Напоминание

"Тектоническое строение"- 8класс


Автор: Калиниченко Ольга Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Осиновка
Населённый пункт: Село Осиновка, Приморский край
Наименование материала: Учебный проект. Разработка урока.
Тема: "Тектоническое строение"- 8класс
Раздел: среднее образование





Назад




Калиниченко Ольга Петровна

Учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ с. Осиновка

Учебный проект: Разработка урока

Класс - 8, дата, предмет: География

Тема урока: Тектоническое строение.

Тип урока: Урок – совершенствования знаний, обретения новых умений

и навыков.

Вид урока: практическая работа с элементами исследования.

Цели урока: создание условий для формирования у учащихся новых

знаний, развития умений и навыков в поисково-исследовательской

деятельности.

Оборудование: проектор, учебник, словарь школьника - география,

тектоническая карта России, физическая карта России, атлас 8класса,

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационно-мотивационный этап урока.

Определение

темы урока.

Актуализация

опорных знаний.

1.Демонстрация

видеофрагмента «Литосфера и

литосферные плиты». (ИКТ)

Беседа (фронтально).

1.Что такое земная кора?

2.Какие виды земной коры

вам известны?

3. Какие литосферные плиты

знаете?

Что

с

ними

происходит?

4.Что

вы

понимаете

под

выветриванием?

Смотрят, запоминают.

1.Вспоминают,

отвечают: твердая

оболочка Земли;

материковая и

океаническая;

Тихоокеанская,

Евразиатская,

Африканская;

разрушение горных пород

внешними силами.

5. Что же будет предметом

исследования на уроке?

6. Найти в атласе рабочую

карту к уроку.

Высказывают

предположение:

Земная кора.

Находят: «Тектоническое

строение и минеральные

ресурсы».

Создание

мотивационной

установки

1Посмотрите на физическую

карту России.

2Можно ли утверждать, что

поверхность земной коры на

территорииРоссии одинакова?

3Сможете ли вы сейчас дать

объяснение этому? Проблема.

1Рассматривают карту.

2Отвечают и доказывают.

Нет!

3. Понимают, что

недостаточно знаний.

Формулировани

е задач урока

Определите по тексту: с чем

вам предстоит познакомиться

на уроке? Есть ли новые

понятия. Назовите их.

Опираясь на выделенные

слова

в

тексте

параграфа12,

называют

основные

понятия:

Евразиатская

литосферная

плита,

тектонические

карты,

платформы, фундамент-

цоколь, осадочный чехол,

щиты, складчатые пояса,

складчатости-

байкальская, каледонская,

герцинская, меэозойская,

кайнозойская;

пояса-

Альпийский,

Тихоокеанский.

2Процессуально-содержательный этап урока.

1Строение

земной коры.

Организует

работу

с

информацией

на

рис.37

«Литосферные плиты в пределах

территории России».

Найдите

контур

территории

России.

Определите по легенде карты,

какие

условные

линии

пересекают территорию страны?

Беседа с элементами поиска.

1.На какой литосферной плите

расположена

большая

часть

страны?

2.К

какой

части

России

примыкают

несколько

плит?

Назовите их.

Подведите итог: какие новые

знания

вы

извлекли

из

картосхемы?

Рассматривают рис.37

Находят: от

Мурманска до

Чукотского п-ова

Находят, называют:

границы литосферных

плит, расхождение

плит, зоны

сейсмичности.

Сравнивают.

Овечают:Евразиатской.

Находят, отвечают: к

восточной примыкают

4 плиты.

Подводят итог:

Большая часть

территории России

расположена на

Евразиатской

литосферной плите, и с

востока к ней

прилегают две

крупные и две малые

плиты. На территории

обнаружили место

расхождения плит – оз.

Байкал-между

2.Территория

России в далеком

прошлом.

3.Платформы.

Рассказ

с

элементами

объяснения

и

демонстрацией

иллюстраций

(ИКТ):

плато

Путорана - траппы, Уральские

горы,

Западно-Сибирская

равнина.

Подумайте,

по

какой

карте

можно изучить строение земной

коры?

Организует групповую работу

- поиск определений терминов.

Раздает карточки с заданиями.

Евразиатской и

двумя:Амурской и

Северо- Американской

плитами. А

Тихоокеанская

подныривает под

малые плиты. Зоны

сейсмичности на

востоке и юге страны.

Слушают, смотрят,

задают вопросы.

Находят и показывают

объекты на карте.

Отвечают - по

тектонической.

Ищут определение

терминов в тексте и в

словарях.1группа-

платформы:древние и

молодые; 2-фендамент-

цоколь и осадочный

чехол; 3-щиты.

Называют

определения,

показывают на карте.

Рефлексия

деятельности

Подумать, какие действия мы

провели, чтобы понять каково

строение земной коры?

