Автор: Копылова Наталья Александровна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: филиал МБОУ г.Мурманска СОШ№27
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие воспитателя ГПД и родителей в процессе нравственно-эстетического развития детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Взаимодействие воспитателя ГПД и родителей в процессе
нравственно-эстетического развития детей с ОВЗ
Воспитание есть процесс социальный
в самом широком смысле.
Воспитывает всё: люди, вещи,
явления, но, прежде всего- люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги.
Макаренко Антон Семенович
Семья
занимает
центральное
место
в
формировании
личности,
способностей, умений ребенка. Именно в ней он получает первые навыки
восприятия действительности, начинает осознавать себя полноправным
членом общества.
В
современных
социально-экономических
условиях
значительно
обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с
особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм
образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья,
семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в
решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.
Родители зачастую затрудняются определить свою роль в новой
сложной ситуацией, не всегда могут создать условия, позволяющие ребенку
нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.
Поэтому в
деятельность любого образовательного учреждения, где воспитываются и
обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, необходимо
включать сотрудничество педагогов с родителями, активизировать
и
расширять формы работы образовательного учреждения с семьей.
Я
работаю
в
коррекционной
школе,
где
обучаются
дети
с
множественными проблемами в развитии (нарушение функций опорно-
двигательного
аппарата,
нарушения
речи,
интеллектуальная
недостаточность: задержка психического развития, умственная отсталость
различной степени; сенсорные нарушения). Целью своей работы, как
воспитателя
ГПД,
считаю
важным
вовлечение
семьи
в
единое
образовательно-воспитательное пространство, субъектом которого должны
стать родители для повышения статуса материнства и отцовства в сознании
ребенка. Для достижения этой цели мной были поставлены следующие
задачи: создать условия для партнерских взаимоотношений между всеми
участниками
образовательного
процесса,
с
опорой
на
нравственно-
эстетическое
развитие
обучающихся
с
ОВЗ;
повысить
родительскую
компетентность в вопросах воспитания и образования детей; вызвать
познавательную активность и интерес детей к созданию нового; развивать
коммуникативные способности детей, возможности самовыражения.
Начинаю свою работу всегда с изучения общих сведений о семье, её
возможностях
в
воспитании
ребёнка,
индивидуальных
особенностей
родителей и их детей, используя метод опроса - анкетирование. Также
провожу беседу с классным руководителем.
Обязательно знакомлю
родителей
с содержанием
воспитательного процесса,
с
организацией
жизнедеятельности детей во внеурочное время, привлекаю родителей к
совместной деятельности с детьми и педагогами.
Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на
основе единой педагогической позиции происходит через :
•
детско-родительские проекты. С большим интересом ребята вместе с
родителями
защищают
свои
творческие
проекты
с
использованием
информационных технологий, интернет - ресурсов в дистанционной форме,
особенно учитывая ограниченые возможности детей с ДЦП,
знакомят
родителей со своим портфолио. И такая деятельность сближает родителей,
детей и воспитателя, помогает формировать дружный классный коллектив;
•
проведение совместных творческих занятий, праздников, конкурсов.
Принимаю активное участие в организации и проведении родительских
собраний, совместно с классным руководителем стараемся использовать
нетрадиционные формы: семинарские занятия, деловые игры, диспуты и т.д.
Визитной карточкой собраний
являются
творческие отчёты-концерты.
Такие собрания традиционно мы проводим в конце четверти или полугодия,
что даёт возможность родителям видеть успехи детей. Готовясь к ним,
вместе с детьми оформляем выставку поделок и рисунков.
Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного
процесса; воспитателя, родителей, обучающихся, классного руководителя и
учителей развивает нравственно-эстетические способности детей, создает
эмоциональный контакт. Равноправное сотрудничество педагога с семьями
обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.