Напоминание

"Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников"


Автор: Уколычева Надежда Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: Балахна
Наименование материала: Методическая разработка практических достижений профессиональной деятельности
Тема: "Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка практических

достижений профессиональной деятельности

на тему:

«Экспериментирование как

средство

развития познавательной

активности старших

дошкольников»

Разработчик:

Воспитатель

МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №3»

Уколычева Н.А.

г. Балахна

2020г.

1

Условия формирования личного вклада

«Расскажи – и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица.

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,

искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского

поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное

состояние.

Внутреннее

стремление

к

исследованию

порождает

исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы

психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Люди,

научившиеся…

наблюдениям

и

опытам,

приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном

уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е.Тимирязев.

Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические

аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился

один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка,

экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную

клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались

значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей,

изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый

предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш

показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически

2

мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у

детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из

важнейших

задач

современного

образования.

Знания,

полученные

в

результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и

надежнее. Современные исследователи (А.И. Иванова И. Э. Куликовская, О.

В. Дыбина, Н.Н. Подьяков, Совгир) рекомендуют использовать метод

экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.

За использование этого метода обучения выступали такие классики

педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д.

Ушинский

и

многие

другие.

Особенности

деятельности

экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б.

Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новосёлова, А.Н. Поддьякова).

Результаты современных психологических и педагогических исследований

следующих ученых-психологов, педагогов - Ю.К. Бабанского, Л.А. Венгера,

Н.А. Ветлугиной, И.Д. Зверева, В.В. Запоржца, И.Я. Лернера, А.И.

Савенкова, Г.И. Щукиной и др. - показывают, что возможности умственного

развития

детей

дошкольного

возраста

значительно

выше,

чем

это

предполагалось

ранее.

В

период

дошкольного

детства

формируются

способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.

Однако, такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в

основном

в

наглядно-образной

форме,

в

процессе

деятельности

с

познаваемыми предметами, объектами, поэтому особый интерес для детей

представляет экспериментирование.

При активном действии ребенка в

процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем

больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем

лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает,

закрепляет изучаемый материал, тем быстрее развиваются познавательные

способности, и повышается познавательная активность.

3

По мнению Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования

ребенок

выступает

как

своеобразный

исследователь,

самостоятельно

воздействующий различными способами на окружающие его предметы и

явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания

— творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке

интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого

условия.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в

первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя

своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно

говорил Л.С.Выготский.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости

включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой

они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их

сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания

самостоятельно.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на

вопросы «как?» и «почему?»

Актуальность личного вклада.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том,

что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования

более

углубленно,

т.к.

в

настоящее

время

в

связи

с

пересмотром

приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании

преобладают

именно

методы,

развивающие

у

детей

способности

к

начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким

методом и является экспериментирование.

На практике я убедилась, что есть дети, у которых отсутствует интерес к

экспериментированию,

поэтому

изучив

литературу

и

используя

4

индивидуальный

подход

выяснила,

что

нельзя

чрезмерно

увлекаться

фиксированием результатов, требовать, чтобы ребенок всегда совершал

только правильные действия, имел только правильную точку зрения.

Следовательно необходимо применять адекватные способы вовлечения детей

в работу (например, дробление одной процедуры на несколько мелких

действий, поручаемых разным детям).

Теоретическое обоснование

Для выявления уровня развития детей в экспериментальной деятельности

мной был проведен мониторинг

исследовательской активности детей

старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по

методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой)

36%

42%

22%

Развиты

слабо развитиы

Не развиты

Проведённый мною мониторинг выявил, что 36% имеют достаточно

хорошие знания, успешно применяют их в практической деятельности. 42%

знания не достаточно развиты. 22% знания недостаточны, применять их в

практике затрудняются.

Критериями оценки знаний и умений стали следующие

показатели:

5

1.Проявление устойчивого интереса и эмоционального отклика на выбор

опытно-экспериментальной деятельности;

2. Понимание проблемы исследования, умения четко сформулировать цель

(что нужно сделать);

3.Способность планировать свою деятельность, выделять этапы.

