Напоминание

«Приобщение детей дошкольного возраста к традициям родного края»


Автор: Татаренкова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Бендерский Детский сад №40"
Населённый пункт: г. Бендеры Приднестровская Молдавская Республика
Наименование материала: проект
Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям родного края»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

«Приобщение детей дошкольного

возраста к традициям родного края»

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................3

I. Теоретические основы исследования проблемы приобщения детей к

традициям родного края.

1.1.

Психолого-педагогические

основы

патриотического

воспитания

детей

дошкольного возраста ...................................................................................................5

1.2. Задачи и содержание воспитания патриотических чувств дошкольников в

условиях организации дошкольного образования .....................................................

1.3.

Особенности

использования

культурных

практик

в

воспитании

патриотических

чувств

дошкольников

в

организации

дошкольного

образования ...........................................................................................................

II. Практическая работа

2.1. Цель, задачи и методика экспериментального исследования ................

2.2. Изучение уровня проявления воспитанности патриотических чувств у детей

старшего дошкольного возраста. Внедрение системы работы в

практику…......................................................................................................................

Заключение………………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………….

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Новые

образовательные

стандарты

в

качестве

важнейшей

задачи

современной педагогической науки выделяют постоянный поиск путей и средств

совершенствования образовательно-воспитательной системы в соответствии с

национальными,

экономическими

и

духовно-культурными

потребностями

развивающегося общества.

О важности развития патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного

возраста, написано много, поскольку воспитание подрастающего поколения в

духе патриотизма способствует формированию преданности интересам Родины,

готовности их защищать, выполнять долг перед своими близкими, родным

городом или республикой, становление чувства ответственности за судьбу своей

страны. При этом именно акцент на эмоциональное отношение к истории и

культуре собственного народа поможет в дальнейшем с уважением и интересом

относиться к культурным традициям других народов.

Проблема патриотического воспитания всегда была одной из сложнейших

в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее

связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем

содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и

которое определяет методы, средства, формы работы с детьми на каждом

возрастном этапе.

Программы патриотического воспитания для организаций дошкольного

образования

предусматривают

знакомство

воспитанников

с

природными

просторами

Отечества,

многообразием

народов

и

традиций,

славным

историческим прошлым и героическими личностями.

Вместе с тем, культурологический подход, положенный в основу

реализации задач ГОС ДО, определяет воспитание как способ приобщения

ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развитие его творческих

способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации

культурологического

подхода

в

педагогике

является

диалог

культурно-

личностной

культуры

ребенка

и

педагогической

культуры

воспитателя,

специалиста в процессе осуществления культурных практик.

Таким

образом,

актуальность

данной

темы

обусловлена

сложившимися

в

настоящий

момент

времени

противоречиями

между

необходимостью повышения эффективности воспитания патриотических чувств

дошкольников,

большим

интересом

к

данному

вопросу

в

современной

педагогике, с одной стороны, и недостаточной конкретизацией роли культурных

практик в этом процессе как непременного требования новых образовательных

стандартов,

а

также

недостаточной

разработанностью

методических

рекомендаций по воспитания патриотических чувств дошкольников посредством

культурных практик в условиях организаций дошкольного образования, с другой

стороны.

Проблеме теории и практики воспитания патриотических чувств детей в

современных условиях посвящены работы Л.С. Балкаровой, Г.Н. Васильевой,

И.Ю. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Е.В. Соловьевой и других. Система

патриотического воспитания предполагает формирование и развитие социально-

значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и

обучения

в

организациях

дошкольного

образования,

о

чем

пишут

О.В.

Авраменко, А.Я. Ветохина, С.И. Дорошенко, Г.И. Игнатова, С.А. Козлова и

другие.

Цель: выявление педагогических условий в приобщении детей дошкольного

возраста к традициям родного края посредством культурных практик.

Объект: процесс приобщения детей дошкольного возраста к традициям родного

края.

Предмет исследования: культурные практики как средство приобщения детей

дошкольного возраста к традициям родного края.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1.изучить психолого-педагогическую, методическую литературу проблемы

воспитания патриотических чувств дошкольников посредством культурных

практик;

2.разработать систему работы с детьми к традициям родного края в организациях

дошкольного образования посредством культурных практик.

