Напоминание

Занимательная география


Автор: Овчинникова Ольга Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Элективный курс
Тема: Занимательная география
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа

Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования

Приказ от

Модульный элективный курс

«Занимательная география»

к учебной программе по географии

Класс: 6

Учитель: Овчинникова О.И.

Учебный год: 2019 – 2020

Количество часов по учебному плану за год

35

в т.ч.

I полугодие

16

II полугодие

19

Пояснительная записка.

Данная программа «Занимательная география» для 6 класса на 2019-2020 учебный год составлена на основе учебника

«Полярная звезда» 6 класс, авторы А.И. Алексев, В.В.Николина, Е.К.Липкина, издательство «Просвещение», 2015 г.; в соответствии с

основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ, утвержденной приказом директора от 05.06.2019 ,

в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования, в

соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и нормативно – правовой

базой:

-

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273), (в действующей редакции);

-

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО) (для 5-7 классов, реализующих ФГОС

основного общего образования в 2016-2017 учебном году), (в редакции от 31.12.2015 г.);

-

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –

образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (в редакции от 28.05.2014 г.);

-

приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного

общего, среднего общего образования»;

-

Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к

условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного

врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189 (в редакции от 22.05.2019 г.);

-

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы.

Предлагаемый модульный курс «Занимательная география» расширяет содержание учебного предмета «Географии» 6 класса. Курс

предназначен для учащихся, интересующихся географией. Любознательность школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым

заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово

донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Цели изучения:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков,

России, своего региона и т. д.);

понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов,

значения окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах

России и мира;

формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих

безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для жизни на

Земле;

формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы,

объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе

соз- дания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

формирование

познавательных,

регулятивных,

коммуникативных,

личностных

универсальных

действий,

обеспечивающих

возможность самостоятельного усвоения знаний по географии обучающимися;

выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а так же формирование у них

отношения к гео графии как возможной области будущей практической деятельности;

формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Место учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане ОУ №15 на изучение модульного курс «Занимательная география» отводится 1 час в неделю из части формируемой

участниками образовательных отношений, что составляет 35 часов в год.

Планируемые результаты изучения модульного курса.

Личностные результаты освоения программы:

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин

Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и

возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений,

навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на понимание собственной деятельности и

сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

- Работая по предложенному плану,

использовать

необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и

инструменты).

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в

один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого

текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на занятии и в жизни.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ученик научится:

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-и

фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и

практико-ориентированных задач;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и

явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

ориентироваться на местности при помощи топографических карт, компаса; читать планы местности и географические карты;

строить простые планы местности.

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического

поведения в быту и окружающей среде.

Организованная форма обучения:

Исследовательская деятельность

Экскурсии

Проектная деятельность

Элементы критического мышления

Гупповая деятельность

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Экскурсии, работа с компасами.

Рассказы учителя.

Самостоятельная работа.

Поисковая деятельность.

Просмотр фильмов.

Работа с моделями.

Работа с картами атласа.

Содержание тем учебного предмета

Введение: Что изучают в курсе занимательная география.

Ориентирование на местности. Значения компаса. Историей изобретения компаса. Компас прибор, который служит для определения

сторон горизонта. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и без него. Определение азимута. Значение

плана местности как модели земной поверхности в жизни человека. Составление плана местности с помощью условных знаков. Умение

ориентироваться в пространстве, определять расстояние по плану местности и географической карте. Решение задач.

Жизнь земной коры. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как

следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Вулканизм, закономерности географического распространения

вулканизма. Главные пояса. Горячие источники и гейзеры. Землетрясения.

Закономерности географического распространения

землетрясений. Главные пояса. Рельеф и формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Рельеф ХМАО- Югры. Различие равнин по

внешнему виду и высоте. Составление кроссворда.

Голубая планета

: Океанические экспедиции, проведенные разными странами мира по изучению морей и океанов. Условия

образования водяных смерчей, бурь и ураганов в море. Части Мирового океана. Определение черт сходства и различия океанов Земли.

Акваторию мирового океана делят на 4 отдельных океана (Тихий, Атлантический, Индийский и Северный ледовитый) и 54 моря. Тайны

Мирового Океана. Изучение океанов, морей, их свойства и особенности, видов течений и их характеристики. Флора океана и морей так же

богата и разнообразна. Экологические проблемы использования биологических ресурсов Мирового океана. Практические задания по картам.

