Автор: Ирина Владимировна Иванова
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида №162 «Рекорд»
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: РППС ДОУ как условие успешной социализации ребенка с РАС»
Раздел: дошкольное образование
«Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребенка с
РАС»
Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды для детей с РАС, в ОУ, на
сегодняшний особо актуален. Это связано с введением ФГОС, увеличением количества детей с РАС, с
тем что ДОУ является первым институтом социализации таких детей. Жизненное пространство
аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Дети с аутистическими
расстройствами не усваивают основные правила и паттерны социального поведения, с трудом
приобретают необходимые для жизни социальные и коммуникативные навыки. у них не формируются
адекватные представления о физическом и социальном окружении, что является основой для успешной
социализации.
Правильная
организация
окружающей среды способствует
преодолению
данных
трудностей, помогая ребенку понять значение явлений материального и социального мира. Адаптация и
последовательное
изменение
окружающей среды ведет
к
улучшению
навыков социального
взаимодействия, коммуникации, формированию адаптивного поведения у детей с расстройствами
аутистического спектра и развивает социализацию и коммуникацию.
При создании среды для организации образовательного процесса и социализации детей, имеющими
РАС, большое значение имеют
- Организация пространства
- организация времени
- организация социального окружения
Адаптация окружающей среды включает организацию пространства, в котором находится ребенок,
времени (режима
дня) и социального
окружения.
Правильная
организация
пространства
дает
аутичному ребенку возможность
лучше
усвоить социальные
функции
различных
предметов,
помещений,
сформировать
способы социально приемлемых
действий
с предметами,
ситуативные социально-поведенческие паттерны и коммуникативные навыки. Для этого необходимо
соблюдать ряд условий: окружающая ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью
и умеренностью.
Ребенку с РАС необходима спокойная обстановка, соблюдение относительной тишины и отсутствие
отвлекающих факторов. Основными отвлекающими факторами могут быть: незнакомая обстановка,
движущиеся
объекты,
люди,
различные
шумы.
Тихая,
спокойная
обстановка
позволяет ребенку максимально сконцентрироваться на речевых высказываниях находящегося рядом
человека, уменьшает чувство страха.
1. Места в помещении достаточно, чтобы сконцентрировать внимание, ориентироваться, а,
следовательно, и адаптироваться в помещении и коллективе.
2. Пространство нашей группы условно разделено на функциональные зоны:
– Для индивидуальных занятий
- для групповых занятий
- зона игр
- зона отдыха и сенсорной разгрузки
- обеденная зона.
4. Туалетная комната рядом и ее помещение не отнимает много времени, у меня есть возможность
проконтролировать посещение или помочь ребенку.
5. Все необходимое в группе под рукой - питье, еда, игрушки, не надо специально покидать
помещение.
6. Цветовой дизайн группового помещения не держит ребенка в определенных рамках и шаблонах,
но преобладают оттенки основных цветов. Весь материал доступен детям, безопасен, его насыщенность
контролируется педагогами по мере прохождения основных тем, пополняется.
7. В группе для каждого вида игрушек выделены отдельные полки, которые обозначены
визуальными подсказками в первый год посещения и подписями во второй, все предметы, вещи и
игрушки должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для
любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие его
жизни В целях безопасности все оборудование расположено по периметру группы, центр группы
просторная игровая зона.
8. Мебель подобрана для индивидуального пользования- цветные столы по предпочтению, кровати
трёхъярусные. Поверхность столов для приема пищи или игр делится пополам липкой цветной лентой
или веревочкой.
9. Для снятия эмоциональной перегрузки в группе есть *тихая комната*- тоннель, кресла- мешки
для отдыха и уединения, интерактивный пол и доска,
10. Для зрительной стимуляции- визуальные расписания, алгоритмы одевания- раздевания и другие
коммуникативные подсказки (фото ребенка на ячейку с полотенцем, напечатанное имя на шкаф для
одежды, информационные таблички- туалет- горшок, спальня – кровать и тд)
11. Для слуховой стимуляции- имеется сенсорная сумка, в которой есть противошумные наушники,
задерживающие побочные шумы- крики, плач, музыку и тд, но позволяющие прекрасно слышать речь;
простые солнцезащитные очки со средним затемнением; антистрессовые игрушки с сыпучим
наполнителем.
12. Для повышения осязательной чувствительности и моторики пальцев имеются кинезиологические
тренажеры и в свободном доступе оборудование по М. Монтессори.
13. Для снятия тревожности и напряжения есть песочницы с цветным песком и фасолью, цветными
крышками, мелкими игрушками киндерами.
14. Для Развития тактильного восприятия, координации движений, профилактики плоскостопия есть
сенсорная тропа.
15. В группе есть так называемые утяжелители - жилеты и одеяла. Что они дают? Специально
разработанные
для детей с
аутизмом
наплечные (жилеты) или наколенные (одеяла) позволяют
насытить сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка.
Использование утяжелителей во время занятий позволяет уменьшить гиперактивность ребенка и
помочь ему стать более внимательным, собранным и усидчивым. Использование утяжеленных одеял
позволяет ребенку почувствовать свое тело, успокоиться и уснуть.
16. Рядом расположена комната учителя- дефектолога, в которой легче концентрировать внимание,
где минимальны отвлекающие факторы и есть наличие столов для работы каждого ребенка.
Итак : Пространство, организованное для работы с детьми, имеющими РАС, характеризуется
привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью. Пространство, в т. ч. помещения
группы, кабинеты индивидуальных занятий, условно делится на зоны. Зоны оборудованы в
соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в
соответствующих зонах. Пространство, организованное в ДОУ, должно обязательно учитывать
интересы
и
потребности ребенка
с
РАС.
