Автор: Юлия Александровна Коняева
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: технологическая карта образовательного события
Тема: деловая игра "Семейный бюджет"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта образовательного события
Форма и тема образовательного события: деловая игра «Семейный бюджет»
Участники: учащиеся 6-х, 10-х классов, родители
Цель: через проигрывание различных жизненных ситуаций расширить знания участников по
составлению и мониторингу семейного бюджета, показать важность финансового планирования в
достижении жизненных целей и росте личного финансового благополучия; создать условия для
включения в активную творческую деятельность.
Подготовка к участию в событии: определить место проведения, определить критерии отбора
участников игры, подготовить раздаточный материал, пригласить специалиста – семейного
психолога и обозначить его роль в игре; подготовить учащихся-экспертов для оценки результатов
игры; учащихся-журналистов для фотоотчета и освещения хода и результатов события в школьной
газете; подготовить памятные сувениры, сертификаты или свидетельства. за участие в игре
Ход события:
Этапы события
Деятельность
организаторов
Деятельность
участников
Оборудование,
место проведения
Мотивация и
постановка цели
деятельности
Предлагает участникам
проанализировать
высказывание
Бертольда
Ауэрбаха:
«Нажить много денег –
храбрость;
сохранить
их – мудрость, а умело
расходовать
их
–
искусство».
Объявляет
тему
и
форму
образовательного
события.
Представляет
приглашенных гостей.
Обращает внимание на
то, что в зале будут
работать
журналисты
школьной
газеты
и
фотограф, представляет
их.
Анализируют
и
высказывают
свое
мнение
о
сути
предложенного
высказывания.
Знакомятся
с
приглашенными
гостями, журналистами
и
фотографом
школьной газеты.
Актовый
зал,
мультимедийный
проектор, столы и
стулья для команд-
участниц,
экспертов,
журналистов
и
приглашенных.
Информирование и
выявление
имеющегося опыта
Предлагает
участникам
разделиться
на
4
команды,
каждая
из
которых
будет
представлять
в
игре
семью
в
составе
6
человек - мамы, папы,
дедушки, бабушки, сына-
студента
и
дочери-
школьницы 6 класса, при
этом выдвигает условие,
что в каждой команде
должно
быть
по
2
представителя
от
6-х
классов
(в
одном
изучался
курс
финансовой
грамотности),
по
2
Участники
распределяются
по
командам.
Знакомятся
с
представителями
«экспертного совета».
представителя
от
10-х
классов; по 2 взрослых
(это не должны быть
родители
участников
команды).
Объявляет
состав
«экспертного совета» из
представителей
каждой
из категорий участников
(4 человека).
Организация
индивидуальной и
коллективной
деятельности по
достижению целей
Знакомит с этапами игры
и определяет правила для
участников команд.
Объявляет
задания
1
этапа
игры:
а)
распределить
роли
внутри каждой команды-
участницы
(пожелание:
взрослым примерить на
себя
детские
роли
и
наоборот).
Б)
выбрать
капитана,
семейную
фамилию и представить
свою семью.
Представляет участников
сценки
в
формате
интервью
со
специалистом
по
финансовым вопросам из
рубрики
«Немного
теории».
Объявляет
задание
2
этапа игры: каждый член
семьи должен «положить
в
семейный
кошелек»
свой возможный доход.
Объявляет задание 3-го
этапа
игры:
аукцион
обязательные
расходы
семьи; затем составление
бюджета
в
части
обязательных расходов.
Участники
распределяют
роли
внутри
команды;
выбирают
капитана;
кратко
представляют
семью.
Заранее
подготовленные
учащиеся представляют
теоретическую
информацию
о
семейном бюджете в
игровой
форме
интервью
со
специалистом.
Участники определяют
свой возможный вид
дохода и его размер,
определяют
общий
доход семьи, заносят в
бланк-таблицу.
Участники-
представители
от
каждой
команды
называют по очереди
обязательные
статьи
расходов
семьи.
Побеждает
последний
правильно
назвавший
обязательную
статью
расходов семей.
Затем
участники
возвращаются к своим
командам
и
продолжают
работать
Организатор
на
4-ом
этапе
объявляет
о
кратковременной
смене
состава
команд,
для
данного этапа команды
формируются
из
участников,
играющих
аналогичные
роли
в
семье (мамы, папы и
т.д.).
Новые
составы
должны
определить
дополнительные
статьи
семейных
расходов,
актуальные для данной
роли
и
выработать
стратегию, как добиться
включения
данных
расходов
в
семейный
бюджет.
Организатор
передает
слово
экспертам,
которые
объявляют
предварительные
результаты игры.
Организатор
объявляет
условия
5-го
этапа:
участники
должны
вернуться
в
свои
команды и определить
дополнительные
статьи
расходов,
учтя,
по
возможности,
интересы
каждого члена семьи.
