Автор: Веревкина Ася Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Занимательная математика"
Раздел: среднее профессиональное
Внеклассное мероприятие по математике для студентов 1-2 курса
«Занимательная математика»
(в рамках недели общеобразовательных дисциплин)
Веревкина Ася Александровна, преподаватель математики, информатики;
ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»
(Белгородская область, г. Белгород)
Цели проведения игры:
Стимулирование интереса к математике;
Развитие логического мышления;
Расширение кругозора;
Развитие сообразительности, внимания, интуиции и находчивости
учащихся;
Развитие творческих способностей обучающихся;
Активизация
учебно-исследовательской
и
познавательной
деятельности обучающихся;
Воспитание культуры коллективного общения;
Формирование общих компетенций: принятие решения в стандартных
и нестандартных ситуациях; работа в коллективе и команде.
Оборудование:
- мультимедийный комплекс
Правила проведения игры:
в игре принимают участие все студенты
группы. В течение первого тура каждый должен дать как можно больше
правильных ответов на задаваемые вопросы. За каждый правильный ответ
дается один балл.
Участники, не получившие баллов, выбывают из игры.
Во втором туре остается участники, набравшие баллы. Ведущий снова задает
вопросы. Каждому надо набрать максимальное количество баллов. Выбывает
ученик, набравший меньше всех баллов.
В
третьем
туре
остается
три
участника.
Борьба
за
первое
место
разыгрывается между ними. Между турами игра ведется со зрителями.
Показывается презентация с заданиями.
Ход мероприятия
1.Вступительное слово: представление учащихся, представление жюри,
знакомство с правилами игры.
2. Вопросы для первого тура:
1.Какая из дробей больше ¾ или 4/5 ? (4/5)
2.Что больше катет или гипотенуза? (гипотенуза)
3.Бывает треугольник с двумя тупыми углами? (нет)
4.Какой четырехугольник похож на «юбку»? (трапеция)
5.Как называется самая большая хорда в окружности? (диаметр)
6.Какую формулу применяют для нахождения площади остроугольного или
тупоугольного треугольника, у которого известны все стороны? (Герона)
7.Автор учебника математики (Башмаков)
8.Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне Крылова
«Квартет» (ни одного)
9.Самое меньшее натуральное число известно, а самого большого нет. Какой
знак помогает обозначить сложившуюся ситуацию? (бесконечность)
10.В Старой Руси это число называли «легион»; сейчас - это больший разряд
класса тысяч (100 000)
11.Как с греческого переводится слово «трапеция»? (столик)
12.Сколько земли в дыре глубиной 1 метр, шириной 1 метр, длиной 1 метр?
(нисколько)
13.Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром? (радиус)
14.Утверждение, требующее доказательства (теорема)
15.Направленный отрезок (вектор)
16.Отношение противолежащего катете к гипотенузе (синус)
17.Угол, меньший прямого (острый)
18.Утверждение, не вызывающее сомнений (аксиома)
19.Сколько нулей в одном миллионе? (6)
20.Радиус окружности равен 6 см. Чему равен диаметр? (12)
Черный ящик
Ведущий:
В черном ящике находится предмет, о котором
1. «историк 20 века Роуз сказал: «Это задушевная беседа без слов,
лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и
смерть, поэзия и наука, Древний Восток и современная Европа»»
2. Источник множества интересных математических задач. Термины из этой
области можно встретить в литературе по кибернетике, комбинаторике,
программированию.
3. Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на
то, что со временем исчезнет скудность истинных государственных умов.
4. Родина-Индия. Возраст -15 столетий. Имя изобретателя – Сетта. Древнее
название – чатуранга.
5. Уроженец Праги по имени Стейниц первым прославил свое имя в связи с
этой игрой.
6. Это постоянный спор «двух К».
7. Это дворцовая жизнь в миниатюре.
8. На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Комментарий ведущего: известен исторический факт: 16 декабря 1776 года
произошло крупное сражение при Тринстоне между британской армией во
главе с генералом Ролем и восставшими северо–американских колоний.
Генерал Роль забыл прочесть донесение от своих разведчиков, так как был
занят игрой в шахматы. И битва была проиграна.
Многие известные люди обожали играть в шахматы. Это Лев Толстой,
И.Репин, Тургенев. Менделеев, куда бы он ни шел или ни ехал, всегда брал с
собой шахматы.
Шахматы – символ мудрости и справедливости.
Все до сих пор спорят, что такое шахматы – искусство, спорт или игра? Для
кого-то это труд, для кого-то - отдых. Однако очевидно, что для игры в
шахматы нужны воля, упорство, настойчивость в достижении поставленной
цели, хорошая память, логическое мышление, математические способности
и, несомненно, талант.
Ведущий:
1.Год рождения игры, находящийся в черном ящике, 1974.
2. Изобретатель – архитектор, преподаватель ВУЗа.
