Напоминание

деловая игра "Семейный бюджет"


Автор: Юлия Александровна Коняева
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: технологическая карта образовательного события
Тема: деловая игра "Семейный бюджет"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта образовательного события

Форма и тема образовательного события: деловая игра «Семейный бюджет»

Участники: учащиеся 6-х, 10-х классов, родители

Цель: через проигрывание различных жизненных ситуаций расширить знания участников по

составлению и мониторингу семейного бюджета, показать важность финансового планирования в

достижении жизненных целей и росте личного финансового благополучия; создать условия для

включения в активную творческую деятельность.

Подготовка к участию в событии: определить место проведения, определить критерии отбора

участников игры, подготовить раздаточный материал, пригласить специалиста – семейного

психолога и обозначить его роль в игре; подготовить учащихся-экспертов для оценки результатов

игры; учащихся-журналистов для фотоотчета и освещения хода и результатов события в школьной

газете; подготовить памятные сувениры, сертификаты или свидетельства. за участие в игре

Ход события:

Этапы события

Деятельность

организаторов

Деятельность

участников

Оборудование,

место проведения

Мотивация и

постановка цели

деятельности

Предлагает участникам

проанализировать

высказывание

Бертольда

Ауэрбаха:

«Нажить много денег –

храбрость;

сохранить

их – мудрость, а умело

расходовать

их

искусство».

Объявляет

тему

и

форму

образовательного

события.

Представляет

приглашенных гостей.

Обращает внимание на

то, что в зале будут

работать

журналисты

школьной

газеты

и

фотограф, представляет

их.

Анализируют

и

высказывают

свое

мнение

о

сути

предложенного

высказывания.

Знакомятся

с

приглашенными

гостями, журналистами

и

фотографом

школьной газеты.

Актовый

зал,

мультимедийный

проектор, столы и

стулья для команд-

участниц,

экспертов,

журналистов

и

приглашенных.

Информирование и

выявление

имеющегося опыта

Предлагает

участникам

разделиться

на

4

команды,

каждая

из

которых

будет

представлять

в

игре

семью

в

составе

6

человек - мамы, папы,

дедушки, бабушки, сына-

студента

и

дочери-

школьницы 6 класса, при

этом выдвигает условие,

что в каждой команде

должно

быть

по

2

представителя

от

6-х

классов

одном

изучался

курс

финансовой

грамотности),

по

2

Участники

распределяются

по

командам.

Знакомятся

с

представителями

«экспертного совета».

представителя

от

10-х

классов; по 2 взрослых

(это не должны быть

родители

участников

команды).

Объявляет

состав

«экспертного совета» из

представителей

каждой

из категорий участников

(4 человека).

Организация

индивидуальной и

коллективной

деятельности по

достижению целей

Знакомит с этапами игры

и определяет правила для

участников команд.

Объявляет

задания

1

этапа

игры:

а)

распределить

роли

внутри каждой команды-

участницы

(пожелание:

взрослым примерить на

себя

детские

роли

и

наоборот).

Б)

выбрать

капитана,

семейную

фамилию и представить

свою семью.

Представляет участников

сценки

в

формате

интервью

со

специалистом

по

финансовым вопросам из

рубрики

«Немного

теории».

Объявляет

задание

2

этапа игры: каждый член

семьи должен «положить

в

семейный

кошелек»

свой возможный доход.

Объявляет задание 3-го

этапа

игры:

аукцион

обязательные

расходы

семьи; затем составление

бюджета

в

части

обязательных расходов.

Участники

распределяют

роли

внутри

команды;

выбирают

капитана;

кратко

представляют

семью.

Заранее

подготовленные

учащиеся представляют

теоретическую

информацию

о

семейном бюджете в

игровой

форме

интервью

со

специалистом.

Участники определяют

свой возможный вид

дохода и его размер,

определяют

общий

доход семьи, заносят в

бланк-таблицу.

Участники-

представители

от

каждой

команды

называют по очереди

обязательные

статьи

расходов

семьи.

Побеждает

последний

правильно

назвавший

обязательную

статью

расходов семей.

Затем

участники

возвращаются к своим

командам

и

продолжают

работать

Организатор

на

4-ом

этапе

объявляет

о

кратковременной

смене

состава

команд,

для

данного этапа команды

формируются

из

участников,

играющих

аналогичные

роли

в

семье (мамы, папы и

т.д.).

Новые

составы

должны

определить

дополнительные

статьи

семейных

расходов,

актуальные для данной

роли

и

выработать

стратегию, как добиться

включения

данных

расходов

в

семейный

бюджет.

Организатор

передает

слово

экспертам,

которые

объявляют

предварительные

результаты игры.

Организатор

объявляет

условия

5-го

этапа:

участники

должны

вернуться

в

свои

команды и определить

дополнительные

статьи

расходов,

учтя,

по

возможности,

интересы

каждого члена семьи.