Организатор
объявляет
перерыв,
во
время
которого
дает
возможность
«журналистам»
взять
интервью
у
членов
команд,
с
какими
над
семейным
бюджетом,
внося
обязательные расходы и
определяя
их
стоимость.
Заносят в
бланк
бюджета
и
передают
бланки
экспертам
для
проверки.
Участники формируют
новые
команды
и
обсуждают
дополнительные статьи
расходов и стратегию
их включения в бюджет
семьи.
Выслушивают оценку и
комментарии экспертов.
Участники
возвращаются в свои
команды и пытаются
договориться в рамках
семьи
о
том,
какие
дополнительные статьи
расходов они должны
внести
в
бюджет,
максимально учитывая
интересы всех членов
семьи.
Заполняют
банки
и
передают их экспертам.
Участники общаются с
«журналистами»
(учащимися).
сложностями
они
столкнулись
на
предыдущем этапе.
Организатор
передает
слово
приглашенному
специалисту- психологу
семейного
центра
«Надежда».
Организатор
передает
слово
экспертам,
которые
объявляют
предварительные
результаты игры.
Организатор дает старт
6-го
этапа:
«Непредвиденные
ситуации».
На
свободном
столе
размещает
игровое
поле,
карточки
с
описаниями жизненных
ситуаций,
фишки
и
игральный
кубик,
кратко
информирует
участников о правилах
игры на этом этапе.
Организатор объявляет
условие
последнего
этапа
игры:
каждая
команда
должна
представить свой life
hack, как сэкономить
денежные средства и
получить
дополнительный доход
и
представляют
свои
предложения
в
творческой форме.
Организатор
передает
слово
экспертам,
которые
подводят
Специалист-психолог
знакомит
участников
игры
с
алгоритмом
(памяткой) о том, как
избежать
конфликтов
при
составлении
бюджета семьи.
Выслушивают оценку и
комментарии экспертов.
Участники от каждой
команды по очереди
подходят к столу и
бросают кубик, делая
фишкой
нужное
количество шагов по
игровому
полю.
В
соответствии
с
выпавшим
событием
на
игровом
поле
участник
берет
карточку и озвучивает
ее
информацию.
Каждая семья должна
просчитать и внести в
семейный
бюджет
непредвиденные
расходы.
Заполняют
бланк
и
передают для оценки
экспертам.
Участники
команд
обсуждают и творчески
представляют свой life
hack.
итоги игры.
Обратная связь и
оценка результатов
деятельности
Организатор
просит
команды
поднять
карточку-кошелек:
Мы поработали
слаженно, дружно,
успешно – желтая
карточка - кошелек.
- У нас не всегда была
слаженная работа в
семье – синяя
карточка – кошелек.
- К сожалению, нам не
удалось поработать
дружно – красная
карточка – кошелек.
Участники
оценивают
результаты
своей
работы и поднимают
карточки.
Карта для оценки образовательного события
Критерий
Да
Нет
Комментарии
Образовательное событие выходит за рамки привычного
уклада жизни участников
+
Родители принимают
участие в игре наряду
с
учащимися,
разновозрастные
составы
команд;
участники
пробуют
себя в непривычных
ролях
Образовательное событие имеет культурно-исторического
прототип (олимпиада, ярмарка, аукцион и др.),
+
Ролевая игра
В ходе события участники могут заняться различными
(несколькими) видами деятельности
+
Участвуют
в
обсуждении,
дискутируют,
учатся
отстаивать
свое
мнение, представляют
результаты
в
творческой
форме,
дают интервью.
Цель и логика события понятна
+
В
вводном
слове
организаторы
кратко
описывают
этапы,
правила и цель игры.
Содержание
способствует
развитию
финансовой
грамотности обучающихся
+
Рациональный подход
к
составлению
семейного
бюджета
один
из
ключевых
факторов финансовой
грамотности.
В ходе события предусмотрена коммуникация (реальная и
виртуальная) среди участников разного возраста, имеющих
разный опыт
+
Команды
разновозрастные,
в
них
представлены
взрослые, школьники
старшего и звена и
шестиклассники.
Разработчики
события
предусматривают
проведение
рефлексии на различных этапах
+
Участники
имеют
возможность
проанализировать
свои
результаты
на
основании
мнения
экспертов и высказать
свое
мнение
присутствующим
школьникам-
журналистам.
В ходе события участники могут выбирать позиции и роли
+
Каждый
участник
может
проявить
свои
творческие
способности
+
Образовательное событие будет иметь эмоциональный
отклик у участников
+
Примерить
на
себя
несвойственную роль,
прочувствовать
интересы
другого
всегда
вызывает
различные эмоции.
В результате участия в событии у детей возникают новые
интересы и цели
+
Дети
учатся
учитывать
интересы
всех
членов
семьи,
они
могут
дать
взрослым советы по
рациональному
ведению хозяйства.