературным и фольклорным текстам, формировать целостную картину

мира, развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству.

Это

сложный

процесс,

в

котором

большую

роль

играют

родители

ребёнка и те взрослые люди, которые его окружают.

Приобщение детей раннего возраста к восприятию художественной

литературы

и

фольклора

возможно

лишь

при

широком

включении

произведений

устного

народного

творчества

различных

жанров

и

разностороннем использовании их в педагогическом процессе.

Детский

фольклор

применяю

в

период

адаптации,

во

время

организации прогулки, в непосредственно образовательной деятельности и в

других в режимных моментах.

В своей деятельности применяю различные методы и приемы.

Словесные:

чтение

взрослого,

беседа

после

чтения,

заучивание

наизусть.

Так

как

для

ребенка

раннего

возраста

предпочтительным

является

утрированно

выразительное

рассказывание

или

чтение,

я

во

время

организации данного вида деятельности как бы «рисую» голосом образы и

картины

происходящего.

Рассказывая

сказку,

особое

внимание

уделяю

интонации, жестам и мимике, развивая эмоциональность ребенка. Именно в

этом возрасте закладываются основы нравственного и эмоционального опыта

ребенка, поэтому считаю, что важно не только научить ребенка слушать, но и

попытаться пробудить его чувства, развивать его мышление. Слушая сказку,

ребенок

мысленно

становится

ее

участником,

переживая

то,

что

может

осмыслить разумом.

Беседа помогает детям глубже воспринять произведения. Читая детям

сказку и беседуя по ее содержанию, считаю необходимым побуждать ребенка

к тому, чтобы он давал полные ответы: в дальнейшем это облегчит работу по

развитию навыков рассказывания.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и песенок помогает

тренировать память, способствует обогащению словарного запаса, развитию

музыкальных и творческих способностей. Так как мышление ребенка в этом

возрасте отличается образностью, то им легко запомнить стихи с яркими

конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно

представить

себе

его

содержание.

Небольшой

объем

стихов

дает

возможность

часто

повторять

текст

и

использовать

игровые

приемы

в

процессе заучивания. Стихи заучиваются при частом чтении, в дальнейшем

их можно включать в образовательные ситуации, в дидактические игры, в

рассматривании игрушек, картинок.

Наглядные:

оформление

выставок,

рассматривание

иллюстраций,

просмотр презентаций.

Детям

раннего

возраста

для

правильного

восприятия

текста

необходимо увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение

отдаю книжкам и картинкам, побуждая детей внимательно рассматривать

картинки в книге, узнавать героев, рассказывать о них, ориентируясь на

иллюстрации.

Сразу

после

чтения

не

пересказываю

содержание

произведения и не задаю ребенку вопросы. Считаю, что лучше сделать паузу,

чтобы

дать

возможность

ребёнку

разобраться

в

своих

впечатлениях

и

мыслях.

Практические:

инсценировка

произведения,

игры

драматизации

и

участие

в

постановках.

Для

инсценирования

использую

игрушки,

театральные куклы, элементы костюмов, атрибуты, маски.

Инсценировка произведений развивает воображение, фантазию, речь.

Помогает

войти

в

образ

и

более

эмоционально

передать

содержание,

способствует

творческому

развитию

и

формированию

познавательного

интереса. Действуя в роли дети приобретают опыт взаимоотношений друг с

другом.

Игры

драматизации,

двигательные

импровизации

по

ходу

рассказывания литературного текста привлекают детей, дают возможность

выплеснуть эмоции от услышанного, развивают воображение, стимулируют

развитие творческих способностей,

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность

в художественном слове. Ценность фольклорных произведений для развития

детей раннего возраста обусловлена, прежде всего, высокой интонационной

выразительностью, а также и другими жанровыми особенностями: речевыми,

словесными,

музыкальными.

Поэтому

широко

применяю

в

своей

деятельности,

организуя

детскую

деятельность

и

режимные

моменты

песенки, потешки, припевки.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат

в себе пословицы и поговорки. Фольклор дает прекрасные образцы речи,

подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком.

Пословицы и поговорки образны и поэтичны, наделены сравнениями, яркими

эпитетами, в них много олицетворений. Их можно использовать в любой

ситуации.

Исходя из этого, восприятие художественной литературы и фольклора

способствует обогащению их словарного запаса и развитию речи в целом.

Фольклорные

произведения

учат

различать

«доброе»

и

«злое»,

активно

защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки

песенки, потешки у детей складываются более глубокие представления о

плодотворном труде человека.

Художественная

литература

и

фольклор

являются

уникальным

средством для пробуждения познавательной активности, самостоятельности,

индивидуальности

каждого

ребёнка,

для

развития

его

речевых

навыков.

Поэтому считаю необходимым как можно шире использовать его в развитии

и в воспитании детей раннего возраста.

Список литературы

1.

Запорожец А.В, Неверович Я.З. «Развитие социальных эмоций у детей

раннего возраста», М.-2012

2.

Соколов Ю.М «Русский фольклор», М-2009

3.

Ушакова О.Г «Знакомим дошкольника с литературой», М-2008

4.

Федоренко Л.П «Методика развития речи детей раннего возраста», М.

Просвещение,2007.



В раздел образования