Автор: Степанова Елена Юрьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 имени Романа Георгиевича Цецульникова»
Населённый пункт: Г.Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Оптимизация функционального состояния организма учащихся на уроке изобразительного искусства.
Раздел: среднее образование
Оптимизация функционального состояния организма учащихся на
уроке изобразительного искусства.
Е.Ю.Степанова,
учитель изобразительного искусства
Кемерово 2020
Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически
невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих
методов,
приемов
и
средств
обучения
поможет
снизить
утомляющее
воздействие урока на организм ребенка.
Среди всех стрессовых факторов школьной жизни особое внимание
учителю следует уделять ограничению двигательной активности учащихся,
снижение
которой
ведет
к
ухудшению
их
физической
и
умственной
работоспособности.
Двигательная активность – один из основных факторов, вызывающих и
определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих адаптацию к
условиям внешней среды.
В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют
развитию речи, в школе – устойчивости умственной работоспособности и
психической активности. Недостаток двигательной активности (гиподинамия) в
школьные
годы
отрицательно
влияет
на
физическое
развитие,
работоспособность,
психоэмоциональное
и
функциональное
состояние
учащихся.
Специальными исследованиями установлено, что в условиях школьного
режима двигательная потребность детей удовлетворяется только на 18-20
%. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20-
40 %. Однако, если в рамках школьной программы не предусмотрены
дисциплины двигательного характера (ритмика, хореография, спортивные игры
и т. п.), то на уроке учащиеся большую часть времени проводят сидя за
партой.
Статическая
работа
гораздо
утомительнее
для
организма,
чем
динамическая. Поза сидя требует напряжения примерно 250 мышц из 600,
имеющихся
у
человека.
Для
удержания
этой
позы
необходимо
преимущественная работа мышц-разгибателей: затылочных, спинных, мышц
тазового пояса, которые у ребенка младшего школьного возраста еще
недостаточно развиты. Время, в течение которого учащийся способен
удерживать статическую позу с напряжением мышц-разгибателей, тем короче,
чем меньше его возраст. Таким образом, относительная слабость названных
мышц диктует малую длительность непрерывных занятий в позе сидя. Первые
признаки утомления, когда мышцы переходят из состояния напряжения в
состояние расслабления, проявляются у детей 6 лет на 5-6 минуте, в 7 лет – на
1
7-9 минуте, в 8 лет – на 9-10 минуте. Это проявляется в изменении посадки,
«двигательном беспокойстве»,
которое связано
со
свойственным
детям
повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного
торможения, неустойчивостью нервных процессов. Излишняя подвижность
может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к
учебному процессу. Проявление «двигательного беспокойства» и неправильная
посадка за партой, выражающаяся в склоненной и фиксированной к крышке
стола грудной клетки, одновременно служат сигналом для учителя, что
учащиеся утомлены.
Задача педагога – не только научить школьника принимать такие рабочие
позы за партой и столом, которые соответствуют анатомо-физиологическим
особенностям его организма и гигиеническим нормам, но и правильно
организовывать деятельность ребенка на уроке, чередуя статические и
динамические
усилия.
Поскольку
младший
школьник
не
способен
самостоятельно сохранять правильную позу в положении сидя в течение всего
урока, необходимо специально планировать меры профилактики утомления и
снятия напряжения с опорно-двигательного аппарата.
Одной из основных форм повышения уровня двигательной активности
учащихся, а также предупреждения утомления и активизации их умственной
деятельности на уроке является физкультурно-оздоровительная минутка.
Рекомендуется проводить от 2-х до 3-х физкультурно-оздоровительных
минуток для учащихся младшего и среднего школьного возраста, для
старшеклассников достаточно одной за урок, продолжительностью 1-1,5
минуты. При этом учитель должен четко представлять себе, на что направлены
те или иные упражнения, чередуя и комбинируя их.
1-я минутка
проводится в начале урока, ее значение заключается в
подготовке
организма
к
предстоящей
деятельности
через
повышение
умственной и физической работоспособности, активизацию внимания и
формирование
положительной
установки
на
учебу.
Это
способствует
сокращению периода врабатывания. 2-я минутка должна проводиться в конце
периода оптимальной работоспособности: для учащихся 1-3-х классов на 10-15
минуте с начала урока, 5-9-х классов – 15-20 минуте, 10-11-х классов – 25-30
минуте, и направлена на сохранение высокого уровня физической и умственной
работоспособности, предупреждение развития утомления.
3-я минутка проводится во второй половине урока на 25-30 минуте на
спаде работоспособности учащихся с целью снятия физического и умственного
утомления,
психо-эмоционального
напряжения,
напряжения
зрительного
анализатора и пр.
Физкультурные
минутки
являются
непродолжительным
активным
отдыхом на уроке. Их значение заключается в смене характера деятельности и
позы
ребенка
путем
двигательной
активности,
снимающей
утомление,
положительно
влияющей
на
физическое
состояние,
умственную
работоспособность и его психо-эмоциональное состояние.
2
По содержанию комплексы физкультминуток могут быть различны, так
как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц
или систему организма. Физические упражнения должны вовлекать в работу те
мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во время
учебной деятельности на уроке и могут быть предназначены для общего
воздействия, улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с
плечевого пояса и рук, снятия утомления с кисти рук и пальцев, снятия
утомления с туловища и ног.
Игра «Перекаты». Ее можно рекомендовать в качестве физкультминутки,
особенно на тех уроках, где приходится много писать, рисовать, чертить. В
этой игре используются растяжки. Левая рука повернута ладонью к себе, правая
- ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого пальца правой руки
встает на кончик мизинца левой. Руки слегка поворачиваются, сомкнутые
пальцы расходятся, и тотчас же безымянный палец левой руки смыкается с
указательным правой. Затем поочередно соединяются средние пальцы обеих
рук безымянный правой с указательным левой и, наконец, мизинец правой с
большим левой руки. Затем следует разворот рук вокруг сомкнутых пальцев,
правая ладонь теперь повернута к себе, а левая - от себя. Движения
продолжаются. Когда дети освоят игру, учитель может предложить повторить
ее с закрытыми глазами.
Упражнения для всех категорий обучающихся.
1. И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза на 3-5
сек. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует
улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.
2. И. п. – сидя. Моргать быстро в течение 20-30 сек. Упражнение улучшает
кровообращение.
3. И. п. – стоя. Смотреть перед собой 2-3 сек., поставить палец правой руки по
средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, перевести взгляд на конец
пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-6 раз.
Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком
расстоянии.
4. И. п. – стоя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по
средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех
пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 4-6 раз. Упражнение облегчает
зрительную работу на близком расстоянии.
5. И. п. – сидя.
Выполнение упражнений по схеме зрительно-двигательных
траекторий. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по
которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения гимнастики для глаз:
вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке.
Набор упражнений, входящий в одну физкультурно-оздоровительную
минутку, различен, так как зависит от возраста ребенка, изучаемого предмета,
вида деятельности на уроке, очередности урока и предполагает широкий спектр
воздействия
на
разные
функции
организма
ученика
через
физические
3
упражнения, пальцевые упражнения, дыхательную гимнастику, гимнастику для
глаз и т. п.
4