Напоминание

"Святому братству верен я..." (по биографии и творчеству А.С. Пушкина)


Автор: Ильина Наталья Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 34 с углубленным изучением обществознания и экономики"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: сценарий внеклассного мероприятия
Тема: "Святому братству верен я..." (по биографии и творчеству А.С. Пушкина)
Раздел: среднее образование





Назад




Великий Новгород

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным

изучением обществознания и экономики»

Ильина

Наталья

Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

Внеклассное мероприятие по литературе 8 классе, посвященное лицейским

годам А.С. Пушкина.

«СВЯТОМУ БРАТСТВУ ВЕРЕН Я……»

Цели:

1.

Изучение влияния пребывания А.С. Пушкина в Царскосельском

Лицее на его жизнь и творчество.

2.

Пробудить интерес к биографии А.С. Пушкина, к малоизвестным

страницам его жизни.

3.

Углубить и расширить знания учащихся о юношеских годах

великого поэта, проведенных в Лицее, как самом важном периоде

формирования его личности.

4.

Продолжить работу, посвященную великому поэту во внеурочное

время.

Ведущий: Сегодня нам предстоит разговор об одном классе, который

стал достоянием русской истории. Казалось бы, класс как класс – 30

обыкновенных мальчишек – проказники, спорщики, лодыри…, из которых

через 6 лет выйдут поэты и министры, офицеры и дипломаты.

Ведущий: Важно ли нам сегодня говорить о них – тех, кто жил более

двух столетий назад? А ведь помним и будем помнить всегда. И не только

потому, что Лицей считается образцом учебного заведения. Вслушайтесь в

эти имена: Александр Пушкин, Иван Пущин,

Вильгельм Кюхельбекер,

Антон Дельвиг, Александр Горчаков и другие. Их было 30. И весь выпуск

озарён гением одного человека – А. Пушкина. Первый курс вошёл в историю

этого учебного заведения под названием ПУШКИНСКОГО.

Ведущий: Итак, давайте совершим с вами путешествие в первые

десятилетия XIX века.

Чтец:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст.

Когда перерастёшь моих знакомцев.

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда

С приятельской беседы возвращаясь,

Весёлых и приятных мыслей полон,

Пройдёт он мимо вас во мраке ночи,

И обо мне вспомянет.

А. Пушкин

Ведущий: В 1811 г. по всей России – по обеим столицам и губерниям –

пронёсся слух:

недалеко от Петербурга открывается особое, закрытое

учебное заведение, в котором небольшое число дворянских детей получат

наилучшее образование, чтобы потом успешно участвовать в управлении и

просвещении России. Автором проекта создания Лицея был министр Михаил

Сперанский – выдающийся политический деятель. Назначение Лицея

заключалось

в подготовке государственных деятелей. Пронёсся слух о

диковинном учреждении, и заволновались старинные дворянские фамилии,

бросились искать влиятельных заступников, чтобы устроить сыновей

в

заведение, где, как сначала предполагалось, будут обучаться и великие

князья, молодые братья императора Александра I.

Члены царской семьи в конце концов «не попали» в Лицей, но тем не

менее летом 1811 г. образовался конкурс, потому что на 30 мест было куда

больше желающих.

12 августа 1811 г., когда Пушкину исполнилось 12 лет, дядюшка

Василий Львович повёз его

в дом графа Разумовского, министра

просвещения, для сдачи экзамена в Лицей.

Друг Пушкина Иван Пущин писал: «Я слышу: Александр Пушкин –

выступает

живой мальчик,

кудрявый,

быстроглазый,

тоже несколько

сконфуженный.

По

сходству

ли

фамилий

или

по

чему

другому,

несознательно сближающему, только я его заметил с первого взгляду…»

Мальчики подружились. Они вместе гуляли в Летнем саду, и Пушкин

удивлялся, что его новый приятель прочитал так много книг, всё помнит, обо

всём судит, как взрослый, и нисколько этим не гордится.

Учитель: По своему развитию 12-летний Пушкин далеко опережал

своих новых товарищей. Все это чувствовали. Он явился в Лицей с какими-то

своими вкусами, мнениями, взглядами. Он как-то

по-своему видел и

чувствовал всё вокруг себя .Его мысли сочетались с каким-то уже недетским

опытом. Разгадать его тогдашнее «устроение» было не так легко. Разговоры с

бабушкой, сказки Арины Родионовны, песни, которых он наслушался в

Захарове, Гомер, Вольтер, Мольер, Корнель – всё это не исчерпывало

душевного опыта поэта.