Познавательные задачи по выявлению причин образования ледников.

Воды суши. Реки-составная часть поверхности суши. Истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны. Взаимосвязи внешнего вида

озер от происхождения котловин. Озера- диковинки, почему они имеют такое название. Происхождение и виды подземных вод.

Происхождение пещер в разных частях нашей планеты. Богатство водных ресурсов. Речная система. Типы озерных котловин.

Воздушное покрывало. Современные методы изучения атмосферы. Метеорологические приборы и инструменты. Карты погоды и их

чтение. Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Анализ графика изменения температуры, вычисление

среднесуточной температуры. Грозные явления в атмосфере. Шкала Бофорта. Значение местных признаков и примет для предсказания

погоды». Анализ климатических явлений на территории своей местности. Изменения температуры с высотой. Расчет абсолютной и

относительной влажности.

Природа своего края: Особенности рельефа. Разнообразие рельефа Западно-Сибирская низменности в пределах округа. Богатство

недр округа. Изменение природного комплекса округа под воздействием хозяйственной деятельности человека. Решение доступных для них

проблем окружающей природной и социальной сфере.

Зеленая планета: Удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены. Крупные заповедники и охраняемые

природные территории. Экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных

условиях.

Индивидуальная работа по подготовке к защите результатов индивидуальных и групповых проектов.

Развитие речи учащихся. Составление доклада. Беседа о требованиях к презентации результатов.

Формы реализации модульного курса

Задачи, стоящие перед модульным курсом «Занимательная география» в 6 классе, могут быть успешно решены, при использовании на

занятиях и в самостоятельной работе знания теоретической части изученного материала.

Для развития учащихся используются такие виды работ, как пересказ, работа с картами атласа, работа с картой у доски, выполнение

практической работы и другие творческие задания.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической

картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др.

Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации

занятий предусмотрено созданий ситуации, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принимать участие в

работе группы.

Фронтальная работа в сочетании с коллективной, индивидуальной, практической, групповой.

Основными видами деятельности по овладению прочными и осознанными знаниями в области географии являются:

-самостоятельное освоение материала;

- извлечение информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в

том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- исследовательская деятельность, экскурсии, проектная деятельность, групповая деятельность.

Тематическое планирование

Четверть

Тема

Количество часов

1

Введение

1

Ориентирование на местности

5

Жизнь земной коры

2

2

Жизнь земной коры

5

Голубая планета

2

3

Голубая планета

5

Воды суши.

6

4

Воздушное покрывало

6

Зеленая планета

3

Итого:

35

Календарно-тематическое планирование

Раздел/ темы

Дата

План

Факт

Тема 1. Введение

1.

Введение. «Занимательная география».

Тема 2. Ориентирование на местности

2

История изобретения компаса.

3

Упражнения и движение на местности с компасом и без него.

4

Составление плана местности.

5

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте.

6

Решение задач «Ориентирование на местности».

Тема 3. Жизнь земной коры

7

Как растут горы.

8

Вулканы, гейзеры, горячие источники.

9

Землетрясения.

10

Разнообразие форм рельефа на Земле.

11

Рельеф своей местности.

12

Решение задач по теме «Рельеф».

13

Составление кроссворда к теме «Литосфера».

Тема 4. Голубая планета

14

Современные способы изучения морей и океанов.

15

Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

16

Части Мирового Океана.

17

Тайны Мирового Океана.

18

Растительный и животный мир океанов и морей.

19

Проект: «Экологические проблемы Мирового Океана».

20

Решение задач по теме «Гидросфера».

Тема 5. Воды суши

21

Великие реки Земли.

22

Удивительные озера мира.

23

Водяное отопление материков.

24

Проект «Пещеры мира».

25

Воды суши своего края.

26

Викторина «Воды суши».

Тема 6. Воздушное покрывало

27

Современные методы изучения атмосферы.

28

Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

29

Грозные явления в атмосфере.

30

Проект: «Местные признаки и приметы для предсказания погоды».

31

Климат своей местности.

32

Решение задач по теме «Погода и климат».

Тема 7. Зеленая планета

33

Уникальные растения .

34

Уникальные животные.

35

Итоговый урок по курсу «Занимательная география».



В раздел образования