Автор: Авдюхина Алевтина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Альметьевск, 2020г
Наименование материала: Выступление из опыта работы
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через организацию дидактических игр».
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта работы:
«Экологическое воспитание дошкольников через организацию
дидактических игр».
Воспитатель Авдюхина А.А.
МБДОУ «Детский сад № 31»
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В.А.Сухомлинский
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического
образования,
поэтому
не
случайно
встает
задача
формирования
у
дошкольников
основ
экологической
культуры,
норм
и
правил
взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в
решении некоторых экологических проблем.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического
воспитания дошкольников.
Ребенок, полюбивший природу, не будет
бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа полна
необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить
детей искать и находить новое в уже известном, виденном, и в этом нам
помогает театрализованная деятельность.
Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром
противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребёнка
как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с
незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы.
Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления
о природе и формы отношения к ней.
Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого,
которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и
выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм
экологического
образования
и воспитания
детей,
которая
выполняет
одновременно
познавательную,
воспитательную
и
развивающую
функцию. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети
раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с
включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и
бережное отношение к природе.
С детьми младшего возраста важное место в театрализованной
деятельности занимает игра — несложная сюжетная или подвижная, с
имитацией движений животных со звукоподражанием им. Здесь я использую
сказки, а также и другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых
обыгрываются с детьми. Они эмоционально реагируют на добрый, нетороп-
ливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия.
Например: как мишка-косолапый собирает шишки, или птичка прилетает в
гости
на
занятие
и
играет
с
детьми.
В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является
ведущей деятельностью, поэтому для меня стояла задача отобрать простые и
хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет
выражено экологическое содержание. Так, как в системе методов и средств
воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. Лучше всего
для этой цели подходят образы сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»,
«Волк и козлятки», «Три медведя».
С начала года я многократно рассказывала и разыгрывала с куклами
сказки, начиная с «Курочки Рябы» и «Репки».
У
детей
среднего
возраста
важное
значение
в
возникновении
театрализованной
игры,
имеет
сюжетно-ролевая
игра.
Особенность
театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не
удовлетворяются
в
своих
играх
только
изображением
деятельности
взрослых,
их
начинают
увлекать
игры,
навеянные
литературными
произведениями. Такие игры являются переходными, в них присутствуют
элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в
театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое
изображение,
чем
выразительность
исполняемых
ролей.
Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным
плацдармом,
на
котором
получает
свое
дальнейшее
развитие
театрализованная игра.
Освоение экологических знаний осуществляется через специальный
подбор литературного материала – сказки и рассказы о животных, о природе,
о временах года. Все это позволяет закреплять и расширять у детей знания об
окружающем мире, освоенные в рамках комплексных программ.
Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание
экологических
сценок
на
занятиях
служат
могучим средством в
экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых
понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое
воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть
огромный потенциал,
заложенный
в
каждом
человеке,
воспитывают
экокультуру человека.
По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными,
близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Для
успешного формирования творческой активности детей в театрализованной
деятельности
необходимо
соблюдать
ряд
условий:
- приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров
спектаклей
в
исполнении
взрослых;
- чередование просмотров спектаклей кукольного и драмматического
театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления
помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов
перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более
свободно
чувствовать
себя
в
творческой
игре;
- педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для
работы.
Вначале я выразительно читаю произведение, а затем провожу по нему
беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и
отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определённее,
акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность,
искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей
образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Затем учу
детей имитационным движениям, учу подмечать характерные особенности
разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая, петушок ходит машет
крыльями и т.д.).
Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального
материала играют иллюстрации.
При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять
анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах.
(«Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.)
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир,
становятся участниками событий из жизни людей, животных растений.
Тематика
театрализованных
игр
может
быть
разнообразной. При
организации игр детям нравится использовать фланелеграф (особенно на
начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для
составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее
сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым
покрывалом, или любую сказку.
Так же обыгрываем с детьми настольный театр кукол, в котором четко
фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть
с куклами бибабо.
Дети очень часто в играх используют пальчиковый, плоскостной и
магнитный театр, инсценируя сказки, совершенствуя диалогическую речь,
развивая умение внимательно наблюдать за процессом.
Иногда на занятиях мы путешествуем вместе с ребятками по сказкам на
ковре-самолёте.
Необходимо
отметить,
что
детям
очень
нравится
фантазировать и сочинять сюжеты сказочных игр.
Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное
отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое
важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой
природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении
исключительна
роль
экологических
сказок,
где
животные,
растения
одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей
привычной жизни.
Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается
их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о
нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку
нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает
потребность. Один из важнейших моментов – непосредственная работа над
экологической постановкой. При их чтении на конкретных примерах мы
разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы,
побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного
действия.
Ещё в работе с детьми использую свою тематическую папку Лэпбук
«Домашние животные». Лепбук помогает изучить и закрепить пройденный
материал. Мой лепбук «Домашние животные» рассчитан на изучение и
закрепление данной темы для детей 4-7 лет. Ребенок может составить рассказ
по картинке, сложить картинку из нескольких частей, найти среди картинок
четвертую лишнюю, разгадывать загадки, может устроить театрализованное
представление с помощью пальчикового театра. Пользуясь тематической
папкой ребенок легко усваивает изученную тему, закрепляет свои знания и в
дальнейшем быстро восстанавливает в памяти полученные знания.
Огромное влияние на формирование у детей основ экологического
мировоззрения оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени
проводится
непрерывная
целенаправленная
работа
по
привлечению
родителей к созданию условий по данной теме. В итоге родители
воспитанников с удовольствием помогают нам в организации экскурсий,
сами отправляются на экскурсии вместе с детьми на природу, в зоопарк, в
лес, оказывают помощь в изготовлении костюмов, поделок из бросового и
природного материалов. Все это помогает сплочению коллектива: дети -
родители - воспитатели.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через
экологические
сказки,
закладываются
начальные
формы
осознанного
правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко
всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и
проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая
воспитанность,
искренняя
любовь
к
природе
означает
не
только
определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее
понимание и познание.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний
наиболее
продуктивно.
Экологические
знания,
полученные
детьми
в
процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и
осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.
А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу
эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает
чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек, в
конечном счете, любовь к Отечеству.