Авторы: Тугашева Гульфия Хамисовна, Юнусова Людция Фаатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Заинск
Наименование материала: Конспект занятия по ИЗО
Тема: «Народное декоративно-прикладное искусство в творчестве детей»
Раздел: дошкольное образование
Занятие по рисованию в подготовительной группе
«Народное декоративно-прикладное искусство
в творчестве детей»
Программное содержание.
Продолжать учить детей пониманию содержания произведений народного
искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки,
присущие разным видам (пластика формы, связь назначения предмета и его
украшения, элементы узора, колорит, композиция.).
Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства -
росписью жостовских подносов,
Учить детей самостоятельно выбирать полюбившийся вид росписи;
создавать композицию узора, элементов росписи, придерживаясь
характерных особенностей.
Способствовать развитию фантазии.
Воспитывать самостоятельность и творчество.
Совершенствовать навыки работы с гуашью и кистью.
Материал: Предметы народно декоративно-прикладного искусства
( городецкие доски, хохломская и гжельская посуда, дымковские игрушки,
жостовские подносы, татарские национальные предметы). Татарский и
русские костюмы.
Глиняные игрушки, деревянные ложки (для росписи), гуашь, кисти, палитра,
салфетки, баночки с водой. Дидактические игры: « Художественные часы»,
«Узнай элементы узора». «Угадай часть, какого изделия?».
ТСО (просмотр слайдов с изображением жостовских подносов). Аудиозапись
народной музыки.
Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами и их
историей появления.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, лепка
дымковских игрушек из глины. Знакомство с декоративными приемами
рисования. Заучивание стихов, потешек. Разучивание с детьми игры на
ложках, танца с платком.
Ход занятия
1. Введение
Звучит русская народная музыка.
Дети в костюмах вместе с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: В течение года мы с вами совершали путешествия в мир
красоты, добра, В мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня
мы вспомним те виды декоративно-прикладного искусства. С которыми
знакомились в течение года.
Входит Коробейник:
Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ
А на ярмарке товары:
Продаются самовары.
Покупают люди сушки,
И отличные игрушки.
Воспитатель: Вы знаете, кто к нам пришел? (ответ детей),
Воспитатель: Правильно Коробейник, он ходит по ярмаркам продает товары.
Коробейник: Я на ярмарку, спешу вот и вас хочу пригласить, только мне
сначала надо товар собрать. Вы мне поможете?
Дети с радостью соглашаются.
Коробейник: А, вы знаете народные декоративно-прикладные изделия?
Воспитатель: конечно знаем.
Коробейник: А вот мы сейчас проверим. (Показывает «Художественные
часы»).
(это крутящийся диск со стрелкой, на диске картинки, с изображениями
изделий декоративно-прикладного искусства разных промыслов. На каком
изделии остановится стрелка, про тот промысел дети рассказывают.)
2. Основная часть
Коробейник: Надо «завести» «часы» и назвать промысел, на котором
остановится стрелка.
(Стрелка останавливается на Дымковской игрушке). Если вы угадаете, то мы
с вами окажемся там, где находится этот промысел.
Дети называют изделие и промысел, его возникновение.
1.Ребенок:
Мягко падает снежок
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое
«Дымково» назвали.
Подходим к домику, выходит Мастерица, показывает дымковские игрушки
«Здравствуйте гости дорогие. Милости просим»
Вечера зимою длинные
Лепит мастер здесь из глины
Все игрушки не простые
А волшебно - расписные:
Кружочки клеточки полоски,
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
- А вы узнали Дымковские игрушки?
Дети: Узнали.
Воспитатель: как они называются?
Дети перечисляют элементы росписи (кружочки, прямые и волнистые линии
точки и т.д.) и называют цвета, которые используются при росписи
дымковской игрушке.
Воспитатель: А как, по - вашему, веселые это игрушки или грустные?
Ответы детей (веселые, нарядные, праздничные).
Мастерица дарит игрушку, и все уходят к «часам»
2..Коробейник крутит «часы» и дети называют промысел (Хохлома)
Дети называют название изделия, его промысел.
Подходим к домику с хохломскими изделиями. Выходит мастерица.
Проходите гости дорогие. Много гостей – хозяину радость.
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И не где на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома
Воспитатель: Из чего же делают эту красоту?
Дети называют виды деревьев, цвета, которые используют мастера для
росписи изделий, какими узорами расписывают изделия.
Мастерица дарит ложки.
Воспитатель: Что, глядя на них хочется делать? Конечно поиграть.
Дети играют на ложках под народную музыку.
Музыкальная пауза «Игра на ложках»
3. Коробейник крутит «часы».
Воспитатель: На каком изделии остановилась стрелка?
Дети называют изделие, промысел, и его возникновение.
Дети находят домик с городецкими изделиями.
Выходит мастерица. «Здравствуйте гости дорогие милости просим.»
Посмотрите на роспись
Сочность красок манит.
Городецкая роспись
Душу нам веселит.
Дети рассматривают изделия, описывают их, перечисляют элементы узора.
