Автор: Елисеева Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №24"
Населённый пункт: Псков
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий педагогического совета "Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом ФГОС ДО, ООП ДО»
Раздел: дошкольное образование
Педагогический совет №3
«Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе
с учетом ФГОС ДО, ООП ДО»
«...какую громадную, ни с чем не сравнимую, роль играет в воспитании
детей обстановка, среди которой они живут...» (Е.И. Тихеева).
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет
способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего
ребёнка конкретного мира»
Елена Ивановна Тихеева, педагог, профессор РГПУ имени А.И. Герцена
Цель:
повышение
компетентности
педагогов
по
вопросу
создания
развивающей
предметно-пространственной
среды
для
обеспечения
полноценного развития личности детей в условиях реализации ФГОС ДО, с
учетом ООП ДО.
Задачи:
1.
Провести
анализ
педагогической
деятельности
по
организации
развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учётом
основной образовательной программы, в соответствии ФГОС и
определить пути совершенствования работы.
2.
Обобщить знания педагогов о создании развивающей предметно-
пространственной среды учреждения для обеспечения разнообразной
деятельности детей.
3.
Определить актуальность проблемы по оснащению РППС в возрастных
группах.
4.
Провести самоанализ состояния РППС педагогами каждой возрастной
группы.
Предварительная работа:
1.
Консультации:
- «Построение РППС в группе с учетом ФГОС ДО»
- «Содержание центров социально – коммуникативного развития»
- «Содержание центров художественно – эстетического развития»
- «Содержание центров познавательного развития»
- «Содержание центра речевого развития»
- «Содержание центра физического развития»
2. Открытый просмотр:
- Центры социально – коммуникативного развития в старшей группе;
- Центр изобразительной деятельности (свободной, организованной) в
старшей группе;
- Музыкально – театральный центр в средней группе;
- Центры познавательного развития в подготовительной группе;
3. Смотр – конкурс:
- Центр сенсорного развития - Младшие группы
- Музыкально – театральный центр - Средние группы
- Центр социально – коммуникативного развития - Старшие группы
- Центр познавательного развития - Подготовительные к школе группы
4. Моделирование РППС в группе педагогами в соответствии с возрастными
особенностями, образовательной программой, ФГОС ДО.
Повестка дня
1.
Выполнение решения педагогического совета № 2;
2.
Актуальность проблемы по оснащению РППС групп ДОУ;
3.
Анализ РППС в группах ДОУ (по итогам открытых просмотров и
тематического контроля);
4.
Итоги смотров-конкурсов;
5.
Моделирование РППС в группе (деловая игра);
6.
Анализ работы по моделированию РППС в группе (домашнее задание);
7.
Решение педсовета;
План проведения педсовета:
1.Организационный момент.
- Разминка - упражнение «Грецкий орех»
- Сообщение темы и цели педсовета;
2. Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы по
оснащению РППС групп ДОУ»;
3. Деловая игра «Моделирование РППС в группе»;
4. Анализ РППС в группах ДОУ
- справка по итогам тематического контроля, ст. воспитатель
- презентация «Центры развития каждой возрастной группы ДОУ», ст. воспитатель
- итоги смотров – конкурсов, заведующий;
5.Домашнее задание: выступление педагогов групп с анализом РППС
группы, обсуждение путей совершенствования РППС группы;
6. Рефлексия «Анализ построения РППС в группе» при помощи методики «6
шляп мышления» Эдварда де Боно.
7. Решение педсовета.
Ход педагогического совета
1.Организационный момент.
Разминка - упражнение «Грецкий орех»
Цель: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного
отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого
участника.
Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга. Предлагается каждому
участнику педсовета взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его
структуру, постараться запомнить все его индивидуальные черточки, затем орехи
складываются обратно, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача
каждого участника – найти свой орех.
Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы
потом его найти (запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи,
а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но
если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти
невозможно перепутать свой орех с другим. Так и люди: все очень разные,
запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота
и привлекательность. Нужно её только почувствовать. А дети тем более все уникальны и
задача педагогов создать такие условия, чтобы каждому ребенку было комфортно,
необходимо уметь находить в каждом ребенке его уникальность, его привлекательность,
даже пусть у этого одного будет всяких «неровностей» намного больше, чем у других
.
Сообщение темы и цели педсовета
- Уважаемые педагоги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых
задач
нашего
учреждения,
построению
развивающей
предметно
–
пространственной среды.
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в
современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Т.к. группа
детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они
проводят большую часть дня, то педагогам необходимо стремиться
использовать
инновационные
подходы
к
построению
пространства.
Доказано, что от того, насколько комфортно организована развивающая
среда в группе, во многом зависят показатели развития ребенка, уровень его
воспитанности, готовности к школе, его эмоциональное состояние.
В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной
задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной
обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую
организацию пространства и его элементов. Задача педагогов состоит в
умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду,
которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать
способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать
познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в
свободном выборе.
Притча
Пришел однажды к мудрецу уставший человек и сказал:
— У меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против
течения, но у меня нет больше сил сопротивляться. Что мне делать?
Вместо ответа мудрец поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой. В одну
бросил морковь, в другую положил яйцо, в третью насыпал размолотые зерна кофе. Через
некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе.
— Что изменилось? — спросил он.
— Морковь и яйцо сварились, а зерна кофе растворились в воде, — ответил уставший
человек.
— Нет, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри, твердая морковь, побывав
в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне
они не изменились. Они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых
неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди — сильные внешне могут
расклеиться и сдаться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…
— А кофе?
— О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной
среде и изменили ее — превратили в великолепный ароматный напиток. Есть особые
люди, которые не изменяются в силу обстоятельств — они изменяют сами обстоятельства
и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.
2. Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы по
оснащению РППС групп ДОУ» (презентация);
-
На основе каких двух документов мы проектировали развивающую
предметно-пространственную среду в ДОУ?(ФГОС ДО, ООП ДО)
Стандарт достаточно объёмен по содержанию и затрагивает много вопросов,
тем и сторон дошкольного образования.
Он состоит из 4-х разделов:
I общие положения,
а так же включает в себя 3 требования к:
1.
структуре Программы и её объёму,
2.
условиям реализации Программы,
3.
результатам освоения Программы.
- Как вы думаете, Организация РППС, к какой группе требований относится?
(условия реализации Программы)
В структуре требований настоящего Стандарта требования к условиям
реализации Программы занимают ключевое место. Почему?
Раскроем некоторые из принципов ДО:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,
обогащение
(амплификация) детского развития;
(
в педагогике появляется новое понятие)
Амплификация
развития
–
максимальное
обогащение
личностного
развития детей на основе широкого развёртывания разнообразных видов
деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
-
построение образовательной деятельности
на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (ещё один новый термин - индивидуализация дошкольного
образования);
Индивидуализация
образования
–
построение
образовательного
процесса
на
основе
индивидуальных
особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе
содержания своего образования.
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий
,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
Причём, в отличии от ФГТ, на первый план выходит соответствие условий
,
а далее -
требований, методов возрасту и особенностям развития
);
Одна из целей ФГОС ДО - создание благоприятных условий развития
детей
в соответствии с их возрастными
и
индивидуальными
особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром.
И ещё…
В отличии от ФГТ – в требованиях к структуре ОП ДО и её объёму прописано:
«…Программа направлена на:
создание условий развития ребенка
, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая
представляет собой систему условий социализации и индивидуализации
детей. (ещё одно центральное понятие)
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно
создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития
детей.
Таким образом, можно сказать, что для внедрения Стандарта одним из
важных
и
необходимых
условий
является
организация
образовательной среды, в частности, развивающей
предметно –
пространственной среды.
3.Деловая игра
(педагоги делятся на две команды с помощью разрезных картинок)
1 задание
«Разминка»
Собрать определение РППС из предложенных слов. Какая команда
соберет и зачитает определение первой, та получает жетон.