Предполагаемый результат проекта: разработанная и реализованная система

работы с использованием культурных практик в организации дошкольного

образования является эффективным средством приобщения детей дошкольного

возраста к традициям родного края.

I.

Теоретические основы исследования проблемы приобщения детей

к традициям родного края.

I.1.

Психолого-педагогические

основы

патриотического

воспитания

детей

дошкольного возраста .

«Патриотизм – это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле

отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда

своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю»

И.Е. Князькова .

Характерной

особенностью

исследований,

связанных

с

воспитанием

патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным

аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо

прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание

патриотических чувств» не используется ; в исследовании С.Н. Николаевой

патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания,

в частности – как воспитание любви к родной природе ;

Т.С.Комарова,

Т.А.Ротанова,

В.И.Логинова,

Т.Н.

Бабаева,

Н.А.Ноткина,

О.Л.Князева,

М.Д.Маханева,Е.В.Пчелинцева,Л.Е.Никонова,Е.И.Корнеева

и

другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа в

познавательном русле. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова также

предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-

дошкольников познание ими Родины.

Н.Г.Зеленова и Л.Е.Осипова подчеркивают, что выделяя воспитание

патриотических чувств в самостоятельное направление воспитательной работы,

необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями

(гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами

воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем

соотношение части и целого .

Психологами и педагогами такими как Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько ,

Н.А.

Миловидова

доказано,

что

путь

воспитания

любви

к

Отечеству

выстраивается в логике «от близкого к далекому» — от любви к родителям

(точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к родной

стране.Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. Как

подчеркивает в своих исследованиях З.В. Герасимова, отбор соответствующего

материала позволяет воспитывать чувство патриотизма на основе формирования у

дошкольников представления о том, чем славен родной край .

Многочисленные

психолого-педагогические

исследования

вопроса

воспитания патриотических чувств в дошкольном детстве позволяют сделать

выводы о том, что приобщение ребенка с первых лет жизни к культуре родного

края помогает заложить в нем фундамент нравственности и патриотизма,

формирует

основы

самосознания

и

индивидуальности.

Теоретические

и

методологические

основы

патриотического

воспитания

подрастающего

поколения, в том числе – формирования патриотических чувств, получили

освещение в трудах М.Н. Аплетаева, Н.И. Болдырева, А.В. Беляева, И.А.

Долголевой, И.С. Кона, И.С. Марьенко, Г.М. Филонова и ряда других авторов.

Изучением социально-педагогических проблем взаимосвязи патриотических

чувств и культуры занимались Н.И. Аполлонов,

Ш.А. Амонашвили, В.Г.

Ананьев, Ю.П. Азаров, Л.И. Божович, М.И. Богомолова, B.C. Библер, A.M.

Виноградова,

А.В. Ковалев; роль ближайшего социального окружения в

формировании истинного гражданина своего отечества проанализирована в

работахО.С. Гаманина, А.Д. Жарикова, И.Я. Ильина, Б.Т. Лихачева, А.В.

Луначарского,

А.С.

Макаренко,

И.Н.

Музалева,

Л.Ф.

Островской,

В.А.

Сухомлинского и других ученых.

Таким образом, проблема патриотического воспитания активно изучается

психолого-педагогической наукой.

Воспитание патриотических чувств ребенка – это многогранный процесс,

который охватывает решение целого комплекса задач, таких как воспитание у

ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родной

улице и городу, формирование в нем чувства хозяина – человека, бережно

относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится

достижениями своей страны, любит труд, с уважением относится к традициям

своего народа. И потому решающую роль в патриотическом воспитании детей

дошкольного возраста должна играть организация дошкольного образования.

1.2. Задачи и содержание воспитания патриотических чувств дошкольников

в условиях организации дошкольного образования

Актуализация

проблемы

духовно-нравственного

воспитания

детей

выдвигает на первый план задачи воспитания патриотических чувств детей

дошкольного возраста в условиях социального партнерства семьи, организации

дошкольного образования и школы. Поэтому основными целями современной

образовательной практики, как показывают исследования О.В. Авраменко,

является воспитание духовной, творческой личности, формирование человека,

готового служить Родине .

