Автор: Уколычева Надежда Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: Балахна
Наименование материала: Методическая разработка практических достижений профессиональной деятельности
Тема: "Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка практических
достижений профессиональной деятельности
на тему:
«Экспериментирование как
средство
развития познавательной
активности старших
дошкольников»
Разработчик:
Воспитатель
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3»
Уколычева Н.А.
г. Балахна
2020г.
1
Условия формирования личного вклада
«Расскажи – и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица.
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,
искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского
поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное
состояние.
Внутреннее
стремление
к
исследованию
порождает
исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы
психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Люди,
научившиеся…
наблюдениям
и
опытам,
приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них фактические
ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев.
Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические
аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился
один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка,
экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную
клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались
значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей,
изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый
предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш
показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически
2
мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у
детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из
важнейших
задач
современного
образования.
Знания,
полученные
в
результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и
надежнее. Современные исследователи (А.И. Иванова И. Э. Куликовская, О.
В. Дыбина, Н.Н. Подьяков, Совгир) рекомендуют использовать метод
экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.
За использование этого метода обучения выступали такие классики
педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д.
Ушинский
и
многие
другие.
Особенности
деятельности
экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б.
Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новосёлова, А.Н. Поддьякова).
Результаты современных психологических и педагогических исследований
следующих ученых-психологов, педагогов - Ю.К. Бабанского, Л.А. Венгера,
Н.А. Ветлугиной, И.Д. Зверева, В.В. Запоржца, И.Я. Лернера, А.И.
Савенкова, Г.И. Щукиной и др. - показывают, что возможности умственного
развития
детей
дошкольного
возраста
значительно
выше,
чем
это
предполагалось
ранее.
В
период
дошкольного
детства
формируются
способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Однако, такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в
основном
в
наглядно-образной
форме,
в
процессе
деятельности
с
познаваемыми предметами, объектами, поэтому особый интерес для детей
представляет экспериментирование.
При активном действии ребенка в
процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем
больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем
лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает,
закрепляет изучаемый материал, тем быстрее развиваются познавательные
способности, и повышается познавательная активность.
3
По мнению Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования
ребенок
выступает
как
своеобразный
исследователь,
самостоятельно
воздействующий различными способами на окружающие его предметы и
явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания
— творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке
интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого
условия.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в
первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя
своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно
говорил Л.С.Выготский.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости
включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой
они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их
сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания
самостоятельно.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на
вопросы «как?» и «почему?»
Актуальность личного вклада.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том,
что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования
более
углубленно,
т.к.
в
настоящее
время
в
связи
с
пересмотром
приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании
преобладают
именно
методы,
развивающие
у
детей
способности
к
начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким
методом и является экспериментирование.
На практике я убедилась, что есть дети, у которых отсутствует интерес к
экспериментированию,
поэтому
изучив
литературу
и
используя
4
индивидуальный
подход
выяснила,
что
нельзя
чрезмерно
увлекаться
фиксированием результатов, требовать, чтобы ребенок всегда совершал
только правильные действия, имел только правильную точку зрения.
Следовательно необходимо применять адекватные способы вовлечения детей
в работу (например, дробление одной процедуры на несколько мелких
действий, поручаемых разным детям).
Теоретическое обоснование
Для выявления уровня развития детей в экспериментальной деятельности
мной был проведен мониторинг
исследовательской активности детей
старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по
методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой)
36%
42%
22%
Развиты
слабо развитиы
Не развиты
Проведённый мною мониторинг выявил, что 36% имеют достаточно
хорошие знания, успешно применяют их в практической деятельности. 42%
знания не достаточно развиты. 22% знания недостаточны, применять их в
практике затрудняются.
Критериями оценки знаний и умений стали следующие
показатели:
5
1.Проявление устойчивого интереса и эмоционального отклика на выбор
опытно-экспериментальной деятельности;
2. Понимание проблемы исследования, умения четко сформулировать цель
(что нужно сделать);
3.Способность планировать свою деятельность, выделять этапы.