4.Использование разнообразных материалов и оборудования в проведении

опытов и экспериментов; способность самостоятельно действовать по

алгоритму или образцу, проявлять творческие способности;

5.Умение делать выводы, подводить итоги, сравнивать, обобщать.

Полученные

результаты

свидетельствуют

о

необходимости

целенаправленной систематической работы по развитию познавательного

интереса у детей дошкольного возраста.

Все это способствовало разработке собственной педагогической технологии.

Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и

дидактического материала, создание условий для организации поисково-

экспериментальной

деятельности.

Учитывая

практическую

значимость

метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка мною

были определены

цели и задачи

Цель

Способствовать

развитию

у

детей

познавательной

активности,

любознательности,

стремления

к

самостоятельному

познанию

и

размышлению в процессе экспериментирования.

Задачи

• формирование целостного восприятия и представления о различных

предметах

и

явлениях

окружающей

действительности,

позитивное

отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

• развитие поисково-познавательной, интеллектуальной активности детей

путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие

действия;

6

социально-личностное

развитие

каждого

ребенка:

развитие

коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного

самоконтроля и саморегуляции своих действий

.

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов

ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни

требуют развития новых способов образования, педагогических технологий,

имеющих

дело

с

индивидуальным

развитием

личности,

творческой

инициацией,

формирования

у

воспитанников

таких

компетентностей,

которые способствовали бы умению ставить и решать задачи для разрешения

возникающих в жизни проблем, самоопределении, повседневной жизни. Но в

существующей литературе все задания направлены главным образом на

репродуктивную деятельность воспитанников и в очень малой степени

способствуют формированию ключевых компетенций. Теряется жизненная

важность и значимость приобретаемых воспитанниками знаний. Поэтому

возникает

потребность

в

составлении

таких

заданий,

которые

бы

способствовали с одной стороны - расширить кругозор ребенка, показать

взаимосвязь различных наук, явлений, с другой стороны – показать

воспитаннику значимость приобретаемых им знаний, их практическую

направленность.

Диапазон личного вклада

Свою работу по развитию познавательной активности у детей через

экспериментальную деятельность я

выстроила

на основе следующих

принципов:

-системности,

-сезонности,

7

-возрастной адресности,

-преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и

семьи,

- научности,

-доступности,

-систематичности и последовательности,

-индивидуально-личностной ориентации воспитания,

-результативности.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности:

наблюдение, развитие речи - умение чётко выразить свою мысль облегчает

проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию

речи.

формирование элементарных математических представлений

- во время

проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять,

сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим

представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же

время владение математическими операциями облегчает

экспериментирование.

изобразительная деятельность - чем сильнее будут развиты изобразительные

способности ребёнка, тем точнее будет результат природоведческого

эксперимента.

Работая в детском саду, я заметила, что на занятиях

изобразительной

деятельностью

детям

также

интересно

и экспериментирование. Они одинаково быстро вовлекают детей в процесс

познания, исследования, вызывают у них новые оригинальные идеи, желание

придумывать

и

находить

новые способы получения

результата

своей

8

продуктивной

деятельности,

подталкивают детей к

самостоятельным

действиям, то есть помогают проявить непосредственно свою творческую

индивидуальность.

В последние годы особый интерес представляет использование так

называемых

нетрадиционных

техник

создания

изображения,

как

части творческого экспериментирования. Мной были выделены основные

направления в работе:

1.

Создание предметной пространственной развивающей среды.

2.

Организация работы с воспитанниками (определение форм, методов,

приемов работы).

3.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

1.Создание предметно-развивающей

среды по экспериментировани

Методы работы

- исследовательские: опыты, эксперименты, проблемные вопросы,

наблюдения;

- наглядные;

- словесные: беседы, чтение литературы, указания, словесные инструкции,

доклады;

- игровые;

-творческие (дневник опытов, выставки рисунков)

Работа с детьми: проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,

индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная

деятельность.

Дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы,

чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций,

мультфильмов, исследовательский проект.

Для этого я применяла такие формы как:

1.

Наблюдения

9

2.

Беседы

3.

Прогулки

4.

Опыты

5.

