Напоминание

Нормы русского литературного языка


Автор: Халтурина Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель русского языка и культуры речи
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "СПб ТКУиК"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Нормы русского литературного языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Культура речи. Нормы русского литературного языка

Цели урока:

Обобщение и закрепление различных разделов языкознания, связанных с речевыми

нормами

Задачи урока:

1) Раскрыть значение культуры речи.

2) Усвоить понятие “норма современного русского языка”.

3) Закрепить умения различать речь нормированную и ненормированную.

4) Совершенствовать навык в использовании нормированной речи.

5)

Закрепить

умение

различать

грамматические

ошибки,

навыки

владения

орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка.

6) Разобрать задания, связанные с речевыми нормами и культурой речи.

Тип занятия:

Практическое занятие, направленное на закрепление и совершенствование знаний.

Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал с тестами.

Занятие рассчитано на 90 минут

Эпиграф к уроку:

«Умение правильно говорить – еще не заслуга,

а не умение – уже позор…».

Цицерон

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Язык является средством общения людей. Он, как и человечество, живет и развивается.

Исследователи русского языка отмечают две наиболее отрицательные тенденции в

современной языковой ситуации в нашей стране:

1) отступления от норм русского литературного языка, вульгаризация русской речи;

2) воздействие на русский язык американского варианта английского языка, что

отражается в СМИ, рекламе, массовой культуре.

Все это может привести к разрушению языка. Чтобы не дать нашему языку деградировать

и исчезнуть, мы должны заботиться о нем, соблюдая речевые нормы.

Тема нашего урока сегодня: «Культура речи. Нормы русского литературного языка».

Целью нашего урока является – обобщить и закрепить ваши знания по различным

разделам языкознания, связанным с речевыми нормами – орфоэпией, лексикой,

словообразованием, грамматикой – морфологией и синтаксисом.

Занятие будет проходить в несколько этапов. Так как наш колледж является

экспериментальной площадкой по внедрению балльно-рейтинговой системы, то и

оценивание результатов будет проходить по этой системе. За каждый балл студент будет

получать цветную карточку (равную одному баллу, 1 балл = 5 правильных ответов) и в

конце занятия мы произведем подсчет и подведем результат. За урок вы можете получить

9 баллов, за тест 2 балла, итого 11 баллов.

1 Этап. Устный опрос.

1.

Какая речь считается правильной?

Речь, в которой соблюдены нормы

литературного языка

2.

Что такое литературный язык? Общий язык письменности народа, официально-

деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки,

публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры,

выражающихся в словесной форме.

3.

Что такое нормы литературного языка? Общепринятые в речевой практике языка

правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний,

предложений.

4.

Какие нормы русского языка отражают правила произношения, ударения,

использования интонации? Орфоэпические

5.

Какие нормы русского языка отражают правила употребления слов в точном

соответствии с их значением? Лексические

6.

Какие нормы русского языка отражают правила образования

слов? Словообразовательные

7.

Какие нормы русского языка отражают правила образования форм слов разных

частей речи? Морфологические

8.

Какие нормы русского языка отражают правила построения словосочетаний и

предложений? Синтаксические

2. Этап. Работа по карточкам.

Слово преподавателя:

сейчас вы будете работать по карточкам, после выполнения

задания, вы обмениваетесь карточками со своим соседом. Проверяем вслух. Правильный

ответ 1 балл. Проверенные вами карточки, с подсчитанными баллами, вы сдаете

преподавателю.

Карточка 1.

1.

Напишите транскрипцию слова ДИСПАНСЕР диспансе’р [сэ]

2.

В каком случае синоним подобран неверно:

а) ринуться – устремиться

б) ревизия - пересмотр, изменение

в) превратный - решающий, поворотный ˅

3.

Исправьте грамматическую ошибку в предложении «Сегодня она пела более

лучше, чем вчера». Пела лучше…

Карточка 2

1.

В каком слове ударение падает на второй слог: КИЛОМЕТР ПОЗВОНИМ

ХОДАТАЙСТВО? ходАтайство

2.

Исправьте ошибку в предложении «Благодаря наводнению тысячи людей

остались без крова». Вследствие (из-за) наводнения…

3.

Выберите правильный вариант продолжения предложения: Уезжая с дачи,

а) все двери были заперты.

б) родители закрыли все двери.

˅

Карточка 3

1.

Расставьте ударение в словах: БАЛОВА′ТЬ МАРКИРОВА′ТЬ ПРЕМИРОВА′ТЬ

2.

Какая норма нарушена в следующих примерах: стадо зайцев, под гнетом

гуманности, костяной тип мышления? Лексическая

3.

Исправьте словообразовательные ошибки: подчерк, уклонство, полность.

Почерк, уклонение, полнота

Карточка 4

1.

Какая норма нарушена в следующих примерах: описывание характера,

продажничество, беспросвет? словообразовательная

2.

Исправьте ошибку в предложении «Выйдя замуж за его брата, никто из детей

не родился живым». Когда она вышла замуж за его брата, никто из детей не родился

живым.

3.

В каком из примеров нарушена морфологическая норма:

а) черная вуаль

б) царящие порядки

˅

В) красивейший цветок

3 Этап.

Преподаватель показывает слайды презентации с вопросами. Студенты отвечают.

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

понявший

брала

свекла свЁкла

2. В каком предложении выделенное слово употреблено в несвойственном ему

значении?

