Напоминание

РППС ДОУ как условие успешной социализации ребенка с РАС»


Автор: Ирина Владимировна Иванова
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида №162 «Рекорд»
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: РППС ДОУ как условие успешной социализации ребенка с РАС»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребенка с

РАС»

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды для детей с РАС, в ОУ, на

сегодняшний особо актуален. Это связано с введением ФГОС, увеличением количества детей с РАС, с

тем что ДОУ является первым институтом социализации таких детей. Жизненное пространство

аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Дети с аутистическими

расстройствами не усваивают основные правила и паттерны социального поведения, с трудом

приобретают необходимые для жизни социальные и коммуникативные навыки. у них не формируются

адекватные представления о физическом и социальном окружении, что является основой для успешной

социализации.

Правильная

организация

окружающей среды способствует

преодолению

данных

трудностей, помогая ребенку понять значение явлений материального и социального мира. Адаптация и

последовательное

изменение

окружающей среды ведет

к

улучшению

навыков социального

взаимодействия, коммуникации, формированию адаптивного поведения у детей с расстройствами

аутистического спектра и развивает социализацию и коммуникацию.

При создании среды для организации образовательного процесса и социализации детей, имеющими

РАС, большое значение имеют

- Организация пространства

- организация времени

- организация социального окружения

Адаптация окружающей среды включает организацию пространства, в котором находится ребенок,

времени (режима

дня) и социального

окружения.

Правильная

организация

пространства

дает

аутичному ребенку возможность

лучше

усвоить социальные

функции

различных

предметов,

помещений,

сформировать

способы социально приемлемых

действий

с предметами,

ситуативные социально-поведенческие паттерны и коммуникативные навыки. Для этого необходимо

соблюдать ряд условий: окружающая ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью

и умеренностью.

Ребенку с РАС необходима спокойная обстановка, соблюдение относительной тишины и отсутствие

отвлекающих факторов. Основными отвлекающими факторами могут быть: незнакомая обстановка,

движущиеся

объекты,

люди,

различные

шумы.

Тихая,

спокойная

обстановка

позволяет ребенку максимально сконцентрироваться на речевых высказываниях находящегося рядом

человека, уменьшает чувство страха.

1. Места в помещении достаточно, чтобы сконцентрировать внимание, ориентироваться, а,

следовательно, и адаптироваться в помещении и коллективе.

2. Пространство нашей группы условно разделено на функциональные зоны:

– Для индивидуальных занятий

- для групповых занятий

- зона игр

- зона отдыха и сенсорной разгрузки

- обеденная зона.

4. Туалетная комната рядом и ее помещение не отнимает много времени, у меня есть возможность

проконтролировать посещение или помочь ребенку.

5. Все необходимое в группе под рукой - питье, еда, игрушки, не надо специально покидать

помещение.

6. Цветовой дизайн группового помещения не держит ребенка в определенных рамках и шаблонах,

но преобладают оттенки основных цветов. Весь материал доступен детям, безопасен, его насыщенность

контролируется педагогами по мере прохождения основных тем, пополняется.

7. В группе для каждого вида игрушек выделены отдельные полки, которые обозначены

визуальными подсказками в первый год посещения и подписями во второй, все предметы, вещи и

игрушки должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для

любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие его

жизни В целях безопасности все оборудование расположено по периметру группы, центр группы

просторная игровая зона.

8. Мебель подобрана для индивидуального пользования- цветные столы по предпочтению, кровати

трёхъярусные. Поверхность столов для приема пищи или игр делится пополам липкой цветной лентой

или веревочкой.

9. Для снятия эмоциональной перегрузки в группе есть *тихая комната*- тоннель, кресла- мешки

для отдыха и уединения, интерактивный пол и доска,

10. Для зрительной стимуляции- визуальные расписания, алгоритмы одевания- раздевания и другие

коммуникативные подсказки (фото ребенка на ячейку с полотенцем, напечатанное имя на шкаф для

одежды, информационные таблички- туалет- горшок, спальня – кровать и тд)

11. Для слуховой стимуляции- имеется сенсорная сумка, в которой есть противошумные наушники,

задерживающие побочные шумы- крики, плач, музыку и тд, но позволяющие прекрасно слышать речь;

простые солнцезащитные очки со средним затемнением; антистрессовые игрушки с сыпучим

наполнителем.

12. Для повышения осязательной чувствительности и моторики пальцев имеются кинезиологические

тренажеры и в свободном доступе оборудование по М. Монтессори.

13. Для снятия тревожности и напряжения есть песочницы с цветным песком и фасолью, цветными

крышками, мелкими игрушками киндерами.

14. Для Развития тактильного восприятия, координации движений, профилактики плоскостопия есть

сенсорная тропа.

15. В группе есть так называемые утяжелители - жилеты и одеяла. Что они дают? Специально

разработанные

для детей с

аутизмом

наплечные (жилеты) или наколенные (одеяла) позволяют

насытить сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка.

Использование утяжелителей во время занятий позволяет уменьшить гиперактивность ребенка и

помочь ему стать более внимательным, собранным и усидчивым. Использование утяжеленных одеял

позволяет ребенку почувствовать свое тело, успокоиться и уснуть.

16. Рядом расположена комната учителя- дефектолога, в которой легче концентрировать внимание,

где минимальны отвлекающие факторы и есть наличие столов для работы каждого ребенка.

Итак : Пространство, организованное для работы с детьми, имеющими РАС, характеризуется

привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью. Пространство, в т. ч. помещения

группы, кабинеты индивидуальных занятий, условно делится на зоны. Зоны оборудованы в

соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в

соответствующих зонах. Пространство, организованное в ДОУ, должно обязательно учитывать

интересы

и

потребности ребенка

с

РАС.

