Автор: Римма Михайловна Сугоняко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Новоульяновский детский сад
Населённый пункт: с. Новоульяновское Барабинского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Сугоняко Римма Михайловна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ Новоульяновский детский сад
Организация проектной деятельности дошкольников при реализации
вариативной части в условиях малокомплектного детского сада
Задача детского сада создать благоприятные условия для полноценного
проживания
ребенком
дошкольного
детства,
каждому
ребенку
дать
возможность развиваться без ущерба для психики и здоровья. Чем больше
знаний о мире ребенок получит в детском саду, тем больше у него возникает не
только понимание его места в мире, но и желание внести свою лепту и принять
самостоятельное активное участие в его изучении.
Сегодня одним из наиболее развивающих и интересных методов, как для
взрослых, так и для детей дошкольного возраста, способной объединить сразу
несколько образовательных областей и видов деятельности является проектная
деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах
человеческой деятельности становится универсальным инструментарием,
позволяющим
обеспечить
ее
системность
и
результативность.
Поэтому в качестве эффективного метода экологического воспитания детей
дошкольного возраста я использовала проектную деятельность. Она позволяет
обеспечить
последовательное
освоение
детьми
экологических
знаний,
системность.
Прежде, чем приступить к работе по реализации вариативной части я
наметила цель: формирование начал экологической культуры (правильного
отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части
природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он
пользуется)
Для достижения цели поставила следующие задачи:
1. Учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Развивать умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные
связи между объектами природы
3. Воспитание
эмоционально-ценностного
отношения
к
природному
окружению.
Основными
средствами
реализации
проектной
деятельности
стали
исследования, специальные занятия, при проведении которых гармонично
сочетались
разнообразные
формы
–
круговые
беседы,
занятия,
специализированные
игры,
эксперименты,
чтение,
рассказывание,
театрализованные представления, конкурсы и выставки
В течение года мной были реализованы следующие проекты:
Проект
«Птицы».
Главная
цель
проекта: создание
условий
для
формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически
грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам
природы - птицам.
На занятиях дети знакомились с птицами, их внешним
видом, средой обитания, проводились беседы: «О птицах», «Холодно ли
птицам зимой», «Кто рождается весной». Дети рассматривали иллюстрации о
птицах,
составляли
небольшие
рассказы
из
личного
опыта,
играли
в
подвижные, дидактические, словесные, развивающие игры, раскрашивали
силуэты птиц. Вместе с детьми и родителями мы изготовили кормушки и
подкармливали птиц зимой, наблюдали за птицами на прогулках. Читали
художественные произведения о птицах, заучивали стихи, пели песни,
использовали русские народные потешки, прибаутки и сказки о птицах в
театрализованной деятельности.
В группе была создана соответствующая развивающая среда. Изготовила
дидактические игры: «Зимняя столовая», «Загадки и отгадки», «Сложи
картинку»; оформила альбомы: «Птицы наших лесов», «Деревья и кустарники».
Составила картотеку наблюдений на прогулках, подобрала стихи, загадки по
теме «Птицы». Пополнила картотеку физкультминуток, пальчиковых и
подвижных игр. С помощью родителей организовали сбор книг о природе в
книжный уголок и открыли мини-библиотеку о птицах. Также в уголок для
родителей помещала рекомендации, папки-раскладушки о птицах. Итоговым
мероприятием проекта стало развлечение: «Птицы – наши друзья!».
Следующий проект "Есть у нас огород". Проект направлен на
расширение и обобщение знаний об огородных и цветочных культурах, на то,
как ухаживать за ними, на осознание значимости овощей и цветов в
жизнедеятельности человека. Цель проекта : создание условий
стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие
творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей
в практическую деятельность по выращиванию овощей, цветов. Подготовили
клумбы и грядки, посадили цветы и овощи, ухаживали за ними. В ходе
реализации проекта дети узнали названия новых цветов, овощей, способы их
выращивания. Были созданы условия для самостоятельной познавательной
деятельности детей.
Работая над долгосрочным проектом «Землю мы любим, охраняем – свое
здоровье укрепляем". Были рассмотрены такие темы, как: «Земля – наш общий
дом»; «Ребятам о зверятах»;
«Волшебница водица»; «Лесной календарь»;
«Будем беречь планету»; «Перелетные птицы»; «Царство растений».
Целью
проекта было показать дошкольникам роль природы в жизни и деятельности
человека; раскрыть, что человек и природа - единое целое; воспитывать
заботливое бережное отношение к земле, как источнику красоты и доброты.
Для реализации проекта организовала соответствующую предметно-
развивающую среду. Изготовила дидактические игры: «Отгадайте, что за
растение», «Четвертый лишний», «Что растет в лесу?», «Кто где живет?», «Кто
чем питается?». С детьми собрали листья деревьев и кустарников и изготовили
гербарий из них. Также оформила
пособия, альбомы на экологическую
тематику; подобрала презентации для ознакомления детей с миром природы:
«Цветы. Какие они?», «В мире живой природы», «Дикие животные»,
«Лекарственные растения» и т.д.
В ходе реализации проекта ходили с детьми на экскурсии в рощу. Дети
знакомились с жизнью леса и его обитателей, растениями. Проводились
беседы: «Деревья – наши друзья», «Лекарственные травы», «Синичкин день»,
«Как люди помогают природе».
Дети знакомились с природой через
дидактические, словесные, подвижные игры, рассматривали иллюстрации и
картинки.
Читала
художественные
произведения,
стихи
о
природе,
познавательные сказки.
Дети закрепляли
свои знания
в
продуктивной
деятельности: на рисовании, лепке, художественном труде.
Параллельно постоянно велась работа с родителями. В родительский
уголок помещалась информация о природе и экологии, для родителей провела
консультацию на тему: «Восприятие детьми таинства природы через книгу,
телепередачи ». Предложила консультацию «Сбережем родную природу».
Родители с детьми оформили страницы альбомов «Лекарственные растения
родного края», «Эти интересные животные». Родители активно участвуют в
выставках, экологических акциях детского сада: «Синичкин день», «Витамины
на подоконнике», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор».
В результате целенаправленной работы произошли изменения в поступках
и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным
богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее,
что отражается в их рисунках и рассказах.