Автор: Котлярова Зоя Митрофановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: г. Бирюч, Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого занятия
Тема: "Социальная роль и стратификация"
Раздел: среднее профессиональное
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Бирючанский техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»
тема «Социальная роль и стратификация»
Бирюч, 2020 г.
Рассмотрено
на заседании ПЦК общеобразовательных и социально-экономических дисциплин
протокол № от 2020 г
Председатель ________ Овчарова М.В.
Рецензент: Масловская Е.Н., заместитель директора ОГАПОУ «Бирючанский
техникум»
Составитель: З.М. Котлярова преподаватель социально-экономических дисциплин
ОГАПОУ «Бирючанский техникум»
2
АННОТАЦИЯ
Методическая
разработка
занятия
по
теме
«Социальная
роль
и
стратификация», с применением нетрадиционных методов обучения, - Бирюч, - 23с.
Методическая разработка
предназначена для преподавателей ОГАПОУ
«Бирючанский техникум» для обобщения опыта по методике проведения занятия
типа «изучение нового учебного материала». В методической разработке занятия
рассматривается методика проведения занятия
с применением инновационных
технологий.
Данная методическая разработка занятия разработана для обучающихся 1
курса
ОГАПОУ
«Бирючанский
техникум».
Тема
«Социальная
роль
и
стратификация» является одной из центральных в курсе изучения дисциплины
«Обществознание (вкл экономику и право)». Она предваряет изучение дальнейших
тем по предмету, и является своего рода теорией, которая станет основополагающей
базой для последующей работы.
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
7
1.1.
Цель написания методической разработки
7
1.2 Обоснование темы занятия
7
1.3 Обоснование формы организации занятия
8
1.4 Учебно-методическая карта занятия
10
1.5 План урока
11
1.6 Методика проведения занятия
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
4
ВВЕДЕНИЕ
Методическая
разработка
занятия
по
теме
«Социальная
роль
и
стратификация» с элементами инновационных технологий обучения разработана в
соответствии с основными направлениями методической работы техникума с целью
оказания методической помощи начинающим преподавателям и преподавателям,
имеющим опыт работы, по конструированию урока в контексте ФГОС СПО нового
поколения.
Методическая разработка занятия с элементами инновационных технологий
обучения - это одна из форм передачи (трансляции) профессионального мастерства
преподавателей различной квалификации путём прямого и
комментированного
показа форм, методов и приёмов педагогической работы, которая дает возможность
преподавателям
рассмотреть,
обсудить
большой
объем
информации
с
последующим
её
использованием
в
профессиональной
педагогической
деятельности.
Методическая разработка открытого урока
посвящена рассмотрению
аспектов значения и актуальности знаний о социальных нормах и отклоняющемся
поведении для подрастающего поколения
Методическая
разработка раскрывает
методику изучения темы
через
реализацию системного подхода в обучении. В методике использован тип лекций с
визуальным изображением для сопровождения устной информации. Методическая
разработка
ориентирована на активные формы и методы обучения, уделяется
внимание формам и методам самостоятельной деятельности обучающихся
во
время аудиторных занятий, при выполнении домашнего задания, что имеет важное
значение для развития мышления, умений и навыков учебного труда.
Предложенная методика изучения темы «Социальная роль и стратификация»
базируется на основных принципах образовательной инновационной технологии,
ориентированной на развитие личности.
Таким образом, предлагаемая методическая разработка призвана помочь
обучающимся и преподавателям в самообразовании и получении современной
информации по весьма сложной и разносторонней теме.
5
Тема «Социальная роль и стратификация» предусмотрена Стандартом
среднего профессионального образования по дисциплине «Обществознание (вкл.
экономику
и
право)»
и
примерной
программой
учебной
дисциплины
«Обществознание» для специальностей среднего профессионального образования.
Открытый урок рассчитан на 2 часа.
6
I.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I.1.
Цель написания методической разработки
Целью данного открытого урока является:
-
оказание
методической
помощи
начинающим
преподавателям
и
преподавателям с опытом педагогической работы по конструированию урока
«нового» типа с целью реализации учебного успеха обучающихся;
- демонстрация инновационных технологий и методик преподавания;
- повышение интереса к профессиональной деятельности;
- повышение уровня самообразования обучающихся;
- систематизация теоретических знаний по теме
«Социальная роль и
стратификация», связанных с введением ФГОС СПО нового поколения;
- реализация интерактивных и информационных технологий, методов и
приемов педагогической деятельности;
- обмен опытом работы, повышение методического и практического уровня в
профессиональной деятельности.
