Автор: Аптикова Эльвира Айратовна
Должность: педаго г- психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС " Ивушка"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем внимание у ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Развиваем внимание у ребенка
Каждый из нас понимает, что внимание – это необходимое свойство
для успешного обучения и развития ребенка. А что же такое внимание?
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-
нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания –
выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что
не имеет отношения к этому объекту.
Внимание
обеспечивает
более
полное
и
четкое
восприятие
информации. При этом внимание не является самостоятельным психическим
процессом,
так как не может проявляться вне других процессов.
Мы
внимательно смотрим, думаем, читаем…
Внимание принимает участие в организации всех познавательных
процессов. Таким образом, об успешной деятельности мы можем говорить
лишь тогда, когда в ней присутствует внимание.
К сожалению или к счастью, внимание не врожденное свойство, а
приобретенное и приобретается оно большей частью в дошкольном детстве.
Если внимание – приобретенное свойство, значит,
его можно
развивать! И для этого существуем множество различных упражнений. Как
правило, многие из них широко используют в детском саду и школе, но есть
и такие упражнения, которые можно и нужно использовать дома, в семье.
Сразу хочу Вас успокоить. Для большинства таких упражнений не
нужны какие-то знания и специальное оборудование, не нужно время и
подготовка. Все, что необходимо – это ваше желание. А желание у ребенка
появится сразу, как только Вы скажете: « Давай, поиграем!»
Во что будем играть? Да вот Вам несколько простейших игр. В
данном случае, простейшее не значит – простое и легкое.
Как часто вы ходите с ребенком по улице? Каждый день. В сад, в
магазин, на прогулку…
А Вы обращаете внимание на людей, которые
проходят мимо? Нет? Зря! Всех прохожих вы можете использовать для
интересной игры «Кто внимательнее?»
Вы отмечаете у встречного человека, какую-то особенность: цвет
пальто, рост, цвет волос, наличие сумки, количество пуговиц, и спрашиваете
у ребенка: «Какого цвета была сумка у того человека»?
Например, сидит на соседней скамейке человек. Вы отметили, что у
него в руках книга. По возможности делаете так, чтобы ребенок не мог
повернуться в сторону этого человека и спрашиваете «Что у этого человека в
руках?» Если ребенок заметил – отлично! Если нет, позвольте ему
повернуться и посмотреть, а если он опять не заметил, только тогда скажите.
Сели в маршрутку или троллейбус. Спросите и ребенка: «Какого
цвета эта маршрутка?»
Выйдите из магазина, а потом поинтересуйтесь, сколько человек было
в магазине? Или
какого цвета там дверь? Или сколько окон было в
магазине?
Первое время, Вы и сами не всегда будете замечать такие вещи. К
слову, дети очень часто оказываются внимательнее нас, взрослых.
Вы можете играть так по очереди. Задаете вопрос Вы, а потом –
ребенок. Такие игры носят развлекательный характер, очень нравятся детям,
потому что они часто ставят взрослых в положение Незнайки и радуются
тому, что хоть иногда могут быть умнее нас.
Вы думаете, что это баловство? А разве баловство не может приносить
пользы? Таким способом мы учим ребенка замечать различные мелочи,
запоминать все, что есть вокруг него, развиваем познавательную активность.
Это значит, что мозг ребенка постоянно находится в активном поиске
интересных моментов, впитывает как губка, все, что замечает, и учится
замечать все больше и больше мелочей.
С детьми постарше можно усложнить работу, побуждая их считать
предметы без присчитывания, воспринимая картинку целиком: Сколько
машин красного цвета стоит во дворе?
Сколько скамеек было на этой
дорожке парка? Сколько ступенек в этом магазине? Причем, спрашивать это
тогда, когда объект уже не в поле зрения ребенка. Пусть постарается
припомнить. Оптимально, если после ответа ребенка, Вы можете вернуться в
это место и проверить ответ ребенка.
Зачем это нужно? Хороший вопрос.
Во-первых, такие игры развивают наблюдательность ребенка, умение
замечать мельчайшие детали в окружающей обстановке,
активируют
различные
познавательные
процессы
ребенка,
учат
воспринимать
количество предметов целиком, без присчитывания по одному, а во-вторых,
Вы
прекрасно
проводите
время,
занимаете
ребенка
полезными
развивающими играми.
Желаю интересного времяпровождения!