Автор: Зыкова Елена Петровна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ОГБУСО
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Консультация
Тема: Притчи мыслить и жить помогают
Раздел: среднее образование
ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с
ограниченными возможностями» г. Иркутск
Притчи мыслить и жить помогают
(духовно - нравственное воспитание детей с ОВЗ)
Консультация для педагогов
Подготовила:
социальный педагог Зыкова Е. П.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных
задач
общества
и
государства
является
воспитание
нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В
новом федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования процесс образования должен пониматься не только как процесс
усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития
личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других
ценностей. И для детей с ограниченными возможностями здоровья проблема
формирования жизненных компетенций особенно актуальна, ведь именно
эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации и развитии.
Одной из таких компетенций является нравственность, которую нужно
воспитывать и чем раньше, тем лучше. Роль духовно-нравственного
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика,
поскольку оно позволяет формировать духовный мир и нравственные
качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество;
раскрывает творческий потенциал, способствует воспитанию трудолюбия;
позволяет
решить
проблему
социального
инфантилизма,
расширяет
возможности дальнейшего профессионального выбора.
В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного
поведения лежат нравственные чувства, нравственные представления и
привычка к правильному поведению.
Нравственное воспитание детей с
ограниченными возможностями здоровья в благоприятных социальных
условиях дает возможность сформировать у них позитивное мировоззрение.
Самый первый пример нравственности подают ребёнку его родители и
педагоги. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни ребенка
был наполнен множеством примеров нравственного поведения.
Детей надо специально знакомить с нравственными и безнравственными
поступками, объяснять их смысл. Учить сопереживать друг другу, понимать,
что надо обязательно помочь, когда кто-нибудь оказывается в трудной
ситуации и нуждается в помощи. Понимая тех, кто рядом с нами, помогая им
и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души. Необходимо с
детства учить детей сострадательно относиться к беспомощной старости,
разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица, животное
или растение.
1
Неизбежно возникают вопросы, как развить познавательный интерес у
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
при,
достаточно
ограниченном
круге
социального
общения,
как
снять
тревожность,
конфликтность,
напряженность
и
научить
преодолевать
трудности,
позитивно выстраивая своё будущее. Дети с ограниченными возможностями
здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью
усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают
разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и
нравственности.
Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно
поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от
родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими
нормами либо воспользоваться ими в конкретной ситуации, основываясь на
рассуждениях. Воспитание необычных детей «требует» применения особых
технологий и методов. Поэтому при подборе методического сопровождения
нужно обязательно опираться на жизненный опыт детей,
использовать
материал доступный для их восприятия и осознания.
Важным опорным материалом, на котором строится духовно-
нравственное воспитание детей, могут стать притчи. Притчи хорошо
воспринимаются детьми. Мудрость, поданная в простой форме учит детей
думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и
интуицию. Притчи помогают детям задуматься, а иногда и посмеяться над
своим поведением. Знакомясь с притчами, дети делают выводы о том, что
добром воздается тем, кто живёт по нравственным законам.
В современном определении притча – это небольшой аллегорический и
поучительный
рассказ,
который
заключает
в
себе
религиозный
или
моральный смысл («мудрость»), содержащий поучение в иносказательной
форме, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает
(или не извлекает) из притчи сам, следует (или не следует) наставлениям.
Притчи – это жизненная философия всемирного наследия.
Мыслители
излагали их языком метафор, который невозможно понять с помощью
законов логики. Их истинный смысл можно оценить только душой.
С древних времен притчи применяли для обучения, культурного и
нравственного воспитания и детей, и взрослых...
Некоторые притчи
доступны детям для понимания уже с 5-6 лет. Для взрослого же человека
притча
может
играть
роль
своеобразного
утешителя,
философского
наставника. После прочтения ее умный взрослый человек сможет понять, что
все, что он получает в этой жизни, зависит только от него и от его мыслей.
Притчи могут помочь осознать и переосмыслить многие жизненные
ситуации, понять свои чувства и поступки.
Через притчи раскрываются основные нравственные понятия,
составляющие основу того или иного мировоззрения: правда и кривда, добро
и зло, жизнь и смерть, человек и мир, человек и Бог, мудрость, долголетие,
знание,
любовь,
милосердие.
Самообладание,
разумное
пользование
2
богатством, сочувствие бедным, семейные устои и воспитание детей, выбор
друзей, трудолюбие, честность, справедливость, здравый рассудок и др.
