Напоминание

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию


Автор: Терещенко Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 493
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека дидактических игр

-

по нравственно

патриотическому воспитанию

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей

к текущей жизни в доступных им формах нравственных

переживаний.

Дидактическая

игра

по

нравственно-

патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс

разнообразной

деятельности

детей:

мысли,

чувства,

переживания, сопереживания, поиски активных способов

решения игровой

задачи,

подчинение их условиям и

обстоятельствам

игры,

отношения

детей

в

игре.

Предлагаемые

игры

и

упражнения

могут

проводить

воспитатель,

педагог-психолог

на

прогулке

во

время

утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной

деятельности детей

« Мой адрес…»

Цель:

формировать умение и знание детей называть свой

домашний адрес,

улицу города Тольятти, номер дома, квартиры,

телефона ,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность

жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку

и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой

этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет

сада..

Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа,

столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в

пространстве

Материал:

фотографии

и

иллюстрации

детского

сада,

работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и

рассказывают о работниках дет.сада .По плану дети ориентируются в

пространстве

«Поиски добрых слов» .»

Цель:

раскрыть на примерах значение слов «простите,

извините»,

воспитывать

дружеские

отношения,

объяснить

необходимость

извинения,

признания

вины

или

доказательства

правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение

Материал:

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует

извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и

отношений».

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства,

поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь.

Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета,

правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков,

хорошего и плохого поведения

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует

себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

Материал:.

иллюстраций, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины,

залает вопросы. Дети отвечают

«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории

нашего

города,

памятниках

и

достопримечательностях

городов

Барабинска, Новосибирска, Барабинского района, Новосибирской

области

Материал: иллюстраций, фотографий городов Барабинска,

Новосибирска, Барабинского района, Новосибирской области

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины,

залает вопросы. Дети отвечают

« Флаг России»

(городов Барабинска, Новосибирска, Барабинского района,

Новосибирской области)

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,

(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов,

что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает

и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в

котором они находятся на флаге России

«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи.

Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание

рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:

Фотоальбом

,

составленный

совместно

с

родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом

семь

«Найти флаг России, »

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,

(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов,

что они обозначают?

Материал ;картинки с изображением разных флагов

Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

«Путешествие по городу Барабинску»

Цель:

знакомить

с

родным

городом,

с

достопримечательностями города, с памятниками культуры .

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и

открытки с изображением достопримечательностей г орода

Ход

игры:

Воспитатель

показывает

детям

фотографии

достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в

родном городе

Материал: изображения памятников

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения

памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

«Назови кто»

Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин,

Шайгу, Медведев,)

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям

назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Наш микрорайон».

Цель:

Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об

административных зданиях, построенных в ближайшем окружении

дет.сада

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона

Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и

рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях,

построенных в ближайшем окружении дет.сада

«Назови виды спорта».

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный

инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье,

отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы

видов спорта, символическое изображение человечков

Ход игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и

называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный

инвентарь.

«Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек

, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют

фамилию, имя, отчество мамы и папы.

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения,

определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого).

Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-

то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят

руками.

«Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы,

определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь

между людьми.

«Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют

его.

Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и

народом .Развитие речи., логического мышления, формирование

умения употреблять суффик -ец

Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить

из какой страны этот человек и как его назовут

Китай-китаец, африка-африканец…

«Путешествие по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета

шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения

Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь

детям найти на глобусе

воду (океаны, моря, реки), сушу (горы,

равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению

Земли, на которой мы живем - как к планете.

Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с

изображением планеты,

«Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края.

Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал:

Картинки

и

иллюстрации

с

изображением

животного мира .

Ход

игры:

Воспитатель

описывает

животное

,

дети

отгадывают,

«У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края.

Пояснить,

что

животные

тоже

имеют

право

на

жильё

и

неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища

животных .

Ход игры: Медведю – берлога

Белке – дупло

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края.,

закрепить умение

образовывать относительные

прилагательные

(береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев

и кустарников и листьев

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением

листка, затем дерева.

