Напоминание

Речевое развитие будущего первоклассника


Автор: Егорова Ольга Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ "Центр образования "Самсон"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие будущего первоклассника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие будущего первоклассника

Обучение в школе требует от ребенка определенного уровня

зрелости

памяти,

внимания,

воображения,

мышления,

целенаправленного

поведения.

И

все

эти

процессы

развиваются при непосредственном участии речи. Об этом

говорили в своих работах такие ученые как Л. С. Выготский,

А. Р. Луриа, А. В. Запорожец. Способность владеть речью и

языком

приобретает

особую

значимость

для

ребёнка-

первоклассника. Ведь именно при помощи речи происходит

формирование базовых универсальных знаний, умений,

навыков. Речевое развитие детей является одним из главных

компонентов их готовности к школьному обучению, так как

позволяет судить не только о речевых способностях детей,

но и об их целостном психическом развитии. Желательно,

чтобы ребёнок, приходя в школу, был достаточно активен в

общении, умел слушать, а главное - слышать (понимать)

речь, ясно и последовательно выражал бы свои мысли,

ориентировался на ситуацию при общении, умел бы находить

контакт с детьми и взрослыми, соблюдал бы речевой этикет.

Какие

же

умения

важны

для

оценки

речи

будущего

первоклассника?

1.

Владение правильным звукопроизношением.

Ребёнок должен отчётливо произносить звуки. Он не должен

их пропускать, искажать, заменять другими звуками.

2.

Умение различать звуки на слух и в произношении.

3.

Готовность

к

звукобуквенному

анализу

и

синтезу

звукового состава речи.

Умение называть звуки по порядку в

слове, подбирать слова с заданным звуком, определять

место звука в слове.

4.

Владение достаточным словарным запасом.

Давно отмечено, что дети с богатым словарным запасом

легче овладевают навыками чтения и письма, активнее

работают

на

уроках.

Желательно,

чтобы

будущий

первоклассник владел обобщающими понятиями (одежда,

овощи, транспорт, профессии и т.д.), знал бы значения

некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых

выражений, пословиц и поговорок (например: «золотые

руки», «не вешать нос»).

Умение пользоваться разными способами словообразования

(с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других

частей речи) и понимать разницу (дом-домик, вошел-вышел,

резиновый - сделанный их резины). Умение изменять слова

по родам, числам, падежам, временам и понимать разницу

(упал-упала, дом-дома).

5.

Умение строить и понимать различные грамматические

конструкции. Например: «Лиса гонится за зайцем». (Кто

бежит впереди?) и т. д. Умение правильно употреблять

предлоги в речи.

6.

Владение связной речью.

Умение пересказывать или составлять небольшие по объёму

рассказы и сказки. Умение формулировать основную мысль,

правильно

строить

предложения,

использовать

в

речи

сложные предложения.

Любая недостаточная сформированность этих умений

должна

насторожить

родителей

и

учителей.

Поэтому

необходимо

своевременно

обратиться

за

помощью

к

учителям-логопедам, психологам и другим специалистам.

Речевая деятельность - инструмент саморазвития ребёнка,

это

то,

что

делает

возможным

его

самообразование,

социализацию и дальнейшее развитие.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники