Экскурсия как один из методов познавательной деятельности дошкольников
Автор: Сабитова Гульнар Шакировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с Светлячок Населённый пункт: ЯНАО, город Губкинский Наименование материала: статья Тема: Экскурсия как один из методов познавательной деятельности дошкольников Раздел: дошкольное образование
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Г.Ш.Сабитова
г.Стерлитамак, Республика Башкортостан
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой,
одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне до-
школьного учреждения.
Велика роль экскурсий в нравственном воспитании дошкольников: сов-
местная практическая деятельность объединяет их, что благотворно сказывает-
ся на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на
экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует
ее участников, развивает чувство ответственности за порученную работу, чув-
ство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неуда-
чам [1, 40].
Необходимо отметить, что экскурсии благотворно сказываются на физи-
ческое развитие дошкольников. Для каждой экскурсии определяют программ-
ное содержание. Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу зна-
комства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов
живой и неживой природы и их характерных особенностях. Для решения этой
задачи мы с детьми ходили в парк, на луг, к роднику (где дети расширили свои
познания об этих видах сообщества и его обитателях).
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных
биоценологических связей в мире природы. Для решения этой задачи мы также
с детьми ходили на экскурсии в парк, на луг и непосредственно на месте через
наблюдения за объектами живой природы устанавливали различного рода взаи-
мосвязи между ними, например, насекомые не могут жить без растений, пита-
ясь их нектаром, но и растения не могут жить без насекомых, так как опыляют-
ся ими.
Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспри-
нимать красоту природы и развивают культуру его чувств. На этой основе фор-
мируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Роди-
не. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии не только с
выходом на природу, но и посещением театра кукол (где дети целиком погрузи-
лись в волшебный мир прекрасного) [2, 158].
Экскурсии на хозяйственные объекты помогают детям освоить представ-
ления о труде людей. Посещение этих объектов даёт возможность показать де-
тям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухажи-
вает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают
люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его ре-
зультаты. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии:
- в конный клуб «Фаворит» - где детям рассказали о лошадях, как за ними
ухаживают, дали возможность детям принять участие в кормление лошадей;
- в пожарную часть - где дети познакомились с профессией пожарного,
расширили свои познания по правилам пожарной безопасности; в дельфинарий;
- на
хлебокомбинат ОАО “Стерлитамакский хлебокомбинат” - где дети
уточнили представление о последовательности этапов получения хлеба, позна-
комились с профессиями людей, благодаря которым у нас каждый день на столе
появляется свежий и душистый хлеб;
- в краеведческий музей города;
- и многое другое
Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и
успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Поэтому, в
первую очередь, воспитатель, планируя экскурсию, точно должен определить
тему и цель экскурсии. Предварительное ознакомление с местом будущей экс-
курсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и
продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспита-
тель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры, которые затем исполь-
зует в работе. Во-вторых, важно выбрать дорогу до места, которая не была бы
утомительной. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические воз-
можности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. В-тре-
тьих, воспитатель должен подготовить детей к экскурсии за несколько дней до
экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вы-
звать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представ-
ления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель, а
также знакомит с правилами дорожного движения, с правилами поведения на
природе, с правилами поведения в общественном транспорте и. т. д. Дети долж-
ны знать, куда пойдут, зачем, что увидят и как себя вести. В-четвертых, во вре-
мя экскурсий очень важно организовать самодеятельность детей, давая им пору-
чения, например, сбор природного материала. И в заключении в конце экскур-
сии надо обобщить полученные детьми знания. С этой целью воспитатель про-
водит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, ди-
дактические игры с природным материалом, читает художественную литерату-
ру, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение
проводится обобщающая беседа [2, 159-160].
Библиографический список
1.
Згурская
Л.Д.
Экология
–
малышам
/
Л.Д.
Згурская
//
Дошкольное
воспитание. – 2004. – № 7. – с.40-48.
2.
Николаев,
С.
Н.
Методика
экологического
воспитания
дошкольников:
Учеб. пособие -3-е изд., перераб. – М. Академия, 2005 – 224 с. С. 158-162.
3.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб.
заведений /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2007. – 414 с.
4.
Рыжова
H.A.
Экологическое
образование
в
детском
саду.
–
М.:
ИД
«Карапуз», 2001. С. 432.