Проектная деятельность

Диапозон личного вклада

11

В связи с вышеизложенным моя работа была выстроена следующим

образом:

Немаловажное

значение

в

развитии

детской

активности

имеет

оборудованная,

насыщенная

предметно-пространственная

развивающая

среда,

которая

стимулирует

самостоятельную

исследовательскую

деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода

саморазвития. Все групповое пространство распределено на центры, которые

доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где

взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, оборудование для

опытов.

Такая

организация

пространства

дает

возможность

педагогу

приблизиться к позиции ребенка.

В группе оборудован центр экспериментирования «Почемучки», для

проведения

элементарных

опытов,

экспериментов.

Метод

детского

экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан

досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Детское

экспериментирование не требует больших материальных затрат, для этого в

подавляющем

большинстве

случаев

даже

не

требуется

специальное

оборудование. Мы используем любые подручные или бросовые материалы.

Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может

превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок,

а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если

его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то

10

можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер

самим.

Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе была

организована согласно выстроенной модели.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к

исследовательской деятельности в зоне «Мини-лаборатория» имеются:

• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,

металл, керамика);

• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья,

мох, листья и др.;

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пластмассы, пробки и др.;

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы

(без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Лаборатория

постоянно

пополняется

все

новыми

материалами

для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно

повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной

образовательной деятельности знания, умения и навыки.

В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты

превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое

выводами и не имеющее познавательной ценности.

Я старалась так организовать детскую деятельность, в том числе

самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении

наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной

цели.

Для

качественного

проведения экспериментов я

подбирала

11

правильный

дидактический

материал,

и

разнообразное

оборудование.

Провела с ребятами занятия специальные научного характера по развитию у

них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого использовала

занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым.

Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть

проблемы «Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у

предмета», выдвигать

гипотезы «Почему

дует

ветер?»,

«Почему

течет

вода?», задавать

вопросы, умение

классифицировать предметы, развития

умения наблюдать.

Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую

деятельность.

Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на

прогулках.

Дети нашли камни разного цвета, кусочки строительных камней и т.д. Дети

стали задавать вопросы: «Как называются эти камни?», «Откуда берутся

камни?», «Как появляются горы?», «Как происходит извержение вулкана?» и

т.д. У меня возникла идея разработать проект и поделится опытом работы с

коллегами. В рамках проекта была создана «Детская лаборатория», которая

включала в себя такие разделы как: «Чудесница вода», «Горы, камни и

песок», «Воздух», «Снег и лед», «Удивительные свойства магнита».

По первому разделу с детьми проводились такие опыты как: «Свойства воды.

Окрашивание. Вода течет, жидкая», «Вода-растворитель», «Непотопляемая

бумага, бумажная крышка». Уточнить представления о том, кто такие ученые

(люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах

поведения в детской лаборатории.

Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети

уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить

новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости.

12

Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом

очистки воды – фильтрованием.

Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем, дать

возможность увидеть может ли воздух защитить бумагу от воды.

Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные

состояния воды. (Вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха,

лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества

растворяются, а некоторые – не растворяются, лёд легче воды

вода не имеет формы.)

Во втором разделе «Горы, камни и песок» проводились беседы,

рассматривание иллюстраций «Что такое горы». «Вулкан». Опыты «Песок –

сыпучий»,

«Удивительный

песок»,

«Песок

природный

фильтр».

Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя

новые свойства песка «Свойства мокрого песка», «Можно ли услышать

песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки».

«Камни. Какими бывают камни», «Рассматривание камней через лупу», «Что

будет если камень опустить в воду», «Определение веса».

В конце работы был создан мини – музей «Мир камней».

На третьем этапе работы «Воздух». «Прогулки невидимки», «Воздух

невидим», «Воздух есть везде», «Есть ли воздух в нас?», «Воздух помогает

рыбам плавать». На данном этапе дети получили представление об

использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с

воздухом. Узнали, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

Что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. Также

узнали как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам

плавать. Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится

вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд

действий.

