Причины детской агрессивности и приемы конструктивного общения взрослых с такими детьми
Автор: Горбунова Марина Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ № 3" Населённый пункт: город Лянтор, Сургутский район, Тюменская область, ХМАО-ЮГРА Наименование материала: методическая разработка Тема: Причины детской агрессивности и приемы конструктивного общения взрослых с такими детьми Раздел: среднее образование
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя в школе отмечают,
что агрессивных детей становится все больше с каждым годом, с ними трудно работать и, зачастую, учи
теля просто не знают , как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие,
которое спасает- это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее,
и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздей
ствие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию
или стойкому изменению поведения к лучшему.
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них ,
как правило ведется в осуждающих терминах:»грубиян, нахал, отвратительный, хулиган» - такие ярлы-
ки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома. А между
тем, наблюдения за агрессивными детьми и работа с ними привели к такому выводу известного австра-
лийского психотерапевта Оклендера: «Я воспринимаю ребенка, у которого обнаруживается деструктив-
ное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, незащищенности, тревоги,
обиды…..У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выра-
зить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, ле-
жащую в основе агрессивного поведения.
Дети черпают знания о модели поведения из 3 источников:
Первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и
обеспечи вать его закрепление.
Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о
преимуществах агрессивного поведения.
И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символиче
ких. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстри-
руемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую
очередь детей.
Э. Фромм считает, что существует 2 вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Пер-
вая появляется в момент опасности и носит защитный характер.Как только опасность исчезает, зату-
хает и данная форма агрессии. Злокачественная агрессия представляет собой деструктивность, жесто-
кость; бывает спонтанной и связана со структурой личности. В связи с этим многие авторы разделяют
понятия агрессия и агрессивность, определяя агрессивность как свойство личности, выражающееся в
готовности к агрессии.
Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с де-
тьми были выделены следующие диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьно
го возраста и подростков:
-
Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом)
-
Инициируют физические драки.
-
Используют в драке предметы, которые могут ранить.
-
Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно)
-
Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
-
Намеренная порча имущества.
-
Шантаж, вымогательство.
-
Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.
-
Побег из дома.
-
Не ходит в школу, либо выгнали из школы.
В данной возрастной категории качеством агрессии обладают дети, у которых в течении 6 и более меся-
цев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.
Амер. психолог Алворд выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, кото-
рые являются предметом коррекционной работы с ними.
Характерологические особенности агрессивных детей:
-
Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
-
Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
-
Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
-
В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества т.п.) отсутствует чувство вины,
либо вина проявлена очень слабо
-
Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
-
В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
-
Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
-
Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
-
Имеют неврологические недостатки: неустойчивое рассеянное внимание, слабая оперативная
память, неустойчивое запоминание.
-
Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной
ситуации)
-
Положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию получают чувство собственной зна-
чимости и силы.
-
Имеют высокий уровень личной тревожности.
-
Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую.
-
Чувствуют себя отверженными.
В целях повышения эффективности работы с агрессивными
детьми также необходимо
проанализировать роль семьи в формировании агрессивного поведения.
Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также
характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семей-
ного воспитания:
-
Реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
-
Характер отношений между родителями и детьми в целом;
-
Уровень семейной гармонии или дисгармонии;
-
Характер отношений между братьями и сестрами;
-
Фактор полной или неполной семьи.
Также установлено, что если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат)
-
плохие отношения с одним или обоими родителями;
-
или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;
-
а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью, то они с долей
вероятности:
-
будут втянуты в преступную деятельность;
-
будут ополчаться на других людей;
-
будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Изучение зависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний, а также
контролем родителями поведения своих детей показало, что жесткие наказания связаны с высоким
уровнем
агрессивности
у
детей
(малолетние
преступники
происходят
из
семей,
где
физическая
жестокость идет рука об руку с безразличием к чувствам детей), а минимальный контроль и присмотр за
детьми связан с высоким уровнем ассоциальности.