1) Чукотка издавна считается традиционной ЖИТНИЦЕЙ народов Севера.

2) Средства массовой информации ДИСКУССИРУЮТ о президентских выборах.

3) Мои друзья-однокурсники считались наиболее активными ЗАЧИНЩИКАМИ добрых

традиций и интересных дел.

˅

3. Найдите и исправьте словообразовательную ошибку в предложении:

“Музыка помогает человеку почувствовать всё очаровательство природы”.

(очарование)

4. Найдите и исправьте морфологическую ошибку:

«В ближайшее время между предприятиями будут подписаны двусторонние договора».

договорЫ

5. В каком слове ударение падает на второй слог?

засветло

некролог

модерновый модЕрновый

6. Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок:

1) Он не преступник, он стал несчастным жертвой обстоятельств.

2) Цветок быстро увянул.

3) Книга открыта на пятисот пятой странице.

˅

7. Какие предложения построены неправильно:

1) Посмотрев в глаза дочери, мама всё поняла.

2) Беседуя с другом, ему позвонили.

˅

3) Уехав в другой город, его мечта не изменилась.

˅

4) Заметив друзей, мы подошли к ним.

8. В каком примере неверно указано лексическое значение?

1) Изразец - плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей.

2) Фатальный - нужный, насущно необходимый.

˅

3) Позерство - привычка гримасничать.

9. Исправьте словообразовательную ошибку в предложении:

«С детства у нее были приклонности к музыке». (наклонности)

10.В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?

1) Приобретённый абонемент стоил очень дорого.

2) Завтра я планировал получить заказанный абонемент, а потом пойти в школу.

3) Сергеев вообще был абонементом добросовестным, вовремя платил за телефон.

˅

11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) упрочЕние 2) красивЕйший

3) создалА 4) протОренный

12. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) КОМАНДИРОВАННЫЙ в соседнюю страну спецпредставитель ООН встретился с

министром иностранных дел.

2) Письмо было доставлено АДРЕСАТУ через 14 дней.

3) Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь. величавая

13. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дозвонИтся 2) красИвее

3) каталОг 4) сОзыв

14. Исправьте грамматические ошибки в следующих примерах:

1) С ихней девочкой с их

2) Красивые торта торты

3) К восьмиста ученикам восьмистам

15. В каком примере не допущена словообразовательная ошибка:

1) общественный устрой

2) просторечные слова

˅

3) оплошки героев

4) проявлять упорность

Слово преподавателя: Следующие слайды с заданиями будут выглядеть по-другому,

попробуйте сформулировать вопрос к каждому слайду и дать правильный ответ.

1.

а) Около восьмисот человек

б) Эти ягоды слаще

в) Ложите на полку

˅

(кладите)

г) Обоих деревьев

(Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова)

2.

а) Надо понять, что все это не зря делалось.

б) Бороться с нахальством трудно.

в) Вызывает уважение неколебимость характера героев.

˅

(непоколебимость)

г) Взяточничество – бич нашего времени.

(В каком предложении допущена словообразовательная ошибка?)

3.

а) Говорили о вас

б) Моложе брата

в) Более пятидесяти рублей

г) Рисунок более красивее

˅

(Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова)

4.

а) Рецензия на книгу должна быть сдана через два дня.

б) В сочинении было хорошо описано про характеры героев.

˅

в) Трудно иметь дело с человеком, про которого известно, что он настоящий ханжа.

(Укажите пример с грамматической (синтаксической) ошибкой)

5.

а) ГОРДЫНЯ за свой народ, за свою землю помогала нам выдержать самые тяжелые

испытания. (гордость)

б) Многие современные школьники думают, что дворяне вели ПРАЗДНУЮ жизнь.

в) В ходе расследования установлены ЕДИНИЧНЫЕ

факты продажи поддельной

продукции.

(В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?)

6.

а) Прочитайте списки абитуриентов, успешно сдавших экзамены.

˅

б) Старшеклассники интересуются и посещают дни открытых дверей в вузах.

в) Д.Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

(Укажите предложение без грамматической (синтаксической) ошибки)

7.

а) По асфальтной дорожке; асфальтовой

б) Главной чертой России всегда было чинопочитательство; чинопочитание

в) Испытал стыдство за бедный вид матери. Стыд

(Исправьте словообразовательные ошибки)

8.

Вернувшись из путешествия,

а) нам рассказали много интересного.

б) друга ждали новые заботы.

в) друг рассказал нам много интересного.

˅

г) книга была закончена.

(Укажите грамматически правильное продолжение предложения)

9.

а)банты

˅

бАнты

б)верна

в)дефис

г)сироты

(В каком слове ударение падает на первый слог?)

10.

Осознавая свои ошибки,

а) это обогащает опыт каждого.

б) может обнаружиться неожиданное решение.

в) накапливается жизненный опыт.

г) человек не повторит их в дальнейшем.

˅

(Укажите грамматически правильное продолжение предложения)

Анализ допущенных студентами ошибок проводится сразу, во время ответа. Работа над

ошибками.

4 Этап.

Выполнение тестовых заданий (Нормативная сочетаемость слов - 2а варианта)

Баллы будут выставлены преподавателем в журнал после проверки. Результаты – на

следующем занятии.

5 Этап.

Подведение итогов занятия. Подсчет баллов по карточкам, выставление баллов в журнал.



В раздел образования