Напоминание

«Народное декоративно-прикладное искусство в творчестве детей»


Авторы: Тугашева Гульфия Хамисовна, Юнусова Людция Фаатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Заинск
Наименование материала: Конспект занятия по ИЗО
Тема: «Народное декоративно-прикладное искусство в творчестве детей»
Дата публикации: 15.10.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по рисованию в подготовительной группе

«Народное декоративно-прикладное искусство

в творчестве детей»

Программное содержание.

Продолжать учить детей пониманию содержания произведений народного

искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки,

присущие разным видам (пластика формы, связь назначения предмета и его

украшения, элементы узора, колорит, композиция.).

Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства -

росписью жостовских подносов,

Учить детей самостоятельно выбирать полюбившийся вид росписи;

создавать композицию узора, элементов росписи, придерживаясь

характерных особенностей.

Способствовать развитию фантазии.

Воспитывать самостоятельность и творчество.

Совершенствовать навыки работы с гуашью и кистью.

Материал: Предметы народно декоративно-прикладного искусства

( городецкие доски, хохломская и гжельская посуда, дымковские игрушки,

жостовские подносы, татарские национальные предметы). Татарский и

русские костюмы.

Глиняные игрушки, деревянные ложки (для росписи), гуашь, кисти, палитра,

салфетки, баночки с водой. Дидактические игры: « Художественные часы»,

«Узнай элементы узора». «Угадай часть, какого изделия?».

ТСО (просмотр слайдов с изображением жостовских подносов). Аудиозапись

народной музыки.

Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами и их

историей появления.

Чтение книг, рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, лепка

дымковских игрушек из глины. Знакомство с декоративными приемами

рисования. Заучивание стихов, потешек. Разучивание с детьми игры на

ложках, танца с платком.

Ход занятия

1. Введение

Звучит русская народная музыка.

Дети в костюмах вместе с воспитателем входят в зал.

Воспитатель: В течение года мы с вами совершали путешествия в мир

красоты, добра, В мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня

мы вспомним те виды декоративно-прикладного искусства. С которыми

знакомились в течение года.

Входит Коробейник:

Солнце яркое встает

Спешит на ярмарку народ

А на ярмарке товары:

Продаются самовары.

Покупают люди сушки,

И отличные игрушки.

Воспитатель: Вы знаете, кто к нам пришел? (ответ детей),

Воспитатель: Правильно Коробейник, он ходит по ярмаркам продает товары.

Коробейник: Я на ярмарку, спешу вот и вас хочу пригласить, только мне

сначала надо товар собрать. Вы мне поможете?

Дети с радостью соглашаются.

Коробейник: А, вы знаете народные декоративно-прикладные изделия?

Воспитатель: конечно знаем.

Коробейник: А вот мы сейчас проверим. (Показывает «Художественные

часы»).

(это крутящийся диск со стрелкой, на диске картинки, с изображениями

изделий декоративно-прикладного искусства разных промыслов. На каком

изделии остановится стрелка, про тот промысел дети рассказывают.)

2. Основная часть

Коробейник: Надо «завести» «часы» и назвать промысел, на котором

остановится стрелка.

(Стрелка останавливается на Дымковской игрушке). Если вы угадаете, то мы

с вами окажемся там, где находится этот промысел.

Дети называют изделие и промысел, его возникновение.

1.Ребенок:

Мягко падает снежок

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое

«Дымково» назвали.

Подходим к домику, выходит Мастерица, показывает дымковские игрушки

«Здравствуйте гости дорогие. Милости просим»

Вечера зимою длинные

Лепит мастер здесь из глины

Все игрушки не простые

А волшебно - расписные:

Кружочки клеточки полоски,

Простой казалось бы узор,

А отвести не в силах взор.

- А вы узнали Дымковские игрушки?

Дети: Узнали.

Воспитатель: как они называются?

Дети перечисляют элементы росписи (кружочки, прямые и волнистые линии

точки и т.д.) и называют цвета, которые используются при росписи

дымковской игрушке.

Воспитатель: А как, по - вашему, веселые это игрушки или грустные?

Ответы детей (веселые, нарядные, праздничные).

Мастерица дарит игрушку, и все уходят к «часам»

2..Коробейник крутит «часы» и дети называют промысел (Хохлома)

Дети называют название изделия, его промысел.

Подходим к домику с хохломскими изделиями. Выходит мастерица.

Проходите гости дорогие. Много гостей – хозяину радость.

Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И не где на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома

Воспитатель: Из чего же делают эту красоту?

Дети называют виды деревьев, цвета, которые используют мастера для

росписи изделий, какими узорами расписывают изделия.

Мастерица дарит ложки.

Воспитатель: Что, глядя на них хочется делать? Конечно поиграть.

Дети играют на ложках под народную музыку.

Музыкальная пауза «Игра на ложках»

3. Коробейник крутит «часы».

Воспитатель: На каком изделии остановилась стрелка?

Дети называют изделие, промысел, и его возникновение.

Дети находят домик с городецкими изделиями.

Выходит мастерица. «Здравствуйте гости дорогие милости просим.»

Посмотрите на роспись

Сочность красок манит.