Что же такое «развивающая предметно – пространственная среда»?
Развивающая предметно – пространственная среда – часть
образовательной среды, представленная специально организованным
пространством ( помещением, участком), материалами, оборудованием и
инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии
с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления
здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей
и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
2 задание
«Принципы построение РППС в соответствии с ФГОС ДО»
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Содержательно-насыщенной
Трансформируемой
Полифункциональной
Вариативной
Доступной
Безопасной
Команды получают по три карточки с принципами. 2-3 минуты совещаются, затем
объясняют, как они понимают каждый принцип.
1) Насыщенность
среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания
(в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со
спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметно-
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и
игровой деятельности с разными материалами.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-
пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей;
За основу берётся, какая либо тема или образовательная ситуация. Например: Я расту
здоровым. Задача педагога продумать не только формы работы с детьми по данной теме в
различной деятельности (например: создание пано «Полезные продукты», игры, ситуации,
чтение, экскурсии и др.). но и подготовить необходимое оборудование, материал ;
обновить предметно – пространственную среду необходимыми играми, создать уголок
«Неболейка», продумать сюжетные игры и др.
3.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие
полифункциональных
(не
обладающих
жёстко
закреплённым
способом
употребления)
предметов,
в
том
числе
природных
материалов,
пригодных
для
использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-
заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный
выбор детей;
периодическую
сменяемость
игрового
материала,
появление
новых
предметов,
стимулирующих
игровую,
двигательную,
познавательную
и
исследовательскую
активность детей.
5)
Доступность
среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные
виды детской
активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6)
Безопасность
предметно-пространственной
среды
предполагает
соответствие
всех
её
элементов
требованиям
по
обеспечению
надёжности
и безопасности их использования.
3 задание
«Центры развития согласно образовательным областям и возрасту
детей»
Вписать названия центров (уголков) согласно образовательным областям и возрасту
детей.
Образовательная область
Возраст
Центры (уголки) развития
1.
Социально-
коммуникативное
развитие
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старший
дошкольный
возраст
4.
Познавательное
развитие
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старший
дошкольный
возраст
7.
Речевое развитие
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старший
дошкольный
возраст
4.
Художественно
–
эстетическое
развитие
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старший
дошкольный
возраст
7.
Физическое развитие
Ответы:
Образовательная область
Возраст
Центры (уголки) развития
1.
Социально-
коммуникативное
развитие
Вторая младшая группа
Уголок
сюжетно-ролевых
игр
Уголок ПДД
Средняя группа
Уголок
сюжетно-ролевых
игр
Уголок ПДД, безопасности
Уголок
дежурных
по
столовой
Старший
дошкольный
возраст
Уголок
сюжетно-ролевых
игр
Уголок безопасности (ПДД,
пожарная безопасность)
Уголок
дежурных
по
столовой, по занятию, по
природе
Патриотический уголок
2.Познавательное
развитие
Вторая младшая группа
Уголок
природы
и
экспериментирования
Сенсорный уголок (ФЭМП,
сенсорика)
Средняя группа
Уголок
природы
и
экспериментирования
ФЭМП
Старший
дошкольный
возраст
Уголок
природы
и
экспериментирования
ФЭМП
3.Речевое развитие
Вторая младшая группа
Речевичок
Книжный уголок
Средняя группа
Речевичок
Книжный уголок
Старший
дошкольный
возраст
Речевичок
Книжный уголок
4.Художественно
–
эстетическое
развитие
Вторая младшая группа
Музыкально-театральный
центр
Центр ИЗО-деятельности
Центр
конструктивно-
модельной деятельности
Средняя группа
Музыкально-театральный
центр
Центр ИЗО-деятельности
Центр
конструктивно-
модельной деятельности
Старший
дошкольный
возраст
Музыкально-театральный
центр
Центр ИЗО-деятельности
Центр
конструктивно-
модельной деятельности
Мини-музей
5.Физическое
развитие
Центр физического развития
и здоровья
4 задание
«Наполнение центров развития с учетом ФГОС ДО, ООП ДО»
Каждая группа выбирает (или вытаскивает) центр развития, возраст и вписывает
необходимые материалы.
