Напоминание

"Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"


Авторы: Корчикова Нина Васильевна, Куцань Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатели высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ-детский сад
Населённый пункт: р.п.Краснообск, Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности

Старший дошкольный возраст - период интенсивного формирования

личности, который характеризуется целостностью сознания как единства

эмоциональной

и

интеллектуальной

сфер,

становлением

основ

самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах

деятельности.

Одним из исследованных направлений в дошкольном возрасте можно

считать использование театрализованной деятельности, в целях развития

выразительности

речи

детей.

Использование

в

работе

со

старшими

дошкольниками

театрализованной

деятельности

открывает

широкие

перспективы

развития

выразительности

детской

речи,

основу

данного

предположения составляют следующие особенности: выразительность языка,

способствующая

освоению

ребёнком

речи;

традиционность

и

импровизационность; возможность творческого отношения к их исполнению,

которое делает совместное действие более ярким и выразительным.

Театрализованная игра выступает эффективным средством развития

выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и

меткость родного языка, обогащая тем самым детскую речь. Постановки сказок,

стихов, рассказов как наиболее интересные и актуальные для старших

дошкольников.

Театрализованные

игры,

можно

рассматривать

оптимальным

содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах

деятельности

создаются

благоприятные

условия

для

совершенствования

вербальной и невербальной выразительности речи, а также для речевого

самовыражения ребёнка.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,

самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и

невербальной

выразительности.

Видами

драматизации

являются

игры-

имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые

диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей

по

одному

или

нескольким

произведениям;

игры-импровизации

с

разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной

подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители,

а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет

«артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные

средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в

соответствии с

разнообразием театров,

используемых

в детском саду:

настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый,

марионеток) и т.д.

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей.

Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно

связанный с литературным и художественным творчеством. Театрализованную

игру, особенно игру-драматизацию, характеризует перенос акцента с процесса

игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее

можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а

значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в

контексте художественной деятельности.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых

важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в

современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения

детей.

Развитие

речи

старших

дошкольников

через

театрализованную

деятельность будет проходить успешнее, если:

использовать специальные задания и упражнения, на развитие

выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;

создать развивающую среду, способствующую речевому развитию

старших дошкольников;

учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия

средств театральной деятельности дошкольников.

В

процессе

театрализованной

деятельности

у

детей

развивается

выразительная речь. Она характеризуется такими качествами: средним темпом,

ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут

выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом

индивидуальность речи.

Использование

театрализованной

деятельности

в

целях

развития

выразительности речи ребенка дошкольного возраста становится возможным

при выполнении следующих условий:

насыщение

театрализованной

деятельности

дошкольников

интересными и эмоционально-значимым для детей содержанием.

создание условий для постепенного нарастания самостоятельности и

активности дошкольников в театрализованной деятельности, направленных на

развитие выразительности.

использование

в

театрализованной

деятельности

этюдов

и

упражнений по развитию выразительности дошкольников.

Таким образом, основа выразительности связана, прежде всего, с

активностью порождающего и воспринимающего сознания, с внутренней

устремленностью личности, занимающей выражением некоторую смысловую и

ценностную позицию. Порождаются или воспринимаются не просто звуки, а

значащие звуки. В этом смысле они и становятся выразительными.

В

процессе

работы

над

выразительностью

реплик

персонажей,

собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется

звуковая сторона речи, ее выразительность.

Театрализованная деятельность призвана стать средством развития

выразительности речи. А жизнь старших дошкольников в детском саду

обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят

свое воплощение в театрализованной деятельности.

Развивать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста

можно только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед

аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры в

дошкольных образовательных учреждениях. Четко и грамотно спланированная

работа воспитателей, взаимодействие с семьей помогут детям с проблемами в

развитии речи.

Следовательно, необходимо способствовать не только развитию речи, но

и её выразительности, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой

сферы детей в театрализованной деятельности, поддерживать интерес детей к

театрализованной деятельности, произведениям художественной литературы и

видам театра.



В раздел образования