1.2 Обоснование темы занятия
Методическая
разработка
занятия
по
теме
«Социальная
роль
и
стратификация», ставит целью изучить и закрепить теоретический материал,
изложенный в данной теме. Глубокое и всестороннее освоение теоретических основ
изучаемой темы, совершенное владение практическими навыками возможно только
при условии систематической самостоятельной работы обучающихся в учебное и
свободное
от
занятий
время.
Такая
подготовка
позволит
обучающимся
самостоятельно под руководством преподавателя отрабатывать и приобретать
необходимые теоретические и практические навыки по усвоению основ социальных
норм и отклоняющегося поведения.
В результате изучения этой темы обучающийся узнает о социальной сфере и
социальных
отношениях,
о
социальных
общностях
и
группах,
социальной
стратификации и социальной мобильности.
7
1.3 Обоснование формы организации занятия
Выбранная форма организации учебного занятия способствует реализации
инновационных методов и приемов обучения. Это такая организация процесса
обучения, в которой невозможно неучастие обучающегося в коллективном,
взаимодополняющем, основанным на взаимодействии всех его участников процесса
обучающего познания.
Используемые технологии, методы и приемы педагогической деятельности
предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности
обучающихся. Они предполагают наличие
общений в системе студент –
преподаватель – студент, как обязательных.
Развитие индивидуальности каждого обучающегося и воспитание его
личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия друг с другом.
При
использовании
инновационных
технологий,
методов
и
приемов
педагогической деятельности, роль преподавателя резко меняется, перестает быть
центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией,
готовит необходимые задания,
темы творческих работ, дает консультации,
контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Суть инновационного обучения состоит в том, что учебный процесс
организован таким образом, что практически все обучающиеся
оказываются
вовлеченными
в
процесс
познания,
они
имеют
возможность
понимать
и
рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность
обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что
каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями,
способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности
и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и
развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы
кооперации и сотрудничества.
8
На примере данного урока: тип-обобщение и систематизация знаний, форма
занятия
–изучение
нового
учебного
материала
показаны
этапы
занятий
с
использованием инновационных технологий.
Высшую роль в проведении
такой формы обучения играет подготовка
преподавателя.
Поэтому
я
всесторонне
изучила
методическую
литературу,
методический материал, электронные интернет-ресурсы по теме. Определила тип
урока, вид занятия, форму организации урока, подобрала материал и обдумала ход
урока.
9
1.4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 29
Преподаватель Котлярова З.М.
По дисциплине: Обществознание (вкл. экономику и право)
Для специальности: 36.02.01 Ветеринария
Группа: 1В9
Тема: «Социальная роль и стратификация».
Цель занятия:
- изучение социальную структуру общества, социальный статус, многообразие
социальных групп, понятие социальной стратификации и социальной мобильности;
- формирование у обучающихся мотивации к углубленному изучению дисциплины,
внимательности, активности и навыков самостоятельной работы;
- воспитание культуры общения в коллективе, дисциплинированности и чувства
ответственности.
Вид занятия: теоретическое
Тип: изучение нового учебного материала
Литература: Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. стр. 143-152
Место проведения занятия: Учебный кабинет
10
1.5 План урока
№
п/п
Этапы занятий
Содержание
Методы и приемы
обучения
Врем
я
1
Организационны
й момент
Приветствие, отметка
отсутствующих,
проверка готовности к
уроку. Проверка
санитарного состояния
кабинета.
I. Метод
организации
III.Метод
диалогический
3
мин
Целевая
установка
Сообщение темы и целей
занятия (привлечение
обучающихся к
постановке темы и целей
занятия)
I.Метод
репродуктивный
II. Метод
монологический
III.Метод
диалогический
5
мин
2
Актуализация
знаний
Увязывание темы нового
занятия с содержанием
ранее изученного
I.Метод
побуждения
3
мин
3
Изучение нового
материала
Вопросы нового
материала:
1.Социальные отношения
2.Понятие о социальных
общностях и группах
3.Социальная
стратификация
4. Социальная
мобильность
I. Метод развития
II. Метод
продуктивный
III. Метод
диалогический
60ми
н
4
Этап первичного
закрепления
новых знаний
1. Работа по карточкам
мыслительной
деятельности
I. Метод контроля
II. Метод
продуктивный
III. Метод
диалогический
10ми
н
5
Информация о
домашнем
задании
1. Боголюбов Л.Н.