1.
Уголок природы и экспериментирования – подготовительная к школе
группа
2.
Музыкально-театральный центр – средняя группа
3.
Социально – коммуникативный центр – младшая группа
4.
Центр свободной ИЗО – деятельности – старшая группа
5 задание «Блиц – опрос»
Команды по очереди отвечают на вопрос. Если команда затрудняется, помогает
другая.
1.
Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО (Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного
образования)
2.
Расшифруйте аббревиатуру РППС (Развивающая предметно –
пространственная среда)
1.
О каком центре развития идет речь: удовлетворение потребностей в
двигательной активности, организация самостоятельной двигательной
активности, развитие представлений детей о разных видах спорта?
(«Центр физического развития»);
2.
О каком центре развития идет речь: воспитание эстетических чувств,
формирование
индивидуально-коллективного
творчества,
формирование интереса к произведениям искусства, формирование
навыков
изобразительной
деятельности?
(«Центр
ИЗО-
деятельности»);
1.
Какой
вид
деятельности
реализуется
с
помощью
следующих
предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога?
(игровая деятельность);
2.
Как называется предмет, который дети используют в игре вместо
другого
предмета,
руководствуясь
принципом
«понарошку»?
(предмет-заместитель);
1.
Определите, к какой образовательной области относится уголок «Мы
дежурим»? (К образовательной области социально-коммуникативное
развитие)
2.
Определите, к какой образовательной области относится уголок
«Заниматика»? (К образовательной области познавательное развитие)
1.
Для сюжетно-ролевой игры «магазин» нужны атрибуты: (весы,
бутылочки из пластика, фартук, кассовый аппарат, игрушечные
деньги, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д.);
2.
Что необходимо в «Центре конструктивно-модельной деятельности»?
(конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный
строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и
мелкие объемные формы и т.д.);
1.
К какому центру принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина,
камни, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование,
мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»);
2.
К какому центру принадлежат следующие атрибуты: разные виды
театра, ширма, сюжетно-ролевая игра «Театр», магнитофон,
музыкальные инструменты и т. д. («Музыкально-театральный центр»)
4.Анализ РППС в группах ДОУ
- справка по итогам тематического контроля, ст. воспитатель
- презентация «Центры развития каждой возрастной группы ДОУ: до и после», ст.
воспитатель
- итоги смотров – конкурсов, заведующий;
5.Домашнее задание «Ярмарка педагогических идей»: выступление
педагогов групп с анализом РППС группы, обсуждение путей
совершенствования РППС группы;
6. Рефлексия «Анализ построения РППС в группе» при помощи методики «6
шляп мышления» Эдварда де Боно.
7. Решение педсовета
1.Устранить недостатки в организации развивающей предметно-
пространственной среды в группах ДОУ (по результатам тематического
контроля, самоанализа)
Ответственные: педагоги
Срок: до 30 апреля 2020 г.
2.Оформить паспорта групп, используя методические рекомендации ФИРО.
Ответственные воспитатели групп.
Срок до 30 апреля 2020 г.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Воспитателям всех возрастных групп:
Описать и продемонстрировать игру, пособие или уголок предметно –
пространственной среды своей группы; рассказать о методике проведения и
организации игры, способах использования пособия или организации
детской деятельности в конкретной зоне предметно – пространственной
среды
группы.
Представить в
любой
форме
(рассказ с
показом и
объяснением, компьютерная презентация, стихотворение и т. д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
Презентация «Актуальность проблемы по оснащению РППС групп ДОУ»
2.
Презентация ««Центры развития каждой возрастной группы ДОУ: до
и после»
3.
Презентация «Методика «6 шляп мышления» Эдварда де Боно»