Воспитание межпредметной интеграции на уроке немецкого языка
Автор: Мяус Ольга Александровна Должность: учитель немецкого языка Учебное заведение: МБОУ "СОШ №20" Населённый пункт: г. Энгельс, Саратовская область Наименование материала: статья Тема: Воспитание межпредметной интеграции на уроке немецкого языка Раздел: среднее образование
Автор: учитель немецкого языка МБОУ «СОШ №20» г. Энгельса
Саратовской области Мяус Ольга Александровна.
Реализуя социальные функции образования, школа призвана воспитывать
граждан нашего общества, обладающих устойчивыми политическими
убеждениями, высокой культурой труда и поведения, способных содействовать
ускорению социально-экономического развития страны. Перестройка работы
школы предполагает непосредственное включение молодежи в
производственный и общественно полезный труд, в общение с трудовыми
коллективами. Коренное улучшение трудового воспитания совершается на
основе сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки,
обеспечения компьютерной грамотности учащихся. Особенно в связи с научно-
техническим прогрессом общества и с необходимостью решения комплекса
задач, стоящих перед школой, возросла роль межпредметных связей,
реализуемых учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе.
Каково же значение межпредметных связей в учебном процессе начальной
школы?
1.
Возможность изучения материала по разным предметам как единого
целого.
2.
Расширение кругозора младших школьников.
3.
Наиболее широкая возможность для развития речи учащихся.
4.
Развитие умственной деятельности.
5.
Развитие коммуникативных способностей.
6.
Формирование нравственных качеств.
На уроках иностранного языка объединяются литературное чтение и русский
язык; математика, труд, физкультура, музыка, ИЗО, природоведение и др.
Воспитание духовной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции
помогает в развитии целостного мышления, целостного познания мира. При
этом развивается образное, конкретное и отвлечённое мышление.
Активизируется развитие познавательных способностей, происходит
формирование содержательных обобщений и понятий. Для младшего школьного
возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание,
утомляемость длительного восприятия. Поэтому обращение к одной теме 3 – 4
раза в течение недели на разных уроках будет способствовать развитию
внимания детей и длительному сохранению их интереса к одной теме.
Итогом работы над темой должны стать общие, объединяющие творческие
задания для детей: рисунок, сочинение, движение под музыку на данную тему,
сценический этюд.
Темы имеют широкое общечеловеческое значение. Интеграция совершается на
основе широкого охвата жизненных явлений. Точками соприкосновения разных
учебных предметов становятся важные нравственные положения, которые
помогают формированию мировоззрения ученика, его отношения к
окружающему миру, природе, обществу, самому себе.
Содержательное ядро обучения, его главная мысль: «Ты живёшь в прекрасном и
удивительном мире, который надо любить, ценить и беречь»
Обучение иностранному языку учащихся на первом этапе призвано развивать их
индивидуальные способности. Поэтому в качестве основной цели обучения
выступает личностное развитие ребёнка средствами предмета. Данная цель
является стратегической, она позволяет органично включать немецкий язык в
контекст жизнедеятельности школьника и определять конкретные пути
осуществления интегративных связей иностранного языка с другими
предметами.
Реализация указанной цели предусматривает:
-
развитие языковых способностей учащихся (памяти, речевого слуха,
вероятного прогнозирования, внимания и др.), которые могут стать
основой
для
дальнейшего
изучения
немецкого
языка,
а
также
произносительных навыков;
-
приобщение
учащихся
к
языку
и
культуре
другого
народа
и
формирование
позитивного
отношения
к
ним;
осознание
детьми
родной культуры;
-
воспитание
у
учащихся
чувства
осознания
себя
как
личности,
принадлежащей
к
определенному
языковому
и
культурному
сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам,
с которыми ребёнок может встретиться в повседневной жизни;
-
развитие психических, эмоциональных, творческих качеств детей, их
фантазии,
способности
к
социальному
взаимодействию
(умения
играть,
работать
вместе,
находить
и
устанавливать
контакт
с
партнёром, адекватно реагировать не его желания, высказывания и
др.), радости познания и любознательности.
Личностное
становление
учащегося
осуществляется
в
процессе
его
общения
с
педагогами
и
другими
учащимися.
Разучивая
стихи,
песни
на
немецком
языке,
слушая
и
инсценируя
сказки
другого
народа,
знакомясь
с
играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную
деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для
осуществления иноязычного общения на элементарном уровне.
Основные принципы обучения.
-
игровая деятельность, которая в жизненном опыте учащихся занимает
все еще значительное место;
-
опора на непроизвольное внимание и эмоционально-образную память;
включение в языковой материал, подлежащий запоминанию, рифмовок,
считалок,
песенок,
использование
изобразительной
наглядности,
движений, музыки;
-
опора на небольшой опыт школьной учебной деятельности учащихся
младших
классов,
ведение
работы
над
дальнейшим
развитием
элементарных общеучебных умений;
-
формирование
специальных
учебных
умений,
например,
языковой
догадки, применительно к овладению иностранным языком.