Рассказывают о своих

действиях:

рассматривали

рисунок, находили

объекты, называли их,

определяли

местонахождения,

Организует физминутку.

подводили первичный

итог. Слушали рассказ

и объяснение,

рассматривали

объекты, отвечали на

вопросы, читали

задания, работали со

словарем, обсуждали в

группе новые термины,

представляли их.

Сделали вывод о

строении земной коры,

дополнили новыми

терминами.

Расслабились, сидя на

стуле, потянулись,

наклонились в

стороны, встали, сели.

4. Складчатые

пояса.

Организует

поиково-

исследовательскую

работу

по

размещению складчатых поясов

на территории России.

Определяют по

условным знакам

карты складчатые

области по времени

возникновения: самые

древние и

современные.

Называют и

показывают их.

3. Этап закрепления и первичной проверки

Закрепление

Организует практическую работу

№ 6. Тема: «Выявление

зависимости между строением

земной коры, формами рельефа и

размещением полезных

ископаемых крупных

территорий».

Читают название

темы.

Продумывают ее

ход.

Предлагают пути ее

выполнения:

нахождение объекта

на тектонической

Подумать, какая цель у этой

работы?

Раздает листы с таблицей.

Беседует.

1.Какая карта понадобится для

заполнения таблицы?

2.Какой метод будете

использовать для выявления

закономерностей?

Выполнить работу, используя

полученные знания.

Тектоническая

структура

Форма

рельефа

ПИ

1.Русская

платформа.

2.Сибирская

платформа.

3.Западно-

Сибирская

карте; путем

наложения карт

определение формы

рельефа на

физической карте и

занесение названия

в таблицу; занесение

выявленных ПИ в

соответствующую

строку.

Предполагают:

выстроить цепочку

взаимосвязей между

структурами земной

коры, рельефом и

размещением ПИ.

Рассматривают.

Отвечают.

Физическая карта.

Отвечают - метод

сопряженного

анализа карт.

Выполняют работу

индивидуально.

Проводят

сопряженный анализ

карт.

Записывают данные

в таблицу.

Определяют ПИ и

значки их заносят в

таблицу.

Проводят

сравнительный

плита.

4.Область

герцинской

складчатости.

5.область

кайнозойской

складчатости.

Направляет пошагово к

выполнению задания (кому

дается с трудом).

Подбадривает за успешный шаг.

Хвалит за аккуратность в таблице.

Помогает правильно сделать

выводы, выявить закономерности.

Подумайте, какую роль для вас

сыграла данная практическая

работа?

анализ, выявляют

признаки сходства.

Проговаривают свои

формулировки.

Вывод1.Если в

строении земной

коры расположена

платформа, то в

рельефе будет

равнина, а ПИ : в

чехле-осадочные, в

фундаменте –

магматические.

Вывод2. Если в

строении земной

коры область

складчатости, то в

рельефе будут горы,

а ПИ в основном -

магматические

Высказывают свое

мнение.

В ней

использовались

знания о строении

земной коры 7

класса и

Проверка

первичная

Как вы думаете, в жизни кому-

нибудь нужны будут эти знания?

Результат выполнения

практической работы с

применением новых знаний.

Писали:7 учащихся

На «5»-3 учащихся

«4»-2 учащихся

«3»-2 учащихся.

% выполнения-100

% качества -71

Средний балл – 4

Подведите итог урока.

дополнились

новыми понятиями.

И уже видна цепочка

взаимосвязанных

звеньев.

И прослеживаются

закономерности в

строении земной

коры.

Отвечают. Да. Это

расширяет кругозор.

Развивает умение

анализировать,

сравнивать объекты,

делать выводы.

Это нужно в

профессии геолога.

Говорят. Мы

выяснили, что на

территории нашей

страны, в земной

коре

сформировались

разные

тектонические

структуры. Мы

установили

взаимосвязь между

ними и рельефом и

размещением ПИ.

Мы отрабатывали

метод сопряженного

анализа карт.

Домашнее

задание

1Объясняет:

Записывают - * 12,

выучить термины

(базовый уровень),

на контурной карте

выполнить задание

№2 или эссе о

строении земной

коры своего

региона(ПВ).

Задают вопросы.

Рефлексия

Эмоционального

состояния

1 Благодарит за участие в уроке.

2Предлагает оставить смайлик

согласно своему эмоциональному

состоянию

1 Отвечают.

2Оставляют

смайлики

Литература.

1 Атлас 8 класс М., Дрофа, 2019

2.Банников С.В. Методические рекомендации к учебноку Е. М. Домогацких

География, М., Русское слово 2018

3.Домогацких Е.М. География 8 класс М., Русское слово2015

4.Интернет-ресурсы

5.Лазаревич К.С. Справочник школьника География М., Дрофа 1997



В раздел образования