3. Если играть без системы, то для достижения цели потребуются миллионы
лет.
4. Используя определенную систему, можно достичь цели за 23 секунды.
5.
Эта
игра
–
наглядное
пособие
по
математике,
комбинаторике,
программированию.
6. Игру называли «игрой столетия». Она полезный спутник в дальней дороге.
7. Внешний вид – правильный многогранник.
8. Состоит из 27 одинаковых кубиков шести цветов.
Комментарий ведущего: Преподаватель архитектуры из Будапешта Эрне
Рубик придумал эту игру для развития пространственного воображения
студентов. Одно время увлечение кубиком Рубика было всеобщим. В 1982
году проходил чемпионат мира по собиранию кубика Рубика. Лучшее время
скоростной сборки кубика 22,95 секунды. Теоретически собрать кубик из
любого положения можно не более, чем за 23 хода. Изобретатель этой игры
прославился на весь мир.
Ведущий:
В черном ящике находится
1. Древнейшее изобретение человечества. Его придумали римляне, правда,
«размеры» данного изобретения были «несколько короче», нежели сейчас.
2. То, что лежит в этом ящике, много раз на протяжении тысячелетий
претерпевало изменения. Но лишь в двух случаях человечество приняло это
во внимание и запомнило.
3. Даты этих изменений известны: в первый раз – 46 год до н.э.; во второй раз
– 1582 год.
4. Эти даты связаны с именами известнейших людей: великого императора и
папы римского.
5. Это изобретение связано с системой счета больших промежутков времени,
основанной на периодичности видимых движений небесных тел.
6. Изобретение это строго дискретно. В переводе с латинского языка это
«долговая книга».
7.. Имена тех, с кем связывают данное изобретение, Юлий Цезарь и папа
римский
Григорий XIII.
8. До октябрьской революции в России использовали первую модификацию
этого изобретения, а с 14.02.1918 г. и по сей день имеет место вторая
модификация.
Комментарий ведущего: Речь идет о календаре. Его изобрели давным-
давно астрономы, наблюдая за движением Солнца и Луны. В древности год
длился 10 месяцев, он был короче, начинался с марта, что приводило к
всевозможным несоответствиям и путанице. Юлий Цезарь ( в его честь
назван месяц июль) в 45 году до н.э. и в 1582 г. папа римский Григорий XIII
начинали
новое
летоисчисление.
Надо
отметить,
что
Юлий
Цезарь
воспользовался советом египетского астронома Созигена, а папа римский по
советам итальянского врача и астронома Лилио. Существуют юлианский
календарь и григорианский. В России до революции – юлианский период
(счет времени по старому стилю), с 14.02.1918 г.- григорианский период
(счет времени по новому стилю). Счет времени по старому и по новому
стилю отличается на 13 суток.
Петр I своим указом повелевал 1 января 1700 года в Москве все дома
украсить елкой и поздравить друг друга с новым годом и столетием.
Ведущий:
1. Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший
крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который
придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в черном
ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя
столкнул его высокого городского вала
2. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
3. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов,
изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при
раскопках в Нижнем Новгороде.
4. За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не
изменилась, настолько была совершенна.
5. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом
совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого
положения в обществе и большого ума.
6. Этот предмет незаменим в строительстве и архитектуре.
7. Известный писатель Ю. Олеша, автор «Трех толстяков», писал: «В
бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него
тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его. Он неожиданно раскрывается и
производит укол в руку».
8. Об этом предмете придумана загадка: «Сговорились две ноги делать дуги
и круги». (циркуль).
Ведущий:
1. История предмета, находящегося в черном ящике, насчитывает тысячи лет.
Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В
древности это называли клепсидрами.
2. Почти у каждого из нас есть эта замечательная вещь.
3. Эта вещь на протяжении веков совершенствовалась и претерпевала
изменения, уменьшаясь в размерах, становясь унифицированной. В разное
время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа римский, инженер
Кулибин.
4. В начале XX века поставщиком двора его величества этой важной вещи
был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый
спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.
5. Эта вещь не имеет единственного числа.
6. В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении
задач на движение.
7. Этой
вещи свойственны
эпитеты: солнечные, водяные, песочные,
механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
8. Этому предмету посвящена загадка: «Весь день усами шевелят и время
узнавать велят».
Комментарий ведущего: Конечно же, это часы. Самые первые часы на
Земле – солнечные. Греческий философ Платон изобрел первый будильник и
школьный звонок одновременно, чтобы в нужный момент можно было
собрать своих учеников. Водяные часы, или клепсидры, состояли из двух
сосудов. В первый сосуд наливали воду. Вытекая, она вытесняла воздух из
второго сосуда; воздух по трубке устремлялся к флейте, она начинала
звучать, и дети бежали на урок, услышав звуковой сигнал. Затем появились
песочные, огневые, механические часы. Сегодня, кроме времени, часы могут
показывать месяц, число, день недели, атмосферное давление, температуру
воздуха, могут быть будильником.
3.Вопросы для второго тура:
21.Сколько граммов в килограмме? (1000)
22.Сколько часов в сутках? (24)
23.Что больше 2дм или 23 см? (23см)
24.Чему равно произведение всех цифр? (0)
25.Какая цифра в переводе с латинского означает «никакая» (0)
26.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике?
(Л.Н.Толстой)
27. «В математике есть своя красота, как в поэзии». Кто произнес эти слова,
даже, не любя математику? (А.С.Пушкин)
28.В сказке «Конек - горбунок» мы встречаем следующие слова: «Приезжаю
- тьма народу! Ну, ни выходу, ни входу!» Сколько было народа? (10 000)
29.Наименьшее натуральное число (1)
30.Какую часть часа составляют 20 минут? (1/3)
31.Чему равна площадь квадрата со стороной 1 метр? (1м
2
)
32.Площадь прямоугольника равна… (s=a*b)
33.Чему равно число П? (3,14)
34.Чему равна сумма углов в треугольнике? (180)
35.Правда ли, что если в треугольнике один из углов равен 120
0
, а другой
60
0
? (нет)
36.Как называется луч, выходящий из вершины угла и делящий угол
пополам? (биссектриса)
37.Как называется фигура, образованная двумя лучами, исходящими из
одной точки? (угол)
38.Алгоритм – это определенный порядок или беспорядок? (порядок)
39.Параллельные прямые – это прямые, которые… (не пересекаются)
40.График линейной функции – это… (прямая)
Ребусы (презентация)
Ответы: хомяк, стрижка, мостовая
Найди отличия (презентация)
Найдите различия:
4.Вопросы для третьего тура:
41.Чему равно произведение 13*14*15*0= (0)
42.Сколько вершин у куба? (8)
43.Три в квадрате 9, четыре в квадрате 16, а чему равен угол в квадрате?
(90
0
)
44.Назвать угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом»
(180
0
)
45.Форма футбольного мяча (шар)
46.На какое число нужно разделить 2, чтобы получилось 4? (1/2)
47.Как называется прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5?
(египетский)
48.Как называется ось ОХ? (абсцисса)
49.Кто придумал таблицу умножения? (Д.И.Менделеев)
50.На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
51.Простейшее геометрическое понятие (точка)
52.Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее –
груша или персик? (груша)
53.Какая дробь выражает «половину»? (1/2)
54.Назвать обыкновенную дробь, которая больше 1, но меньше 2 (1
2/
3
, 1
3/
4
и
т.д)
55.Какую часть составляют сутки от года? (
1/
365
или
1/
366
)
56. 135 877
0
=? (1)
57.У греков это натянутая тетива, а у нас? (гипотенуза)
58.Какой
геометрический
термин
образовался
от
латинского
слова
«отвесный»? (перпендикуляр)
59.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (без
дроби)
60.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий?
(музыканты или дирижеры)
Игра со зрителями
61.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (корень)
62.Что на Руси раньше называли «ломаными числами»? (дроби)
63.Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
64.Какими бывают математические неравенства?
А) неточными
Б) нестрогими
В) невежливыми
Г) невоспитанными (нестрогими)
65.Закончите название книги Дж. Толкиена «Властелин…»
А) пирамид
Б) шаров
В) колец
Г) икосаэдров (колец)
66.Закончите русскую пословицу «Всякому мила своя…»
А) высота
Б) сторона
В) медиана
Г) биссектриса (сторона)
67.Как называется результат сложения? (сумма)
68.Сколько минут в одном часе? (60)
69.Как называется прибор измерения углов? (транспортир)
70.На что похожа половина яблока? (на другую половину)
71. Назовите наименьшее трехзначное число (100)
72.Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая
лошадь? (30)
73.Назовите модуль числа -6 (6)
74.Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
(неправильная)
75.Чему равна сумма смежных углов? (180
0
)
76.Назовите число «разделяющее» положительные и отрицательные числа.
(0)
77. 72:8? (9)
78.Одна сотая часть числа (%)
79.Третий месяц летних каникул (август)
80.Другое название независимой переменной (аргумент)
«Рисуем цифрами и знаками математических действий»
Например,
«Суперигра»
С помощью цифр, арифметических действий, возведения в степень и любого
количества скобок записать:
1)
Единицу тремя пятерками;
2)
Двойку тремя пятерками;
3)
Четыре тремя пятерками;
4)
Единицу, употребив все 10 цифр;
5)
Четырьмя 2 каждое из чисел от 1 до 10, кроме 7.
Например, записать с помощью трех пятерок числа 0, 5:
0 = 5 х (5 – 5);
5 = 5 + 5 – 5
Подведение итогов
Проводится подведение итогов, награждение победителей.