Авторы: Залуцкая Евгения Викторовна, Евгения Викторовна Залуцкая
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №41
Населённый пункт: Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование безопасного поведения у детей дошкльного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой оби-
тания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая
роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной лич-
ности и общества принадлежит образованию. Жизнь нам регулярно доказывает необ-
ходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудни-
ков ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.
Всем известно, что детство это уникальный период в жизни человека – формиру-
ется здоровье, происходит становление личности. Опыт, который мы получили в дет-
стве, во многом определяет нашу взрослую жизнь. Благодаря заботе и любви, эмоцио-
нальной близости и поддержке родителей, воспитателей в начале пути, ребенок растет
и развивается, у него возникает доверие к окружающему миру и окружающим его лю-
дям.
Те, кто долго проработал в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоя-
тельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельное решение, не все-
гда знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в
экстремальных ситуациях, не знают правил безопасного поведения. Трудно не согла-
ситься с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жиз-
ни на данном этапе.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ре-
бенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в
них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести
себя в различных ситуациях.
Всем нам известно, что круг проблем связанных с безопасностью ребенка, не-
возможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопас-
ности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями
воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, долж-
ны закрепляться в условиях семьи. И это – одно из самых важных направлений воспи-
тательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые си-
туации, скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города
могут стать причиной несчастных случаев. Социальные, экономические, криминоген-
ные изменения, происходящие в стране в целом и городах в частности, привели к по-
ниманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных
норм поведения в социуме.
В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством
правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень
их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором по-
ведения человека только тогда, когда она осознанна и принята им. Тем не менее, необ-
ходимо выделить такие правила поведения, которые должны выполнят неукоснитель-
но, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подроб-
но разъяснять детям, а затем следить за их выполнением, так как безопасность это не
стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.
Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последо-
вательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), про-
должающийся в системе дошкольного, школьного и т.д. образования.
В связи с вышеизложенным ставим перед собой цели:
1.Ознакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для
приобретения социального опыта.
2.Сформировать навыки безопасного поведения.
Для реализации поставленных целей, необходимо выполнить следующие зада-
чи:
1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира
природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира при-
роды поведения.
3. Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве.
4. Развивать у детей самостоятельность и ответственность.
5. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в
различных ситуациях: в быту, на природе, на дорогах.
6. Формировать и закреплять знания о том, что в случае необходимости взрос-
лые звонят по телефону «001»(при пожаре), «002»(вызов полиции), «003» («скорая по-
мощь»).
7. Формировать и закреплять представления детей о правилах поведения с незна-
комыми людьми.
8. Формировать представление у дошкольников о безопасности поведения в раз-
личных ситуациях.
9. Формировать навыки регулирования своих поведенческих реакций.
10. Учить детей выходить из сложных проблемных ситуаций.
11. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения.
12. Формировать предпосылки экологического сознания.
13. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников.
Существуют средства ознакомления детей с основами безопасности. Самым
важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама соци-
альная действительность. Другим, не менее важным средством являются предметы,
окружающие ребенка, созданные руками человека. Еще одним средством ознакомле-
ния с основами безопасного поведения является художественная литература. Она од-
новременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействи-
ем с окружающим.
Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с безопасностью, необходимо
знать и соблюдать следующие принципы организации работы:
Принцип полноты
Принцип системности
Принцип учета местности (городская или сельская)
Принцип возрастной адресованности
Принцип интеграции
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного
учреждения и в семье
Принцип комфортности
Принцип дифференцированного подхода
Так же необходимо создать условия для ознакомления детей с основами без-
опасности: воспитательная и предметная среда.
Немаловажную роль играет и деятельностный подход при ознакомлении детей
с основами безопасности. Деятельность является одновременно условием и средством,
обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и
самому становиться частью этого мира.
Большую роль в формировании навыков безопасного поведения детей играет
развивающая среда: уголки безопасности в группах, информационные уголки для ро-
дителей, познавательно агитационные материалы, иллюстративные стенды для детей и
взрослых, макеты, дидактические игры, художественная литература.
Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы без-
опасного взаимодействия с окружающим:
1. Игра.
2. Беседа.
3. Наблюдения.
4. Продуктивная деятельность.
5. Экскурсии.
6. Развлечения.
7. Дидактические игры.
8. Игровые тренинги.
9. Сюжетно-ролевые игры.
10. Решение ситуаций.
Как мы уже говорили ранее, в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности –
игра. Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей должно
быть в игровой форме. Во время игры можно разыграть множество ситуаций, которые
могут произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных по-
ложений. Из опыта работы, могу сказать, что детям нравятся сюжетно-ролевые игры
на любую тематику: дорожную, в природе, дома и т.д. Хорошо на позитивной волне
проходят рассматривании и обсуждение плакатов с различными ситуациями.