Городецкая роспись

Душу нам веселит.

Дети рассматривают изделия, описывают их, перечисляют элементы узора.

Воспитатель: Посмотрите, роспись яркая, живописная, цветы нарисованы

близко друг к другу. Как будто соединены веточкой, листья расположены

симметрично с двух сторон.

Мастерица дарит Городецкую ложку.

Воспитатель: ребята давайте мы с вами поиграем.

Игра «Узнай узор к изделиям»

(Цель: учить узнавать и подбирать элементы росписи к изделиям разных

видов народных промыслов. Раздаются детям по несколько карточек с

элементами росписи разных промыслов и дети прикладывают их к изделиям

данного промысла.)

4. Коробейник крутит часы.

Воспитатель: Как называется это изделие? (Чайник)

Воспитатель: Какой росписью расписан? (гжелью)

Куда мы с вами отправимся? (Деревню под названием «Гжель» Московской

области)

Дети подходят к домику, выходит мастерица.

Мастерица: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь

Известно всем в народе ее названье – Гжель

Давным-давно жили там веселые да умелые мастера. Собрались они однажды

и стали думу думать. Нашли они в своей сторонушке белую глину и решили

лепить из нее посуду. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один

слепил чайник, носик в виде головки петуха; другой соусницу в виде

сказочной рыбки. Дивная получилась посуда. Мастера не только лепили, но и

расписывали свою посуду. Они перенесли на свои изделия голубое небо,

синие леса и белый снег.

Воспитатель: какой любимый узор в гжельской росписи?

Дети: гжельская роза

Воспитатель: какие элементы росписи используются ? (круги , завитки, дуги,

точки, травинки и т.д.)

Мастерица дарит тарелку.

Воспитатель: Ребята давайте отдохнем и посмотрим танец девочек.

«Танец с платками»

5. Коробейник крутит «часы». (Дети называют промысел.)

Выходит девочка в татарском костюме

Ребенок: Здравствуйте гости дорогие, милости просим.

Ребенок: Я догадался, это мастерская татарских национальных изделий.

Мастерица: Вы прибили в город Арск. Здесь производят татарскую

национальную обувь.

Красивые, мягкие сапожки – ичиги, туфли, тапочки.

Воспитатель: Скажите, какой основной мотив узора на этих изделиях?

Дети: Это цветы: тюльпаны, маки, астры, пионы, розы и т.

Воспитатель: Кто знает, какой орнамент характерен в татарских изделиях?

Дети: татарский орнамент состоит из прямых и ломаных линий, решетки из

зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов розеток, углов.

Воспитатель: На протяжении многих веков традиционными

художественными промыслами казанских татар является ювелирное

искусство и золотное шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка.

На Алексеевской фабрике ткут национальные полотенца, постельное белье,

скатерти и т.д.

6. Воспитатель: Вот еще одно село на пути придется и сюда зайти.

Это село называется « Жостово» недалеко от Москвы. А это жостовские

подносы которые делают на фабрике декоративной росписи

Одни мастера штампуют из металла подносы разной формы ( круглые,

овальные, квадратные, фигурные, гитарные). Другие мастера покрывают их

черным лаком, хотя бывают подносы: красные, зеленые, синие, На каждом

подносе нарисованы красивые цветы, это может быть букет в середине

подноса. Гирлянда или веточка, слева или справа.

Воспитатель: Назовите цветы, на какие они похожи?

Дети: Розы, ромашки, маки, ирисы, незабудки.

Воспитатель: Покажите травку, листья.

Воспитатель: Кроме цветов рисуют фрукты, ветки рябины, сюжетные

композиции - пейзажи, чаепитие.

О жостовских подносах написаны песни и стихи.

ТСО (просмотр слайдов с изображением жостовских подносов)

Ребенок: Черный фон сияет лаком

А на нем цветов краса.

Алых, желтых, с красным маком

Это просто чудеса.

Вот тебе коробейник еще и жостовский поднос для игрушек.

А сейчас давайте поиграем.

Дидактическая игра: «Угадай, часть какого изделия?» (Показать детям

часть картинки с изделием какого- то промысла и дети должны узнать это

изделие и назвать, каких мастеров).

Практическая часть.

Ну, что Коробейник пойдем на ярмарку продавать изделия?

Коробейник: У меня беда. Пока мы по городам и селам ходили, все узоры на

изделиях дожди смыли.

(Сидит, горюет)

Воспитатель: Не печалься, коробейник, мы твоему горю поможем, дети не

только промыслы знают, но и сами умеют по разному расписывать.

Ну что выручим коробейника?

(Под музыку дети расписывают дымковские игрушки и ложки)

Коробейник: Вот спасибо ребята выручили меня. Успеем еще на ярмарку.

(Дети расхваливают свой товар, показывают гостям)

Ставит все изделия на жостовские подносы.

Итог занятия:

Ребята вам понравилось путешествовать?

О каких народных изделиях вы хотели бы знать больше?

Изделия, какого промысла вам больше нравится?

Какую игрушку вы хотели бы слепить и расписать?

За ваши добрые сердца и золотые руки вам сюрприз. (Угощаем сушками).



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники