Автор: Тимофеева Ирина Александровна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8" Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым Наименование материала: конспект открытого урока Тема: типы взаимодействия организмов Раздел: полное образование
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель : организация работы по усвоению учащимися понятий и научных
фактов, предусмотренных учебной программой; продолжить знакомство
учащихся
с
различными
формами взаимоотношений: взаимовыгодными,
нейтральными, полезными для одного организма, нейтральными или вредными
для другого; применять знания в нестандартных ситуациях.
Задачи :
Образовательные : выявить качество и уровень овладения знаниями и
умениями, полученными на предыдущих уроках по теме : Экосистемы;
обобщить материал как систему знаний.
Воспитательные :
воспитывать
общую
культуру,
эстетическое
восприятие окружающего; взаимоуважение к одноклассникам; создать
условия для реальной самооценки учащихся, реализации ученика как
личности.
Развивающие : развивать пространственное мышление, умение
классифицировать,
выявлять
связи,
делать
выводы;
развивать
коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес; развивать
умение объяснять закономерности взаимоотношений между живыми
организмами, сравнивать типы взаимоотношений, анализировать их.
Форма урока : урок-исследование.
Предварительная подготовка: класс делится на группы; к уроку каждая
группа
получает
карточку-задание,
на
которой
записана
форма
взаимоотношений между организмами; учащиеся должны найти материал
по этой форме взаимоотношений и рассказать о ней на уроке; на занятии
группе предстоит подобрать из предложенных учителем фотографий или
рисунков
те,
которые
соответствуют
заданию,
и
привести
примеры
указанной формы взаимоотношений организмов.
Ход урока
Организационный момент.
I. Работа над новым материалом
Все
организмы,
обитающие
на
нашей
Земле,
находятся
во
взаимоотношениях
между
собой.
Формы
этих
взаимоотношений
очень
разнообразны.
Они
могут
быть
позитивными,
негативными
и
нейтральными. Названные взаимоотношения в своих записях обозначайте
0, +, —. В конце урока заполните таблицу.
Прошу
всех
внимательно
прослушать
сообщение
о
результатах
исследований
ваших
товарищей
и
заполнять
по
ходу
их
выступлений
таблицу. В конце урока мы ее проверим.
(Одни
учащиеся
выступают
с
докладами,
другие
выбирают
из
большого количества фотографий те, где изображены животные и растения с
нужной формой взаимоотношений.)
Карточка 1. Конкуренция
Ученик 1. Конкуренция — взаимоотношения между организмами,
которые определяются стремлением занять больше пространства, получить
больше пищи, света, лучшее убежище, самку и т. д.
Конкуренция является одним из проявлений борьбы за существование.
Различают конкуренцию внутривидовую и межвидовую, прямую и косвенную.
Внутривидовая конкуренция является более острой, так как соперничество
между особями одного вида идет за одинаковые ресурсы, экологическую
территорию.
Ч. Дарвин назвал эти взаимоотношения борьбой за существование, но
животные редко вступают в ожесточенные драки. У певчих птиц способом
установления границ служит песня, которую с необыкновенным вниманием
слушает находящаяся поблизости самка.
Млекопитающие метят границы своей территории выделениями пахучих
желез, оставляют царапины или шерстинки на стволах деревьев. В случае
конфликтного столкновения хозяин принимает позу угрозы, пришелец, чаще
всего, — позу подчинения.
Такие
взаимоотношения
в
природе
приводят
к
равномерному
распределению животных по территории, получению ими достаточного
количества пищи.
Растения производят значительно больше семян, чем животные —
потомства. Но часть этих семян становится пищей для птиц, растительноядных
животных; часть, не попав в благоприятные условия, гибнет. И если на
каком-то
участке
появилось большое количество всходов сосны, то там
периодически будет происходить процесс самоизреживания. Молодые растения
будут отличаться друг от друга по времени появления и, следовательно,
размерами. А так как сосна — светолюбивое растение, то отстающие в росте
сосны со временем погибнут.
При межвидовой конкуренции особи имеют различные потребности, и в
этом случае наблюдается расхождение или смещение экологических ниш.
Карточка 2. Хищничество
Ученик 2. Хищничество — взаимоотношение между организмами, при
котором
осуществляется
питание
одного
организма за
счет
поимки
и
умерщвления другого.