В ходе работы с психологом агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными
своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают. Создается такое
впечатление , что прибегая к агрессивному поведению, дети просто борются за свое психологическое
выживание, а вырастая,своим асоциальным поведением мстят этому миру (своим родителям, и в первую
очередь, своим отцам) за то, что он не принимал их, не любил, не заботился о внутреннем мире,т. к. в
своей жизни они скорее встречали осуждение, чем понимание и участие.
Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев-чувство вторичное.В
его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворен
ности, базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал, крик о помощи, о внимании к своему
внутреннему
миру,
в
котором
накопилась
слишком
много
разрушительных
эмоций,
с
которыми
самостоятельно ребенок справиться не в силах.
Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми.
Общение с агрессивными детьми – это особая проблема, для разрешения которой требуются
определенные навыки и умения, как со стороны родителей, так и педагогов.
Как уже отмечалось ранее, у агрессивного ребенка:
-
слабо развит контроль над своими эмоциями;
-
слабое осознание своих чувств и чувств других людей;
-
низкий уровень эмпатии
-
ситуации общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают ее опа
сность,т.е. они заранее настроены на борьбу.
Только так – в непосредственном
повседневном общении - можно научить агрессивного ребенка
позитивному, конструктивному общению, сотрудничеству, а именно: наладить контакт с собственным
эмоциональным миром и чувствами других людей, если взрослый обладает следующими навыками:
-
говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сооб-
щений ;.
- активно слушает «внутренний мир ребенка, мир его чувсв»;
-
не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;
-
видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;
-
обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния
А сейчас остановимся подробнее на приеме Я- высказывание.Я-высказывание – это сообщение о
наших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. После «Я-сообщения»
взрослый
часто
использует
просьбу:
«Перестань,пожалуйста,
разговаривать»,
«Не
забудь
сделать
уроки».
Помимо того, что «Я-сообщение» говорит о чувствах взрослого и его переживаниях, оно имеет еще не
которое назначение:
- «Я-сообщение»- это способ регуляции собственного эмоционального состояния, т.к. энергия
эмоционального-аффективного плана переводится на рациональный , вербально-коммуникативный план
-
«Я-сообщение» - это послание вашего внутреннего «Я», и оно адресовано внутреннему
«Я»ребенка и устанавливает с ним контакт;
- «Я- сообщение» - сигналит о границах дозволенного в необидной для ребенка форме
- «Я-сообщение »-предполагает уверенное поведение (мы раскрываем свое внутреннее «Я») вместо
агрессивного поведения
- «Я-сообщение» - предполагает в общении с ребенком позицию на равных, вместо позиции
«сверху»
«Я-сообщение» в классическом варианте предлагается строить по следующей схеме:
1)
Ситуация
(факт наблюдения)
Какие
чувства
она
вызывает
во
мне
Пример
2)
Пример
Многие родители и педагоги замечают, что, начав использовать «Я-сообщения» в проблемных
ситуациях
с
детьми,
им
удается
лучше
справляться
со
своим
эмоциональным
состоянием:
оно
выравнивается, им легче контролировать свои эмоции. В целом они становятся более спокойными и
уверенными в общении с ребенком. Также взрослые отмечают, что, используя «Я-сообщения», им
удается установить контакт с ребенком и настроиться на положительный результат общения с ним.
Для многих взрослых «Я-сообщение» оказалось тем добрым средством, которое помогло восстановить
уже давно разрушенные отношения.
Когда
я
вижу
грязь
на
ботинках и на полу ,
То начинаю раздражаться и, вообще,
Меня это расстраивает
Что делает ребенок
(факт наблюдения)
Какие чувства
возникают в
связи с этим
П о с л е д с т в и е - э ф ф е к т
о т
нежелательного
действия
ребенка
Я не могу вести дальше
Урок в таком состоянии
(мне трудно, тяжело вести
урок в таком состоянии)
Я
н а ч и н а ю
раздражаться и зли
ться
Когда
во
время
урока
стучат линейкой по парте