13

Во время экспериментирования со снегом «Замерзание жидкостей», «Почему

снег греет?», «Снег лепится», «Следы на снегу» мои воспитанники

познакомились с разными жидкостями, научились выявлять различия в

процессах замерзания различных жидкостей.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе предметы всегда

вызывала у людей удивление. С магнитами мы часто встречаемся в

повседневной жизни: это наши первые магнитные азбуки, магнитная доска в

группе, «Шашки» на магнитной доске, магниты-сувениры на холодильнике и

прочие чудеса. Нам стало интересно: «Так, что же такое магнит? Для чего

нужен он людям?». С ребятами проводились наблюдение, беседа, опыты

«Как достать скрепку из воды не намочив рук»,

«Притягивание через

предметы», «Как человек использует магниты», «Когда магнит вреден»,

«Рисует магнит или нет». Просмотр видеороликов и мультфильмов.

Дети познакомились с понятиями «магнит», «магнитная сила».

Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений

приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать

выводы, обобщения. Выяснили, что такое магнит и магнитная сила; узнать,

какими свойствами обладают магниты; выявить, каким образом люди

используют

магниты

в

жизни.

Развился у детей интерес и конкретные представления о магните и его

свойствах: Притягивать предметы, а так же через какие материалы и

вещества воздействует магнитная сила, через опытно – экспериментальную

деятельность детей.

Во время наблюдения за живой природой – деревьями мои воспитанники

наблюдали за палочкой плавающей в луже после дождя. У детей сразу возник

вопрос: «Почему она не тонет?». Для расширения знаний детей в данном

14

направлении «Тонет - не тонет», «Найди предметы сделанные из дерева»,

«Прочная кора», «Летающие семена», «Чудесный трафарет». Дети узнали

названия свойства деревьев, коры, обогатили знания, что из листьев можно

не только собирать гербарий, но и использовать их в качестве природного

трафарета для создания картин. У детей повысится интерес к особенностям

жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии,

росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать

пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты

эксперимента.

Данная работа сподвигла меня на разработку детско – родительского проекта

«От бересте к книге». Целью проекта было формирование устойчивого

познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных

знаний о знакомом предмете – бумаге.

В ходе проекта с детьми

рассматривали альбомы «История возникновения бумаги», играли в речевые

игры: «Закончи предложение» «Скажи наоборот», «Бумажная, бумажный,

бумажные», «Так не бывает». Чтение Б.Житков «Откуда пришла бумага?»

«Оригами — это интересно», «Живой червячок», «Цветные, необыкновенные

рыбки», «Волшебная бумага», «Бумажная фея», «Что изменилось?», «Найди

нужный

вид

бумаги»,

«Из

какой

бумаги

сделано?»

Познавательная

деятельность:

«Как делают бумагу». Исследовательская деятельность -

Опыты с бумагой: «Тонет – не тонет», «Угадай на ощупь», «Бумагой можно

рисовать» и другие. Для родителей была подобрана консультация «Игры с

бумагой для детей и взрослых». Проведена акция «Мастерим вместе с

ребенком». Также совместно с родителями Ярослава Бокова был проведен

опыт в домашних условиях «Бумага своими руками». Продуктом проекта

стало изготовление бумаги в домашних условиях и альбома

«Виды бумаги»

.

В ходе реализации проекта была достигнута основная цель-у детей появился

интерес и желание узнавать новое о бумаге. Был обобщён и обогащён опыт

15

детей в сфере художественного воспитания путём применения научных

методов и приёмов. У детей сформировался стойкий интерес к узнаванию

свойств

и

особенностей бумаги,

желание

самостоятельно

выполнять

различные поделки. В период работы над проектом дети пополнили свой

словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей были

сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности.

1. Бумагу можно приготовить в домашних условиях.

2. Домашнюю бумагу выгодно использовать, т.к. она изготавливается из

макулатуры и не требует денежных затрат.

3. Лучше всего использовать такую бумагу для оформления.

4. К тому же бумага, приготовленная в домашних условиях, экологически

чистая.

Мной была подобрана серия экспериментов «Исчезающий мелок», «Цветное

молоко», «Секретное письмо», «Яйцо утонет или всплывет?», «Реактивный

шарик», «Поиск воздуха», «Живая змейка», «Тесная бутылка», «Он в мешке»,

«Двигаем

предметы»,

«Соломинка-пипетка»,

«Соломинка-флейта»,

с

объектами неживой природы и занятия, которые я использовала в работе с

детьми старшего дошкольного возраста.