Обществознание 11
класс, стр. 143-152:
Составить конспект по
изученной теме
2.Подготоить сообщение
по выбору на темы:
«Социальное
неравенство»
«Социальные интересы»
I. Метод
организации
II. Метод
диалогический
3
мин
11
6
Подведение
итогов занятия
Обобщение, выводы по
теме
Выставление оценок
обучающимся с
последующим
комментированием
I. Метод
организации
II. Метод контроля
3
мин
7
Рефлексия
Телеграмма
I. Метод
диалогический
3
мин
Преподаватель: _____ З.М. Котлярова
12
1.6 Методика проведения занятия
Организационный момент провожу диалогическим методом. При входе в
аудиторию приветствую обучающихся, отмечаю отсутствующих и заслушиваю
дежурного о готовности группы к занятиям, этим самым реализую метод
организации.
Для
выявления
психологического
настроения
обучающихся
провожу
рефлексию - барометр настроения «Светофор». Обучающимся предлагаю выбрать
карточку с цветом, соответствующим настроению на начало занятия. Для чего на
столе у каждого из вас имеются 3 карточки: зеленого, желтого и красного цвета.
Если у вас хорошее настроение – поднимите зеленую карточку, если плохое –
красную, ну а если вы затрудняетесь определить его – желтую. Количество карточек
с разными цветами фиксируется.
Мотивацию темы и цели занятия
провожу методами
побуждения,
репродуктивным, монологическим.
Подведение обучающихся к изучению новой темы, её актуализация.
Слово преподавателя: Итак, мы начинаем занятие.
Давным-давно известно нам,
что жизнь - игра, мы в ней актёры,
и наши поиски и споры-
лишь дополнение к ролям.
Но если я перестаю
искать опоры у суфлёра-
есть шанс пробиться в режиссёры,
переписавши роль свою.
Вопросы:
Как вы думаете, о чем этот отрывок?
К чему призывает прочитанный отрывок стихотворения?
Как вы считаете, какова будет тема нашего учебного занятия?
Определив тему занятия «Социальная роль и стратификация» и записав её в
тетрадь, я провожу опрос обучающихся, для того, чтобы выявить цель занятия (
13
Вопросы:
В чем состоит сущность социальных отношений?
Какие вы знаете социальные группы?
Что такое, по вашему мнению, социальная стратификация?
Что такое, по вашему мнению, социальная мобильность?
Сформулировав цель, обучающиеся записывают в тетрадь вопросы по теме
урока.
На втором этапе увязываем тему нового занятия с содержанием ранее
изученного.
На третьем этапе занятия изложение изучаемой темы проводится в форме
лекции.
В основу подобной лекции лег выбор визуального изображения для сопровождения
устной информации. В этом случае устная речь и визуальные изображения
дополняют друг друга, придавая подобному выступлению яркость, образность. При
этом повышается информативность материала и уровень восприятия, осмысления и
запоминания.
У обучающихся развивается восприимчивость к визуальной информации,
умение
расшифровать
визуальную
информацию,
повышается
характерный
эмоциональный уровень, при котором ясно и отчетливо воспринимается новая
информация, новые мысли и идеи. Преподаватель
создает и демонстрирует
своеобразную визуальную проблемную ситуацию, которую в лекционном процессе
ведении занятия осмысливает информацию и запоминает ее надолго.
В своем выступлении
провожу обзор темы с одновременным показом
слайдов презентации, их комментария. На этом этапе занятия применяю методы
развития, диалогический, продуктивный.
Вопросы изучаемого материала:
1.Социальные отношения
2.Понятие о социальных общностях и группах
3.Социальная стратификация
4. Социальная мобильность
14
Я думаю, вы поняли, что на сегодняшнем занятии мы начнем изучение раздела
4. Социальные отношения. Эта тема является одной из наиболее важных в данном
разделе.
И соответственно перед вами стоит трудная задача. Дать характеристику
понятиям «социальные отношения», «социальные группы», «социальная структура
общества», «страты», «социальная стратификация», «социальная мобильность».
Для решения поставленных задач вам необходимо будет привлечь как знания,
полученные в ходе изучения обществознания, так и ваш личный жизненный опыт.
В конце занятия мы с вами вместе должны прийти к определённым выводам,
ну и, конечно, в ходе занятия вы заработаете какие-либо оценки. На сегодняшнем
занятии мы продолжаем работу, начатую ранее. Ещё на прошлом занятии вы
разбились на группы. Поднимите руки руководители групп. Напоминаю, что ваша
задача координировать работу всей группы, и в конце занятия именно ваш голос
будет решающим в процессе выставления оценок. По ходу занятия каждая группа
будет зарабатывать баллы.
Группы №1, №2, №3, №4 будут работать с материалом в ходе изучения
третьего вопроса «Социальная стратификация», высказывать свою точку зрения по
той или иной проблеме. Группа №4 «Редакционный Совет» – экспертная группа.
Ваша задача выслушать всех, собрать и обобщить материал, подытожить всё
сказанное и разместить материал в газете по самостоятельно выбранной вами теме.
Но вначале изучения первого вопроса
темы занятия мне бы хотелось
представить вашему вниманию следующие важные определения. Таким образом,
социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как
представителями
социальных
групп,
характеризующиеся
длительностью,
системностью,
самовозобновляемостью,
широтой
социальных
связей.
Виды
социальных отношений:
социально-групповые – отношения между классами, социальными слоями и др.
социально-демографические – отношения между мужчинами, женщинами, детьми,
молодёжью, пенсионерами и др.
социально-этнические – отношения между нациями, народностями,
национальными и этнографическими группами и др.
15
социально-профессиональные – отношения между трудовыми коллективами,
профессиональными объединениями
межличностные – отношения человека с окружающими его людьми
По наводящим вопросам обучающиеся рассказали в чем заключается понятие
социальных отношений. Все основные определения при изучении первого вопроса
обучающиеся записывают в тетрадь.
Тема нашего занятия очень актуальна, так как каждый человек вступает в
социальные отношения и находится в разных социальных группах на протяжении
всей жизни.
Переходим к изучению второго вопроса «Понятие о социальных общностях
и группах».
Социа
́
льная о
́
бщность — реальное объединение людей, объективно
заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают
(проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.
Социальные
группы – это любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально
значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование,
власть и др.)
Чтобы изучить виды социальных
групп обучающимися были
приготовлены и зачитаны сообщения с презентациями:
1 сообщение по теме: «Первичные и вторичные социальные группы»
2 сообщение по теме: «Формальные и неформальные социальные группы»
Таким образом, мы выяснили, что существует несколько видов социальных
групп.
Определение понятия обучающиеся записывают в тетрадь.
Изучив второй вопрос нового материала «Понятие о социальных общностях
и группах» обучающиеся познакомились с понятиями «социальные общности»,
«социальные группы» изучили виды социальных групп.
Переходим к изучению третьего вопроса темы занятия «Социальная
стратификация». В начале изучения этого вопроса я объясняю обучающимся
понятие «социальной структуры общества», в основе которой лежит понятие
«класс» и они записывают формулировку в тетрадь. Далее я говорю, что классое
деление общества может и должно быть дополнено деланием общества на страты
16
(стратификация). Слово «страта» происходит от латинского слова «слой». С
помощью социальной стратификации, во-первых, можно увидеть слои внутри
одного и того же класса. Далее я прошу привести пример социальной
стратификации внутри одного класса. Во-вторых, стратификация позволяет
представить деление общества на социальные слои по одному или нескольким
произвольно выбранным признакам. Приведите примеры разделение общества по
признакам. Итогом нашей общей деятельности было создание схемы «Основания
(критерии) социальной стратификации». Я раздаю пакеты с заданиями для каждой
из четырех групп.
1) группа «Доходы образование, власть и престиж как основания социальной
стратификации».
2) группа «Пол, возраст и национальность как основания социальной
стратификации»
3) группа «Религия, занятия, место жительства как основания социальной
стратификации».
4) группа «Редакционный Совет» - сбор и обобщение материала, составление схемы
«Основания (критерии) социальной стратификации».
Каждая группа получает пакет заданий, над которыми работает,
предварительно распределив обязанности внутри группы.
Во время выполнения обучающимися заданий они работают с учебником Л.
Н. Боголюбов «Обществознание» 11 класс стр. 143-152. В это время я наблюдаю за
их работой. Когда все обучающееся выполнили задание, каждая группа выступает с
освещением исследованного вопроса. Результаты проекта представляются в виде
схемы, оформленной 4 группой. Оцениваю итог деятельности каждой группы,
объясняя в чем заключаются допущенные ошибки.