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях

родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением

лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных

свойствах

«Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных ,

птиц нашего края занесенных в

« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю ,

чувство ответственности

Материал :»малая красная книга», составленная совместно с

родителями,

картинки

и

иллюстрации

с

изображением

редких

животных и растений, птиц

Ход игры: Воспитатель показывает

картинку с изображением редких животных и растений

,дети называют

.Воспитатель

рассказывает о них

«Страны и народы"

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их

народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом,

культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям

разных народов мира.

Материал:

глобус,

карта

Мира,

куклы

в

национальных

костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и

иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с

изображением разных стран и народов мира .Рассказывает о них

«Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану

местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению

друг к другу. Закреплять умение определять направление движения.

Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности

микрорайона.

Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.

« Узнай о ком я говорю»

Цель:

закрепить

понимание

и

осознание

детьми

своей

индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к

мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и

сходство между людьми.

Материал

Ход

игры:

ведущий

описывает

портрет

ребенка,

дети

отгадывают не примут в ней участие.

«Продолжи пословицу»

Цель:

знакомить

с

устным

народным

словотворчеством,

развивать речь, память , логическое мышление.

Материал:

Ход

игры:

Воспитатель

начинает

пословицу,

дети

ее

продолжают.

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать

интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные

промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами народного

творчества

Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением

предметов народных промыслов.-

Дети называют

«Мир предметов»

Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем

мире

многие

предметы

изготовлены

человеком

из

материалов

природного или искусственного происхождения (применяя различные

материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать

познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова

прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода

Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный……

«Собери узор».

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать

интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные

промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных

промыслов

Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель:

Совершенствование

грамматического

строя

речи,

закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море,

картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина,

автобус.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие

картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине

и составить предложение

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )»

Цель:

Совершенствование

грамматического

строя

речи,

закрепление в речи предлогов.

Материал;

таблица, на которой изображены небо, море,

картинки: животного мира

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие

картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине

и составить предложение

«Скажи какой»

Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от

существительных , формировать знания о национальных языках своей

Родины, развивать речь, логическое

Материал:

Картинки

и

иллюстрации

людей

разных

национальностей

Мышление

Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский…..

«Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать

умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход

игры:

Взрослый

перечисляет

действия

человека

определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

«Я имею право...»

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции

ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не

рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде,

играет в прятки, поливает цветы и т.п.).

Ход игры

Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину

своего

выбора,

остальные

обсуждают

правильность

принятого

решения.

«Кто что делает?»

Цель:

формировать

навык

на

подбор

глаголов

к

существительным. Развивать речь, логическое мышление, память

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход

игры:

Повар

-

варит,

жарит

и

т.

д.

«Путешествие в страну часов.»

Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без

часов Рассказать о том , что в Москве на кремле есть самые главные

часы нашей Родины. .

Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением

кремлевских часов и других часов

Ход игры Воспитатель рассказывает о том , что раньше люди

узнавали время по крику петуха,

по цветам, затем изобрели часы…..

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме,

бабушке,….

Цель:

воспитывать

внимание

,

доброжелательность,

готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять

умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого..

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных

подарков.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят

получать подарки, как их следует преподносить и когда..

«Какие праздники ты знаешь ?»

Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить

знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные)

закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал:

картинки

и

иллюстрации

с

изображением

праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники

бывают

разные,

показывает

карточки

и

открытки.

Предлагает

подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку

«Жилище человека»

Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из

чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, .

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища

человека

Ход игры

Воспитатель начинает рассказ в том где живет

человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….

Литература

1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для

средней школы. -С-Пб.: Лань,1997.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль:

Академия К., 1998

3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду

М.Просвящение, 1991

4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара:

Бахрах, 1996.

5.Ветохина А. Я., Дмитренко З. С

«Нравственно-

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».-

Детство-Пресс,2013

6. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,

7.Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для

детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.

10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород,

1993.

11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду

М.Просвещение.1982

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения, М.:

Айрис-пресс, 2008.



В раздел образования