Исходя из этого, работа педагогов с детьми дошкольного возраста по

воспитанию патриотических чувств включает целый комплекс задач. Этими

задачами, согласно программе патриотического воспитания в организации

дошкольного образования М.Ю. Новицкой, являются:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду человека и продуктам этого труда;

развитие интереса к народным обычаям, традициям и промыслам;

уважение к окружающим на основе формирования элементарных знаний о

правах человека;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей республики,

города;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Решая задачи формирования и развития патриотических чувств, как и

патриотического воспитания в целом, каждый педагог должен строить свою

работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей и, как

считает А.Я. Ветохина, учитывать такие принципы, как:

«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка

данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его

психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту

баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Таким образом, рассматривая содержание и задачи патриотического воспитания в

условиях организации дошкольного образования в современных психолого-

педагогических

исследованиях,

можно

констатировать

достаточную

разработанность данной проблемы, как в целом, так и отдельных ее аспектов.

Однако следует отметить, что, не смотря на наличие в организациях дошкольного

образования богатого опыта работы

по патриотическому воспитанию

дошкольников, не выработана целостная система воспитания патриотических

чувств детей дошкольного возраста, и практически не исследованы возможности

использования в данном процессе культурных практик.

Между

тем,

именно

воспитание

патриотических

чувств

дошкольников

посредством культурных практик при создании в ОДО соответствующих условий

может стать важнейшим средством воспитания будущих граждан и патриотов.

К культурным практикам можно отнести все разнообразие исследовательских,

социально-ориентированных,

коммуникативных,

художественных

действий.

Организация

культурных

практик

носит

преимущественно

подгрупповой

характер и реализуется через такие формы, как:

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-

драматизация, строительно-конструктивные игры). Ситуации общения и

накопления

положительного

социально-эмоционального

опыта

носят

проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям

дошкольного

возраста,

в

разрешении

которой

они

принимают

непосредственное участие.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и

применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике,

содержанию, например, приобщение к народным промыслам, просмотр

познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного

уголка или библиотеки, игры и коллекционирование.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма

организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая

организацию

восприятия

музыкальных

и

литературных

произведений,

творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на

литературном или музыкальном материале.

Интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового

характера,

обеспечивающая

становление

знаний:

развивающие

игры,

логические упражнения, занимательные задачи.

Детский досуг – вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми

для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как «кружок».

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно

полезный характер и организуется как труд в природе.

В процессе освоения культурных практик в разных видах детской деятельности

ребенок дошкольного возраста приобретает субъективный опыт деятельности,

позволяющий приобретать новые качества личности на каждой ступени освоения

культуры с помощью культурных образцов, предъявляемых ребенку взрослым. В

научных исследованиях А.А. Майер и Л.Г. Богославец разработана модель

«вхождения» ребенка в культуру и в детство как определенную социальную

общность [35, с. 62]. Интерпретируя этапы развития субъектности в процессе

освоения ребенком культурных практик в детской деятельности, Н.В. Бутенко

обозначает собственную позицию их смыслового наполнения :

I

этап – освоение культуры. В процессе ежедневных, выстраивающихся

особых детско-взрослых отношений педагог транслирует ребенку культуру в

контексте его миропонимания. В процессе патриотического воспитания на

данном

этапе

педагог

приобщает

ребенка

к

культурно-историческим

и

гражданским ценностям общества и государства на основе культурных образцов и

эстетического созерцания, миро-открытия, обогащения патриотического опыта с

использованием

образовательного

пространства

социальных

и

культурных

учреждений.

II

этап – усвоение культуры. Данный этап в воспитании патриотических

чувств обосновывает необходимость активного усвоения ребенком культурных

способов

преобразования

действительности

в

собственной

деятельности,

формирования нравственных, в том числе – патриотических ценностей с

помощью взрослого, обеспечивающего развитие ребенка в ближайшем социуме.

Основу усвоения культуры составят ценностно-смысловые ориентировки ее

содержания, которые формируют в сознании ребенка картину мира. С помощью

взрослого ребенок приобретает опыт совместности, событийности. Процесс

усвоения культуры ребенком характеризует достигаемый уровень развития его

субъектности.

III

этап

присвоение

культуры.

Возрастает

уровень

развития

самостоятельности

ребенка

в

процессе

присвоения

культурных

образцов

общества в разных формах познания (игра, проектная, экспериментальная и

исследовательская

деятельность).

