Автор: Терещенко Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 493
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
Раздел: дошкольное образование
Картотека дидактических игр
-
по нравственно
патриотическому воспитанию
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей
к текущей жизни в доступных им формах нравственных
переживаний.
Дидактическая
игра
по
нравственно-
патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс
разнообразной
деятельности
детей:
мысли,
чувства,
переживания, сопереживания, поиски активных способов
решения игровой
задачи,
подчинение их условиям и
обстоятельствам
игры,
отношения
детей
в
игре.
Предлагаемые
игры
и
упражнения
могут
проводить
воспитатель,
педагог-психолог
на
прогулке
во
время
утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной
деятельности детей
« Мой адрес…»
Цель:
формировать умение и знание детей называть свой
домашний адрес,
улицу города Тольятти, номер дома, квартиры,
телефона ,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность
жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку
и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой
этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад ».
Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет
сада..
Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа,
столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в
пространстве
Материал:
фотографии
и
иллюстрации
детского
сада,
работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и
рассказывают о работниках дет.сада .По плану дети ориентируются в
пространстве
«Поиски добрых слов» .»
Цель:
раскрыть на примерах значение слов «простите,
извините»,
воспитывать
дружеские
отношения,
объяснить
необходимость
извинения,
признания
вины
или
доказательства
правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение
Материал:
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует
извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и
отношений».
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства,
поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь.
Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета,
правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков,
хорошего и плохого поведения
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует
себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..
«Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице
Материал:.
иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины,
залает вопросы. Дети отвечают
«Малая Родина ».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории
нашего
города,
памятниках
и
достопримечательностях
городов
Барабинска, Новосибирска, Барабинского района, Новосибирской
области
Материал: иллюстраций, фотографий городов Барабинска,
Новосибирска, Барабинского района, Новосибирской области
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины,
залает вопросы. Дети отвечают
« Флаг России»
(городов Барабинска, Новосибирска, Барабинского района,
Новосибирской области)
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,
(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов,
что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает
и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в
котором они находятся на флаге России
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи.
Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание
рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал:
Фотоальбом
,
составленный
совместно
с
родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом
семь
«Найти флаг России, »
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,
(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов,
что они обозначают?
Материал ;картинки с изображением разных флагов
Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
«Путешествие по городу Барабинску»
Цель:
знакомить
с
родным
городом,
с
достопримечательностями города, с памятниками культуры .
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и
открытки с изображением достопримечательностей г орода
Ход
игры:
Воспитатель
показывает
детям
фотографии
достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в
родном городе
Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения
памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин,
Шайгу, Медведев,)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям
назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Наш микрорайон».
Цель:
Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об
административных зданиях, построенных в ближайшем окружении
дет.сада
Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона
Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и
рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях,
построенных в ближайшем окружении дет.сада
«Назови виды спорта».
Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный
инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье,
отдых.
Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы
видов спорта, символическое изображение человечков
Ход игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и
называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный
инвентарь.
«Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек
, бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют
фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Вчера- сегодня»
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения,
определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого).
Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-
то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят
руками.
«Почта»
Цель: закрепить знания детей о городах России.
Материал: почтовые конверты, открытки
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы,
определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь
между людьми.
«Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют
его.
Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и
народом .Развитие речи., логического мышления, формирование
умения употреблять суффик -ец
Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить
из какой страны этот человек и как его назовут
Китай-китаец, африка-африканец…
«Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета
шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения
Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь
детям найти на глобусе
воду (океаны, моря, реки), сушу (горы,
равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению
Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с
изображением планеты,
«Узнай по описанию кто это »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края.
Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал:
Картинки
и
иллюстрации
с
изображением
животного мира .
Ход
игры:
Воспитатель
описывает
животное
,
дети
отгадывают,
«У кого какой домик »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края.
Пояснить,
что
животные
тоже
имеют
право
на
жильё
и
неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища
животных .