То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и

довольно

легко

запоминается.

Не

забывала,

что

особенно

легко

запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок

что - то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во

время

наших экспериментов дети

приобретают

опыт

творческой,

поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние

знания при решении новых задач.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих

маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство

удовлетворения

от

проделанной

работы.

Поощряя

детскую

любознательность,

направляя

их

активную

деятельность,

мы

16

способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического

мышления, связной речи.

.дание предметно-развивающей среды по эксперимент

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение

опытам, экспериментам,

занятиям-исследованиям,

самостоятельной

поисковой деятельности

детей.

Я

вижу,

что

данный

вид деятельности вызывает

у

детей

восторг. Опыт –

это

весело

и

увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина

наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению,

уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях.

Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной

самостоятельной и совместной деятельности.

61%

34%

5%

Развиты

слабо развитиы

Не развиты

После проведенной системы работы выявлено, что у 61% сформированы

знания, умения и навыки наблюдать и проводить эксперименты. Появился

интерес к экспериментированию. У 34% появился навык исследования в

неживой природе. Обогатился словарный запас. 5% на низком уровне.

17

Работа по экспериментированию предусматривает активное вовлечение

родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и

папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к

активной помощи.

В работе с родителями я использовала следующие формы:

Анкетирования

родителей

на

тему:

«Организация

поисково

исследовательской деятельности дошкольников дома», «Чем занят

ребенок дома?»

Консультации

на

темы:

«Как

научить

ребенка

исследовать?»

«Развиваем

внимание

и

мышление

дошкольников

–учим

быть

любознательным»

Фотовыставка «Экспериментируем с водой дома»

Акция «Подари цветок детскому саду»

Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой,

воздухом, провести исследования. Родители помогают, направляют детей на

выполнение заданий.

Кроме этого,

родители помогали

нам

в оформлении разнообразных

коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска,

на прогулках,

проявляя при этом большой интерес к занятию.

Итогом моей работы

стало обогащение предметно пространственной

развивающей среды: создание лепбука «Чудеса воздуха», мини – музея

«Камни и песок», картотеки «Чудеса снега», «Вулканы».

Вывод:

Детское экспериментирование дало детям реальные представления об

изучаемом объекте.

Расширился кругозор об объектах неживой природы и их свойствах.

Появились навыки планирования своей деятельности, делать выводы.

18

Сформировались

качества

личности:

самостоятельность,

инициативность, познавательная активность и целеустремленность.

В процессе экспериментирования

обогатилась память ребенка,

активизировались его мыслительные процессы.

Экспериментирование вызвало у детей интерес к исследованию

неживой природы, стимулировало к получению новых знаний.

Детское экспериментирование дало детям реальные представления об

изучаемом объекте.

Повысился

уровень

нравственно-экологической

компетентности

родителей,

участия

родителей

в

воспитательно-образовательном

процессе, повысилась коммуникативность родителей

Пусть не сразу было все абсолютно понятным. Но на островках детской

памяти остались первые радостные впечатления от собственных открытий,

появилось желание познавать самому.

А я на практике убедилась в том, что «Самое лучшее открытие – то, которое

ребенок делает сам». У.Эмерсон.

Свой опыт я транслировала в сети интернет, а также был проведен мастер –

класс для педагогов ДОУ.

Так как данное направление работы заинтересовала не только меня, но и

моих воспитанников и их родителей мной были определены перспективы

работы:

Совершенствовать

профессионализм

через

применение

инновационных технологий обучения

Разработка детско – родительских проектов

Литература:

1.

Федеральные государственные требования к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от

23 ноября 2009 г. N 655.

19

2.

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф»,

2007 г.

3.

Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

4.

Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации

поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005

г.

5.

Дыбина

О.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные

опыты

и

эксперименты для дошкольников. М., 2005.

6.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

7.

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

1.

Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых

родителей. СПб, 1998.

1.

Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-

сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

20



В раздел образования