Оформленное

помещение

должно

быть

для

него

привлекательным. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка с РАС, должны быть его

любимые игрушки, предметы.

При организации пространства в ДОУ используются дополнительные визуальные средства, в т. ч.

фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные

сценарии.

Примеры ориентировочных подсказок:

• Использование маленьких фотографий ребенка или привлекательного цвета для обозначения

вещей, которыми он пользуется в группе (стула, стола, шкафчика, крючка для полотенца и т. д.).

• Размещение на стене перед входом в группу стенда с фотографиями воспитателей и детей,

посещающих группу.

• Обозначение определенных помещений при помощи информационных табличек. Например, на

двери раздевалки может быть повешена пиктограмма с изображением одевающегося / раздевающегося

человека, на двери спальни — пиктограмма со спящим человеком, на двери туалета — ребенок,

сидящий на горшке, в игровой зоне — пиктограмма с изображением ребенка, строящего башню из

кубиков, и т. д. Такие пиктограммы дают ребёнку возможность не только сориентироваться в

окружающем мире, но и напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном

помещении / зоне. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий.

На втором году обучения, в качестве коммуникативных подсказок используются таблички с

печатным текстом, которые размещаются в соответствующих местах.Примеры коммуникативных

табличек:

• табличка «ПОМОГИ» — в рабочей зоне ребёнка;

• табличка «ДАЙ ПИТЬ» — на бутылке с водой;

В качестве социально-поведенческих подсказок могут использоваться:

• Иллюстрированные списки правил поведения. Правила поведения иллюстрируются при помощи

наглядных изображений тех действий, которые можно и нельзя делать в детском саду. Фото можно-

нельзя кричать!

• Серии картинок, иллюстрирующие алгоритм социальных действий. Например, алгоритм мытья рук

или одевания на прогулку. Одним из условий при организации пространства для детей с РАС является

наличие в нем средств коммуникации, в т. ч. коммуникативной доски, коммуникативного альбома,

которые позволяют ребёнку и окружающим его людям общаться.

Коммуникативная доска и коммуникативный альбом включают:

• фотографии близких людей;

• фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;

фотографии,

пиктограммы,

связанные

с

удовлетворением

физиологических

потребностей ребенка (вода, еда, туалет);

• фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;

Важнейшим условием организации

игрового

пространства

является

наличие

в

нем

любимых ребенком игрушек, игр и игровых материалов- книги, это счетный материал, буквы и тд.

Организация времени – помощь в усвоении особенно четкого и стабильного расписания текущего

дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому.

Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что в их

сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность

временных событий. События, происходящие с ними в течение дня, оказываются неупорядоченными,

бессвязными, хаотичными. Дети с РАС не знают, в какой момент совершаются определенные

социальные действия. Таким образом, необходима работа по организации времени.

Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий.

Упорядочивание режима дня осуществляется путем его визуализации, наглядной демонстрации.

Визуализация

осуществляется

при

помощи

фотографий

или

карточек,

иллюстрирующих

последовательность

событий,

происходящих

в

течение

дня.

Благодаря

таким

визуальным

подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.

Таким образом, для организации деятельности ребенка в течение дня используется наглядное

расписание. В случае индивидуализированного распорядка дня, расписание может представлять собой

альбом или папку с фотографиями, разложенными в определенной последовательности.

Организация социального окружения.

Для того чтобы обеспечить возможность социального взаимодействия, игровая зона организуется

особым образом: с одной стороны, дети должны находиться на одной территории, и обязательно, чтобы

у каждого было свое собственное, четко обозначенное игровое пространство. Это необходимо для

создания ощущения общности и вместе с тем чувства безопасности. При создании таких условий у

детей повышается мотивация, они легче вовлекаются в социальную игру.

Для сокращения дистанции между игроками и создания чувства единства используются общие

игровые поверхности: однотонный ковер, мат, игровой стол квадратной формы, игровой бассейн с

шариками и т. д. В процессе игры дети располагаются либо рядом, либо напротив друг друга.

С целью обозначения собственного игрового пространства используется приём разграничения, т. е.

общая

игровая

поверхность

делится

на

две

равные

части.

Например,

поверхность

стола

разграничивается с помощью клейкой ленты, поверхность ковра — длинной веревкой и т. д.

Для предоставления каждому участнику игры собственного пространства могут также использоваться

маленькие коврики-ПАЗЛЫ, которые кладут на большой ковер рядом. Взрослые помогают детям

соблюдать границы, «не вторгаться» на территорию друг друга. В результате, дети чувствуют себя

спокойнее, увереннее. У них не возникает протестных реакций, появляется возможность играть за

одним столом. По мере того как дети привыкают друг к другу и осваивают навыки социальной игры,

необходимость в разделении игровой зоны уменьшается.

Работа с ребенком с РАС – это длительный, постепенный и очень бережный процесс -

включения ребенка в коррекционную среду. Начинается работа с индивидуальных занятий, затем –

переход ребенка в микрогруппу, потом групповые занятия и только после этого мы организуем

специальные занятия, расширяющие рамки реабилитационного пространства: посещаем совместные

мероприятия сада, устраиваем экскурсии к специалистам ДОУ и разные помещения сада.

Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение

окружающего мира, создав специальные дополнительные условия в предметно - пространственной

среде, можно минимизировать ограничения, обусловленные трудностями ребенка в социализации.



В раздел образования