Ход игры: Медведю – берлога
Белке – дупло
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края.,
закрепить умение
образовывать относительные
прилагательные
(береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев
и кустарников и листьев
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением
листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях
родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением
лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных
свойствах
«Малая красная книга »
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных ,
птиц нашего края занесенных в
« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю ,
чувство ответственности
Материал :»малая красная книга», составленная совместно с
родителями,
картинки
и
иллюстрации
с
изображением
редких
животных и растений, птиц
Ход игры: Воспитатель показывает
картинку с изображением редких животных и растений
,дети называют
.Воспитатель
рассказывает о них
«Страны и народы"
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их
народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом,
культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям
разных народов мира.
Материал:
глобус,
карта
Мира,
куклы
в
национальных
костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и
иллюстрации с изображением разных стран и народов мира
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с
изображением разных стран и народов мира .Рассказывает о них
«Как найти дорожку в детский сад?»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану
местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению
друг к другу. Закреплять умение определять направление движения.
Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности (микрорайона) макет местности
микрорайона.
Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.
« Узнай о ком я говорю»
Цель:
закрепить
понимание
и
осознание
детьми
своей
индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к
мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и
сходство между людьми.
Материал
Ход
игры:
ведущий
описывает
портрет
ребенка,
дети
отгадывают не примут в ней участие.
«Продолжи пословицу»
Цель:
знакомить
с
устным
народным
словотворчеством,
развивать речь, память , логическое мышление.
Материал:
Ход
игры:
Воспитатель
начинает
пословицу,
дети
ее
продолжают.
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать
интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные
промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного
творчества
Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением
предметов народных промыслов.-
Дети называют
«Мир предметов»
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем
мире
многие
предметы
изготовлены
человеком
из
материалов
природного или искусственного происхождения (применяя различные
материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать
познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова
прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода
Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный……
«Собери узор».
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать
интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные
промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных
промыслов
Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель:
Совершенствование
грамматического
строя
речи,
закрепление в речи предлогов.
Материал; таблица, на которой изображены небо, море,
картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина,
автобус.
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие
картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине
и составить предложение
«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )»
Цель:
Совершенствование
грамматического
строя
речи,
закрепление в речи предлогов.
Материал;
таблица, на которой изображены небо, море,
картинки: животного мира
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие
картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине
и составить предложение
«Скажи какой»
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от
существительных , формировать знания о национальных языках своей
Родины, развивать речь, логическое
Материал:
Картинки
и
иллюстрации
людей
разных
национальностей
Мышление
Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский…..
«Отгадай профессию»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать
умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход
игры:
Взрослый
перечисляет
действия
человека
определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
«Я имею право...»
Цель. Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции
ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не
рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде,
играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры
Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину
своего
выбора,
остальные
обсуждают
правильность
принятого
решения.
«Кто что делает?»
Цель:
формировать
навык
на
подбор
глаголов
к
существительным. Развивать речь, логическое мышление, память
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход
игры:
Повар
-
варит,
жарит
и
т.
д.
«Путешествие в страну часов.»
Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без
часов Рассказать о том , что в Москве на кремле есть самые главные
часы нашей Родины. .
Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением
кремлевских часов и других часов
Ход игры Воспитатель рассказывает о том , что раньше люди
узнавали время по крику петуха,
по цветам, затем изобрели часы…..
«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме,
бабушке,….
Цель:
воспитывать
внимание
,
доброжелательность,
готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять
умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого..
Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных
подарков.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят
получать подарки, как их следует преподносить и когда..
«Какие праздники ты знаешь ?»
Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить
знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные)
закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал:
картинки
и
иллюстрации
с
изображением
праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники
бывают
разные,
показывает
карточки
и
открытки.
Предлагает
подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку
«Жилище человека»
Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из
чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, .
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища
человека
Ход игры
Воспитатель начинает рассказ в том где живет
человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….
Литература
1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для
средней школы. -С-Пб.: Лань,1997.
2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль:
Академия К., 1998
3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду
М.Просвящение, 1991
4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара:
Бахрах, 1996.
5.Ветохина А. Я., Дмитренко З. С
«Нравственно-
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».-
Детство-Пресс,2013
6. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,
7.Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для
детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.
10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород,
1993.
11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду
М.Просвещение.1982
10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения, М.:
Айрис-пресс, 2008.