Wir zählen und rechnen.
Abzählreime mit Zahlen.
1,2 Polizei
3,4 Offizier
5,6 alte Hex
7,8 gute Nacht
9,10 lasst uns gehen
11, 12 kommen die Wölf``.
10,20, 30 Mädchen, du bist fleißig
40,50,60 Mädchen, du bist prächtig
70,80,90 Mädchen, du bist einzig
100,1000, 1000000 Mädchen, du verdienst die Krohn.
Übungen mit den Zahlen
12
34
25
7
10
9
17
45
11
31
6
2
28
30
40
15
27
60
19
56
1
8
13
29
32
Eins, zwei, drei, vier,
schönes Wetter haben wir.
Aufgabe 1. Rechne .
a)
fünf +vierzehn – elf + sieben – acht + dreizehn =
b)
zwölf + sechs – fünfzehn – zwei + siebzehn – drei=
c)
vier + neun – zehn + sechszehn – eins – achtzehn=
Aufgabe 2 Zahlenrätsel. Wie geht die Reihe weiter? Schreibe je drei Zahlen.
a)
eins – drei – fünf - ________ - ________ - _________- __________
b)
eins – vier – zwei – fünf- drei - ________ - ________ - __________
c)
zwei - _______ - vier - _______ - sechs _______- acht - ________
Aufgabe 3 Zahlen von eins bis zwölf. Ergänze die Buchstaben und notiere die
Ziffern.
Z _________ z_____hn
Zw ________ s _____chs
S_____ben dre______
_______ ns ________lf
v _____r f ______nf
_____cht n_____n
Aufgabe 4 Welche Zahlen sind das?
Zweiunddreiβigvierundfünfzigachtundzwanzigdreiundneunzigsechsundsiebzigzwölfs
echszehneinundsechszigeinundvierzigachtundachtzigvierundzwanzigneunzehnfünfu
ndsiebzigdreiundsechzigeinhundert
Abzählreime und Spielen.
APFEL, BIRNEN UND SPINAT
Apfel, Birnen und Spinat,
Sauerkraut und Kopfsalat,
schau, wer an der Reihe ist,
sag mir jetzt, wie alt du bist.
So wird's gemacht:
Dieses Kreisspiel ist wie ein Abzahlvers aufgebaut. Ein Kind aus der Gruppe stellt
sich in die Mitte des Kreises und sagt den Spruch auf. Die Anderen können im
Rhythmus mitklatschen.
Derjenige, auf den beim letzten Wort gezeigt wird, muss sein Alter sagen. Von dort
wird die Zahl abgezahlt. Auf den die letzte Zahl trifft, kommt in die Mitte und das
Ganze beginnt von vorne.
Grammatik. Die Verbindung mit der
Muttersprache.
Waldhäuschen
Die handelnden Personen: der Autor, die Maus, der Frosch, die Katzen, der
Hahn, das Huhn, der Wolf, der Bär.
Autor : Es lebte einmal ein lustiges Mäuschen
Es sah im Walde ein kleines Häuschen.
Maus : Ich bin eine kleine Maus
Und sehe hier ein Haus
Wer ist da? Komm heraus!
Niemand ist da. Hurra!
Das ist mein Haus.
Das Haus für die Maus.
Fröschchen: Das bin ich, ein Fröschchen.
Wer wohnt im Häuschen?
Maus : Das bin ich, ein Mäschen.
Ich wohne im Häuschen.
Katzen: Wir sind die schwarzen Katzen.
Die Katzen, die sehr kratzen.
Schwarze Katzen, Katzen kratzen.
Kratzen schwarze Katzen?
Miau, miau, wer wohnt hier?
Maus, Frosch : Das sind wir! Woher kommt ihr?
Katzen : Das ist ein Katzensprung von hier.
Maus: Bleibt bitte hier!
Katzen: Wie schön ist es hier!
Fantastisch. Das Haus ist modern und praktisch.
Hahn: Ko-ko-ko, ki-ke-re-ki! Wer wohnt hier?
Maus, Frosch, Katzen : Das sind wir. Und wer seid ihr?
Hahn : Ich bin ein Hahn.
Huhn: Ich bin ein Huhn. Und wer seid ihr?
Sagt mal bitte, nun?!
Maus: Meine Freunde und ich, die Maus. Und das ist unser Haus.
Wolf: Wer steht hier am Tor. Stellt euch bitte vor!
Alle haben Angst vor mir. Ich bin doch ein gutes Tier.
Ich bin ein Wölfchen. Wer wohnt im Häuschen?
Maus: Das bin ich, ein Mäuschen. Und da ist unser Häuschen.