Ребенок

раскрывает

новые

смысловые

контексты

гражданско-патриотических

чувств,

актуализируя

собственный

культурный опыт уникальной личности. Взрослый остается партнером по

общению и взаимообогащению, в процессе чего происходит взаимный обмен

культурной

информацией

и

устанавливаются

доверительные

личностные

отношения, а ребенок как субъект деятельности проявляется и созидается в актах

собственного творчества.

IV

этап –культуротворчество. Этап характеризует высокий уровень развития

субъектности ребенка дошкольного возраста. Любая деятельность позволяет

ребенку приобрести ценный опыт универсальных действий по освоению

содержания культуры и использовать новые знания в новых условиях: в процессе

формирования патриотических чувств ребенок учится презентовать собственные

достижения,

проявлять

инициативу,

отстаивать

собственное

мнение.

Деятельность педагога на данном этапе должна быть направлена на активную

поддержку инициативности, самостоятельности, саморазвития ребенка.

Таким образом, через культурные средства дети дошкольного возраста учатся

взаимодействовать с миром и действительностью посредством культурно-

опосредованных форм отношений.

Культурные практики ребенка дошкольного возраста, совершенствующиеся в

течение последующей жизнедеятельности, рассматриваются в аспекте обновления

содержания дошкольного образования и способствуют качественному освоению

культурных норм общества, а также культурных образцов поведения и

деятельности.

Освоение

культурных

практик

происходит

в

процессе

самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых, что позволяет

ребенку приобрести бесценный, универсальный опыт в разных видах детской

деятельности.

II . Практическая работа

2.1. Цель, задачи и методика экспериментального исследования

Экспериментальное исследование проводилось с целью выявления на практике

педагогических условий воспитания патриотических чувств детей дошкольного

возраста в организациях дошкольного образования; планирования системы

работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию

посредством культурных практик. А так же с целью определения состоятельности

выдвинутой гипотезы исследования.

Базой для экспериментального исследования выбран МОУ «Бендерский Детский

сад № 40», старшая группа № 8. Из детей старшего дошкольного возраста к

началу

экспериментальной

деятельности

сформированы

две

группы

экспериментальная и контрольная, по 10 человек в каждой, с приблизительно

одинаковым уровнем сформированности патриотических знаний и чувств.

Экспериментальная работа осуществлялась с детьми старшего дошкольного

возраста во вторую половину дня, в рамках кружковой работы. Диагностическое

обследование проводилось в привычной для детей обстановке – в группе. Серия

занятий по приобщению дошкольников к культуре родного края проводилась с

подгруппой детей в Касса-маре и Мини-музее родного края.

Основной метод экспериментального исследования –психолого-педагогический

эксперимент, состоящий из трех этапов:

1. Констатирующий этап эксперимента, на котором необходимо:

определить критерии диагностики;

выбрать

методику

проведения

диагностического

обследования

экспериментальной и контрольной групп;

в

результате

анализа

проведенной

диагностики

выявить

уровень

сформированности патриотических чувств у старших дошкольников;

заполнить диагностические карты на начало экспериментальной деятельности;

выявить наиболее слабые показатели патриотического воспитания.

2. Формирующий этап эксперимента, на котором необходимо:

разработать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по

патриотическому воспитанию посредством культурных практик;

апробировать предлагаемую систему работы с детьми экспериментальной

группы в практических условиях организации дошкольного образования с

целью выявления ее эффективности.

3. Контрольный этап эксперимента, в процессе которого планируется:

провести повторную диагностику экспериментальной и контрольной групп

детей старшего дошкольного возраста;

статистически обработать полученные экспериментальные данные;

заполнить диагностические карты на конец эксперимента;

провести сравнительный анализ уровня сформированности патриотических

чувств у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах

экспериментального

исследованияс

целью

выявления

эффективности

проделанной работы и подтверждения состоятельности выдвинутой гипотезы

исследования.

Полученные в результате экспериментального исследования количественные и

процентные данные для наглядности и сравнения оформлены в виде таблиц и

гистограмм.

В заключении сделаны выводы и предложены методические рекомендации для

педагогов организации дошкольного образования по воспитанию патриотических

чувств дошкольников посредством использования в педагогическом процессе

культурных практик.



В раздел образования