Для того чтобы поймать добычу, хищники тратят много энергии, они
должны обладать значительной мышечной силой, иметь хорошую скорость,
отличное зрение, обоняние, слух.
Животные, которые являются пищей для хищника, — жертвы — также
обладают острым обонянием, слухом, зрением, они могут убегать, затаиваться
и сопротивляться. Поэтому удачной у хищника чаще бывает 1 из 10 попыток,
и добычей становятся слабые, больные животные.
Щука является известным хищником пресных водоемов. Затаившись
среди водорослей, она ожидает приближение стайки рыбок. Как только они
окажутся
на
расстоянии
менее
метра,
она
молниеносно
выплывает
их
укрытия, и добыча оказывается в ее зубастой пасти. Если исследовать стайку
рыбок, которых поджидала щука, то в ее центре находятся более крупные и
сильные рыбы, а по краям — отстающие в росте, родившиеся с какими-либо
дефектами, больные. Они-то и становятся добычей хищника.
Если рассматривать взаимоотношения хищник — жертва с точки зрения
естественного отбора, то не только более сильный, хорошо приспособленный
хищник получает пищу, но и вид-жертва оздоровляется, так как вид-хищника
освобождает его от больных, слабых особей.
Помимо
животных-хищников,
в
природе
существуют
растения-
хищники. Это явление возникло среди растений в связи с недостатком
питательных веществ в почве, где они обитают. К растениям-хищникам
относятся росянка, венерина мухоловка, пузырчатки, дарлигтония, непентес.
Вот как писал русский ученый и писатель Д. Кайгородов, наблюдавший, как
комар попадает в ловушку росянки: «И вот лист росянки приходит в какое-то
странное беспокойство: щетинки его начинают медленно выпрямляться, по
очереди, одна за другой, начиная с ближайших к тому месту, на котором
находится
комар.
Блестящие
капельки
начинают
расти
и
быстро
увеличиваться, словно у растения потекли слюнки в предчувствии лакомого
кусочка. Затем щетинки начинают сгибаться и наклоняют свои клейкие головки
по
направлению
к
комару,
который
предпринимает
неимоверные,
но
совершенно напрасные усилия для своего спасения.
Когда после двух-трех дней лист росянки снова раскроется, на его
поверхности окажутся лишь остатки от комара: крылышки, лапки да жесткие
брюшные колечки; все же остальное уничтожено — всосано листом».
Хищники регулируют количество растительноядных животных, а те, в
свою очередь, — плотность растительного покрова. Таким образом хищники
поддерживают биологическое равновесие.
Карточка 3. Паразитизм
Ученик 3. Помимо хищников, есть организмы, которые используют
для питания клетки, ткани, соки, переваренную пищу других организмов, не
уничтожая своего хозяина. Такие организмы называются паразитическими. Их
различают в зависимости от места обитания. Наружных паразитов называют
экзопаразитами; к ним относятся клещи, клопы, блохи, пиявки. К внутренним,
эндопаразитам относятся гельминты, плазмодии.
Паразитические черви, или гельминты, имеют весьма простое строение, у
них
отсутствует
кровеносная,
дыхательная,
нервная системы,
все
тело
заполнено органами размножения. Гельминты невероятно плодовиты. Так,
цепень в год образует 40 млн яиц, а самка аскариды за сутки выделяет 234—
245 тыс. яиц.
Среди паразитических организмов есть и растения. Повилика
—
травянистое растение, не способное к фотосинтезу. Оно обвивается вокруг
стебля растения-хозяина, присасывается к нему и питается его соками.
В 1918 г. натуралист Жозеф Арнольди, исследуя тропические леса
острова
Суматра,
познакомился
с
самым
большим
в
мире
цветком
раффлезией Арнольди. Гигантский цветок имел ярко-красную окраску, очень
неприятный запах, метровый диаметр и весил 14 кг. Цветок лежал на земле,
не имея стеблей, корней и листьев, он крепко присосался к стеблю лозы,
который был его хозяином.
К паразитическим организмам относятся грибы трутовики, которые,
поселяясь на стволах деревьев, питаются его соками, превращая древесину в
труху. Головня и спорынья поселяются на злаковых растениях и снижают
урожай.