Autor: Lieber Bär, komm schnell hierher.
Bär: Ich bin ein Bär. Ich laufe hin und her.
Ich habe gern den Honig. Ich bin im Wald der König.
Wer wohnt im Häuschen?
Maus : Das bin ich ein Mäuschen.
Alle : Und das sind wir! Wir wohnen glücklich hier!
Autor : Ende gut, alles gut!
Grammatische Spiele und Lieder
Ich bin
Du bist
Er ist aus Gossland
Ich bin
Du bist
Sie ist aus Weimar
Wir sind aus Wien
Ihr seid aus Berlin
Sie sind aus Bern
Das hören wir gern.
Ja, das hören wir gern.
Würfelspiel
Start
Die Mutter
Der Sohn
Das Baby
Der Vater
Die Oma
Der Opa
Das Kind
Der Ball
Das Rad
Das Buch
Der Kuli
Das Haus
Die Puppe
Das Auto
Das
Spielzeug
Das Kleid
Der Hut
Der Bleistift
Die Schule
Die Schwester
Die Stadt
Die Strasse
Der Spitzer
Die
Schultasche
Der Schulhof
Der Garten
Der Bruder
Ziel
1. mein(e)
2. dein(e)
3. sein(e)
Ihr(e)
4.
Unser(e)
5.
Euer(e)
6.
Ihr(e)
Связь с литературным чтением. Сказочные герои.
Hänsel und Gretel
Hänsel und Gretel verliefen sich im Wald.
Es war so finster und auch so grimmig kalt.
Sie kamen an ein Häuschen aus Pfefferkuchen fein.
Wer mag der Herr wohl von diesem Häuschen sein?
Buhu, da schaut eine alte Hexe raus.
Sie lockt die Kinder ins Pfefferkuchenhaus.
Sie stellt sich gar so freundlich, oh Hänsel, welche Not!
Ihn wolltґ sie braten im Ofen, braun wie Brot.
Doch als die Hexe zum Ofen schaut hinein,
stießen hinein sie der Hans undґs Gretelein.
Die Hexe musste braten, die Kinder gehnґ nach Haus.
Nun ist das Märchen von Hans und Gretel aus.
•
Dornröschen.
•
Dornröschen war ein schönes Kind -3 mal. Schönes Kind
•
Dornröschen, nimm dich ja in acht- 3 mal Von einer bösen Fee.
•
Da kam die böse Fee herein- 3 mal Und rief ihr zu.
•
Dornröschen, schlafe hundert Jahr -3 Mal. Und alle mit
•
Und eine Hecke riesengroß- 3 Mal Umgab das Schloß.
•
Da kam ein junger Königssohn -3 Mal un rief ihr zu.
•
Dornröschen, wache wieder auf -3 Ma1 Und alle mit.
•
Sie feierten ein großes Fest -3 Mal Das Hochzeitfest
Игры и загадки на угадывание сказочных персонажей.
Kennst Du diese Märchen?
Wer sollte einst mit Wein und Kuchen
Im Wald die Großmutter besuchen?
Die kleine Spindel, die keiner fand,
Die stach das Kind in seine Hand,
es schlief dann hinter einer Hecken,
bis es ein Königssohn kam wecken.
Im tiefen Wald ein süßes Häuschen stand,
Geschwister fanden es, Hand in Hand,
Sie hatten gerade davon genascht,
als sie die Hexe überrascht.
Знакомство с интернациональной и собственной культурой.
О необходимости того, чтобы ребёнок с раннего детства постигал культуру своего
народа, написано много, так как обращение к отечественному наследию воспитывает в
ребёнке уважение, любовь и гордость за ту землю, на которой он живёт. Ему нужно
знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Знание
родной культуры, её истоков поможет учащимся с большим вниманием и уважением
отнестись к культуре других народов. Сюда входит знакомство с традициями и
праздниками.
Рождество.
A,A,A, das Kindlein lieget da
Melodie -
A,A,A, das Kindlein lieget da.
Es lieget da ganz nackt und bloß,
es weinet in der Mutter Schoß.
A,A,A, das Kindlein lieget da.
E,E,E, nach Bethlehem ich geh!
Willst du nicht auch das Kind verehr'n?
Ja, ja von Herzen tu ich's gern.
E,E,E, nach Bethlehem ich geh!
I,I,I, von Herzen kränkt es mi,
daß es im Stall muß liegen,
die Krippe ist sein Wiegen.
I,I,I, von Herzen kränkt es mi.
O,O,O, wie wär ich doch so froh,
wenn mein Häusel doch zu Bethlehem ständ,
daß ich dem Kindlein dienen könnt'.
O,O,O, wie wär ich doch so froh.
U,U,U, das Ochslein schreiet "muh",
das Ochslein und das Eselein
Gott schätze uns das Kinderlein!
