Напоминание

Родителям о развитии речи дошкольника.


Автор: Иванова Вера Васиьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ Детский сад комбинированного вида №1
Населённый пункт: город Нелидово, Тверская область
Наименование материала: Работа с родителями
Тема: Родителям о развитии речи дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОДИТЕЛЯМ

О РАЗВИТИИ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКА

Подготовила:

Учитель

логопед

Иванова

Вера

Васильевна,

МБОУ

детский сад №1, г.Нелидово.

Овладение родным языком, развитие речи –

одно

из

самых

важных

приобретений

ребенка в дошкольном возрасте.

Речь - необходимый компонент общения.

Развитие

речи

тесно

связано

с

формированием

памяти,

внимания,

восприятия,

воображения,

логического

мышления.

Функции речи:

Общение

Передача накопленного человеческого

опыта

Регуляция поведения и деятельности

Анатомо – физиологические

механизмы речи:

Главная роль: согласованная деятельность сложных

функциональных систем:

1.

Центральной нервной системы(корковая часть

речедвигательного анализатора, центрами слуховой и

письменной речи.

2.

Органов речи:

Легкие

Гортань (голосовые связки)

Полость глотки, носа

Полость рта (язык, губы, зубы, твердое и мягкое неба,

язычок)

Речевые патологии

Дизартрия - нарушения в произношении слов из-за недостаточной

иннервации

(связь

тканей

и

клеток

с

нервными

окончаниями)

речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность

губ,

языка,

мягкого

нёба

и

других

органов

речи,

что

затрудняет

артикуляцию (произношение).

Причины:

органическое

поражение

ЦНС,

когда

мускулатура

детского

лица

существенно

или

незначительно

ограничена

в

движении, детский

церебральный паралич (ДЦП);

серьёзные поражения головного мозга, отдельных его участков — самая

частая

и

существенная

причина

детской

дизартрии,

а

они

уже

обусловлены

внутриутробной

инфекцией,

недоношенностью,

несовместимостью резус-факторов мамы

и

малыша,

родовыми

травмами,

патологиями

в

развитии

плаценты, асфиксией,

сильным

токсикозом, который перенесла мама, будучи беременной;

энцефалит, менингит, которыми переболел ребёнок.

Лечение дизартрии

Заболевание требует лечебно-педагогического

комплексного

воздействия. Медикаментозное

лечение

дизартрии

у

детей сочетается

с

логопедической

коррекцией

и

ЛФК.

Необходимы консультации узких специалистов.

Дислалия

Дислалая - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной

иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено

или затруднено произношение любой из фонем родного языка.

Формы:

Физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет,

обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет

проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у

всех людей на определённом этапе развития.

Функциональная —

нарушение

звукопроизношения

при

отсутствии

отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной

нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.

Органическая

(механическая) —

обусловлена

наследственными,

врождёнными

или

приобретёнными

анатомическими

дефектами

периферического артикуляционного аппарата.

Причины:

Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-

за длительных хронических заболеваний организма (расстройство

пищеварения, частые простудные заболевания).

Социальные:

Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки

в

речи

детей

и

не

демонстрируют

образцов

правильного

звукопроизношения).

Двуязычие в семье (родители разговаривают на разных языках,

ребёнок вставляет в один язык другой. Например, французский +

русский = горловой звук «Р»).

Образец неправильной речи в окружении ребёнка (по подражанию).

Выбор неправильной артикуляции.

Недоразвитие

фонематического

слуха.

Физический

слух

может

быть сохранен, а фонематический нарушен.

Психолого – педагогическая классификация

речевых нарушений

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные

речевые

расстройства,

при

которых

нарушается

формирование

всех

компонентов

речевой

системы,

то

есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны

Фонетико-фонематическое

недоразвитие

(ФФН)

нарушение процессов звукопроизношения и восприятия

фонем при различных речевых нарушениях у детей с

нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН

характеризуется

заменами,

смешением

и

искажением

звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко

выраженными лексико-грамматическими нарушениями.

Формы логопедической работы:

Индивидуальные и подгрупповые

коррекционные занятия

Фронтальные логопедические занятия

Домашние задания (фронтальные,

индивидуальные)

Фронтальные задания

Направления работы по

речевому развитию

Формирование правильного звукопроизношения

Формирования фонематического восприятия и

фонематических процессов

Развития грамматического строя речи

Развитие лексической стороны речи

Формирование связной речи

Развитие психических процессов, моторики,

интеллектуальной деятельности

Советы родителям по

выполнению заданий логопеда

Домашние

задания

имеют

большое

воспитательное,

обучающее

и

коррекционное

значение

при

правильной

организации

его

выполнения

у

дошкольников

вырабатываются:

новые знания и умения

навыки самостоятельного мышления

умения себя контролировать

воспитывается

ответственное

отношение

к

своим

новым обязанностям,

отрабатывается весь пройденный материал на занятиях

быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только

закрепляемые звуки, но и сложные речевые конструкции.

Правила выполнения

домашнего задания:

Домашнее

задание

ребёнок

выполняет

в

индивидуальной

рабочей

тетради

под

обязательным присмотром взрослого

Желательно,

чтобы

с

ребенком

занимался

постоянно

один

из

родителей

(это

помогает

ребёнку

и

взрослому

настроиться,

и

придерживаться знакомых единых требований)

Рекомендации по проведению

занятий

Все занятия желательно строить по правилам игры

Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20

минут.

Не заставляйте его заниматься, если он плохо себя чувствует.

Отведите специальное место для проведения занятий

Объясняя что-то ребёнку, пользуйтесь наглядным материалом.

Не

употребляйте

слово

«неправильно»,

придерживайте

все

начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.

Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом;

пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

Выполнять упражнения перед зеркалом (после того как ребёнок

научиться выполнять заданное движение зеркало убирают);

Принцип контроля

Необходимо

постоянно

в

течение

всего

дня

во

время

общения

с

ребёнком

контролировать

и

закреплять

приобретённые

в

процессе

логопедической

работы

умения и навыки

Необходимо воспитывать у ребёнка самоконтроль

Приучать

следить

его

за

своей

речью

и

самому

исправлять допущенные ошибки.

Родители

должны

интересоваться

успехами

своего

ребёнка.

Не забывайте о том, что для вашего ребёнка очень важно

общение с вами.

Удачи вам, терпения и

радости в общении!

Спасибо за внимание!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники