Напоминание

«Формирование безопасного поведения у детей дошкльного возраста»


Авторы: Залуцкая Евгения Викторовна, Евгения Викторовна Залуцкая
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №41
Населённый пункт: Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование безопасного поведения у детей дошкльного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой оби-

тания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая

роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной лич-

ности и общества принадлежит образованию. Жизнь нам регулярно доказывает необ-

ходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудни-

ков ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.

Всем известно, что детство это уникальный период в жизни человека – формиру-

ется здоровье, происходит становление личности. Опыт, который мы получили в дет-

стве, во многом определяет нашу взрослую жизнь. Благодаря заботе и любви, эмоцио-

нальной близости и поддержке родителей, воспитателей в начале пути, ребенок растет

и развивается, у него возникает доверие к окружающему миру и окружающим его лю-

дям.

Те, кто долго проработал в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоя-

тельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельное решение, не все-

гда знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в

экстремальных ситуациях, не знают правил безопасного поведения. Трудно не согла-

ситься с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жиз-

ни на данном этапе.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ре-

бенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в

них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести

себя в различных ситуациях.

Всем нам известно, что круг проблем связанных с безопасностью ребенка, не-

возможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопас-

ности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями

воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, долж-

ны закрепляться в условиях семьи. И это – одно из самых важных направлений воспи-

тательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые си-

туации, скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города

могут стать причиной несчастных случаев. Социальные, экономические, криминоген-

ные изменения, происходящие в стране в целом и городах в частности, привели к по-

ниманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных

норм поведения в социуме.

В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством

правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень

их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором по-

ведения человека только тогда, когда она осознанна и принята им. Тем не менее, необ-

ходимо выделить такие правила поведения, которые должны выполнят неукоснитель-

но, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подроб-

но разъяснять детям, а затем следить за их выполнением, так как безопасность это не

стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.

Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последо-

вательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), про-

должающийся в системе дошкольного, школьного и т.д. образования.

В связи с вышеизложенным ставим перед собой цели:

1.Ознакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для

приобретения социального опыта.

2.Сформировать навыки безопасного поведения.

Для реализации поставленных целей, необходимо выполнить следующие зада-

чи:

1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира

природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира при-

роды поведения.

3. Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве.

4. Развивать у детей самостоятельность и ответственность.

5. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в

различных ситуациях: в быту, на природе, на дорогах.

6. Формировать и закреплять знания о том, что в случае необходимости взрос-

лые звонят по телефону «001»(при пожаре), «002»(вызов полиции), «003» («скорая по-

мощь»).

7. Формировать и закреплять представления детей о правилах поведения с незна-

комыми людьми.

8. Формировать представление у дошкольников о безопасности поведения в раз-

личных ситуациях.

9. Формировать навыки регулирования своих поведенческих реакций.

10. Учить детей выходить из сложных проблемных ситуаций.

11. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения.

12. Формировать предпосылки экологического сознания.

13. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников.

Существуют средства ознакомления детей с основами безопасности. Самым

важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама соци-

альная действительность. Другим, не менее важным средством являются предметы,

окружающие ребенка, созданные руками человека. Еще одним средством ознакомле-

ния с основами безопасного поведения является художественная литература. Она од-

новременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействи-

ем с окружающим.

Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с безопасностью, необходимо

знать и соблюдать следующие принципы организации работы:

Принцип полноты

Принцип системности

Принцип учета местности (городская или сельская)

Принцип возрастной адресованности

Принцип интеграции

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного

учреждения и в семье

Принцип комфортности

Принцип дифференцированного подхода

Так же необходимо создать условия для ознакомления детей с основами без-

опасности: воспитательная и предметная среда.

Немаловажную роль играет и деятельностный подход при ознакомлении детей

с основами безопасности. Деятельность является одновременно условием и средством,

обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и

самому становиться частью этого мира.

Большую роль в формировании навыков безопасного поведения детей играет

развивающая среда: уголки безопасности в группах, информационные уголки для ро-

дителей, познавательно агитационные материалы, иллюстративные стенды для детей и

взрослых, макеты, дидактические игры, художественная литература.

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы без-

опасного взаимодействия с окружающим:

1. Игра.

2. Беседа.

3. Наблюдения.

4. Продуктивная деятельность.

5. Экскурсии.

6. Развлечения.

7. Дидактические игры.

8. Игровые тренинги.

9. Сюжетно-ролевые игры.

10. Решение ситуаций.

Как мы уже говорили ранее, в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности –

игра. Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей должно

быть в игровой форме. Во время игры можно разыграть множество ситуаций, которые

могут произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных по-

ложений. Из опыта работы, могу сказать, что детям нравятся сюжетно-ролевые игры

на любую тематику: дорожную, в природе, дома и т.д. Хорошо на позитивной волне

проходят рассматривании и обсуждение плакатов с различными ситуациями.

На базе детского сада имеется кружок «Веселый Светофорчик» о правилах до-

рожного движения, я являюсь его руководителем. Дети с удовольствием слушают то,

что я им рассказываю, на следующий день они приходят в сад и рассказывают о том,

что происходило на дорогах когда они шли или ехали домой и у них начинается ожив-

ленная дискуссия на тему: «Кто прав, кто виноват?». Иногда мы проигрываем ситуа-

ции на дрогах на макете перекрестка, и выясняем, кто и как должен был поступить в

данной ситуации. Дети любят обсуждать реальные и придумывать новые ситуации на

дорогах.

Так же во время бесед (беседы не на тему правил дорожного движения) мы

рассматриваем предметы быта и рассуждаем: «Могут ли они быть опасными, если да,

то почему?». Если еще год назад дети сбивчиво отвечали на поставленные вопросы,

то теперь они более твердо отстаивают свое мнение, и четче описывают признаки

предмета, по которым можно предположить что тот или иной предмет опасен.

В обязательном порядке в своей работе я затрагиваю здоровый образ жизни.

Объясняю детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизнен-

ного успеха и привлекательности. Ежедневно систематически с детьми дошкольного

возраста формируем навыки личной гигиены. Рассказываю об устройстве и работе ор-

ганизма, обращаю внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняю

необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Необходимо уде-

лять внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют

такие ситуации «Как устроено тело человека?», «Красота и здоровье», Одежда и здо-

ровье», Отношение к больному», Действия при кашле и чихании», «Чем ты огорчен?»

и т.д. в целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за

расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие

следует позитивно. Но не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны

относиться к данной деятельности серьезно.

В качестве дополнительного материала я включаю в работу использование ли-

тературных произведений : стихотворений , загадок, пословиц, их можно использовать

на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с педагогическими задачами.

В обучении детей безопасному поведению в окружающем мире не обходимся

мы без помощи родителей в достижениях своих целей и задач. С родителями я прово-

жу анкетирование, беседы, опросы, совместные экскурсии, дни открытых дверей, раз-

влечения. Для родителей готовлю консультации на интересующие их темы. Иногда да-

ется совместное задание для родителей и детей. Устраивается конкурс рисунков. Ро-

дители нам активно помогают: кто изготавливает атрибуты, кто помогает организо-

вать экскурсию… В свою очередь и нам родители говорят приятные для нас вещи, то,

что их дети стали внимательнее на дорогах и делают им, родителям, замечания. В наш

скоростной век мы часто нарушаем те правила, соблюдение которых требуем от на-

ших детей.

Все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного

поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и

общаться с окружающим миром. С использованием средств моделирования игровых

ситуаций, навык большинства детей улучшился. Произошли существенные изменения

в уровне сформированности навыков безопасного поведения. Общение детей в игро-

вых ситуациях, «проговаривание « правил поведения, имитация действий с потенци-

ально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у де-

тей.

В целом от изучения основ безопасной жизнедеятельности я получаю положи-

тельный результат, что обещает хорошее будущее моим воспитанникам. Главное – не

усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понима-

ние ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Не-

возможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание

ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному по-

иску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Благодаря на-

шим стараниям дети ориентируются в окружающем пространстве, умеют с досто-

инством выходить из сложных ситуаций. А в связи с полученными знаниями в до-

школьном возрасте им будет легко шагать по взрослой жизни.

Список использованных источников

1. Степаненко Э.Я., Филенко М.Ф. – Дошкольникам о правилах дорожного дви-

жения: Пособие для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.-

63с., ил.

2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. – Безопасность: Учебное пособие

по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-144с.

3. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правила-

ми дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.-

112с.: цв. вкл.

4. Белая К.Ю. – Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,

2011.- 64с.

5. Лукина Л.И. – Безопасность ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,

2007.-144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

6. Шалаева Г.П. Мои друзья – дорожные знаки./Г.П.Шалаева – М.: СЛОВО:

АСТ, 2009.-80 с. (школа раннего развития)

7. Шалаева Г.П. Большая книга для воспитанных детей/ Г.П.Шалаева.-М.: фило-

логическое общество Слово, Эксмо, 2007 – 495 с.

8. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука без-

опасности», конспекты занятий, игры/ авт. Сост. Н.В.Коломеец.- Волгоград: Учитель,

2011, 168с.

9. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты

занятий, игры.- СПб: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2010 – 128с.

10. Хромцова Т.Г. воспитание безопасного поведения быту детей дошкольного

возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2005г.

11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз. 2004г.

12. Башинова С.Н., Матвеева Н.Г., Ульянова Э.Э. советы психолога по основам

безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно – методический журнал для

педагогов и родителей – 2006г. №4.

13. Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практического врача-

педиатра: Книга для воспитателей и родителей. – М.1991г.



В раздел образования