Автор: Будаева Надежда Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №29
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации»
Раздел: дошкольное образование
Будаева Н А., воспитатель
ГБДОУ детский сад
№
29 Комбинированного вида
Московского района, Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
«Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя
дошкольной образовательной организации»
(из опыта работы)
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира,
который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем
хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию
того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20
лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных
средств обучения и воспитания.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции
самостоятельности,
активности,
инициативности
в
поиске
ответов
на
вопросы,
систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в
играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую
возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное
пространство, познавательного мышления ребенка.
Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему
помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод
проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование
проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность,
решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Проектный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на
развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и
творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств
ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся
достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем
самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект,
как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют
воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило,
осуществляется по следующим этапам:
•
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
•
комплексные блочно-тематические занятия;
•
интеграция: частичная интеграция; полная интеграция;
•
метод проектов: форма организации образовательного пространства; метод
развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
•
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
•
Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
•
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
•
Составление плана-схемы проекта.
•
Сбор, накопление материала.
•
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской
деятельности.
•
Домашние задания для сам. выполнения.
•
Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
•
Целеполагание:
педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и
посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
•
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
•
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
•
в каких источниках можно найти информацию;
•
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
•
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
•
Выполнение проекта – практическая часть.
•
Подведение итогов –определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
•
по составу участников;
•
по целевой установке;
•
по тематике;
•
по срокам реализации.
•
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды
проектов:
•
исследовательские-творческие
проекты:
дети
экспериментируют,
а
затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
•
ролевые-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в
образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
•
информационно-практико-ориентированные
проекты: дети
собирают
информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и
дизайн группы, витражи и др.);
•
творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского
праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»).
Ролевой проект.
Цель: Решение проблемных ситуаций в игре
Результат: Осознание проблем в игровой ситуации.
Ценность: Ребёнок проживает предполагаемую ситуацию в игре.
Структура: Создание проблемной ситуации -распределение ролей – игра-представление
результатов.
Форма продукта: игра.
Возможная форма презентации: фильм, альбом, портфолио,
Оценка: Оценивается деятельность в соответствии с принятой ролью. Участники проекта
принимают на себя определенные роли, обусловленные его характером и содержанием.
Пример: «Школа», «Профессия пожарный
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего
возраста, используются ролево- игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки»,
«Азбука здоровья» и др.
Основной
целью
проектного
метода
в
д/у
является
развитие свободной
творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами
исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
•
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
•
развитие познавательных способностей;
•
развитие творческого воображения;
•
развитие творческого мышления;
•
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
•
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
•
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с
педагогом);
•
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические
опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
•
формирование
предпосылок
поисковой
деятельности,
интеллектуальной
инициативы;
•
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
•
формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
•
развитие
желания
пользоваться
специальной
терминологией,
ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод
проектов
актуален
и
очень
эффективен.
Он
даёт
ребёнку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания.
Развивать
творческие
способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к
изменившейся ситуации школьного обучения.