Напоминание

«Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации»


Автор: Будаева Надежда Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №29
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Будаева Н А., воспитатель

ГБДОУ детский сад

29 Комбинированного вида

Московского района, Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя

дошкольной образовательной организации»

(из опыта работы)

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира,

который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем

хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию

того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20

лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных

средств обучения и воспитания.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции

самостоятельности,

активности,

инициативности

в

поиске

ответов

на

вопросы,

систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в

играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую

возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное

пространство, познавательного мышления ребенка.

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему

помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод

проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование

проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность,

решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Проектный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на

развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и

творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств

ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся

достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем

самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект,

как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют

воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило,

осуществляется по следующим этапам:

занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

комплексные блочно-тематические занятия;

интеграция: частичная интеграция; полная интеграция;

метод проектов: форма организации образовательного пространства; метод

развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской

деятельности.

Домашние задания для сам. выполнения.

Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

Целеполагание:

педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и

посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта – практическая часть.

Подведение итогов –определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды

проектов:

исследовательские-творческие

проекты:

дети

экспериментируют,

а

затем

результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролевые-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в

образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные

проекты: дети

собирают

информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и

дизайн группы, витражи и др.);

творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского

праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»).

Ролевой проект.

Цель: Решение проблемных ситуаций в игре

Результат: Осознание проблем в игровой ситуации.

Ценность: Ребёнок проживает предполагаемую ситуацию в игре.

Структура: Создание проблемной ситуации -распределение ролей – игра-представление

результатов.

Форма продукта: игра.

Возможная форма презентации: фильм, альбом, портфолио,

Оценка: Оценивается деятельность в соответствии с принятой ролью. Участники проекта

принимают на себя определенные роли, обусловленные его характером и содержанием.

Пример: «Школа», «Профессия пожарный

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего

возраста, используются ролево- игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки»,

«Азбука здоровья» и др.

Основной

целью

проектного

метода

в

д/у

является

развитие свободной

творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами

исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с

педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические

опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование

предпосылок

поисковой

деятельности,

интеллектуальной

инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие

желания

пользоваться

специальной

терминологией,

ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод

проектов

актуален

и

очень

эффективен.

Он

даёт

ребёнку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания.

Развивать

творческие

способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к

изменившейся ситуации школьного обучения.



В раздел образования