Организатор

объявляет

перерыв,

во

время

которого

дает

возможность

«журналистам»

взять

интервью

у

членов

команд,

с

какими

над

семейным

бюджетом,

внося

обязательные расходы и

определяя

их

стоимость.

Заносят в

бланк

бюджета

и

передают

бланки

экспертам

для

проверки.

Участники формируют

новые

команды

и

обсуждают

дополнительные статьи

расходов и стратегию

их включения в бюджет

семьи.

Выслушивают оценку и

комментарии экспертов.

Участники

возвращаются в свои

команды и пытаются

договориться в рамках

семьи

о

том,

какие

дополнительные статьи

расходов они должны

внести

в

бюджет,

максимально учитывая

интересы всех членов

семьи.

Заполняют

банки

и

передают их экспертам.

Участники общаются с

«журналистами»

(учащимися).

сложностями

они

столкнулись

на

предыдущем этапе.

Организатор

передает

слово

приглашенному

специалисту- психологу

семейного

центра

«Надежда».

Организатор

передает

слово

экспертам,

которые

объявляют

предварительные

результаты игры.

Организатор дает старт

6-го

этапа:

«Непредвиденные

ситуации».

На

свободном

столе

размещает

игровое

поле,

карточки

с

описаниями жизненных

ситуаций,

фишки

и

игральный

кубик,

кратко

информирует

участников о правилах

игры на этом этапе.

Организатор объявляет

условие

последнего

этапа

игры:

каждая

команда

должна

представить свой life

hack, как сэкономить

денежные средства и

получить

дополнительный доход

и

представляют

свои

предложения

в

творческой форме.

Организатор

передает

слово

экспертам,

которые

подводят

Специалист-психолог

знакомит

участников

игры

с

алгоритмом

(памяткой) о том, как

избежать

конфликтов

при

составлении

бюджета семьи.

Выслушивают оценку и

комментарии экспертов.

Участники от каждой

команды по очереди

подходят к столу и

бросают кубик, делая

фишкой

нужное

количество шагов по

игровому

полю.

В

соответствии

с

выпавшим

событием

на

игровом

поле

участник

берет

карточку и озвучивает

ее

информацию.

Каждая семья должна

просчитать и внести в

семейный

бюджет

непредвиденные

расходы.

Заполняют

бланк

и

передают для оценки

экспертам.

Участники

команд

обсуждают и творчески

представляют свой life

hack.

итоги игры.

Обратная связь и

оценка результатов

деятельности

Организатор

просит

команды

поднять

карточку-кошелек:

Мы поработали

слаженно, дружно,

успешно – желтая

карточка - кошелек.

- У нас не всегда была

слаженная работа в

семье – синяя

карточка – кошелек.

- К сожалению, нам не

удалось поработать

дружно – красная

карточка – кошелек.

Участники

оценивают

результаты

своей

работы и поднимают

карточки.

Карта для оценки образовательного события

Критерий

Да

Нет

Комментарии

Образовательное событие выходит за рамки привычного

уклада жизни участников

+

Родители принимают

участие в игре наряду

с

учащимися,

разновозрастные

составы

команд;

участники

пробуют

себя в непривычных

ролях

Образовательное событие имеет культурно-исторического

прототип (олимпиада, ярмарка, аукцион и др.),

+

Ролевая игра

В ходе события участники могут заняться различными

(несколькими) видами деятельности

+

Участвуют

в

обсуждении,

дискутируют,

учатся

отстаивать

свое

мнение, представляют

результаты

в

творческой

форме,

дают интервью.

Цель и логика события понятна

+

В

вводном

слове

организаторы

кратко

описывают

этапы,

правила и цель игры.

Содержание

способствует

развитию

финансовой

грамотности обучающихся

+

Рациональный подход

к

составлению

семейного

бюджета

один

из

ключевых

факторов финансовой

грамотности.

В ходе события предусмотрена коммуникация (реальная и

виртуальная) среди участников разного возраста, имеющих

разный опыт

+

Команды

разновозрастные,

в

них

представлены

взрослые, школьники

старшего и звена и

шестиклассники.

Разработчики

события

предусматривают

проведение

рефлексии на различных этапах

+

Участники

имеют

возможность

проанализировать

свои

результаты

на

основании

мнения

экспертов и высказать

свое

мнение

присутствующим

школьникам-

журналистам.

В ходе события участники могут выбирать позиции и роли

+

Каждый

участник

может

проявить

свои

творческие

способности

+

Образовательное событие будет иметь эмоциональный

отклик у участников

+

Примерить

на

себя

несвойственную роль,

прочувствовать

интересы

другого

всегда

вызывает

различные эмоции.

В результате участия в событии у детей возникают новые

интересы и цели

+

Дети

учатся

учитывать

интересы

всех

членов

семьи,

они

могут

дать

взрослым советы по

рациональному

ведению хозяйства.



В раздел образования