Напоминание

Экскурсия как один из методов познавательной деятельности дошкольников


Автор: Сабитова Гульнар Шакировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с Светлячок
Населённый пункт: ЯНАО, город Губкинский
Наименование материала: статья
Тема: Экскурсия как один из методов познавательной деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





ЭКСКУРСИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Г.Ш.Сабитова г.Стерлитамак, Республика Башкортостан Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне до- школьного учреждения. Велика роль экскурсий в нравственном воспитании дошкольников: сов- местная практическая деятельность объединяет их, что благотворно сказывает- ся на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников, развивает чувство ответственности за порученную работу, чув- ство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неуда- чам [1, 40]. Необходимо отметить, что экскурсии благотворно сказываются на физи- ческое развитие дошкольников. Для каждой экскурсии определяют программ- ное содержание. Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу зна- комства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы и их характерных особенностях. Для решения этой задачи мы с детьми ходили в парк, на луг, к роднику (где дети расширили свои познания об этих видах сообщества и его обитателях). Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы. Для решения этой задачи мы также с детьми ходили на экскурсии в парк, на луг и непосредственно на месте через наблюдения за объектами живой природы устанавливали различного рода взаи- мосвязи между ними, например, насекомые не могут жить без растений, пита- ясь их нектаром, но и растения не могут жить без насекомых, так как опыляют- ся ими. Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспри- нимать красоту природы и развивают культуру его чувств. На этой основе фор-
мируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Роди- не. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии не только с выходом на природу, но и посещением театра кукол (где дети целиком погрузи- лись в волшебный мир прекрасного) [2, 158]. Экскурсии на хозяйственные объекты помогают детям освоить представ- ления о труде людей. Посещение этих объектов даёт возможность показать де- тям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухажи- вает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его ре- зультаты. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии: - в конный клуб «Фаворит» - где детям рассказали о лошадях, как за ними ухаживают, дали возможность детям принять участие в кормление лошадей; - в пожарную часть - где дети познакомились с профессией пожарного, расширили свои познания по правилам пожарной безопасности; в дельфинарий; - на хлебокомбинат ОАО “Стерлитамакский хлебокомбинат” - где дети уточнили представление о последовательности этапов получения хлеба, позна- комились с профессиями людей, благодаря которым у нас каждый день на столе появляется свежий и душистый хлеб; - в краеведческий музей города; - и многое другое Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Поэтому, в первую очередь, воспитатель, планируя экскурсию, точно должен определить тему и цель экскурсии. Предварительное ознакомление с местом будущей экс- курсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспита- тель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры, которые затем исполь- зует в работе. Во-вторых, важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические воз- можности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. В-тре-
тьих, воспитатель должен подготовить детей к экскурсии за несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вы- звать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представ- ления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель, а также знакомит с правилами дорожного движения, с правилами поведения на природе, с правилами поведения в общественном транспорте и. т. д. Дети долж- ны знать, куда пойдут, зачем, что увидят и как себя вести. В-четвертых, во вре- мя экскурсий очень важно организовать самодеятельность детей, давая им пору- чения, например, сбор природного материала. И в заключении в конце экскур- сии надо обобщить полученные детьми знания. С этой целью воспитатель про- водит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, ди- дактические игры с природным материалом, читает художественную литерату- ру, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа [2, 159-160].
Библиографический список
1. Згурская Л.Д. Экология – малышам / Л.Д. Згурская // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.40-48. 2. Николаев, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие -3-е изд., перераб. – М. Академия, 2005 – 224 с. С. 158-162. 3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 414 с. 4. Рыжова H.A. Экологическое образование в детском саду. – М.: ИД «Карапуз», 2001. С. 432.


В раздел образования