Автор: Галимзянова Ева Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №411"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение театрально - игровой технологии в развитии у старших дошкольников с ОНР грамматически правильной речи
Раздел: дошкольное образование
Галимзянова Е.В., учитель-логопед
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 411»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В
РАЗВИТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
В человеческой деятельности практически нет областей, где не
употреблялась бы речь. Она нужда везде. Хотя бы на этапе обучения. А
поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребёнка зависит
и успешность его обучения, поэтому главной задачей по подготовке детей к
школе является именно развитие грамматически правильной речи.
К началу обучения в школе современный ребёнок должен овладеть всей
системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко
строя развёрнутые сложные предложения. Без труда пересказывать рассказы и
сказки, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить сложные по
структуре слова. Его словарный запас может составлять от четырех до пяти
тысяч слов.
Речь дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) малопонятна для
окружающих,
отличается
бедностью
и
однообразием
синтаксических
конструкций.
Помимо
грубых
нарушений
звукопроизношения
и
недостаточного фонетического оформления, в устной речи детей наблюдается
большое
количество
аграмматизмов.
Дети
плохо
усваивают
навыки
словоизменения и словообразования, не вполне понимают смысл прочитанного
текста,
опускают
при
пересказе
существенные
для
изложения
детали,
нарушают
последовательность
повествования.
Причинно-следственные
взаимоотношения ускользают от внимания детей. В большинстве случаев дети
не могут составить рассказы-описания и рассказы по сюжетным картинам.
Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для
них является игра, поэтому вся деятельность основывается на комплексно-
тематическом принципе построения образовательного процесса и дается в
игровой форме.
Вся деятельность построена на:
Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
Развитие фонематических представлений;
Расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного
словаря;
Развитие грамматического компонента речи;
Формирование связной речи;
Совершенствование пространственно-временных представлений;
Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков;
Развитие конструктивного праксиса;
Подготовка к обучению грамоте (предложение, слово, слог, звук, буква).
В качестве мотива на исправление речевых дефектов у дошкольников с
ОНР была выбрана театрально-игровая деятельность, которая помогает
развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме,
является необходимым условием увлекательной деятельности. Театрально-
игровая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному
богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия,
необходимого для организации совместной деятельности детей.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений в развитии
правильной устной речи. Сказка для ребёнка – это не просто вымысел,
фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка
рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам,
у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое
ярко
обнаруживает
себя
в
игре
и
при
восприятии
художественных
произведений. Театрализованная игра, в которой ребёнок воспроизводит
знакомые литературные сюжеты, активизируют его мышление, тренируют
память
и
образное
восприятие,
развивает
воображение
и
фантазию,
совершенствует речь.
Театрально-игровая деятельность одна из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип
обучения: учить играя. Театрализованная игра представляет собой богатейшее
поле для творчества детей. Ведь текст, произведения как канва, в которую дети
сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют
концовку
и
т.д.
Театрально-игровые
технологии
являются
важнейшим
фактором,
стимулирующим
развитие
у
дошкольников
с
ОНР
связной
грамматически правильной речи. В игре с театрализованными персонажами
каждый ребёнок может проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды,
причём не только, наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия
слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрально-игровая
технология оказывает эффективное воздействие на речевое развитие ребёнка,
стимулирует
активную
речь
за
счёт
расширения
словарного
запаса,
совершенствует артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства
и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, дошкольник
старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрально- игровой
деятельности формируется диалогическая, монологическая, эмоционально
насыщенная грамматически правильная связная речь. Игра является средством
самовыражения и самореализации ребёнка. Театрально-игровая технология
изменила отношения детей к себе, способы общения со сверстниками.
Любимые герои становились образцами для подражания. Именно в таких играх
заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не
замечая его.
Педагогическая целесообразность использования коллективных
театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что
это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счёт включения
ребёнка в творческую деятельность.
Цель театрально-игровых технологий:
совершенствование
монологической
и
диалогической
форм
речи,
автоматизация поставленных звуков средствами театрализованных игр и
представлений;
развитие навыков межличностного взаимодействия детей со взрослыми и
сверстниками.
Возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика не
ограничена и может удовлетворять любые желания и интересы детей.
Театрализованные игры: предметные и непредметные.
Предметные: - настольные с объёмным материалом и плоским материалом
(плоскостной театр); театр на ширме с объёмным материалом (перчаточные
куклы) и с плоским материалом (фигурки на палочках, теневой театр);
- непредметные – драматизация.
Также сказочных персонажей можно использовать - как сюрпризный
момент в организации занятий, в артикуляционных упражнениях и в
постановке звуков. С помощью сказочных персонажей повышается мотивация
у детей к обучению.
Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное
средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития
мышления, воображения, творческих способностей.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически
правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь
ребёнка должна быть живой непосредственной, выразительной.