Автор: Суркова Дарья Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад
Населённый пункт: г. Борзя
Наименование материала: Структура занятий в ДОУ
Тема: Структура занятий в ДОУ в младшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
«
С
т
р
у
к
т
у
р
а
з
а
н
я
т
и
й
в
ДО
У
.
С
о
с
т
а
в
ле
н
и
е
к
о
нс
п
е
к
т
а
з
а
н
я
т
ия
»
Подготовка воспитателя к занятиям
.
•
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:
•
Планирование занятий;
•
Подготовка оборудования;
•
Подготовка детей к занятию.
•
Планирование занятий:
•
Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.
•
Составить план – конспект, который включает в себя:
•
-программное содержание (образовательные задачи);
•
-оборудование;
•
-предварительную работу с детьми (если необходимо);
•
-ход занятия и методические приёмы.
•
Подготовка оборудования:
•
Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
•
Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).
•
При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный
маршрут.
•
Подготовка детей к занятиям
•
Создание интереса к предстоящей работе
•
Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
•
Организация работы дежурных по подготовке к занятию
Структура занятия
•
Занятие включает в себя три этапа:
•
1.Организация детей;
•
2. Основная часть занятия;
•
3. Окончание занятия.
•
Организация детей:
–
Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
–
Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
•
•
Основная часть занятия:
•
Организация детского внимания;
•
Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);
•
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.
•
•
Окончание занятия:
•
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание
участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
•
Переключение детей на другой вид деятельности.
Триединая задача занятия
:
•
Образовательная: повышать уровень развития ребенка
•
Воспитательная: формировать нравственные качества
личности, взгляды и убеждения.
•
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников
познавательный интерес, творческие способности, волю,
эмоции, познавательные способности – речь, память,
внимание, воображение, восприятие.
Нетрадиционные занятия
Нетрадиционная форма
Содержание
Занятие – творчество
Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку», « Придумаем
несуществующее животное. Растение».
Занятие – посиделки
Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках,
предполагающих интеграцию различных видов деятельности.
Занятие – сказка
Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо
знакомой им сказкой.
Занятие – пресс-конференция
журналистов
Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную
деятельность «Юные журналисты».
Занятие – путешествие
Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами
дети.
Занятие – эксперимент
Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.
Занятие – конкурс
Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными
конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и другими.
Занятие – рисунки-сочинения
Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.
Cтруктура НОД c учетом ФГОС ДО
•
1. Мотивация.
Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время,
своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на
познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей
деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)
«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с
дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке
и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их,
также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках
Колобка.
Особенности работы по созданию игровой мотивации на
разных возрастных этапах:
Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и
так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том,
чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.
Средняя группа – можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.
Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого
персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В
ходе
непосредственно
образовательной
деятельности
может
использоваться
небольшая
атрибутика,
установленные роли, меняющиеся роли.
Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-
соревнование
с
установкой
на
выигрыш
(используются
фишки).
Дать
возможность
каждому
ребёнку
побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
•
2. Опора на знания детей
Детям предлагается игра, предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им
познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).
•
3. Проблема в игровой ситуации
В конце игры должно возникнуть затруднение, которое дети фиксируют в речи. (Почему не смогли? Мы этого еще не
знаем, не умеем.). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей
деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной
ситуации (совместная постановка цели и планирование).
Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог
может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит
проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.
•
4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения
Педагог с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности приводит детей к открытию нового знания
или умения. Оформив в речи новое знание или умение, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение и
проходят ее, используя новый способ действия.
•
5. Закрепление нового в типовой ситуации
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение (создается игровая ситуация, которая
фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала).
•
6. Итог НОД
Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся. В конце НОД воспитатель подводит
совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке) результатов деятельности.
Возрастные этапы оценки:
•
Младший возраст – указывая ребёнку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно
подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. ( Ребёнок нарисовал
домик без окон, воспитатель от имени зайки может сказать, что ему страшно сидеть в темноте.) В этом
возрасте оценка идёт по ходу непосредственно образовательной деятельности, а не в конце. При этом и
замечания, и подсказки (как исправить) должны исходить не от педагога, а от игрового персонажа
(зайчонок, а не воспитатель просит малыша нарисовать окна в домике). С детьми, которые выполнили
задание раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы (по учебному и игровому содержанию
непосредственно образовательной деятельности, беседу желательно строить как разговор двух игровых
персонажей, зайчонок и зайчиха).
Средний возраст – ребёнок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и
оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств.
Принимая определённую роль и действуя в ней (в роли зайчика ребёнок строит себе дом), ребёнок
спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он
относится к критике как к напоминанию выполнять определённые правила игры, в которую вместе с ним
играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться
результата.
Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля.
Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок в любом виде деятельности
добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребёнок радуется удачам, а неудача
приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать
неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Методы и приёмы обучения
•
2
младшая группа
•
Занятие начинают с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданное появление игрушек, приход «гостей» и пр. Во время занятия используются игровые приёмы и
дидактические игры.
•
Демонстрационный и раздаточный материал должен быть крупным. Длительность занятия 10 минут. Занятие проводится по подгруппам.
•
Средняя группа
•
Используются наглядно-действенные приёмы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих
элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счёт и др.) Исследовательские действия, например, осязательно-
двигательные обследования.
•
Длительность занятия 20 минут. Занятие проводится по подгруппам.
•
Старшая группа
•
Наглядные, словесные и практические методы используются в комплексе. Пятилетние дети способны понимать познавательную задачу, поставленную педагогом, и
действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи пробуждает в детях познавательную активность. (Например, «Как узнать, на сколько длина стола больше его
ширины?»)
•
Расширяют виды наглядных пособий, и несколько изменяется их характер.
•
В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Большое место занимает работа с картинками, с цветными и силуэтными изображениями
предметов, причём рисунки предметов могут быть схематичными.
•
Наглядной опорой служат «Заместители» реальных предметов. Повышается роль словесных приёмов обучения: «Как можно ещё сделать? Проверить? Сказать?» Широко
используют словесные игры и упражнения: «Скажи наоборот!» «Кто быстрее назовёт?».
•
Длительность занятия 25 минут. Занятие проводится всей группой.
•
Подготовительная группа
•
Как в старшей группе. Длительность занятия 30 минут. Проводится 2 раза в неделю всей группой.