Оформленное
помещение
должно
быть
для
него
привлекательным. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка с РАС, должны быть его
любимые игрушки, предметы.
При организации пространства в ДОУ используются дополнительные визуальные средства, в т. ч.
фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные
сценарии.
Примеры ориентировочных подсказок:
• Использование маленьких фотографий ребенка или привлекательного цвета для обозначения
вещей, которыми он пользуется в группе (стула, стола, шкафчика, крючка для полотенца и т. д.).
• Размещение на стене перед входом в группу стенда с фотографиями воспитателей и детей,
посещающих группу.
• Обозначение определенных помещений при помощи информационных табличек. Например, на
двери раздевалки может быть повешена пиктограмма с изображением одевающегося / раздевающегося
человека, на двери спальни — пиктограмма со спящим человеком, на двери туалета — ребенок,
сидящий на горшке, в игровой зоне — пиктограмма с изображением ребенка, строящего башню из
кубиков, и т. д. Такие пиктограммы дают ребёнку возможность не только сориентироваться в
окружающем мире, но и напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном
помещении / зоне. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий.
На втором году обучения, в качестве коммуникативных подсказок используются таблички с
печатным текстом, которые размещаются в соответствующих местах.Примеры коммуникативных
табличек:
• табличка «ПОМОГИ» — в рабочей зоне ребёнка;
• табличка «ДАЙ ПИТЬ» — на бутылке с водой;
В качестве социально-поведенческих подсказок могут использоваться:
• Иллюстрированные списки правил поведения. Правила поведения иллюстрируются при помощи
наглядных изображений тех действий, которые можно и нельзя делать в детском саду. Фото можно-
нельзя кричать!
• Серии картинок, иллюстрирующие алгоритм социальных действий. Например, алгоритм мытья рук
или одевания на прогулку. Одним из условий при организации пространства для детей с РАС является
наличие в нем средств коммуникации, в т. ч. коммуникативной доски, коммуникативного альбома,
которые позволяют ребёнку и окружающим его людям общаться.
Коммуникативная доска и коммуникативный альбом включают:
• фотографии близких людей;
• фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;
•
фотографии,
пиктограммы,
связанные
с
удовлетворением
физиологических
потребностей ребенка (вода, еда, туалет);
• фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;
Важнейшим условием организации
игрового
пространства
является
наличие
в
нем
любимых ребенком игрушек, игр и игровых материалов- книги, это счетный материал, буквы и тд.
Организация времени – помощь в усвоении особенно четкого и стабильного расписания текущего
дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому.
Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что в их
сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность
временных событий. События, происходящие с ними в течение дня, оказываются неупорядоченными,
бессвязными, хаотичными. Дети с РАС не знают, в какой момент совершаются определенные
социальные действия. Таким образом, необходима работа по организации времени.
Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий.
Упорядочивание режима дня осуществляется путем его визуализации, наглядной демонстрации.
Визуализация
осуществляется
при
помощи
фотографий
или
карточек,
иллюстрирующих
последовательность
событий,
происходящих
в
течение
дня.
Благодаря
таким
визуальным
подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.
Таким образом, для организации деятельности ребенка в течение дня используется наглядное
расписание. В случае индивидуализированного распорядка дня, расписание может представлять собой
альбом или папку с фотографиями, разложенными в определенной последовательности.
Организация социального окружения.
Для того чтобы обеспечить возможность социального взаимодействия, игровая зона организуется
особым образом: с одной стороны, дети должны находиться на одной территории, и обязательно, чтобы
у каждого было свое собственное, четко обозначенное игровое пространство. Это необходимо для
создания ощущения общности и вместе с тем чувства безопасности. При создании таких условий у
детей повышается мотивация, они легче вовлекаются в социальную игру.
Для сокращения дистанции между игроками и создания чувства единства используются общие
игровые поверхности: однотонный ковер, мат, игровой стол квадратной формы, игровой бассейн с
шариками и т. д. В процессе игры дети располагаются либо рядом, либо напротив друг друга.
С целью обозначения собственного игрового пространства используется приём разграничения, т. е.
общая
игровая
поверхность
делится
на
две
равные
части.
Например,
поверхность
стола
разграничивается с помощью клейкой ленты, поверхность ковра — длинной веревкой и т. д.
Для предоставления каждому участнику игры собственного пространства могут также использоваться
маленькие коврики-ПАЗЛЫ, которые кладут на большой ковер рядом. Взрослые помогают детям
соблюдать границы, «не вторгаться» на территорию друг друга. В результате, дети чувствуют себя
спокойнее, увереннее. У них не возникает протестных реакций, появляется возможность играть за
одним столом. По мере того как дети привыкают друг к другу и осваивают навыки социальной игры,
необходимость в разделении игровой зоны уменьшается.
Работа с ребенком с РАС – это длительный, постепенный и очень бережный процесс -
включения ребенка в коррекционную среду. Начинается работа с индивидуальных занятий, затем –
переход ребенка в микрогруппу, потом групповые занятия и только после этого мы организуем
специальные занятия, расширяющие рамки реабилитационного пространства: посещаем совместные
мероприятия сада, устраиваем экскурсии к специалистам ДОУ и разные помещения сада.
Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение
окружающего мира, создав специальные дополнительные условия в предметно - пространственной
среде, можно минимизировать ограничения, обусловленные трудностями ребенка в социализации.