Болезнетворные бактерии, поселяясь в организмах растений, животных и
человека, паразитируя в них, снижают их жизнеспособность.
Карточка 4. Мутуализм
Ученик
4.
Мутуализм
—
это
взаимовыгодные
отношения между
организмами. Примером могут служить взаимоотношения между насекомыми-
опылителями и цветковыми растениями, между птицами и растениями, семена
которых они распространяют, например снегири и ясень, свиристель и рябина,
сойка и дуб, кедровка и кедровая сосна.
В знаменитом национальном парке Серенгети на севере Танзании во
время полуденного зноя все замирает, даже львам, гепардам и гиенам не
хочется охотиться. В это время мелкие насекомоядные птицы садятся на спины
антилоп, буйволов, жирафов и выклевывают из их шести насекомых. Даже
бегемот выставляет спину из воды и замирает.
Для других организмов такие взаимовыгодные отношения настолько
важны, что они просто не могут выжить друг без друга. Эти взаимоотношения
называются симбиотическими. Примером служит симбиоз гриба и растения.
Грибы не способны фотосинтезировать, их грибница, переплетаясь с корнями
растений, образует микоризу и получает от растения органические вещества, в
свою очередь отдавая растению минеральные соли. Такая связь настолько
прочна, что грибы получили название «подберезовики», «подосиновики», и
опытные грибники знают, в каком лесу какие грибы искать.
Лишайники представляют собой сожительство одноклеточных водорослей
и
нитей
грибницы
гриба.
Их
даже
нельзя
разделить, они
не
смогут
существовать отдельно.
Клубеньковые бактерии образуют симбиотические отношения с корнями
бобовых растений. Поселившись на корнях бобовых растений, эти бактерии
усваивают
азот
почвенного
воздуха и превращают его в органические
вещества. Почва в таких случаях становится более плодородной, а растения
семейства
бобовых, получая
от
бактерий-сожителей
азот,
накапливают
большое количество белка во всех своих частях тела.
Примером мутуализма служат взаимоотношения рака-отшельника и
актинии. Свое брюшко, покрытое тонким хитином, рак прячет в пустой
раковине, а для большей надежности и защиты водружает на нее актинию.
Актиния обладает стрекательными клетками, которые защищают хозяина, а
остатки от трапезы рака служат пищей для актинии.
Карточка 5. Комменсализм
Ученик
5.
В
природе
есть
взаимоотношения,
при
которых один
извлекает из них пользу, а другому они безразличны. Спинные плавники
рыбы-прилипалы
превратились
в
присоски,
с
помощью
которых
она
прикрепляется к телу акулы и во время ее обеда подбирает куски пищи. Само
слово «комменсал» означает «сотрапезник». Использование частей пищи
акулы рыбой-прилипалой называется нахлебничеством.
Другим примером, когда один организм извлекает выгоду, а второму
безразлично, является квартирантство.
Дятел использует свое дупло для гнездования, как правило, один год. На
следующий год в этой «квартире» поселяются другие птицы-дуплогнездники.
В морях, где много медуз, некоторые мелкие рыбы находят надежную
защиту среди их щупальцев. Пресноводная рыбка горчак, чтобы защитить свои
икринки, откладывает их в раковину беззубки. В гнездах белок, птиц, норах
мышей, кротов, землероек поселяется большое количество насекомых, их
личинок, пауков, которые находят надежную защиту у своих хозяев, не нанося
им никакого вреда.
Учитель.
Помимо
взаимоотношений
между
организмами, которые
являются антагонистическими, взаимовыгодными или выгодными для одного
организма, есть и те, что не влияют на жизнь особей различных видов.
Например, белки и косули, иволги и мыши. Эти животные могут обитать на
одной территории, но они непосредственно не влияют друг на друга, не
взаимодействуют друг с другом. Такие отношения называют нейтральными.
В начале урока вам было предложено заполнить таблицу по результатам
исследований, которые провели различные группы.
Проверим таблицу.
