Напоминание

экологическое воспитание дошкольников


Автор: Римма Михайловна Сугоняко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Новоульяновский детский сад
Населённый пункт: с. Новоульяновское Барабинского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сугоняко Римма Михайловна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ Новоульяновский детский сад

Организация проектной деятельности дошкольников при реализации

вариативной части в условиях малокомплектного детского сада

Задача детского сада создать благоприятные условия для полноценного

проживания

ребенком

дошкольного

детства,

каждому

ребенку

дать

возможность развиваться без ущерба для психики и здоровья. Чем больше

знаний о мире ребенок получит в детском саду, тем больше у него возникает не

только понимание его места в мире, но и желание внести свою лепту и принять

самостоятельное активное участие в его изучении.

Сегодня одним из наиболее развивающих и интересных методов, как для

взрослых, так и для детей дошкольного возраста, способной объединить сразу

несколько образовательных областей и видов деятельности является проектная

деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах

человеческой деятельности становится универсальным инструментарием,

позволяющим

обеспечить

ее

системность

и

результативность.

Поэтому в качестве эффективного метода экологического воспитания детей

дошкольного возраста я использовала проектную деятельность. Она позволяет

обеспечить

последовательное

освоение

детьми

экологических

знаний,

системность.

Прежде, чем приступить к работе по реализации вариативной части я

наметила цель: формирование начал экологической культуры (правильного

отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части

природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он

пользуется)

Для достижения цели поставила следующие задачи:

1. Учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Развивать умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные

связи между объектами природы

3. Воспитание

эмоционально-ценностного

отношения

к

природному

окружению.

Основными

средствами

реализации

проектной

деятельности

стали

исследования, специальные занятия, при проведении которых гармонично

сочетались

разнообразные

формы

круговые

беседы,

занятия,

специализированные

игры,

эксперименты,

чтение,

рассказывание,

театрализованные представления, конкурсы и выставки

В течение года мной были реализованы следующие проекты:

Проект

«Птицы».

Главная

цель

проекта: создание

условий

для

формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически

грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам

природы - птицам.

На занятиях дети знакомились с птицами, их внешним

видом, средой обитания, проводились беседы: «О птицах», «Холодно ли

птицам зимой», «Кто рождается весной». Дети рассматривали иллюстрации о

птицах,

составляли

небольшие

рассказы

из

личного

опыта,

играли

в

подвижные, дидактические, словесные, развивающие игры, раскрашивали

силуэты птиц. Вместе с детьми и родителями мы изготовили кормушки и

подкармливали птиц зимой, наблюдали за птицами на прогулках. Читали

художественные произведения о птицах, заучивали стихи, пели песни,

использовали русские народные потешки, прибаутки и сказки о птицах в

театрализованной деятельности.

В группе была создана соответствующая развивающая среда. Изготовила

дидактические игры: «Зимняя столовая», «Загадки и отгадки», «Сложи

картинку»; оформила альбомы: «Птицы наших лесов», «Деревья и кустарники».

Составила картотеку наблюдений на прогулках, подобрала стихи, загадки по

теме «Птицы». Пополнила картотеку физкультминуток, пальчиковых и

подвижных игр. С помощью родителей организовали сбор книг о природе в

книжный уголок и открыли мини-библиотеку о птицах. Также в уголок для

родителей помещала рекомендации, папки-раскладушки о птицах. Итоговым

мероприятием проекта стало развлечение: «Птицы – наши друзья!».

Следующий проект "Есть у нас огород". Проект направлен на

расширение и обобщение знаний об огородных и цветочных культурах, на то,

как ухаживать за ними, на осознание значимости овощей и цветов в

жизнедеятельности человека. Цель проекта : создание условий

стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие

творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей

в практическую деятельность по выращиванию овощей, цветов. Подготовили

клумбы и грядки, посадили цветы и овощи, ухаживали за ними. В ходе

реализации проекта дети узнали названия новых цветов, овощей, способы их

выращивания. Были созданы условия для самостоятельной познавательной

деятельности детей.

Работая над долгосрочным проектом «Землю мы любим, охраняем – свое

здоровье укрепляем". Были рассмотрены такие темы, как: «Земля – наш общий

дом»; «Ребятам о зверятах»;

«Волшебница водица»; «Лесной календарь»;

«Будем беречь планету»; «Перелетные птицы»; «Царство растений».

Целью

проекта было показать дошкольникам роль природы в жизни и деятельности

человека; раскрыть, что человек и природа - единое целое; воспитывать

заботливое бережное отношение к земле, как источнику красоты и доброты.

Для реализации проекта организовала соответствующую предметно-

развивающую среду. Изготовила дидактические игры: «Отгадайте, что за

растение», «Четвертый лишний», «Что растет в лесу?», «Кто где живет?», «Кто

чем питается?». С детьми собрали листья деревьев и кустарников и изготовили

гербарий из них. Также оформила

пособия, альбомы на экологическую

тематику; подобрала презентации для ознакомления детей с миром природы:

«Цветы. Какие они?», «В мире живой природы», «Дикие животные»,

«Лекарственные растения» и т.д.

В ходе реализации проекта ходили с детьми на экскурсии в рощу. Дети

знакомились с жизнью леса и его обитателей, растениями. Проводились

беседы: «Деревья – наши друзья», «Лекарственные травы», «Синичкин день»,

«Как люди помогают природе».

Дети знакомились с природой через

дидактические, словесные, подвижные игры, рассматривали иллюстрации и

картинки.

Читала

художественные

произведения,

стихи

о

природе,

познавательные сказки.

Дети закрепляли

свои знания

в

продуктивной

деятельности: на рисовании, лепке, художественном труде.

Параллельно постоянно велась работа с родителями. В родительский

уголок помещалась информация о природе и экологии, для родителей провела

консультацию на тему: «Восприятие детьми таинства природы через книгу,

телепередачи ». Предложила консультацию «Сбережем родную природу».

Родители с детьми оформили страницы альбомов «Лекарственные растения

родного края», «Эти интересные животные». Родители активно участвуют в

выставках, экологических акциях детского сада: «Синичкин день», «Витамины

на подоконнике», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор».

В результате целенаправленной работы произошли изменения в поступках

и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным

богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее,

что отражается в их рисунках и рассказах.



В раздел образования