17
Перед началом изучения четвертого вопроса темы занятия «Социальная
мобильность» я прошу обучающихся обратить внимание на эпиграф нашего занятия
«Давным-давно известно нам,
что жизнь - игра, мы в ней актёры,
и наши поиски и споры-
лишь дополнение к ролям.
Но если я перестаю
искать опоры у суфлёра-
есть шанс пробиться в режиссёры,
переписавши роль свою», поясняя значение и смысл данного эпиграфа. Затем
демонстрирую обучающимся видеофильм на тему: «Социальная мобильность» .
После просмотра данного видеофильма обучающиеся записывают в тетрадь
определение понятия «Социальная мобильность». Затем мы изучаем
горизонтальную и вертикальную мобильность, каналы социальной мобильности или
социальные лифты. Таким образом, обучающиеся сделали вывод о том, что
социальная мобильность – это переход из людей одних социальных групп в другие.
Переходим к изучению четвертого этапа занятия первичного закрепления
новых знаний, использую методы: контроля, продуктивный и диалогический.
Работа проводится в индивидуальной форме. Обучающиеся получают
индивидуальные карточки мыслительной деятельности с конкретным заданием,
цель которого закрепление новых знаний. На карточках обучающиеся указывают
ФИО и заполняют их, отвечая на поставленные вопросы. Заполнив карточки,
обучающиеся сдают их на проверку, для оценки полученных знаний.
Пятый этап занятия - информация о домашнем задании
Целью данного этапа является обеспечение понимания обучающимися цели,
содержания и способов выполнения домашнего задания.
Рекомендуется обучающимся выполнить 2-х уровневое домашнее задание:
составление опорного конспекта по учебнику Боголюбов Л.Н. Обществознание 11
класс, стр. 143-152, подготовить сообщения на темы по выбору:
1. «Социальное неравенство»
2. «Социальные интересы»
18
Дается инструктаж по написанию сообщения: оформление титульного листа,
содержание сообщения.
Для подготовки домашнего задания обучающимся рекомендуется
литература:
основная - Боголюбов Л.Н. Обществознание 11 класс, стр. 143-152
дополнительная - Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. - М.:
2018.
Шестой этап занятия – подведение итогов занятия, реализую методом
организации и контроля. Провожу анализ выполнения поставленных целей, работу
каждого обучающегося и группы в целом.
Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она
является характеристикой результатов деятельности обучающихся, осведомляет о
результативности, недостатках и способах их устранения. Методом контроля
провожу выставление оценок с последующим комментированием в журнал.
Заключительный этап занятия - рефлексия. Занятие закончилось, но ещё
свежи в памяти мысли. Я прошу вас сейчас заполнить каждым обучающимся
телеграмму, в которой следует отметить понравилось или не понравилось занятие,
было интересно или скучно, трудно или легко.
Заключение
19
Методическая разработка урока – изучение нового учебного материала с
применением
инновационных
технологий
по
теме
«Социальная
роль
и
стратификация»
посвящена
теоретическим,
практическим
и
методическим
особенностям обучения по общеобразовательным
дисциплинам и адресовано
преподавателям и обучающимся средних специальных учебных заведений.
В методической разработке рассматривается тема, касающаяся социальных
ролей и социальной стратификации в современном обществе.
В современном мире эта тема является актуальной и необходимой для
изучения.
Подростки должны иметь представление о социальных отношениях.
В
условиях современного открытого общества от вас самих зависит, какое положение
вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря
своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с
одной ступеньки социальной лестницы на другую.
Задача дисциплины «Обществознание
(включая экономику и право)»
сформировать, воспитать разносторонне развитую личность, которая могла бы быть
хорошим специалистом, приятным в общении человеком.
В методической разработке отражен тип урока изучение нового учебного
материала с использованием инновационных технологий на разных этапах урока.
На уроке лекция использованы инновационные технологии, что открывает
новые возможности в преподавании дисциплины. Изучение темы «Социальные
роль и стратификация» дает возможность размышления и участия в создании
элементов урока, что способствует повышению интереса к изучаемой дисциплине,
что в сопровождении с презентацией позволяет обучающимся углубить знания,
полученные ранее, создает благоприятные условия для формирования личности
обучающихся.
Применение на занятиях видеоролика, слайдов позволяет осуществлять
дифференцированный,
индивидуальный
подход
в
работе
с
обучающимися,
владеющими разной степенью освоения учебного материала;
обеспечивает
20
динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации.
