Напоминание

из опыта работы


Автор: Барган Наталья Васильевна
Должность: воспитаталь
Учебное заведение: детский дом "Гвоздика"
Населённый пункт: Киселёвск, Кемеровская область
Наименование материала: «Формирование и развитие у воспитанников, социально значимых качеств личности»
Тема: из опыта работы
Раздел: среднее образование





Назад




Из опыта работы

«Формирование и развитие у воспитанников, социально

значимых качеств личности»

Формирование и развитие у воспитанников, социально

значимых качеств личности.

Социализация – развитие и самореализация человека на

протяжении всей жизни в процессе овладения новыми видами

деятельности, социальными нормами и ценностями.

В условиях решения стратегических задач развития России

важнейшими качествами личности становится инициативность,

нацеленность

на

результат,

умение

сплоченно

работать,

способность находить нестандартные решения задач и проблем,

готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию.

Овладение

социальными

ценностями

умение

проявлять

нравственное,

патриотическое,

толерантное

отношение

в

коллективе,

в

незнакомом

обществе.

Средством

достижения

результатов служат учебный материал и задания учебника.

Актуальность темы обусловлена потребностью общества в том,

чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в

обществе. Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с

отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из

приоритетных направлений социальной политики РФ. Главной

задачей

обучения

и

воспитания

детей, находящихся

в

специальной коррекционной

школе,

является

развитие

их

потенциальных возможностей, коррекция их поведения, привитие

им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической

теории и практики обучения и воспитания детей с отклонениями в

развитии, является проблема становления личности каждого в

целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их

познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в

качестве полноправных членов общества. Невозможна интеграция

учащихся коррекционной

школы в

общество

и

полноценное

функционирование в нем, если они находятся на низком уровне

социальной

адаптации.

Наши

воспитанники отличаются

конфликтностью, кругозор ограничен, прочные эмоциональные

связи с семьей на низком уровне. Особое внимание педагогу

необходимо уделять работе по снятию агрессивности и коррекции

девиантного поведения учащихся.

В

воспитательной

работе

по

формированию

социально

значимых качеств личности у учащихся применяю диагностику по

критериям социального развития учащихся, разработанных Н.И.

Монаховым. Данные исследования позволяют определить уровень

социальной адаптации, сформированность социально значимых

качеств. Таким образом, по результатам диагностики с целью

формирования социально значимых качеств у учащихся работаю по

направлениям: гражданское воспитание, расширение кругозора,

культура общения и поведения, физкультура и здоровье.

С

целью

гражданского

воспитания организовала

мероприятия, рассказывающие о русской природе и традициях,

страницах истории.

В направлении «культура общения и поведения» включила

беседы

и

практические

занятия,

во

время

которых

ребята

учатся общаться друг с другом.

Значима и работа с родителями учащихся коррекционной

школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их

педагогическую культуру, педагог может добиться положительных

результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и

к труду. Большинство родителей детей, имеющих проблемы в

развитии,

имеют

низкий

уровень

образования

и

культуры.

Отношение

их

к

ребенку

во

многих

случаях

отличается

неустойчивостью.

На

нервной

системе

ребенка

губительно

сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между

родителями.

Наши воспитанники мало знают о жизни, о различных ее

проявлениях, познания их ограничиваются бытовой сферой, да и то

в

малом

объеме.

Для

решения этой проблемы организуем

экскурсии в экзотариум, районную

библиотеку, краеведческий

музей.

Значительные результаты в воспитании и развитии детей

направленные

на

интеграцию

учащихся

в

общество

были

достигнуты благодаря взаимодействие всех участников учебно-

воспитательного

процесса

(учитель,

воспитатель,

психолог,

медицинский работник).

Заметна положительная динамика в развитии и социальной

адаптации.

Занятия в группе по коррекции девиантного поведения

приносят положительный результат: ученики становятся более

уравновешенными, спокойно относятся к критике со стороны

одноклассников. Сформированы необходимые для возраста навыки

самообслуживания. Появился интерес к занятиям, проводимым в

игровой форме.

Направленная работа по организации социального развития

учащихся специальной коррекционной школы в воспитательной

работе способствует сплочению коллектива, формирует культуру

общения.

Формирование социально значимых качеств личности у

учащихся младших классов коррекционной школы возможно при

условии: использования в работе комплексного изучения семейного

и

социального

воспитания,

взаимодействие

всех

субъектов

образовательного процесса в воспитании и развитии умственно

отсталых детей (учитель, воспитатель, психолог, социальный

педагог,

медицинский

работник) организации

общения

детей

посредством

сюжетно-ролевых

и

народных

игр,

творческой

деятельности

направленной

на

развитие

активности

детей, включение в разнообразные социальные отношения.

Практическая значимость работы в том, что предложенный

мною опыт воспитательной работы может являться одним из путей

решения проблемы формирования социально значимых качеств

личности у учащихся коррекционной школы.



В раздел образования