На базе детского сада имеется кружок «Веселый Светофорчик» о правилах до-
рожного движения, я являюсь его руководителем. Дети с удовольствием слушают то,
что я им рассказываю, на следующий день они приходят в сад и рассказывают о том,
что происходило на дорогах когда они шли или ехали домой и у них начинается ожив-
ленная дискуссия на тему: «Кто прав, кто виноват?». Иногда мы проигрываем ситуа-
ции на дрогах на макете перекрестка, и выясняем, кто и как должен был поступить в
данной ситуации. Дети любят обсуждать реальные и придумывать новые ситуации на
дорогах.
Так же во время бесед (беседы не на тему правил дорожного движения) мы
рассматриваем предметы быта и рассуждаем: «Могут ли они быть опасными, если да,
то почему?». Если еще год назад дети сбивчиво отвечали на поставленные вопросы,
то теперь они более твердо отстаивают свое мнение, и четче описывают признаки
предмета, по которым можно предположить что тот или иной предмет опасен.
В обязательном порядке в своей работе я затрагиваю здоровый образ жизни.
Объясняю детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизнен-
ного успеха и привлекательности. Ежедневно систематически с детьми дошкольного
возраста формируем навыки личной гигиены. Рассказываю об устройстве и работе ор-
ганизма, обращаю внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняю
необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Необходимо уде-
лять внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют
такие ситуации «Как устроено тело человека?», «Красота и здоровье», Одежда и здо-
ровье», Отношение к больному», Действия при кашле и чихании», «Чем ты огорчен?»
и т.д. в целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за
расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие
следует позитивно. Но не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны
относиться к данной деятельности серьезно.
В качестве дополнительного материала я включаю в работу использование ли-
тературных произведений : стихотворений , загадок, пословиц, их можно использовать
на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с педагогическими задачами.
В обучении детей безопасному поведению в окружающем мире не обходимся
мы без помощи родителей в достижениях своих целей и задач. С родителями я прово-
жу анкетирование, беседы, опросы, совместные экскурсии, дни открытых дверей, раз-
влечения. Для родителей готовлю консультации на интересующие их темы. Иногда да-
ется совместное задание для родителей и детей. Устраивается конкурс рисунков. Ро-
дители нам активно помогают: кто изготавливает атрибуты, кто помогает организо-
вать экскурсию… В свою очередь и нам родители говорят приятные для нас вещи, то,
что их дети стали внимательнее на дорогах и делают им, родителям, замечания. В наш
скоростной век мы часто нарушаем те правила, соблюдение которых требуем от на-
ших детей.
Все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного
поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и
общаться с окружающим миром. С использованием средств моделирования игровых
ситуаций, навык большинства детей улучшился. Произошли существенные изменения
в уровне сформированности навыков безопасного поведения. Общение детей в игро-
вых ситуациях, «проговаривание « правил поведения, имитация действий с потенци-
ально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у де-
тей.
В целом от изучения основ безопасной жизнедеятельности я получаю положи-
тельный результат, что обещает хорошее будущее моим воспитанникам. Главное – не
усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понима-
ние ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Не-
возможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание
ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному по-
иску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Благодаря на-
шим стараниям дети ориентируются в окружающем пространстве, умеют с досто-
инством выходить из сложных ситуаций. А в связи с полученными знаниями в до-
школьном возрасте им будет легко шагать по взрослой жизни.
Список использованных источников
1. Степаненко Э.Я., Филенко М.Ф. – Дошкольникам о правилах дорожного дви-
жения: Пособие для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.-
63с., ил.
2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. – Безопасность: Учебное пособие
по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-144с.
3. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правила-
ми дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.-
112с.: цв. вкл.
4. Белая К.Ю. – Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,
2011.- 64с.
5. Лукина Л.И. – Безопасность ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,
2007.-144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
6. Шалаева Г.П. Мои друзья – дорожные знаки./Г.П.Шалаева – М.: СЛОВО:
АСТ, 2009.-80 с. (школа раннего развития)
7. Шалаева Г.П. Большая книга для воспитанных детей/ Г.П.Шалаева.-М.: фило-
логическое общество Слово, Эксмо, 2007 – 495 с.
8. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука без-
опасности», конспекты занятий, игры/ авт. Сост. Н.В.Коломеец.- Волгоград: Учитель,
2011, 168с.
9. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты
занятий, игры.- СПб: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2010 – 128с.
10. Хромцова Т.Г. воспитание безопасного поведения быту детей дошкольного
возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2005г.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз. 2004г.
12. Башинова С.Н., Матвеева Н.Г., Ульянова Э.Э. советы психолога по основам
безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно – методический журнал для
педагогов и родителей – 2006г. №4.
13. Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практического врача-
педиатра: Книга для воспитателей и родителей. – М.1991г.