Благодаря наглядности обучающиеся
вовлекаются в активную работу,
обостряется
восприятие,
повышается
концентрация
внимания,
улучшается
понимание и запоминание темы.
Методическая разработка
темы «Социальные роль и стратификация»
содержит вопросы, выступления обучающихся, которые позволяют активировать
процесс обучения и воспитания обучающихся.
При составлении методической
разработки были учтены все рекомендации к написанию таких работ. В структуру
занятия было включено использование инновационных технологий. При разработке
заданий акцент делался на имеющийся личный социальный опыт.
Были
учтены
принципы:
наглядность,
доступность,
научность,
последовательность.
Таким образом, предлагаемая методическая разработка призвана помочь
преподавателям и обучающимся
в самообразовании,
получении современной
информации, углубить знания
по весьма сложной и разносторонней теме,
заинтересовать
социальной
проблематикой.
Она
имеет
очень
большое
воспитательное значение, и может использоваться не только при проведении
учебных занятий по дисциплине «Обществознание (вкл экономику и право)» и
другим предметам социальной направленности, но и при проведении внеклассных
мероприятий.
21
Список использованной литературы
Основные источники:
1.
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеообразоват. организаций: базовый
уровень / (Л.Н. Боголюбов и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой,
М.Ю. Телюкиной. – 6-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2019. – 350 с.
2.
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеообразоват. организаций: базовый
уровень / (Л.Н. Боголюбов и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой,
В.А. Литвинова. – 5-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2019. – 335 с.
Дополнительные источники:
1.
Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 10 класса общеобразовательных
учреждений/ А.И. Кравченко – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. – 376 с.
+ (Электронная версия)
2.
Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 11 класса общеобразовательных
учреждений/ А.И. Кравченко – М.: ООО «Русское слово - учебник слово», 2014. –
380 с. + (Электронная версия)
3.
Обществознание.
10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый
уровень/ (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.) под ред. Л.Н.
Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во
«Просвещение». 8-е изд. - М–: Просвещение, 2012. – 351 с.
4.
Обществознание.
11класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый
уровень/ (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и А.И. Матвеев др.) под ред. Л.Н.
Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во
«Просвещение». 6-е изд. - М–: Просвещение, 2011. – 351 с.
Рецензия
на методическую разработку
урока изучение нового учебного материла по
дисциплине «Обществознание
(вкл. экономику и право)»,
составленная
Котляровой З. М., преподавателем социально-экономических
дисциплин
ОГАПОУ «Бирючанский техникум»
Белгородской области.
Методическая разработка занятия по методике проведения открытого урока
22
изучение нового учебного материла по дисциплине «Обществознание
(вкл.
экономику и право)»,
содержит цели написания методической разработки,
обоснование выбранной темы и формы организации урока, методику проведения и
методические материалы. Название работы соответствует ее содержанию.
Методическая
разработка
написана
в
соответствии
с
требованиями,
предъявляемыми
к
данному
виду
методических
материалов,
соответствует
требованиям методики и дидактики.
Содержание методической разработки направлено на внедрение в учебный
процесс инновационных эффективных педагогических приемов и методов обучения,
творческое использование инновационные технологий.
Инновационные формы организации занятия
способствуют развитию
умения сравнивать, обобщать, делать выводы; развивают логическое мышление
обучающихся, их познавательные интересы; устанавливают межпредметные связи;
развивают навыки самообразования – работа с дополнительной литературой, работа
в
группе;
развивают
аккуратность,
быстроту,
точность;
умение
проводить
сравнения, видеофильм позволяет преподавателю вызвать и закрепить интерес
обучающихся
к изучаемой дисциплине, материалу и добиться личностного
усвоения содержания дисциплины каждым обучающимся.
Открытый урок с активным применением инновационных форм и приемов
педагогической
деятельности
стимулирует
познавательную
деятельность
и
самостоятельность
обучающихся,
формируя
социально
-
профессиональную
мобильную личность выпускника.
Методическая разработка рассчитана на преподавателей техникума с целью
оказания методической помощи начинающим преподавателям и преподавателям,
имеющим опыт работы, по конструированию урока в контексте ФГОС СПО нового
поколения.
Стиль изложения, язык и содержание ее соответствует этому. В
методической
разработке
достаточно
текстового
материала,
творчески
использована информационная оснащенность (презентации, видеофильм).
Рецензент: _____________ Масловская Е.Н., заместитель директора ОГАПОУ
«Бирючанский техникум».
23