Напоминание

Конспект занятия по артикуляционной гимнастике для детей с тяжелыми нарушениями речи от 3 до 7 лет


Автор: Сухорукова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ 45
Населённый пункт: Ростовская область, г.Батайск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по артикуляционной гимнастике для детей с тяжелыми нарушениями речи от 3 до 7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по артикуляционной гимнастике для детей с тяжелыми

нарушениями речи от 3 до 7 лет

Цель занятия: выработка полноценных движений и определенных положений

органов артикуляционного аппарата,

необходимых

для

правильного

произношения звуков. Задачи:

укрепить мышцы речевого аппарата,

формировать правильные, полноценные движения артикуляционных

органов (языка, губ, нижней челюсти и др.),

улучшить дикцию.

Упражнение 1 «Бегемотик»

Цель:

научить удерживать рот широко открытым. Активировать круговые

мышцы рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и

продвигать язык вплотную к зубам.

Ход

выполнения

упражнения:

улыбнуться,

широко

открыть

рот.

Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на

счет до 5.

Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны

быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта

симметрично.

Широко откроем рот

Как голодный бегемот.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

Упражнение 2 «Лягушка»

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Ход выполнения упражнения:

Губы растянуты в виде улыбки, обнажая

сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

Методические указания: следить, чтобы губы при улыбке не подворачивались

внутрь.

Подражаем мы лягушка

Тянем губы прямо к ушкам

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Упражнение 3 «Хоботок»

Цель:

вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Ход выполнения упражнения:Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой».

Удерживать в таком положении под счет до 5-10. Повторять 3 – 4 раза.

Методические указания:

следить, чтобы при вытягивании губ вперед не

открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Упражнение 4 «Змея»

Цель:вырабатывать умение удерживать язык узким, развивать боковые мышцы

языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, обнажить

резцы, узкий, прямой язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким.

Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языком производятся в медленном темпе и выполняются 5 – 6 раз.

Методические указания:

1)

губы растянуты в улыбке без напряжения;

2)

язык не загибается и не касается губ;

3)

следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем.

Только так, а не иначе.

Упражнение 5 «Качели»

Цель:вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его

гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Ход выполнения упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, поднять язык за

верхние зубки и плавно опустить вниз за нижние зубки. Проделать упражнение

10 – 15 раз.

Методические

указания:

Двигается

только

язык

нижняя

челюсть

неподвижна.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Упражнение 6 «Футбол»

Цель:укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Ход выполнения упражнения:Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка

упирается то в одну, то в другую щеку, так как будто там мячик. Удерживать в

таком положении в течение 5 секунд.

Методические указания:рот при этом закрыт

Буду я в футбол играть,

Должен мяч не пропускать.

Поиграю я в футбол

И забью в ворота гол.

Упражнение 7 «Лошадка»

Цель:отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации,

растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Ход выполнения упражнения:

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать

кончиком языка («лошадкацокает копытами»).

Методические указания:

1.

Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2.

Нижняя челюсть не должна двигаться;работает только язык.

3.

Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы

ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Упражнение 8 «Расческа»

Цель:развитие артикуляционной моторики.

Ход выполнения упражнения: Кончик языка упирается в нижнюю десну.

«Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как

«катушка»). (10-15 сек).

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска.

А зовут меня... (расчёска).

Упражнение 9 «Часики»

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Ход выполнения упражнения:Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык

как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к

другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Методические указания:

1.

Следить, чтобы работал только язык, в нижняя челюсть оставалась

неподвижной;

2.

Движения языка должны быть симметричными;

3.

Язык не загибается и не касается губ.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?



В раздел образования