U,U,U, das Ochslein schreiet "muh".
Пасха и пасхальные традиции
.
•
Komm, bitte komm,
•
Osterhase, komm.
•
Eier, Schokolade,
•
Möcht‘ ich gerne haben
•
Komm, bitte, komm
•
Osterhase, komm.
В здоровом теле – здоровый дух. Забота о здоровье.
zur Melodie von "Alle meine Entchen":
Apfel, Brot, Karotte ess ich oft und viel, ess ich oft und viel,
weil ich keine kranken Zähne haben will.
Meine Zähne putz'ich zweimal jeden Tag, zweimal jeden Tag,
weil ich keine kranken Zähne haben mag.
Физминутки
1.Песенка Петрушки
Strophen: (1) Ich bin ein kleiner Hampelmann,
der Arm und Bein bewegen kann.
(2) Man höngt mich immer an die Wand,
und zieht an einem langen Band.
(3) Im Kopf da ist mir schon ganz doll,
weil ich nur immer hampeln soll.
(4) Doch mach ich nie ein bös' Gesicht,
denn Spielverderber bin ich nicht.
Refrain:
Mal rechts hm-hm, mal links hm-hm, mal auf hm-hm, mal ab hm-hm
und auch mal klapp, klapp, klapp.
2
Песенка дождя. Упражнение для пальцев.
R
EGEN
, R
EGEN
,
TROPF
,
TROPF
,
TROPF
Regen, Regen, tropf, tropf, tropf,
fall auf meinen Kopf, Kopf, Kopf,
fall auf meine Hand, Hand, Hand,
fall aufs ganze Land, Land, Land.
Regen, Regen.
So wird's gemacht:
Bei diesem rhythmischen Singspiel klopfst du im ersten Takt mit den Fingern auf den
Oberschenkel. Danach trommelst du leicht auf deinen Kopf. Im dritten Takt prasselt der
Regen der einen Hand auf den Handrucken der anderen. Wenn der Regen aufs ganze Land
fallt, lasst du deine Finger langsam von oben nach unten regnen. Zum Schluss klopfst du ganz
langsam im Rhythmus des Gesprochenen.
3. Песенка на различные движения рук .
K
LATSCHLIED
Hor mir zu,
ein feines kleines Lied,
ich sing es zweimal,
es ist nicht sehr lang.
Klatsch in die Hand!
Zweimal schnipps!
Dreh Dich um!
Beruhr den Boden!
Winke mit der rechten Hand!
Winke mit der linken Hand!
Schlag auf das rechte Knie!
Schlag auf das linke Knie!
Hak rechts ein!
Geh im Kreis!
Hak links ein!
Geh im Kreis!
Использование ИКТ. Связь с информатикой.
При объяснении нового материала компьютер незаменим, так как позволяет провести
мультимедийный показ объектов, моделей, таблиц, плакатов, схем, иллюстраций,
видеофильмов. Происходящая демонстрация с экрана приемов и операций;
виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости, озвучивание
таблиц и схем приводит к тому, что лучше усваивается учебная информация, так как
привлекаются все органы чувств. Например: при изучении спряжения глаголов в 5
классе используются наглядные схемы по каждому глаголу с использованием
анимации, что способствует лучшему запоминанию.
Компьютер помогает при работе над разными видами речевой деятельности:
грамматикой, лексикой, устной речи. Он делает объяснение и закрепление более
наглядным и эмоциональным, что способствует лучшему усвоению.
Давайте рассмотрим основные компоненты процесса обучения, которые можно
использовать при объяснении или первичном усвоении материала. Для этого учитель
создает систему слайдов по заданной теме, учащиеся работают по каждой странице,
сначала над той информацией, которая прорабатывается, а затем могут составить
аналогичную о себе. Например в 5 классе при изучении темы «Семья» предлагается
рассказ о семье, используются для этого мультимедийные средства, что позволяет
сделать этот рассказ более красочным и наглядным. По мере просмотра страниц можно
по образцу составить рассказ о своих близких, сначала по вопросам, а затем идет
минимонолог. В конце составляется полный рассказ о семье. Таким образом, ведется
работа над устной речью. К тому же, если эту работу проводить в группах, то как
правило, более подготовленные учащиеся с удовольствием задают вопросы и берут на
себя роль учителя. В конце урока можно раздать схемы для того, чтобы дети составили
по аналогии свой рассказ.
Заключение.
Таким образом, межпредметные связи составляют необходимое условие организации
учено- воспитательного процесса как комплексного подхода к обучению и усиления его
единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация
межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации,
систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и
познавательного интереса.
Используемая литература:
1.
«Интеграция обучения в начальной школе» Е.Ю.Сухаревская
2.
«Межпредметные связи в начальной школе» И.В.Кошмина
3.
Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса (в
вопросах и ответах). – Киев, 1994. – С. 80].