Автор: Тутолмина Вера Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 14"
Населённый пункт: Камышловского городского округа
Наименование материала: Познавательный проект
Тема: "Хлеб всему голова"
Раздел: дошкольное образование
Познавательный проект
«Хлеб – всему голова»
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательный.
Участники: дети старшей группы, родители, педагоги.
Актуальность проекта: Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу
отведено самое главное место на столе и в будни и в праздники. Без него не обходится не один прием пищи. Еще с
давних времен принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство. Этот
продукт сопровождает нас от рождения до старости. Каждый по – своему помнит, воспринимает и ценит его.
Проблема: многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу не бережно (бросают, играют,
крошат, выбрасывают недоеденные куски). Мне хочется донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на
столе. Предложить проследить какой длительный и трудоемкий путь проходит маленькое зернышко до того, как
окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба. Сколько людей разных профессий трудится над его
производством.
Гипотеза: гипотезой проекта выступило предложение о том, что использование проектной деятельности в работе с
детьми старшего дошкольного возраста позволяет воспитанникам быстрее, легче, прочнее «присвоить» знания навыки,
которые ребенок приобретает в процессе практической деятельности, повысить мотивацию ребенка и заинтересованных
родителей в развитии у детей активности.
Задачи:
1.
Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста
2.
Формировать у детей представления о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей, разных профессий
3.
Побудить в ребенке активность, самому участвовать в проекте
4.
Повышать мотивацию, интерес к занятиям, приобщать детей к процессу активного познания, к совместной
деятельности
5.
Объединить усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по развитию познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста
6.
Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей
Ожидаемый результат:
1.
Использование метода проектов для развития познавательной активности старших дошкольников
2.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательной активности детей
3.
Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в процессе работы по данной теме
Эффективность данных результатов:
Для детей.
Положительная динамика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
Выработка устойчивой мотивации к познанию, к самореализации;
Для родителей.
Положительная оценка деятельности ДОУ;
Готовность и желание помогать;
Активизация педагогического потенциала родителей;
Приобретение и использование знаний по вопросам познавательной активности детей;
Овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
Чувства удовлетворения от совместного творчества
Продолжительность проекта: 4 недели.
Итоговое мероприятие: конкурс поделок из соленого теста «Чудо тесто». «Хлеб – всему голова» мероприятия,
посвященные этой теме. Создание мини-музея «Хлеб – всему голова»
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный. (информационно – аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации
проекта с учетом современных требований и возрастных возможностей детей.
Задачи:
- изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования;
- определение системы проекта, условий его реализации
2 этап. Основной этап реализации проекта. (практический)
Задачи:
- уточнить и расширить представления детей о хлебе, как ценном продукте, производство которого требует большого
труда;
- развивать умения устанавливать причинно – следственные связи в процессе знакомства с превращением маленького
зернышка в буханку хлеба;
- способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное
отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.
Содержание работы с детьми.
Неделя
Тема
1 неделя
1.Компьютерная презентация «Как хлеб на стол пришел»
2.Беседа с детьми «От колоска до пышной булки», «Что такое злаки?», « Из чего пекут
хлеб»
3. Организация выставки картин и иллюстраций о хлебе и его приготовлении
2неделя
Чтение и обсуждение произведений И.Токмакова «Что такое хлеб»
Б.Вовк «Мякиш»
М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
Т.Шорыгина «Какой хлеб лучше»
С.Погореловский «Хлебушек душистый»
3 неделя
Наблюдение за прорастанием семян (пшеница, рожь) в разных условиях (песок, земля)
д/и «Что из чего», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «Что сначала, что потом».
Игра малой подвижности «Где мы были, вам не скажем, а что делали покажем»
4 неделя
Исследовательская деятельность: «превращение зерна в муку с помощью кофемолки»
Итоговое мероприятие: Конкурс поделок из соленого теста «Чудо тесто»
Создание в группе мини-музея «Хлеб – всему голова».
3 этап. Заключительный.
Задачи:
- анализ проектной деятельности и оценка эффективности применения метода проекта для развития познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста;
- итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, созданных альбомов,
дидактических игр.
Конечным продуктом проекта будет являться:
- сформированная устойчивая мотивация к познанию, к самореализации;
- повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Прогноз возможных негативных последствий:
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления.
Трудности
Пути коррекции.
Слабая мотивация участников проекта
Внедрение дополнительных форм стимуляции и
поощрения, применение новых более интересных форм
работы
Отсутствие условий в проведении какого – либо
запланированного мероприятия
Проведение иного мероприятия, способствующего
достижению намеченных целей и реализации
поставленных задач
В заключении хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже
необходимо в работе по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста для более
прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Выводы:
1.
Проект вызвал у детей интерес к познанию окружающего мира, развиты мыслительные операции,
систематизировал полученные знания.
2.
Сформировались первичные навыки познавательной деятельности, способность прогнозировать,
систематизировать полученные знания.
3.
Совместная деятельность со сверстниками и дома с родителями (совместно работать, общаться, искать и собирать
информацию, анализировать ее) зародила необходимость координировать свои действия с действиями партнеров,
принимать их точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, что способствовало саморазвитию личности
каждого ребенка.
4.
Сформировались начальные умения презентовать продукт своей творческой деятельности.
Биографический список
1.
Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе.» М., Детская литература 1990
2.
Тихонов Н.С. «Берегите хлеб родной»
3.
Украинская народная сказка «колосок»
4.
Пришвин М. «Лисичкин хлеб»
5.
Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»)
6.
Маршак С.Я. «положите в землю зернышко»
7.
Ванаг Ю. « Хлеб, заработанный своими руками»
8.
Крупин В. «отцовское поле»