Ведущий: Учебный год в Царскосельском лицее продолжался 11

месяцев: с 1 августа по 1 июля. В течение всего периода обучения

воспитанники не имели права покидать пределы Царского Села. И, конечно,

Пушкин скучал по своим близким, особенно по любимой няне Арине

Родионовне.

Чтец:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

Ведущий: Во время каникул вместе с наставниками лицеисты гуляли

по красивейшим паркам пригорода, бывали в Павловске, Колпине, катались

на лодках, зимой – на тройках. Конечно же, такие прогулки оставляли след в

душе

впечатлительного

поэта,

который

позднее

реализовался

в

удивительных стихах поэта.

Чтец: «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечер, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанке.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег милый для меня.

Ведущий: Учебный день лицеистов был очень насыщенным. Первое

занятие начиналось в 7 утра, последнее заканчивалось в 9 вечера. Почти 9

часов только учёбы. И так все 6 лет. Учились по-разному: кто-то лучше, кто-

то хуже… Да и сами были разными. Попробуйте угадать по стихам и

характеристикам педагогов о ком идёт речь:

1.

«Он никогда не вмешивался в игры, требовавшие проворства и силы,

он предпочитал прогулки по аллеям сада и разговоры с товарищами…

Пушкин посвятил ему такие строки:

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали,

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их ласковый удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души.

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши…

«Сын лени вдохновенной» и «ленивец сонный» тоже о нём. Кто же он?

(А. Дельвиг)

2.

Из характеристики: «Он способный, весьма прилежен, беспрестанно

занимаясь чтением и сочинениями, он не радеет о прочем, оттого мало

в вещах его порядка и опрятности…он гневлив, вспыльчив и

легкомыслен, не плавно выражается и страшен в обращении…

Раздражённость нервов его требует, чтобы он не слишком занимался,

особенно сочинениями». А Пушкин о нём говорит: «Брат родной по

музам и судьбам». Кто это? (В. Кюхельбекер)

3.

Из характеристики: «Он весьма с хорошими дарованиями, всегда

прилежен и ведёт себя благоразумно. Благородство, воспитанность,

добродушие, скромность, чувствительность, с мужеством и тонким

честолюбием, особенно же рассудительность – суть отличные его

качества. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличною

разборчивостью и осторожностью». «Друг бесценный», «товарищ

милый, друг прямой» - это тоже о нём. Кто же он? (И. Пущин)

4.

«Он весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне неприлежен.

Он способен только к таким предметам, которые требуют малого

напряжения, а потому успехи его невелики…» - Куницын.

Из

характеристики:

«Он

имеет

более

блистательные,

нежели

основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум.

Прилежание его к учению посредственное, ибо трудолюбие ещё не сделалось

его добродетелью. Читая множество

французских книг, но без всякого

выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими

удачными местами известных авторов… Знания его поверхностные…

самолюбие

с

честолюбием…жаркие

порывы

вспыльчивости,

легкомысленность

и

особенная

словоохотливость

с

остроумием

ему

свойственны». А ещё о нём говорили: «помесь тигра с обезьяной» и называли

Егозой. Кто же это? (А. Пушкин)

Ведущий: Дружбу, которая зародилась в Лицее юноши пронесли через

всю жизнь. Большим событием в жизни лицеистов был публичный экзамен,

на котором присутствовал патриарх русской литературы Г.Р. Державин.

Пушкин вспоминал: «Державина видел я только однажды в жизни, но

никогда того не забуду. Это было в 1815 г., на публичном экзамене в Лицее…

Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от

Державина. Я не в силах описать состояние души моей… Не помню, как я

кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он

меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли».

Чтец:

Воспоминаниями смущённый,

Исполнен сладкою тоской,

Сады прекрасные, под сумрак ваш священный

Вхожу с поникшей головой.

И долго я блуждал, и часто, утомлённый,

Раскаяньем горя, предчувствуя беды,

Я думал о тебе, предел благословенный,

Воображал сии сады.

Воображал тот день счастливый,

Когда средь вас возник Лицей,

И слышал наших игр я снова шум игривый

И вижу вновь семью друзей.



В раздел образования