Название взаимо-
отношений
Обозначение
Пример
Конкуренция
Животные одного вида и разных видов
конкурируют за пищу, территорию, самку
Хищничество
- +
Заяц — волк, антилопа — лев, комар — росянка
Паразитизм
- +
Человек — аскарида, повилика — сирень
Мутуализм
+ +
Шмель — клевер, пчела — колокольчик, актиния
— рак-отшельник
Симбиоз
+ +
Береза — подберезовик, осина — подосиновик
Нахлебничество
0 +
Акула — рыба-прилипала
Квартирантство
0 +
Дятел — птицы-дуплогнездники
Нейтрализм
00
Белка — косуля, иволга — мышь
II. Закрепление нового материала
В заключение вам предлагается тестовое задание. Работа выполняется
по вариантам.
Вариант 1
1.
Как называется форма отношений организмов, при которой
они не оказывают никакого влияния друг на друга?
а)
комменсализм
в) нейтрализм
б)
симбиоз
г) протокооперация
2.
Какие взаимоотношения возникают между повиликой и сиренью?
а)
паразитизм в) нейтрализм
б)
хищничество
г) конкуренция
3.
Лишайник является примером симбиоза:
а)
грибов и бактерий в) вирусов и водорослей
б)
бактерий и водорослей г) водорослей и грибов
4.
Весной на отдаленных участках леса происходит токование
тетеревов. Это пример каких отношений?
а)
конкурентных
в) мутуалистических
б)
паразитических г) симбиотических
5.
Что гриб получает от дерева при их симбиозе?
а)
минеральные соли
б)
органические вещества
в)
воду
г)
минеральные соли, органические вещества и воду
6.
Примером чего является появление головни на злаковых растениях?
а)
мутуализма в) протокооперации
б)
симбиоза
г) паразитизма
7.
Как называется проникновение нитей гриба подберезовика в корневую
систему березы?
а)
паразитизм в) мутуализм
б)
комменсализм
г) микориза
8.
Примером чего является откладывание горчаком икринок в раковину
беззубки?
а)
паразитизма
в) квартирантства
б)
нейтрализма
г) нахлебничества
9.
Примером нахлебничества являются взаимоотношения между:
а)
дятлом и птицами-дуплогнездниками
б)
акулой и рыбой-прилипалой
в)
заразихой и подсолнечником
г)
актинией и раком-отшельником
10.Как называются взаимоотношения, которые складываются
между
животными разных видов из-за пищи, территории?
а)
паразитизм
в) мутуализм
б)
нейтрализм
г) конкуренция
Вариант 2
1.
При какой форме отношений организмов один организм
питается
тканями, соками другого?
а)
при хищничестве
в) при нейтрализме
б)
при паразитизме
г) при аменсализме
2.
Какие
взаимоотношения
образуют
азотфиксирующие
бактерии,
поселяясь на корнях бактерий?
а)
паразитические в) протокооперационные
б)
мутуалистические г) симбиотические
3.
Какие взаимоотношения образуют заразиха и подсолнечник?
а)
конкурентные
в) паразитические
б)
симбиотические
г) мутуалистические
4.
Примером мутуализма являются отношения:
а)
акулы и рыбы-прилипалы
б)
повилики и смородины
в)
трутовика и березы
г)
актинии и рака-отшельника
5.
Как называются взаимоотношения, которые складываются между
животными одного вида при борьбе за пищу, территорию, самку?
а)
симбиотические
в) нейтральные
б)
конкурентные
г) паразитические
6.
Примером чего является самоизреживание сосен в лесу?
а)
протокооперации в) комменсализма
б)
мутуализма г) конкуренции
7.
Что дерево получает от гриба при их симбиозе?
а)
минеральные соли
б)
органические вещества
в)
воду
г)
минеральные соли, органические вещества и воду
8.
Примером чего служит появление спорыньи на злаках?
а)
паразитизма
в) протокооперации
б)
симбиоза
г) аменсализма
9.
Как называется форма взаимоотношений, при которой насекомые
опыляют цветы?
а)
комменсализм в) мутуализм
б)
аменсализм
г) симбиоз
10.
Примером квартирантства являются взаимоотношения, которые
складываются между:
а)
воробьями и скворцами
б)
дятлом и птицами-дуплогнездниками
в)
акулой и рыбой-прилипалой
г)
актинией и раком-отшельником
III. Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, выучить конспект в тетради. Индивидуально:
Составить кроссворд, посвященный теме этого урока. Ключевые слова —
«формы взаимоотношений».