Свойства притчи.
1. Притчу всегда отличают краткость и мудрость. («Эта притча короче носа
птичья»).
2. Притча
не требует доказательств, подсказывает способы разрешения
конфликтной ситуации. («Притчи мыслить и жить помогают»).
3. В притче осуждается не человек, а порок. Притча даёт возможность
указать собеседнику на его недостатки без агрессии.
4. Притча предполагает мыслительную, речевую деятельность. («Красна речь
с притчею»).
Функции притчи.
1. Функция зеркала. (Человек может сравнивать свои мысли, переживания с
тем, о чем рассказывается в притче, и воспринимать то, что в данное время
соответствует его собственному психическому образу).
2. Функция модели. (Отображение конфликтных ситуаций с предложением
возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных
вариантов решения конфликтов).
3. Функция опосредования. (Благодаря ситуативной модели какой–либо
притчи можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы
быть агрессивно воспринято при прямом указании).
4. Функция хранения опыта. (Притчи являются носителями традиций,
посредниками в межкультурных отношениях).
Методические способы и приёмы работы с притчами:
1. Можно обсудить основную идею смысла притчи.
2. Ответить на вопросы, предложить придумать название, выделить
ключевые слова, сочинить концовку или продолжение притчи.
3. Инсценировать притчу, подобрать пословицу, поговорку по теме.
4. Вставить пропущенные слова.
5. Сравнить несколько притч (разных культур),
определить ценности,
которые отражает притча.
Все эти способы, методы и формы работы с использованием притч, имеют
творческую
основу,
духовно
и
интеллектуально
развивают
детей,
способствуют более гибкому и подвижному сознанию, улучшая тем самым
способность
адаптироваться
к
нестандартным
жизненным
ситуациям.
Духовно-нравственное воспитание – это создание условий для воспитания
человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Считаю
важным побудить детей к размышлению и дать представления о моральных
нормах. Превращение же их в ценности и мотивы поведения возможно
только через постоянное упражнение в их применении.
Результат, на
который очень хочется надеяться, заключается в стремлении детей к добру и
неприятии зла, в усвоении ими вечных ценностей: любви, милосердия,
правдолюбия.
3
Добрые притчи и мудрые пословицы
(примеры организации работы с притчами)
Притча о змее
Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между
собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть
глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального
тела. А ты не имеешь таких достоинств».
В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла
двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту:
«Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут
же отцепился от дерева.
Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим,
как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и
нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.
Анализ притчи
– Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько
героев?
– О чем спорили Хвост и Голова?
– Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку
зрения.
– Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?
– Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько
шагов, а Змея не может шагать) (Змея молчалива).
– Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?
– В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии).
– Могут ли подобные ситуации быть в жизни?
_ Назовите басню, которую можно сравнить с данной притчей.
_ Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.
– Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?
Старинная пословица не мимо молвится.
«Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться».
«Работу делают умением, трудность преодолевают согласием».
«Где лад, там и клад».
«Где дружба прочна, там хорошо идут дела».
«Одной рукой и узла не завяжешь».
«Один в поле не воин».
«Одна пчела немного мёду натаскает».
«Согласному стаду и волк не страшен».
«Согласную семью беды обходят».
Притча «Корзину-то возьми»
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну
ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
4
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю
и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну корзина пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…
Анализ притчи
- О чем эта притча?
- О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда
отец и мать стареют)
- О каком важном законе нравственности напоминает притча?
- В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
- Чему учит притча?
Для размышлений:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
(Одна из заповедей христиан).
«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости –
оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская
поговорка.
«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей».
Китайская поговорка.
«Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на
страдание в старости». Персидская поговорка.
«Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм.
«Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
«Не смейся над старым, и сам будешь стар!».
«За старой головой – как за каменной стеной!».
«Старый конь борозды не портит».
«Ребёнку дорог пряник, а старцу – покой!».
«Молодость – пташкой, старость – черепашкой!».
«Не стучи: сидит дед на печи!».
«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает!».
«Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать!».
«Даёшь другому – приобретаешь себе!».
«Жизнь дана на добрые дела!».
«Доброта как солнце!». «Добро добром отзовётся!».
«Доброму человеку и небо помогает».
Использована литература:
Притчи человеческие. В. В. Лавский.
Философия культуры. М. С. Каган.
Притчи для детей и взрослых. А. Лопатина, М. Скребцова.
Антология гуманной педагогики. К. Д. Ушинский.
5
6