4.Использование разнообразных материалов и оборудования в проведении
опытов и экспериментов; способность самостоятельно действовать по
алгоритму или образцу, проявлять творческие способности;
5.Умение делать выводы, подводить итоги, сравнивать, обобщать.
Полученные
результаты
свидетельствуют
о
необходимости
целенаправленной систематической работы по развитию познавательного
интереса у детей дошкольного возраста.
Все это способствовало разработке собственной педагогической технологии.
Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и
дидактического материала, создание условий для организации поисково-
экспериментальной
деятельности.
Учитывая
практическую
значимость
метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка мною
были определены
цели и задачи
Цель
Способствовать
развитию
у
детей
познавательной
активности,
любознательности,
стремления
к
самостоятельному
познанию
и
размышлению в процессе экспериментирования.
Задачи
• формирование целостного восприятия и представления о различных
предметах
и
явлениях
окружающей
действительности,
позитивное
отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
• развитие поисково-познавательной, интеллектуальной активности детей
путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие
действия;
6
•
социально-личностное
развитие
каждого
ребенка:
развитие
коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного
самоконтроля и саморегуляции своих действий
.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов
ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни
требуют развития новых способов образования, педагогических технологий,
имеющих
дело
с
индивидуальным
развитием
личности,
творческой
инициацией,
формирования
у
воспитанников
таких
компетентностей,
которые способствовали бы умению ставить и решать задачи для разрешения
возникающих в жизни проблем, самоопределении, повседневной жизни. Но в
существующей литературе все задания направлены главным образом на
репродуктивную деятельность воспитанников и в очень малой степени
способствуют формированию ключевых компетенций. Теряется жизненная
важность и значимость приобретаемых воспитанниками знаний. Поэтому
возникает
потребность
в
составлении
таких
заданий,
которые
бы
способствовали с одной стороны - расширить кругозор ребенка, показать
взаимосвязь различных наук, явлений, с другой стороны – показать
воспитаннику значимость приобретаемых им знаний, их практическую
направленность.
Диапазон личного вклада
Свою работу по развитию познавательной активности у детей через
экспериментальную деятельность я
выстроила
на основе следующих
принципов:
-системности,
-сезонности,
7
-возрастной адресности,
-преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и
семьи,
- научности,
-доступности,
-систематичности и последовательности,
-индивидуально-личностной ориентации воспитания,
-результативности.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности:
наблюдение, развитие речи - умение чётко выразить свою мысль облегчает
проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию
речи.
формирование элементарных математических представлений
- во время
проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять,
сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим
представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же
время владение математическими операциями облегчает
экспериментирование.
изобразительная деятельность - чем сильнее будут развиты изобразительные
способности ребёнка, тем точнее будет результат природоведческого
эксперимента.
Работая в детском саду, я заметила, что на занятиях
изобразительной
деятельностью
детям
также
интересно
и экспериментирование. Они одинаково быстро вовлекают детей в процесс
познания, исследования, вызывают у них новые оригинальные идеи, желание
придумывать
и
находить
новые способы получения
результата
своей
8
продуктивной
деятельности,
подталкивают детей к
самостоятельным
действиям, то есть помогают проявить непосредственно свою творческую
индивидуальность.
В последние годы особый интерес представляет использование так
называемых
нетрадиционных
техник
создания
изображения,
как
части творческого экспериментирования. Мной были выделены основные
направления в работе:
1.
Создание предметной пространственной развивающей среды.
2.
Организация работы с воспитанниками (определение форм, методов,
приемов работы).
3.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
1.Создание предметно-развивающей
среды по экспериментировани
Методы работы
- исследовательские: опыты, эксперименты, проблемные вопросы,
наблюдения;
- наглядные;
- словесные: беседы, чтение литературы, указания, словесные инструкции,
доклады;
- игровые;
-творческие (дневник опытов, выставки рисунков)
Работа с детьми: проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная
деятельность.
Дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы,
чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций,
мультфильмов, исследовательский проект.
Для этого я применяла такие формы как:
1.
Наблюдения
9
2.
Беседы
3.
Прогулки
4.
Опыты
5.
