Автор: Короткова Наталья Львовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 36
Населённый пункт: Санкт – Петербург
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Адаптация ребенка в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Адаптация ребенка в ДОУ
Успешная адаптация ребенка к детскому саду зависит от физического,
психического развития, состояния здоровья, привитых навыков
самообслуживания, личностных качеств. А также от умения общаться со
сверстниками и взрослыми, степени тревожности, социального положения
родителей. Адаптация ребенка в ДОУ – сложный процесс. При нормальном
течении адаптации ребенок испытывает эмоциональную удовлетворенность,
комфорт, он быстро, не сопротивляясь, выполняет все требования, которым
подчиняются дети в группе. Прежде, чем отдавать ребенка в детский сад
убедитесь, что вашему ребенку и вашей семье детский сад необходим
именно сейчас. Далее, решив этот вопрос для себя, начинайте готовиться. Во
- первых- нужно максимально приблизить домашний режим дня к режиму
дня ДОУ. Во - вторых постепенно вводите в рацион питания вашего ребенка
продукты из меню детского сада. В - третьих приучайте малыша к
самостоятельности: одеваться, есть, пользоваться туалетом, гигиеническим
процедурам, а так, же убирать игрушки после игры на места. Ходите гулять
на детские площадки, чтобы приучать ребенка общаться с другими детьми.
Расскажите малышу как хорошо в детском саду, покажите ему свои
фотографии детсадовского возраста, поиграйте в детский сад. Собираясь в
садик, каждая мама мечтает о том, что ребенок, помахав ручкой, весело
отправится в группу играть с новыми детьми и игрушками. Такое возможно,
только до того времени пока он не осознает, что остался без мамы. Но чаще
всего расставание с мамой болезненное, ребенок цепляется за маму и
плачет. Поведение ребенка вполне понятно. Он инстинктивно в таком
возрасте боится остаться без мамы. Это стрессовое событие и ребенок
сопротивляется ему. Адаптация ребенка к детскому саду требует времени и
сил. Маме необходимо спокойно отнестись к тому, что ребенок не желает
оставаться без нее. Понятно, что во время стресса у ребенка выделяется
адреналин, а ему нужно давать выход. Если выхода нет, а стрессовые
ситуации часто повторяются, то у ребенка могут возникнуть проблемы со
здоровьем. Чтобы этого не случилось нужно обеспечить малышу постоянную
двигательную активность. Очень полезно после посещения детского сада
пошуметь, побегать, попрыгать. Маме идти в группу с ребенком не стоит. Он
не должен знать, что мама может находиться с ним в группе. Иначе в
следующий раз он будет плакать, и требовать, чтобы мама осталась. А это
лишний повод для стресса. Ребенку кажется, что мама уходит навсегда и ему
постоянно нужно объяснять, что мама обязательно вернется. Рано или
поздно ребенок- это поймет и не будет так плакать. Момент расставания
должен быть коротким, легким, нужно придумать свой ритуал прощания, а
тревогу не показывать, улыбайтесь. Очень хорошо не делать перерывы в
посещении детского сада. Будет замечательно, если дома и в выходные дни
вы соблюдаете режим ДОУ. Необходимо уделить внимание повышению
иммунитета ребенка, закаливанию. Чтобы адаптация прошла успешно
первый раз ребенка нужно привести в группу только для знакомства с
детьми и воспитателем. Время пребывания малыша в детском саду
необходимо нормировать и увеличивать постепенно. Сначала ребенок
остается только до завтрака. Через некоторое время остается до обеда.
Немного освоившегося ребенка можно оставить на сон и забирать уже после
него. По истечению 4 недель уже можно оставлять малыша на целый день.
Забирать ребенка должны только родители на протяжении всего периода
привыкания. Отдавая ребенка в группу необходимо дать ему какую-нибудь
любимую игрушку, книгу, которые как бы связывают его с домом. После
возвращения из садика необходимо расспросить ребенка, как прошел день,
похвалить за хорошее поведение. Выходные дни проводите с ребенком,
уделяйте ему достаточно времени, чтобы он не чувствовал себя брошенным.
Дома в семье родителям не стоит негативно отзываться о детском садике.
Если малыш в чем-то отстает, не успевает, настраивайте его на позитивное
отношение, учите преодолевать препятствия, слушаться воспитателей.
Необходимо рассказать воспитателю о том, что ваш ребенок любит и не
любит, какие у него привычки, страхи. А воспитатель, учитывая-
индивидуальные особенности ребенка: одни дети склонны к точным наукам,
другим ближе гуманитарные. У третьих может быть хорошо развито
образное мышление, а зная эти особенности воспитателю легче выбрать
эффективную и правильную тактику в организации развивающих,
воспитательных, укрепляющих здоровье мероприятий, т.е. осуществлять
личностно - ориентированный подход. Ребенок должен чувствовать себя
комфортно, уверенно, ощущать поддержку со стороны взрослых. Такие меры
помогут детям довольно быстро адаптироваться и посещать садик с
удовольствием.