Воспитатель: Посмотрите, роспись яркая, живописная, цветы нарисованы
близко друг к другу. Как будто соединены веточкой, листья расположены
симметрично с двух сторон.
Мастерица дарит Городецкую ложку.
Воспитатель: ребята давайте мы с вами поиграем.
Игра «Узнай узор к изделиям»
(Цель: учить узнавать и подбирать элементы росписи к изделиям разных
видов народных промыслов. Раздаются детям по несколько карточек с
элементами росписи разных промыслов и дети прикладывают их к изделиям
данного промысла.)
4. Коробейник крутит часы.
Воспитатель: Как называется это изделие? (Чайник)
Воспитатель: Какой росписью расписан? (гжелью)
Куда мы с вами отправимся? (Деревню под названием «Гжель» Московской
области)
Дети подходят к домику, выходит мастерица.
Мастерица: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе ее названье – Гжель
Давным-давно жили там веселые да умелые мастера. Собрались они однажды
и стали думу думать. Нашли они в своей сторонушке белую глину и решили
лепить из нее посуду. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один
слепил чайник, носик в виде головки петуха; другой соусницу в виде
сказочной рыбки. Дивная получилась посуда. Мастера не только лепили, но и
расписывали свою посуду. Они перенесли на свои изделия голубое небо,
синие леса и белый снег.
Воспитатель: какой любимый узор в гжельской росписи?
Дети: гжельская роза
Воспитатель: какие элементы росписи используются ? (круги , завитки, дуги,
точки, травинки и т.д.)
Мастерица дарит тарелку.
Воспитатель: Ребята давайте отдохнем и посмотрим танец девочек.
«Танец с платками»
5. Коробейник крутит «часы». (Дети называют промысел.)
Выходит девочка в татарском костюме
Ребенок: Здравствуйте гости дорогие, милости просим.
Ребенок: Я догадался, это мастерская татарских национальных изделий.
Мастерица: Вы прибили в город Арск. Здесь производят татарскую
национальную обувь.
Красивые, мягкие сапожки – ичиги, туфли, тапочки.
Воспитатель: Скажите, какой основной мотив узора на этих изделиях?
Дети: Это цветы: тюльпаны, маки, астры, пионы, розы и т.
Воспитатель: Кто знает, какой орнамент характерен в татарских изделиях?
Дети: татарский орнамент состоит из прямых и ломаных линий, решетки из
зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов розеток, углов.
Воспитатель: На протяжении многих веков традиционными
художественными промыслами казанских татар является ювелирное
искусство и золотное шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка.
На Алексеевской фабрике ткут национальные полотенца, постельное белье,
скатерти и т.д.
6. Воспитатель: Вот еще одно село на пути придется и сюда зайти.
Это село называется « Жостово» недалеко от Москвы. А это жостовские
подносы которые делают на фабрике декоративной росписи
Одни мастера штампуют из металла подносы разной формы ( круглые,
овальные, квадратные, фигурные, гитарные). Другие мастера покрывают их
черным лаком, хотя бывают подносы: красные, зеленые, синие, На каждом
подносе нарисованы красивые цветы, это может быть букет в середине
подноса. Гирлянда или веточка, слева или справа.
Воспитатель: Назовите цветы, на какие они похожи?
Дети: Розы, ромашки, маки, ирисы, незабудки.
Воспитатель: Покажите травку, листья.
Воспитатель: Кроме цветов рисуют фрукты, ветки рябины, сюжетные
композиции - пейзажи, чаепитие.
О жостовских подносах написаны песни и стихи.
ТСО (просмотр слайдов с изображением жостовских подносов)
Ребенок: Черный фон сияет лаком
А на нем цветов краса.
Алых, желтых, с красным маком
Это просто чудеса.
Вот тебе коробейник еще и жостовский поднос для игрушек.
А сейчас давайте поиграем.
Дидактическая игра: «Угадай, часть какого изделия?» (Показать детям
часть картинки с изделием какого- то промысла и дети должны узнать это
изделие и назвать, каких мастеров).
Практическая часть.
Ну, что Коробейник пойдем на ярмарку продавать изделия?
Коробейник: У меня беда. Пока мы по городам и селам ходили, все узоры на
изделиях дожди смыли.
(Сидит, горюет)
Воспитатель: Не печалься, коробейник, мы твоему горю поможем, дети не
только промыслы знают, но и сами умеют по разному расписывать.
Ну что выручим коробейника?
(Под музыку дети расписывают дымковские игрушки и ложки)
Коробейник: Вот спасибо ребята выручили меня. Успеем еще на ярмарку.
(Дети расхваливают свой товар, показывают гостям)
Ставит все изделия на жостовские подносы.
Итог занятия:
Ребята вам понравилось путешествовать?
О каких народных изделиях вы хотели бы знать больше?
Изделия, какого промысла вам больше нравится?
Какую игрушку вы хотели бы слепить и расписать?
За ваши добрые сердца и золотые руки вам сюрприз. (Угощаем сушками).