Проектная деятельность
Диапозон личного вклада
11
В связи с вышеизложенным моя работа была выстроена следующим
образом:
Немаловажное
значение
в
развитии
детской
активности
имеет
оборудованная,
насыщенная
предметно-пространственная
развивающая
среда,
которая
стимулирует
самостоятельную
исследовательскую
деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода
саморазвития. Все групповое пространство распределено на центры, которые
доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где
взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, оборудование для
опытов.
Такая
организация
пространства
дает
возможность
педагогу
приблизиться к позиции ребенка.
В группе оборудован центр экспериментирования «Почемучки», для
проведения
элементарных
опытов,
экспериментов.
Метод
детского
экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан
досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Детское
экспериментирование не требует больших материальных затрат, для этого в
подавляющем
большинстве
случаев
даже
не
требуется
специальное
оборудование. Мы используем любые подручные или бросовые материалы.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может
превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок,
а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если
его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то
10
можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер
самим.
Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе была
организована согласно выстроенной модели.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к
исследовательской деятельности в зоне «Мини-лаборатория» имеются:
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,
металл, керамика);
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья,
мох, листья и др.;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
пластмассы, пробки и др.;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы
(без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Лаборатория
постоянно
пополняется
все
новыми
материалами
для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно
повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной
образовательной деятельности знания, умения и навыки.
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты
превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое
выводами и не имеющее познавательной ценности.
Я старалась так организовать детскую деятельность, в том числе
самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении
наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной
цели.
Для
качественного
проведения экспериментов я
подбирала
11
правильный
дидактический
материал,
и
разнообразное
оборудование.
Провела с ребятами занятия специальные научного характера по развитию у
них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого использовала
занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым.
Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть
проблемы «Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у
предмета», выдвигать
гипотезы «Почему
дует
ветер?»,
«Почему
течет
вода?», задавать
вопросы, умение
классифицировать предметы, развития
умения наблюдать.
Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую
деятельность.
Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на
прогулках.
Дети нашли камни разного цвета, кусочки строительных камней и т.д. Дети
стали задавать вопросы: «Как называются эти камни?», «Откуда берутся
камни?», «Как появляются горы?», «Как происходит извержение вулкана?» и
т.д. У меня возникла идея разработать проект и поделится опытом работы с
коллегами. В рамках проекта была создана «Детская лаборатория», которая
включала в себя такие разделы как: «Чудесница вода», «Горы, камни и
песок», «Воздух», «Снег и лед», «Удивительные свойства магнита».
По первому разделу с детьми проводились такие опыты как: «Свойства воды.
Окрашивание. Вода течет, жидкая», «Вода-растворитель», «Непотопляемая
бумага, бумажная крышка». Уточнить представления о том, кто такие ученые
(люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах
поведения в детской лаборатории.
Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети
уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить
новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости.
12
Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом
очистки воды – фильтрованием.
Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем, дать
возможность увидеть может ли воздух защитить бумагу от воды.
Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные
состояния воды. (Вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха,
лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества
растворяются, а некоторые – не растворяются, лёд легче воды
вода не имеет формы.)
Во втором разделе «Горы, камни и песок» проводились беседы,
рассматривание иллюстраций «Что такое горы». «Вулкан». Опыты «Песок –
сыпучий»,
«Удивительный
песок»,
«Песок
–
природный
фильтр».
Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя
новые свойства песка «Свойства мокрого песка», «Можно ли услышать
песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки».
«Камни. Какими бывают камни», «Рассматривание камней через лупу», «Что
будет если камень опустить в воду», «Определение веса».
В конце работы был создан мини – музей «Мир камней».
На третьем этапе работы «Воздух». «Прогулки невидимки», «Воздух
невидим», «Воздух есть везде», «Есть ли воздух в нас?», «Воздух помогает
рыбам плавать». На данном этапе дети получили представление об
использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с
воздухом. Узнали, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.
Что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. Также
узнали как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам
плавать. Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится
вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд
действий.
13
Во время экспериментирования со снегом «Замерзание жидкостей», «Почему
снег греет?», «Снег лепится», «Следы на снегу» мои воспитанники
познакомились с разными жидкостями, научились выявлять различия в
процессах замерзания различных жидкостей.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе предметы всегда
вызывала у людей удивление. С магнитами мы часто встречаемся в
повседневной жизни: это наши первые магнитные азбуки, магнитная доска в
группе, «Шашки» на магнитной доске, магниты-сувениры на холодильнике и
прочие чудеса. Нам стало интересно: «Так, что же такое магнит? Для чего
нужен он людям?». С ребятами проводились наблюдение, беседа, опыты
«Как достать скрепку из воды не намочив рук»,
«Притягивание через
предметы», «Как человек использует магниты», «Когда магнит вреден»,
«Рисует магнит или нет». Просмотр видеороликов и мультфильмов.
Дети познакомились с понятиями «магнит», «магнитная сила».
Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений
приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать
выводы, обобщения. Выяснили, что такое магнит и магнитная сила; узнать,
какими свойствами обладают магниты; выявить, каким образом люди
используют
магниты
в
жизни.
Развился у детей интерес и конкретные представления о магните и его
свойствах: Притягивать предметы, а так же через какие материалы и
вещества воздействует магнитная сила, через опытно – экспериментальную
деятельность детей.
Во время наблюдения за живой природой – деревьями мои воспитанники
наблюдали за палочкой плавающей в луже после дождя. У детей сразу возник
вопрос: «Почему она не тонет?». Для расширения знаний детей в данном
14
направлении «Тонет - не тонет», «Найди предметы сделанные из дерева»,
«Прочная кора», «Летающие семена», «Чудесный трафарет». Дети узнали
названия свойства деревьев, коры, обогатили знания, что из листьев можно
не только собирать гербарий, но и использовать их в качестве природного
трафарета для создания картин. У детей повысится интерес к особенностям
жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии,
росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать
пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты
эксперимента.
Данная работа сподвигла меня на разработку детско – родительского проекта
«От бересте к книге». Целью проекта было формирование устойчивого
познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных
знаний о знакомом предмете – бумаге.
В ходе проекта с детьми
рассматривали альбомы «История возникновения бумаги», играли в речевые
игры: «Закончи предложение» «Скажи наоборот», «Бумажная, бумажный,
бумажные», «Так не бывает». Чтение Б.Житков «Откуда пришла бумага?»
«Оригами — это интересно», «Живой червячок», «Цветные, необыкновенные
рыбки», «Волшебная бумага», «Бумажная фея», «Что изменилось?», «Найди
нужный
вид
бумаги»,
«Из
какой
бумаги
сделано?»
Познавательная
деятельность:
«Как делают бумагу». Исследовательская деятельность -
Опыты с бумагой: «Тонет – не тонет», «Угадай на ощупь», «Бумагой можно
рисовать» и другие. Для родителей была подобрана консультация «Игры с
бумагой для детей и взрослых». Проведена акция «Мастерим вместе с
ребенком». Также совместно с родителями Ярослава Бокова был проведен
опыт в домашних условиях «Бумага своими руками». Продуктом проекта
стало изготовление бумаги в домашних условиях и альбома
«Виды бумаги»
.
В ходе реализации проекта была достигнута основная цель-у детей появился
интерес и желание узнавать новое о бумаге. Был обобщён и обогащён опыт
15
детей в сфере художественного воспитания путём применения научных
методов и приёмов. У детей сформировался стойкий интерес к узнаванию
свойств
и
особенностей бумаги,
желание
самостоятельно
выполнять
различные поделки. В период работы над проектом дети пополнили свой
словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей были
сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности.
1. Бумагу можно приготовить в домашних условиях.
2. Домашнюю бумагу выгодно использовать, т.к. она изготавливается из
макулатуры и не требует денежных затрат.
3. Лучше всего использовать такую бумагу для оформления.
4. К тому же бумага, приготовленная в домашних условиях, экологически
чистая.
Мной была подобрана серия экспериментов «Исчезающий мелок», «Цветное
молоко», «Секретное письмо», «Яйцо утонет или всплывет?», «Реактивный
шарик», «Поиск воздуха», «Живая змейка», «Тесная бутылка», «Он в мешке»,
«Двигаем
предметы»,
«Соломинка-пипетка»,
«Соломинка-флейта»,
с
объектами неживой природы и занятия, которые я использовала в работе с
детьми старшего дошкольного возраста.
То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и
довольно
легко
запоминается.
Не
забывала,
что
особенно
легко
запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок
что - то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во
время
наших экспериментов дети
приобретают
опыт
творческой,
поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние
знания при решении новых задач.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих
маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство
удовлетворения
от
проделанной
работы.
Поощряя
детскую
любознательность,
направляя
их
активную
деятельность,
мы
16
способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического
мышления, связной речи.
.дание предметно-развивающей среды по эксперимент
В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение
опытам, экспериментам,
занятиям-исследованиям,
самостоятельной
поисковой деятельности
детей.
Я
вижу,
что
данный
вид деятельности вызывает
у
детей
восторг. Опыт –
это
весело
и
увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина
наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению,
уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях.
Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной
самостоятельной и совместной деятельности.
61%
34%
5%
Развиты
слабо развитиы
Не развиты
После проведенной системы работы выявлено, что у 61% сформированы
знания, умения и навыки наблюдать и проводить эксперименты. Появился
интерес к экспериментированию. У 34% появился навык исследования в
неживой природе. Обогатился словарный запас. 5% на низком уровне.
17
Работа по экспериментированию предусматривает активное вовлечение
родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и
папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к
активной помощи.
В работе с родителями я использовала следующие формы:
•
Анкетирования
родителей
на
тему:
«Организация
поисково
–
исследовательской деятельности дошкольников дома», «Чем занят
ребенок дома?»
•
Консультации
на
темы:
«Как
научить
ребенка
исследовать?»
«Развиваем
внимание
и
мышление
дошкольников
–учим
быть
любознательным»
•
Фотовыставка «Экспериментируем с водой дома»
•
Акция «Подари цветок детскому саду»
Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой,
воздухом, провести исследования. Родители помогают, направляют детей на
выполнение заданий.
Кроме этого,
родители помогали
нам
в оформлении разнообразных
коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска,
на прогулках,
проявляя при этом большой интерес к занятию.
Итогом моей работы
стало обогащение предметно пространственной
развивающей среды: создание лепбука «Чудеса воздуха», мини – музея
«Камни и песок», картотеки «Чудеса снега», «Вулканы».
Вывод:
•
Детское экспериментирование дало детям реальные представления об
изучаемом объекте.
•
Расширился кругозор об объектах неживой природы и их свойствах.
•
Появились навыки планирования своей деятельности, делать выводы.
18
•
Сформировались
качества
личности:
самостоятельность,
инициативность, познавательная активность и целеустремленность.
•
В процессе экспериментирования
обогатилась память ребенка,
активизировались его мыслительные процессы.
•
Экспериментирование вызвало у детей интерес к исследованию
неживой природы, стимулировало к получению новых знаний.
•
Детское экспериментирование дало детям реальные представления об
изучаемом объекте.
•
Повысился
уровень
нравственно-экологической
компетентности
родителей,
участия
родителей
в
воспитательно-образовательном
процессе, повысилась коммуникативность родителей
Пусть не сразу было все абсолютно понятным. Но на островках детской
памяти остались первые радостные впечатления от собственных открытий,
появилось желание познавать самому.
А я на практике убедилась в том, что «Самое лучшее открытие – то, которое
ребенок делает сам». У.Эмерсон.
Свой опыт я транслировала в сети интернет, а также был проведен мастер –
класс для педагогов ДОУ.
Так как данное направление работы заинтересовала не только меня, но и
моих воспитанников и их родителей мной были определены перспективы
работы:
•
Совершенствовать
профессионализм
через
применение
инновационных технологий обучения
•
Разработка детско – родительских проектов
Литература:
1.
Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от
23 ноября 2009 г. N 655.
19
2.
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф»,
2007 г.
3.
Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
4.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации
поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005
г.
5.
Дыбина
О.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты
и
эксперименты для дошкольников. М., 2005.
6.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
7.
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
1.
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых
родителей. СПб, 1998.
1.
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-
сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
20