Автор: Ольга Владимировна Закузенная
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ ООШ №81
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: "Познавательный интерес учащихся - важнейший компонент успешного обучения"
Раздел: среднее образование
Закузенная Ольга Владимировна
Учитель технологии
МБОУ ООШ №81г. Краснодара
Познавательный интерес учащихся - важнейший компонент успешного обучения.
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс
взаимодействия
внешних
и
внутренних
условий.
Внешние
воздействия
являются
определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания
человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности
приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Благодаря
направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает
избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием
устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая
система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и
самостоятельности личности. Развитие личности учащихся в учебно-воспитательном процессе
будет происходить лишь в том случае, когда деятельность учителя будет соответствовать и
опираться на потребности самих учащихся, будет целенаправленно вызывать и воспитывать эти
потребности (по Л.М. Фридману).
Потребность
есть особая программа жизнедеятельности
человека, основой которой
является нужда человека в чем- либо или в ком-либо. Это может быть нужда в каких-либо
предметах, например в пище, воде и т. д. (органические нужды), а может быть нужда в каком-то
отношении (социальные и духовные нужды). Любая такая потребность вызывает активность
человека, которая под влиянием других потребностей, внешних условий и обстоятельств
принимает форму побуждения к определённой деятельности, осуществление которой и
удовлетворяет данную потребность.
В самом деле, нет, и не может быть активной
познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и
явлениям окружающего мира. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-
нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую очередь на те объекты и явления,
которые имеют жизненное значение и интересны для личности. Интерес - по Ожегову: «особое
внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять».
Понятие «интерес»
отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате
влияния
реальных
условий
жизни,
деятельности
человека.
Истоки
интереса
лежат
в
общественной жизни. В интересе выражено единство объективного и субъективного. Психология
считает, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что
составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но
предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет
для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято сейчас
называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе
которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами
или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Познавательный
интерес – это интерес к какой-либо деятельности, к приобретению
знаний, к науке.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении
представляет собой важный и благоприятный фактор его построения. Проблема интереса в
обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных
трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы
приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало
желанным,
потребностью,
без
удовлетворения
которой
немыслимо
его
благополучное
формирование.
Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как
источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой
и радостной обстановки обучения. Жанн Жак Руссо, опираясь на непосредственный интерес
воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное
ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного
учения.
Он показал, что внешний механизм «приневоливания» не достигает нужного
результата. Даже И. Ф. Герберт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя
не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой
принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в
учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную
работу насколько возможно интересной, но не превращать этой работы в забаву.
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития
ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа
подачи материала. Важно создавать атмосферу интереса к знаниям, стремлению искать,
исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Интерес школьников к учению является
определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех
времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.
Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.
Интерес выступает как важная личная характеристика школьника и как интегральное
познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению.
Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и её
мотивационной сфере.
Мотивы могут быть двух типов – внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся
побудители такого типа, как наказание и награждение, угроза и требование, давление группы,
ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние по отношению к непосредственной цели учения.
Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей
(избежание неприятного, достижение общественных или личных успехов, удовлетворение
честолюбия).
К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают человека к учению как к своей
цели. Примером могут служить интерес к самим занятиям, любознательность, стремление
повысить культурный уровень. Учебные ситуации с такими мотивами, конечно, связаны с
преодолением трудностей, встречающихся в ходе учения, и требуют волевых усилий. Но эти
усилия, направлены на преодоление внешних препятствий, а не на борьбу с самим собой. Такие
ситуации оптимальны с педагогической точки зрения, создание их представляет важную задачу
педагога. Они требуют воспитания учащихся, формирования их целей, интересов и идеалов, а не
просто управления их поведением.
За внешними проявлениями интересов школьников, учителю надо стремиться искать,
находить более глубокие отношения смысла учения, его мотивов, целей, эмоций и всех других
побуждений данного ребенка. Особое значение для воспитания зрелых форм учебно-
познавательных интересов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной
деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые
интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам
добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьника к
использованию их в социально значимых видах деятельности.
Интерес
–
это
форма
проявления
познавательных
потребностей,
обеспечивающая
направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует
ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению
действительности (по
А.В. Петровскому). В связи с этим интерес определяется как
эмоционально-познавательное
отношение,
непосредственно
мотивированное,
имеющее
тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно
мотивированного эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается
наличием
эмоционально-познавательного
отношения,
неразложимой
на
элементы
интеллектуальной эмоции – радости познания.
Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной
деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания,
поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему
мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.
Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного
процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы
обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При
наличии
познавательных
интересов
учение
становится
близкой,
жизненно
значимой
деятельностью, в которой сам школьник весьма заинтересован.
Методика изучения и формирования познавательных интересов учащихся - вопрос в равной
степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания.
К методам исследования познавательного
интереса учащихся подойдем, прежде всего, с
позиции общей проблемы воспитания и развития, в фарватере которой обнаруживаются
важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности.
Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности,
происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы)
составляют объективную основу развития познавательного интереса.
Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое
овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и совершенствование
способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей,
выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.
Эффект деятельности для формирования познавательного интереса подростков зависит от
педагогически правильной ее организации, от внутренних возможностей личности каждого
ученика. Формирование познавательных интересов и активности личности - процессы
взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь,
повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Интересы
– результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и
содействуют ему. Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса
– не замкнутый в себе автономный процесс. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и
характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами
обучения
и
воспитания,
располагающими
особыми
стимулами
возбуждения
интереса,
коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит
в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования
личности ученика в целом.
Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает
удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно
и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на
школу как на тяжелое бремя.
Поэтому проблема интереса в обучении стоит на одном из первых мест. Анализ
психологической структуры познавательного интереса привел советских психологов (С. Л.
