Автор: Разуваева Елена Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №285
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие сенсорного восприятия у детей
Раздел: дошкольное образование
Развитие сенсорного восприятия у детей.
Ребенок в своей жизни обследуя, манипулируя, играя с предметами и
игрушками сталкивается с многообразием форм, красок, величин и другими
свойствами предметов.
Он слышит и видит произведения искусства,
знакомится с музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый
ребенок,
даже
без
целенаправленного
воспитания,
так
или
иначе,
воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного
педагогического
руководства
взрослых,
оно
нередко
оказывается
поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное
воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с
сенсорной культурой.
В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный
«скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и
активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития
составляет восприятие.
Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций,
необходимых для полноценного развития.
Механизм восприятия можно кратко описать следующим образом:
окружающий мир состоит из множества сигналов: это звуки, краски,
картинки, осязаемые предметы;
вдыхая запах или прикасаясь к листу бумаги, малыш оценивает предмет,
используя один из органов чувств;
данная информация поступает в мозг, где рождается ощущение;
ощущения складываются в комплексную «картинку», образуя восприятие.
На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств
помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит
знакомую обстановку.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде
всего,
функции
мозга.
Самое
благоприятное
время
для
сенсорного
воспитания,
без
которого
невозможно
нормальное
формирование
умственных
способностей
ребенка.
Этот
период
важен
для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем
мире, является основой для интеллектуального развития, упорядочивает
хаотичные представления, полученные при взаимодействии с внешним
миром. Сенсорное воспитание благотворно влияет на развитие всех видов
памяти, развивает внимание, обеспечивает освоение навыков учебной
деятельности.
Возраст от 1года до 3-х один из самых важных в жизни ребёнка. В первые
годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии.
Ребёнок учится брать и удерживать предметы, совершать с ними различные
действия, овладевает ходьбой, взбирается на возвышения и слезать с них. В
раннем детстве ребёнок овладевает самым главным достоянием человека –
речью. На втором году понимает обращённую к нему речь, сам начинает
говорить, а к трём годам уже свободно объясняется с окружающими. Малыш
совершает большие и маленькие открытия каждый день дома, на прогулке, в
детском саду. Этот бурный процесс не происходит сам собой, благодаря
природным воздействиям организма. Для правильного развития необходимы
дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребёнка людей.
Обучение необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно
приобретает особенно важное значение.
От общего представления о предметах в 3-4 года младший дошкольник
переходит
к
более
сложным
формам
интерпретации.
При
активной
поддержке взрослых характеристика ощущений меняется, ребенку удается
осознать,
что
форма,
цвет,
материал,
величина
более
абстрактные
характеристики и не привязаны к конкретному предмету.
К старшему дошкольному возрасту ребенок знакомится с основными
фигурами геометрии, выделяет все цвета, учится определять размеры
предметов. Также он понимает, что в мире имеется время – утро всегда
переходит в день, а затем сменяется ночью. Является достижением осознание
пространства. Важность развития восприятия в дошкольном возрасте
заключается
в
том,
что
при
его
ограниченном
функционировании
значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и
воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым
помощником для проявления различных видов мышления, умения образно
говорить и придумывать яркие истории.
Ребёнку интересно, он от самых обыденных вещей получать новые
впечатления. Для примера возьмём обычный мяч: его можно покатать в руке,
покружить по полу, прокатить другому ребёнку, ударить по мячу ногой,
прокатить в ворота. Новизна впечатлений состоит в том, что меняется фон,
на котором воспринимается предмет (то на руке, то на ковре, то на столе…);
движение игрушки (то катится, то подпрыгивает, то летит); тактильные
ощущения
(гладкий,
колючий,
шершавый…).
Ребёнок
живёт
этими
впечатлениями. И радость его от необычных манипуляций со знакомым
предметом не меньше, чем от новой игрушки.
Игра-это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка,
переходящая после обучения в самостоятельную деятельность. Обучение
ребенка в процессе игры проходит гораздо интереснее и продуктивнее,
ребенок
занимается
намного
охотнее.
В
дошкольной
педагогике
дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного
воспитания. Эти игры помогают ребёнку узнать, как устроен окружающий
мир, помогают расширить кругозор.
И, чтобы помочь ребёнку освоить
многочисленные понятия, необходимо с ним играть.
Игры с прищепками «Стирка», «Сделаем зайке ушки», «Солнышко и
лучики», «Повесим носочки», «Соедини платочки»; тактильные дорожки,
тактильные кружочки «Найди пару», «Найди самый непохожий»;
игры с баночками «Раскрути-закрути», «Подбери крышечку», «В какой
баночке спрятался мячик?», «Какая баночка тяжелее, какая легче?»
игры с крупами, игры со шнурками, нитками, лентами «Шнуровка», «Что
длиннее - что короче?», «Бусы», «Заплетём косичку»; игры с бумагой,
фольгой «Сделаем шарик», «Разверни- заверни», «Разгладь-сомни», «Сделай
секрет»; игры с пуговицами «Выкладывание дорожек», «Повтори узор»,
«Застегнём кукле куртку»; игры с водой, мылом, губками, пеной, песком и
т.п.
Развитие слухового восприятия наиболее эффективно на прогулках, когда
малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное
упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой
стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.
Кружочки – обучают объединению предметов на основе цветового критерия.
При
выполнении
задания
необходимо
сложить
в
емкости
кружки
соответствующих оттенков.
Домики – формируют понимание формы и цвета предметов. Для игры
необходимо 4 домика основных цветов и картонные геометрические фигуры.
Взрослый сообщает, что пошел дождь, необходимо срочно спрятать
кружочки и треугольники в свои домики разных цветов.
Волшебный мешочек – позволяет определить предмет на основе тактильных
ощущений. Непрозрачный мешок наполняется игрушками. Ребенок, не глядя,
должен описать, что попалось ему в руку.
Аналогичные игры проводятся для развития умения узнавать объект или
предмет по запаху «Определи по запаху?», вкусу «Твёрдое -мягкое»,
«Угадай, что съел», «Горькое-сладкое-кислое-солёное»; звуку «Что звучит?»,
«Где звенит колокольчик?», «Тише-громче»;