Автор: Французова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №36 Фрунзенского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развитие речи дошкольника на разных возрастных этапах".
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития речи дошкольника.
Актуальность темы развития речи детей дошкольного возраста
определяется ролью родного языка в становлении личности
ребенка.
Овладение родным языком является одним из самых важных
приобретений в дошкольном детстве. Развитие речи
дошкольников является необходимым условием решения задач
умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в
максимально сензитивный период развития. Поэтому процесс
речевого развития рассматривается психологами, педагогами и
методистами как общая основа воспитания и обучения детей.
Речь ребенка развивается в процессе общения с окружающими,
тесно связана с развитием мышления. В период с рождения к
концу дошкольного возраста происходит быстрый темп развития
речи ребенка. От появления первых голосовых реакций,
подражания, понимания и усваивания первых слов на первом году
жизни, до овладения детьми практически всеми законами
словообразования, фонетикой, развитием связной речи и
накоплением активного словаря до 3500-4000 слов к седьмому
году жизни.
Освоение речи происходит неодинаково на разных этапах
дошкольного возраста. У детей в определенном возрасте
встречаются проблемы в освоении той или иной стороны родной
речи, обусловленные психолого-физиологическими особенностями
развития, которые необходимо учитывать при развитии речи
д о ш к о л ь н и к о в .
Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни).
При благоприятных условиях воспитания к 4м годам у детей
происходит усвоение звуковой системы языка (правильное
звукопроизношение, становление интонационной стороны речи,
умение передавать интонации вопроса, просьбы, восклицания).
Словарный запас слов детей этого возраста содержит все части
речи. Главное место в словаре занимают глаголы и
существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего
окружения, их действия и состояния. Начинается активное
употребление прилагательных и местоимений. У ребенка активно
формируются обобщающие функции слов. Ребенок овладевает
основными грамматическими формами. Начинают развиваться и
сложные формы предложений. Дети осваивают навыки
разговорной речи.
Однако в этом возрасте дошкольники неверно произносят (или
совсем не произносят) шипящие ( Ш, Ж,Ч,Щ), сонорные (р, рь ,л,
м) звуки, некоторые звуки пропускают. Требует
совершенствование интонационная сторона речи, необходимо
развитие артикуляционного аппарата ребенка.
Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма
диалогической речи, но они часто отвлекаются от содержания.
Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.
Средний дошкольный возраст (пятый год жизни).
Активный словарь ребенка этого возраста обогащается словами,
обозначающими качества предметов, действия которые с ними
производятся. Дети могут определять назначение предмета,
функциональные признаки; сравнивают предметы и явления,
2
употребляют обобщающие слова (существительные с
собирательным значением).
Происходят изменения и в освоении способов словообразования,
освоение связной монологической речи.
Увеличивается речевая активность ребенка (возраст
«почемучек»). Дети употребляют слова в разнообразных
грамматических формах и сочетаниях. Речь детей становится
более связной и последовательной, совершенствуется понимание
смысловой стороны речи.
Недочеты звукопроизношения у некоторых детей могут
выражаться в неправильном, чаще неустойчивом произношении
отдельных групп звуков, например: свистящих или шипящих. У
детей некоторых недостаточно развита интонационная
выразительность. Не вполне усвоены грамматические правила
речи. Часто в предложении отсутствуют слова, содержащие
основной смысл, имена существительные заменяются
местоимениями. Речь отличается подвижностью и
н е у с т о й ч и в о с т ь ю .
Старший дошкольный возраст (шестой-седьмой год жизни).
Для детей этого возраста характерен высокий уровень развития
речи. Большинство детей правильно произносят все звуки родного
языка, могут регулировать интонацию голоса, темп речи. К этому
времени у ребенка накапливается значительный запас слов. Но
особое внимание следует уделять качественной стороне словаря:
увеличению лексического запаса за счет слов синонимов и
антонимов, а также многозначных слов.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается этап
усвоения грамматической системы языка. Возрастает
3
употребление простых распространенных, сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений. Вырабатывается критическое
отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать
свою речь.
Дети шестого года жизни активно осваивают разные типы
текстов. Начинают использовать в связной речи различные типы
связи внутри предложений.
Однако не все дети произносят правильно все звуки родного
языка, не умеют пользоваться интонационными средствами
выразительности, регулировать скорость и громкость речи в
зависимости от ситуации. Встречаются ошибки в образовании
разных грамматических форм. У ряда детей вызывает
затруднение построение сложных синтаксических конструкций,
что приводит к неправильному соединению слов в предложении.
Вывод: в течение дошкольного возраста в речи ребенка
происходят существенные изменения в структурном
(фонетическом, лексическом, грамматическом) плане. Все эти
задачи ребенок решает не одновременно и не одинаково успешно,
что связано с особенностями усвоения речи детьми на разных
возрастных этапах развития.
Дошкольный возраст – период активного освоения ребенком
родного языка.
Речевое развитие ребенка обусловлено определенной
закономерностью и проходит несколько этапов, каждый этап
важен для последующего развития речи.
Усвоение норм и правил родного языка происходит в
определенной системе, охватывающей все стороны речевого
4
развития - структурное, функциональное, когнитивное – не
одновременно и не одинаково на разных возрастных этапах.
Развитие речи ребенка осуществляется в повседневном общении
со взрослыми, родителями, сверстниками в разных видах
деятельности и является важным средством умственного
в о с п и т а н и я .
Речевое воспитание в дошкольном детстве является
приоритетной задачей формирования личности ребенка;
происходит поэтапно; осуществляется в определенной системе и
должно охватывать все стороны развития речи ребенка в
максимально сензитивный период на каждом возрастном этапе
дошкольного детства.
5