Напоминание

Оптимизация функционального состояния организма учащихся на уроке изобразительного искусства.


Автор: Степанова Елена Юрьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 имени Романа Георгиевича Цецульникова»
Населённый пункт: Г.Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Оптимизация функционального состояния организма учащихся на уроке изобразительного искусства.
Раздел: среднее образование





Назад




Оптимизация функционального состояния организма учащихся на

уроке изобразительного искусства.

Е.Ю.Степанова,

учитель изобразительного искусства

Кемерово 2020

Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически

невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих

методов,

приемов

и

средств

обучения

поможет

снизить

утомляющее

воздействие урока на организм ребенка.

Среди всех стрессовых факторов школьной жизни особое внимание

учителю следует уделять ограничению двигательной активности учащихся,

снижение

которой

ведет

к

ухудшению

их

физической

и

умственной

работоспособности.

Двигательная активность – один из основных факторов, вызывающих и

определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих адаптацию к

условиям внешней среды.

В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют

развитию речи, в школе – устойчивости умственной работоспособности и

психической активности. Недостаток двигательной активности (гиподинамия) в

школьные

годы

отрицательно

влияет

на

физическое

развитие,

работоспособность,

психоэмоциональное

и

функциональное

состояние

учащихся.

Специальными исследованиями установлено, что в условиях школьного

режима двигательная потребность детей удовлетворяется только на 18-20

%. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20-

40 %. Однако, если в рамках школьной программы не предусмотрены

дисциплины двигательного характера (ритмика, хореография, спортивные игры

и т. п.), то на уроке учащиеся большую часть времени проводят сидя за

партой.

Статическая

работа

гораздо

утомительнее

для

организма,

чем

динамическая. Поза сидя требует напряжения примерно 250 мышц из 600,

имеющихся

у

человека.

Для

удержания

этой

позы

необходимо

преимущественная работа мышц-разгибателей: затылочных, спинных, мышц

тазового пояса, которые у ребенка младшего школьного возраста еще

недостаточно развиты. Время, в течение которого учащийся способен

удерживать статическую позу с напряжением мышц-разгибателей, тем короче,

чем меньше его возраст. Таким образом, относительная слабость названных

мышц диктует малую длительность непрерывных занятий в позе сидя. Первые

признаки утомления, когда мышцы переходят из состояния напряжения в

состояние расслабления, проявляются у детей 6 лет на 5-6 минуте, в 7 лет – на

1

7-9 минуте, в 8 лет – на 9-10 минуте. Это проявляется в изменении посадки,

«двигательном беспокойстве»,

которое связано

со

свойственным

детям

повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного

торможения, неустойчивостью нервных процессов. Излишняя подвижность

может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к

учебному процессу. Проявление «двигательного беспокойства» и неправильная

посадка за партой, выражающаяся в склоненной и фиксированной к крышке

стола грудной клетки, одновременно служат сигналом для учителя, что

учащиеся утомлены.

Задача педагога – не только научить школьника принимать такие рабочие

позы за партой и столом, которые соответствуют анатомо-физиологическим

особенностям его организма и гигиеническим нормам, но и правильно

организовывать деятельность ребенка на уроке, чередуя статические и

динамические

усилия.

Поскольку

младший

школьник

не

способен

самостоятельно сохранять правильную позу в положении сидя в течение всего

урока, необходимо специально планировать меры профилактики утомления и

снятия напряжения с опорно-двигательного аппарата.

Одной из основных форм повышения уровня двигательной активности

учащихся, а также предупреждения утомления и активизации их умственной

деятельности на уроке является физкультурно-оздоровительная минутка.

Рекомендуется проводить от 2-х до 3-х физкультурно-оздоровительных

минуток для учащихся младшего и среднего школьного возраста, для

старшеклассников достаточно одной за урок, продолжительностью 1-1,5

минуты. При этом учитель должен четко представлять себе, на что направлены

те или иные упражнения, чередуя и комбинируя их.

1-я минутка

проводится в начале урока, ее значение заключается в

подготовке

организма

к

предстоящей

деятельности

через

повышение

умственной и физической работоспособности, активизацию внимания и

формирование

положительной

установки

на

учебу.

Это

способствует

сокращению периода врабатывания. 2-я минутка должна проводиться в конце

периода оптимальной работоспособности: для учащихся 1-3-х классов на 10-15

минуте с начала урока, 5-9-х классов – 15-20 минуте, 10-11-х классов – 25-30

минуте, и направлена на сохранение высокого уровня физической и умственной

работоспособности, предупреждение развития утомления.

3-я минутка проводится во второй половине урока на 25-30 минуте на

спаде работоспособности учащихся с целью снятия физического и умственного

утомления,

психо-эмоционального

напряжения,

напряжения

зрительного

анализатора и пр.

Физкультурные

минутки

являются

непродолжительным

активным

отдыхом на уроке. Их значение заключается в смене характера деятельности и

позы

ребенка

путем

двигательной

активности,

снимающей

утомление,

положительно

влияющей

на

физическое

состояние,

умственную

работоспособность и его психо-эмоциональное состояние.

2

По содержанию комплексы физкультминуток могут быть различны, так

как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц

или систему организма. Физические упражнения должны вовлекать в работу те

мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во время

учебной деятельности на уроке и могут быть предназначены для общего

воздействия, улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с

плечевого пояса и рук, снятия утомления с кисти рук и пальцев, снятия

утомления с туловища и ног.

Игра «Перекаты». Ее можно рекомендовать в качестве физкультминутки,

особенно на тех уроках, где приходится много писать, рисовать, чертить. В

этой игре используются растяжки. Левая рука повернута ладонью к себе, правая

- ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого пальца правой руки

встает на кончик мизинца левой. Руки слегка поворачиваются, сомкнутые

пальцы расходятся, и тотчас же безымянный палец левой руки смыкается с

указательным правой. Затем поочередно соединяются средние пальцы обеих

рук безымянный правой с указательным левой и, наконец, мизинец правой с

большим левой руки. Затем следует разворот рук вокруг сомкнутых пальцев,

правая ладонь теперь повернута к себе, а левая - от себя. Движения

продолжаются. Когда дети освоят игру, учитель может предложить повторить

ее с закрытыми глазами.

Упражнения для всех категорий обучающихся.

1. И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза на 3-5

сек. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует

улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И. п. – сидя. Моргать быстро в течение 20-30 сек. Упражнение улучшает

кровообращение.

3. И. п. – стоя. Смотреть перед собой 2-3 сек., поставить палец правой руки по

средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, перевести взгляд на конец

пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-6 раз.

Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком

расстоянии.

4. И. п. – стоя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по

средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех

пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 4-6 раз. Упражнение облегчает

зрительную работу на близком расстоянии.

5. И. п. – сидя.

Выполнение упражнений по схеме зрительно-двигательных

траекторий. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по

которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения гимнастики для глаз:

вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке.

Набор упражнений, входящий в одну физкультурно-оздоровительную

минутку, различен, так как зависит от возраста ребенка, изучаемого предмета,

вида деятельности на уроке, очередности урока и предполагает широкий спектр

воздействия

на

разные

функции

организма

ученика

через

физические

3

упражнения, пальцевые упражнения, дыхательную гимнастику, гимнастику для

глаз и т. п.

4



В раздел образования