Напоминание

Применение театрально - игровой технологии в развитии у старших дошкольников с ОНР грамматически правильной речи


Автор: Галимзянова Ева Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №411"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение театрально - игровой технологии в развитии у старших дошкольников с ОНР грамматически правильной речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Галимзянова Е.В., учитель-логопед

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 411»

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В

РАЗВИТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

В человеческой деятельности практически нет областей, где не

употреблялась бы речь. Она нужда везде. Хотя бы на этапе обучения. А

поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребёнка зависит

и успешность его обучения, поэтому главной задачей по подготовке детей к

школе является именно развитие грамматически правильной речи.

К началу обучения в школе современный ребёнок должен овладеть всей

системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко

строя развёрнутые сложные предложения. Без труда пересказывать рассказы и

сказки, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить сложные по

структуре слова. Его словарный запас может составлять от четырех до пяти

тысяч слов.

Речь дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) малопонятна для

окружающих,

отличается

бедностью

и

однообразием

синтаксических

конструкций.

Помимо

грубых

нарушений

звукопроизношения

и

недостаточного фонетического оформления, в устной речи детей наблюдается

большое

количество

аграмматизмов.

Дети

плохо

усваивают

навыки

словоизменения и словообразования, не вполне понимают смысл прочитанного

текста,

опускают

при

пересказе

существенные

для

изложения

детали,

нарушают

последовательность

повествования.

Причинно-следственные

взаимоотношения ускользают от внимания детей. В большинстве случаев дети

не могут составить рассказы-описания и рассказы по сюжетным картинам.

Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для

них является игра, поэтому вся деятельность основывается на комплексно-

тематическом принципе построения образовательного процесса и дается в

игровой форме.

Вся деятельность построена на:

Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;

Развитие фонематических представлений;

Расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного

словаря;

Развитие грамматического компонента речи;

Формирование связной речи;

Совершенствование пространственно-временных представлений;

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков;

Развитие конструктивного праксиса;

Подготовка к обучению грамоте (предложение, слово, слог, звук, буква).

В качестве мотива на исправление речевых дефектов у дошкольников с

ОНР была выбрана театрально-игровая деятельность, которая помогает

развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме,

является необходимым условием увлекательной деятельности. Театрально-

игровая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств,

переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному

богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия,

необходимого для организации совместной деятельности детей.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений в развитии

правильной устной речи. Сказка для ребёнка – это не просто вымысел,

фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка

рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам,

у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое

ярко

обнаруживает

себя

в

игре

и

при

восприятии

художественных

произведений. Театрализованная игра, в которой ребёнок воспроизводит

знакомые литературные сюжеты, активизируют его мышление, тренируют

память

и

образное

восприятие,

развивает

воображение

и

фантазию,

совершенствует речь.

Театрально-игровая деятельность одна из самых эффективных способов

воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя. Театрализованная игра представляет собой богатейшее

поле для творчества детей. Ведь текст, произведения как канва, в которую дети

сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют

концовку

и

т.д.

Театрально-игровые

технологии

являются

важнейшим

фактором,

стимулирующим

развитие

у

дошкольников

с

ОНР

связной

грамматически правильной речи. В игре с театрализованными персонажами

каждый ребёнок может проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды,

причём не только, наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия

слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрально-игровая

технология оказывает эффективное воздействие на речевое развитие ребёнка,

стимулирует

активную

речь

за

счёт

расширения

словарного

запаса,

совершенствует артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства

и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, дошкольник

старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрально- игровой

деятельности формируется диалогическая, монологическая, эмоционально

насыщенная грамматически правильная связная речь. Игра является средством

самовыражения и самореализации ребёнка. Театрально-игровая технология

изменила отношения детей к себе, способы общения со сверстниками.

Любимые герои становились образцами для подражания. Именно в таких играх

заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не

замечая его.

Педагогическая целесообразность использования коллективных

театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что

это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счёт включения

ребёнка в творческую деятельность.

Цель театрально-игровых технологий:

совершенствование

монологической

и

диалогической

форм

речи,

автоматизация поставленных звуков средствами театрализованных игр и

представлений;

развитие навыков межличностного взаимодействия детей со взрослыми и

сверстниками.

Возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика не

ограничена и может удовлетворять любые желания и интересы детей.

Театрализованные игры: предметные и непредметные.

Предметные: - настольные с объёмным материалом и плоским материалом

(плоскостной театр); театр на ширме с объёмным материалом (перчаточные

куклы) и с плоским материалом (фигурки на палочках, теневой театр);

- непредметные – драматизация.

Также сказочных персонажей можно использовать - как сюрпризный

момент в организации занятий, в артикуляционных упражнениях и в

постановке звуков. С помощью сказочных персонажей повышается мотивация

у детей к обучению.

Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное

средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития

мышления, воображения, творческих способностей.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически

правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь

ребёнка должна быть живой непосредственной, выразительной.



В раздел образования