Автор: Барган Наталья Васильевна
Должность: воспитаталь
Учебное заведение: детский дом "Гвоздика"
Населённый пункт: Киселёвск, Кемеровская область
Наименование материала: «Формирование и развитие у воспитанников, социально значимых качеств личности»
Тема: из опыта работы
Раздел: среднее образование
Из опыта работы
«Формирование и развитие у воспитанников, социально
значимых качеств личности»
Формирование и развитие у воспитанников, социально
значимых качеств личности.
Социализация – развитие и самореализация человека на
протяжении всей жизни в процессе овладения новыми видами
деятельности, социальными нормами и ценностями.
В условиях решения стратегических задач развития России
важнейшими качествами личности становится инициативность,
нацеленность
на
результат,
умение
сплоченно
работать,
способность находить нестандартные решения задач и проблем,
готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию.
Овладение
социальными
ценностями
–
умение
проявлять
нравственное,
патриотическое,
толерантное
отношение
в
коллективе,
в
незнакомом
обществе.
Средством
достижения
результатов служат учебный материал и задания учебника.
Актуальность темы обусловлена потребностью общества в том,
чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в
обществе. Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с
отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из
приоритетных направлений социальной политики РФ. Главной
задачей
обучения
и
воспитания
детей, находящихся
в
специальной коррекционной
школе,
является
развитие
их
потенциальных возможностей, коррекция их поведения, привитие
им трудовых и других социально значимых навыков и умений.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической
теории и практики обучения и воспитания детей с отклонениями в
развитии, является проблема становления личности каждого в
целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их
познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в
качестве полноправных членов общества. Невозможна интеграция
учащихся коррекционной
школы в
общество
и
полноценное
функционирование в нем, если они находятся на низком уровне
социальной
адаптации.
Наши
воспитанники отличаются
конфликтностью, кругозор ограничен, прочные эмоциональные
связи с семьей на низком уровне. Особое внимание педагогу
необходимо уделять работе по снятию агрессивности и коррекции
девиантного поведения учащихся.
В
воспитательной
работе
по
формированию
социально
значимых качеств личности у учащихся применяю диагностику по
критериям социального развития учащихся, разработанных Н.И.
Монаховым. Данные исследования позволяют определить уровень
социальной адаптации, сформированность социально значимых
качеств. Таким образом, по результатам диагностики с целью
формирования социально значимых качеств у учащихся работаю по
направлениям: гражданское воспитание, расширение кругозора,
культура общения и поведения, физкультура и здоровье.
С
целью
гражданского
воспитания организовала
мероприятия, рассказывающие о русской природе и традициях,
страницах истории.
В направлении «культура общения и поведения» включила
беседы
и
практические
занятия,
во
время
которых
ребята
учатся общаться друг с другом.
Значима и работа с родителями учащихся коррекционной
школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их
педагогическую культуру, педагог может добиться положительных
результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и
к труду. Большинство родителей детей, имеющих проблемы в
развитии,
имеют
низкий
уровень
образования
и
культуры.
Отношение
их
к
ребенку
во
многих
случаях
отличается
неустойчивостью.
На
нервной
системе
ребенка
губительно
сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между
родителями.
Наши воспитанники мало знают о жизни, о различных ее
проявлениях, познания их ограничиваются бытовой сферой, да и то
в
малом
объеме.
Для
решения этой проблемы организуем
экскурсии в экзотариум, районную
библиотеку, краеведческий
музей.
Значительные результаты в воспитании и развитии детей
направленные
на
интеграцию
учащихся
в
общество
были
достигнуты благодаря взаимодействие всех участников учебно-
воспитательного
процесса
(учитель,
воспитатель,
психолог,
медицинский работник).
Заметна положительная динамика в развитии и социальной
адаптации.
Занятия в группе по коррекции девиантного поведения
приносят положительный результат: ученики становятся более
уравновешенными, спокойно относятся к критике со стороны
одноклассников. Сформированы необходимые для возраста навыки
самообслуживания. Появился интерес к занятиям, проводимым в
игровой форме.
Направленная работа по организации социального развития
учащихся специальной коррекционной школы в воспитательной
работе способствует сплочению коллектива, формирует культуру
общения.
Формирование социально значимых качеств личности у
учащихся младших классов коррекционной школы возможно при
условии: использования в работе комплексного изучения семейного
и
социального
воспитания,
взаимодействие
всех
субъектов
образовательного процесса в воспитании и развитии умственно
отсталых детей (учитель, воспитатель, психолог, социальный
педагог,
медицинский
работник) организации
общения
детей
посредством
сюжетно-ролевых
и
народных
игр,
творческой
деятельности
направленной
на
развитие
активности
детей, включение в разнообразные социальные отношения.
Практическая значимость работы в том, что предложенный
мною опыт воспитательной работы может являться одним из путей
решения проблемы формирования социально значимых качеств
личности у учащихся коррекционной школы.