Авторы: Корчикова Нина Васильевна, Куцань Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатели высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ-детский сад
Населённый пункт: р.п.Краснообск, Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности
Старший дошкольный возраст - период интенсивного формирования
личности, который характеризуется целостностью сознания как единства
эмоциональной
и
интеллектуальной
сфер,
становлением
основ
самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах
деятельности.
Одним из исследованных направлений в дошкольном возрасте можно
считать использование театрализованной деятельности, в целях развития
выразительности
речи
детей.
Использование
в
работе
со
старшими
дошкольниками
театрализованной
деятельности
открывает
широкие
перспективы
развития
выразительности
детской
речи,
основу
данного
предположения составляют следующие особенности: выразительность языка,
способствующая
освоению
ребёнком
речи;
традиционность
и
импровизационность; возможность творческого отношения к их исполнению,
которое делает совместное действие более ярким и выразительным.
Театрализованная игра выступает эффективным средством развития
выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и
меткость родного языка, обогащая тем самым детскую речь. Постановки сказок,
стихов, рассказов как наиболее интересные и актуальные для старших
дошкольников.
Театрализованные
игры,
можно
рассматривать
оптимальным
содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах
деятельности
создаются
благоприятные
условия
для
совершенствования
вербальной и невербальной выразительности речи, а также для речевого
самовыражения ребёнка.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и
невербальной
выразительности.
Видами
драматизации
являются
игры-
имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые
диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей
по
одному
или
нескольким
произведениям;
игры-импровизации
с
разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной
подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители,
а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет
«артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные
средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в
соответствии с
разнообразием театров,
используемых
в детском саду:
настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый,
марионеток) и т.д.
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей.
Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно
связанный с литературным и художественным творчеством. Театрализованную
игру, особенно игру-драматизацию, характеризует перенос акцента с процесса
игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее
можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а
значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в
контексте художественной деятельности.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в
современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения
детей.
Развитие
речи
старших
дошкольников
через
театрализованную
деятельность будет проходить успешнее, если:
использовать специальные задания и упражнения, на развитие
выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;
создать развивающую среду, способствующую речевому развитию
старших дошкольников;
учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия
средств театральной деятельности дошкольников.
В
процессе
театрализованной
деятельности
у
детей
развивается
выразительная речь. Она характеризуется такими качествами: средним темпом,
ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут
выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом
индивидуальность речи.
Использование
театрализованной
деятельности
в
целях
развития
выразительности речи ребенка дошкольного возраста становится возможным
при выполнении следующих условий:
насыщение
театрализованной
деятельности
дошкольников
интересными и эмоционально-значимым для детей содержанием.
создание условий для постепенного нарастания самостоятельности и
активности дошкольников в театрализованной деятельности, направленных на
развитие выразительности.
использование
в
театрализованной
деятельности
этюдов
и
упражнений по развитию выразительности дошкольников.
Таким образом, основа выразительности связана, прежде всего, с
активностью порождающего и воспринимающего сознания, с внутренней
устремленностью личности, занимающей выражением некоторую смысловую и
ценностную позицию. Порождаются или воспринимаются не просто звуки, а
значащие звуки. В этом смысле они и становятся выразительными.
В
процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая сторона речи, ее выразительность.
Театрализованная деятельность призвана стать средством развития
выразительности речи. А жизнь старших дошкольников в детском саду
обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят
свое воплощение в театрализованной деятельности.
Развивать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста
можно только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед
аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры в
дошкольных образовательных учреждениях. Четко и грамотно спланированная
работа воспитателей, взаимодействие с семьей помогут детям с проблемами в
развитии речи.
Следовательно, необходимо способствовать не только развитию речи, но
и её выразительности, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой
сферы детей в театрализованной деятельности, поддерживать интерес детей к
театрализованной деятельности, произведениям художественной литературы и
видам театра.