Рубинштейн, Л. А. Гордон, А. П. Леонтьев) к заключению, что это сугубо личностное
образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитом, органическом единстве
представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.
Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное
познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением
сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный
предмет интересным, - писал А. Н. Леонтьев, - это, значит, сделать действительным или создать
вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников». «Процесс
формирования интересов, - отмечает Г. И. Щукина, - происходит в деятельности, структура
которой составляет объективную основу развития познавательных интересов».
За внешними проявлениями интересов школьников, учителю надо стремиться искать,
находить более глубокие отношения смысла учения, его мотивов, целей, эмоций и всех других
побуждений данного ребенка.
Особое значение для воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в
подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание
форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению
обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к
совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в
социально-значимых видах деятельности.
Психологические предпосылки формирования познавательного интереса
Интерес выступает перед нами как:
-избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления
окружающего мира;
-тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью
явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
-мощный побудитель активной личности, под влиянием которого все психические процессы
протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и
продуктивной;
-особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям,
процессам.
В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных
предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.
В сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьниками
знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать
необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению
школьника.
Познавательный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и
постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности
другим, если, наконец, он связывает с ней свою будущую профессию.
Склонность – сильное стремление к определенной деятельности.
Познавательный интерес не всегда и не обязательно развивается в склонности. Ценность его
для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной
области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит
ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному
подъёму.
Элементы познавательной направленности имеют место в любом интересе, потому, что,
интересуясь предметом или явлением, человек, естественно, хочет ближе его узнать,
ознакомиться с ним.
Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности,
психических процессов.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием
познавательных интересов, проявляется:
-активный поиск;
-догадка;
-исследовательский поиск;
-готовность к решению задачи.
Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:
-эмоции и удивления;
-чувство ожидания нового;
-чувство интеллектуальной радости;
-чувство успеха.
Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют
не его части, а единое, взаимосвязанное целое.
Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его
бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или
творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Познавательный интерес
– явление многообразное, поэтому на процесс обучения и
воспитания он может влиять различными своими сторонами.
Познавательный
интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.
Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» -
всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит
познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.
Формирование этой черты личности необычайно благотворно сказывается на всём развитии
ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу
деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность
всех психических процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь,
сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится
более успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувство собственного
достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия в коллективе
сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.
В одной области знаний интерес может существовать как эпизодический, в другой,
возникнув как устойчивый, угаснуть, стать эпизодом или перейти в личностный интерес.
Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для периода учения
школьника.
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь равный
уровень своего развития и различный характер проявления, обусловленных различным опытом,
особыми путями индивидуального развития.
Уровни познавательного интереса
Нулевой уровень. Учащимся с данным уровнем познавательного интереса не свойственна
агрессия, но свойственен демонстрационный отказ от учебной деятельности. Как правило, они
пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны
учителя. Волевые качества не развиты: часто отвлекаются, невнимательны при объяснении
нового материала, предпочтение отдают репродуктивному виду учебной деятельности, никогда
не отвечают по собственному желанию.
При восприятии учебной задачи эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности
включиться в работу; не приступают к выполнению без подсказки или напоминания учителя,
товарища; обычно оказываются не в состоянии самостоятельно решить предложенную учебную
задачу и даже не пытаются искать собственное решение.
Элементарный уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность появляется только
в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) занятия. В
этом случае у детей проявляется открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к
занимательным явлениям.
Включение
их
в
деятельность
связано
с
эмоциональной
привлекательностью
и
подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие учащиеся охотно приступают к
новым видам работы, однако при затруднениях также легко теряют интерес к учению.
Некоторые ученики
данной группы часто боятся приступить к выполнению задания, так как оно кажется им
слишком большим и сложным.
Относительно - высокий уровень. Учащиеся с таким уровнем с готовностью включаются в
те формы работы, которые предлагает педагог. Этот уровень требует поиска, догадки, активного
оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. Школьники достаточно
осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность,
часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно. На
этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в
которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи
которого это действие происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности
отдельных
фактов,
но
еще
не
настолько
проникает
в
сознание,
чтобы
обнаружить
закономерности.
Высокий творческий уровень.
Ученик обладает сильным, глубоким и устойчивым
познавательным интересом, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности. У
школьника
возникает
интерес
к
причинно
–
следственным
связям,
к
выявлению
закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных
условиях. Этот уровень бывает, сопряжен с элементами исследовательской творческой
деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. На этом
уровне учебный процесс ощутимо продвигается у ученика, который обнаруживает не только
понимание общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых важных,
существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаружить
глубокий интерес к познанию закономерностей.
Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом
предметов, заданий. Относительная устойчивость познавательного интереса к определенной
области предметов и явлений позволяет учителю опираться на имеющиеся расположения
учеников, использовать их активность и постепенно укреплять и развивать его как мотив учения.
Этот уровень устойчивости познавательного интереса характерен для большинства учащихся
подростков, в которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель их учения
еще не настолько силен, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств
учебного процесса. В этих случаях очень важно разглядеть тенденцию его устойчивости:
преобладают ли у ученика внутренний побудитель интереса, или же он нуждается больше во
внешних стимулах.
Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчивым. Тогда
внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже
вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного
интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик
не просто хочет учиться, а не может не учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует
развитию далеко не каждого школьника. Он очень индивидуален и формируется под влиянием
множества путей (не только в учении, но и в занятии любимым делом в свободное время; не
только учебная книга, но и множество средств массовых коммуникаций; не только учитель, но и
родители, товарищи, знатоки своего дела). Любое из этих (и не названных здесь) обстоятельств
может иметь сильное и особое воздействие на познавательный интерес школьников.
В комплексе данных о познавательном интересе очень существенными является и его
осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на
деятельность. Осознание познавательных интересов учащихся,
позволяет им оказывать
предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном
выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.
Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного
процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы
обучения, так и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.